СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Физики и лирики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Физики и лирики"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Физики и лирики"»

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»

(для учащихся 7-8 классов)



« Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное - шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства - плохой физик".

( Л. Д. Ландау)



Цели:

  • развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы,  творчески применять знания в различных областях; знакомство  учащихся  с важнейшими методами применения  физических знаний на практике, повышение общей культуры, опыта самостоятельной деятельности;

  • обучающая: умение писать сочинение-рассказ, умение анализировать текст, описывать наблюдаемые явления, решать качественные задачи по различным разделам физики;
    коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися, учителями;

  • воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

Для проведения мероприятия класс делиться на три группы, формируется жюри (можно из учителей и старшеклассников). Кабинет украшен плакатами, на которых написаны различные поговорки, пословицы, загадки, литературные изречения с физическим содержанием. Столы расставлены так, чтобы могли работать 3 группы. Стол для жюри.

Ведущие: учитель физики, учитель русского языка и литературы, учитель английского языка

Ход мероприятия:

1 учитель: Здравствуйте! Рады приветствовать всех присутствующих в этом зале. Мы собрались на не совсем обычное мероприятие, которое условно назвали «Физики и лирики».

2 учитель: Что, казалось бы, общего у физики и литературы?
Да, действительно, кто-то из присутствующих, наверняка, считает любимым предметом физику, а кто-то считает таковым литературу, а для кото-то самым интересным предметом являются иностранные языки.

3 учитель: Мы не берёмся сегодня разрешить извечный спор, кто важнее, физики или лирики. Пусть каждый сам для себя решает этот вопрос. Мы  же надеемся, что вы хорошо и с пользой проведёте время  на нашем мероприятии. (Слайд 1, 2)

1 учитель: В начале представляем жюри нашего конкурса………..

И так, начинаем. Командам предлагается разминка. (Слайд 3, 4)

1 конкурс «Разминка»

Разминка  физическая (за каждый правильный ответ команда получает 0, 5 балла)

  • Кто открыл явление инерции?

  •  Из чего состоят молекулы?

  • Какое явление называется диффузией?

  •  Основная единица измерения  силы

  •  Состояние вещества, если  молекулы расположены в строгом порядке

  •  Научные предположения  о чем – либо

  •  Какую физическую величину измеряют мензуркой?

  •  Как называют изменение формы или  размеров тела?

  •  Основная единица измерения скорости?

  •  Может ли двигаться тело, если на него ничто не действует?

  •  Какое тело может обладать внутренней энергией?

  •  Какой выигрыш в силе дает  подвижный блок?

Разминка литературная (за каждый правильный ответ команда получает 1 балл) (Слайд %, 6)

2 учитель: Вам было дано задание, прочитать как можно больше  высказываний различных авторов о русском языке  и литературе.  Задание выполнили? В таком случае вам  будет легко определить авторов  высказываний, которые я назову. Назовите авторов высказываний о литературе и поэзии:

  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык (И.С. Тургенв)



  • Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
    И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
    Хорошие стихи не так легко писать…    ( А.С. Пушкин)

  • Стих, как монету, чекань –
    Строго, отчётливо, честно,
    Правилу следуй упорно:
    Чтобы словам было тесно,
    Мыслям – просторно.   (Н.А. Некрасов)

  • Это – круто налившийся свист,
    Это – щёлканье сдавленных льдинок,
    Это – ночь, леденящая лист,
    Это  - двух соловьёв поединок.   ( Б.Л. Пастернак)

  • Быть поэтом – это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.   (С.А. Есенин)

  • Поэзия –
    Та же добыча радия.
    В грамм добыча,
    в год труды.
    Изводишь
    единого слова ради
    Тысячи тонн
    словесной руды.   ( В.В. Маяковский)

2 конкурс «Пословица» (Слайд 7)

3 учитель: Второе задание, которое получают команды, состоит в том, чтобы учащиеся смогли объяснить физический смысл пословиц. Капитан команды вытягивает карточку с пословицами. На подготовку ответа отводиться 5 минут, но если команда готова раньше, она поднимает сигнальную карточку и за досрочный ответ команде начисляется один балл. Оценка за правильно выполненное задание – 4 балла. Каждой команде предлагается следующий план ответа:

  1. О каком физическом явлении, понятии, законе говорится в пословице?

  2. Каков её физический смысл?

  3. Верна ли пословица с точки зрения физики?

  4. В чём её житейский смысл? (Слайд 8)

Карточки с заданиями

  • "Солнце сияет, а месяц только светит"

  • "Нарезанный лук пахнет и жжёт глаза сильнее"

  • "Не подмажешь - не поедешь"

  • "На мешке с солью и верёвка солёная"

  • "Металл хорошо отлит, если долго кипит"

1 учитель: Начинаем 3 конкурс « Физические задачи по литературным произведениям». Каждая команда должна в произведениях найти и объяснить физические явления. Время на обсуждение 1 мин. За верно выполненное задание команда получает 1 балл.



3 конкурс « Физические задачи по литературным произведениям» (Слайд 9)

Карточки с заданиями

  • Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    «Из закоптевшей трубы  столбом валил  дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась, рассыпался  горячими  угольями по всей степи…»
    ? Почему  в безветрие  дым из трубы  поднимается вертикально?


Ответ: так как  теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор,  пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется  конвекцией.

  • И.С. Тургенев «Записки охотника»
    «Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.  Он прописал мне обычное потогонное».
    ?Для чего необходимо потогонное средство?

Ответ. Пот испаряется  с поверхности кожи, при этом температура тела понижается.

  • И.С. Тургенев «Записки охотника»

«Однако приезжаю. Домик маленький, соломой крыт» ? Почему вода не протекает сквозь соломенную крышу?

Ответ. Воде легче скатываться по гладким, не смачивающимся водой соломинкам, чем просачиваться сквозь плотно прижатые друг к другу соломинки..

  • А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
    «Напрасно зеркало рисует
    Ее красы, ее наряд:
    Потупя неподвижный взгляд,
    Она молчит, она тоскует…»

? Как образуется изображение в плоском зеркале? Какими свойствами оно обладает?

Ответ. Изображение в зеркале получается отражением от предмета.
Изображение мнимое, прямое, симметричное, равное по размеру предмету.

  • Н.В. Гоголь

«…  разговорились о том, как нужно  солить яблоки.  Старуха  моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…»
? На каком явлении основано соление яблок?  Что нужно сделать, чтобы яблоки  просолились быстрее?
Ответ:  Это явление называется диффузией. Молекулы поваренной соли беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая  в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения молекул  и, следовательно, тем, быстрее  они  попадут  в яблоки.

2 учитель: Друзья! Сегодня в гостях у нас необычный гость – Шерлок Холмс. (Учитель приветствует гостя на английском языке). Он  человек много знающий,  наблюдательный. Постарайтесь ответить на его вопросы. Начинаем 4 конкурс «Шерлок Холмс» Сложность состоит в том, что вопросы будут звучать на английском языке. Каждая команда должна выслушать вопрос, понять его. Дать перевод на русский язык, а ответ представить на английском языке с переводом. На выполнение задания 5 мин. За верно выполненное задание команда получает 3 балла. (Слайд 10)

4 конкурс «Шерлок Холмс» (вопросы звучат на английском языке)

  • «Не хотите ли чаю?» - однажды предложил мне хозяин дома. «Да», - ответил я.  «Вот и хорошо, - сказал  хозяин. – Но я люблю горячий чай, потому  кладу в него кусочек сахара  только   перед  тем,  как пить.»  
    «Разумнее  это  делать  раньше, сразу,  как  вам  налили его,» - посоветовал я.
    Кто прав?
    (Ответ: если  сахар положить   в горячий чай , то его температура сразу понизится, а чем она  меньше  отличается  от комнатной, тем  медленнее  чай остывает)

  • Угощая нас блинами, хозяйка сказала: «Блины вкусны горячими, поэтому   я ставлю  тарелку  с блинами на металлический поднос».  «лучше ставить их на деревянную подставку», - посоветовал я.  На чем основан этот  совет?
    (Ответ: теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке  тарелка остывает медленнее)

3 учитель: Наш конкурс близится к завершению. Последнее задание, которое предстоит командам, заключается в следующем: используя все предложенные слова или словосочетания, необходимо составить небольшой рассказ. Слова можно изменять по числам и падежам. Максимально возможный балл за выполненное задание – 3. Оценивается литературный слог, оригинальность, неповторимость вашего произведения. Удачи, друзья! На выполнение задания отводится 5 мин. (Слайд 11)

5 конкурс «Сочини рассказ»

Карточки со словами, которые необходимо использовать в рассказе

  • ураган, эксперимент, мороженое, луна, атомная электростанция, звездолет, космонавт, кнопка

1 учитель: Пока жюри подводит итоги сегодняшнего конкурса. Мы с вами посмотрим небольшой фильм о литераторах и физиках, наших с вами соотечественниках, которые в разное время стали лауреатами Нобелевской премии, самой престижной в мире.

2 учитель: Подводим итоги. (Подводятся итоги мероприятия, награждаются победители)

3 учитель: Предлагаю на сегодняшний день закончить вечный спор физиков и лириков. Искусство и наука всегда идут рука об руку, они говорят об одном, но разными языками. Ребята, вы помните, что начали мы наше мероприятие со слов великого советского физика Л.Д.Ландау, а закончить сегодняшнюю встречу мне хочется словами великого русского поэта А.С.Пушкина:

«О, сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг»

Надеюсь, что вам была интересно. До новых встреч! (Слайд 12)





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!