СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «ДОРОГОЮ ДОБРА…»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Дорогами добра"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «ДОРОГОЮ ДОБРА…»»

Внеклассное мероприятие «ДОРОГОЮ ДОБРА…»

Тема разработки: классный час «Дорогою добра »



1.Содержание описания

1.1.Цель:

Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Формировать умение совместно работать в группе;

4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.

1.2. Ожидаемые результаты инновации.

  • Повышение эффективности проведения внеклассных мероприятий;

  • Формирование и автоматизация практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях;

  • Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, должного, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

1.3. Критерии оценки реализации инновации

– повышение информационной культуры школьников;

- востребованность и доступность для использования педагогами;

- повышение эффективности проведения внеклассных занятий, желание сопровождать свои выступления с использованием компьютерной программы Microsoft Office Power Point.

1.4. Условия использования результатов реализации инновации – применение полученных знаний в повседневной жизни.

1.5. Краткое содержание.

В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта». Методические рекомендации помогут учителю показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

Система заданий, предложенная автором, поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.

Структура инновации.

1 этап. Индуктор. Создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету обсуждения.

2 этап. Работа с материалом. На этом этапе все виды работы проводятся в 3 формах: индивидуальная форма (самоконструкция), групповая форма (социоконструкция) и общеклассная (социализация).

3 этап. Афиширование.

4 этап. Рефлексия.

Приложения: иллюстрации, рисунки, задания по группам, презентация.

1.6. Основная проблема, обоснование актуальности для образовательной системы определенного уровня (федерального, регионального, муниципального, учрежденческого) научной новизны и практической значимости инновации.

Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о близких людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Технология проведения:

Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:

а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.

б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.

1.7 Сроки осуществления замысла инновации (этапы реализации): Материал готов к использованию в 5 классе-17 февраля - День Спонтанного Проявления Доброты.

2. Степень (уровень) проработанности инновации

2.1.Данное занятие было проведено на МО учителей русского языка.

2.2.Сформированность ресурсной базы: классный кабинет, оснащённый мультимедиа.

Оборудование:

запись песни «О доброте»

минусовка песни «Дорогою добра»

мультимедийный проектор,

презентация

компьютер.

3. Данная методическая разработка прошла экспертизу школьного методического объединения учителей русского языка, методического совета школы.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Формировать умение совместно работать в группе;

Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;



(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).

Ход мероприятия:



Звучит песня «О доброте» (музыка Ю.Козлова, слова Т.Писаревской)

Учитель:

Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания .

Желаю счастья и добра

Всем детям с самого утра!

А что пожелаете вы своим одноклассникам?

Дети (варианты ответов):

Я желаю всем здоровья.

Я желаю всем радости.

Я желаю всем солнечного дня.

Я желаю всем веселых игр, добрых друзей

Учитель:

Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А с чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда слышите это слово?

(Дети записывают в тетрадь: солнце, добросердечие, улыбка, мама, друг, цветы, дом)

Учитель:

Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем сегодня мы будем с вами говорить?

Ответы детей.

Учитель:

Правильно, ребята. Сегодня мы говорим о доброте. Постараемся понять, как можно отличить добро от зла; для этого мы поработаем со словарями Даля и Ожегова.

- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленные ученики читают определение из словаря).

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.



Учитель: послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса Любовь Бодрова ( читает подготовленная ученица) :

ДОБРОТА

Ценней всего на свете Доброта,

Она сияет добрыми глазами,

Невидима , но яркими лучами

Согреет, и откликнется душа.



Меняет свою цену красота,

От времени тускнеет , будто стразы,

Но только, как блестящие алмазы,

Желанный лучик , светит Доброта.



Нет ничего прекрасней красоты,

Она достойна всяческих похвал,

Но только тот, кто Доброту познал,

Поклонится ей низко до земли.

Учитель:

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Давайте вспомним пословицы о доброте.

Дети вспоминают пословицы:

Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро – будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем милее

(Если дети затрудняются при ответе, учитель им помогает).

Учитель : Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги.

В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.

Посмотрите на доску, здесь вы видите изображение дерева (на листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов).

Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, где живет доброта? Можно ли измерить доброту?

Дети отвечают: доброта живет в сердце человека.

Учитель:

Скажите, а в каких словах живет доброта? (На доску вывешиваются по одному слова). Работа со словами.

Доброжелательный

Добросердечие

Добросовестность

Добродетель

Добрый день

Доброго здоровья

Учитель: Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?

Ответы детей.

Учитель:

Да, добрым быть трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, свои взлеты и падения.

Учитель:

Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи).


Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.

Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.

Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .

Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .

«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.

Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.

Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».

При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.

Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.


Учитель:

Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?

Дети отвечают на вопросы учителя:

В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.

Учитель: А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.

Физминутка.

( Учитель называет детям имена сказочных персонажей. Если это добрый герой – дети хлопают в ладоши, злой герой –закрывают глаза руками).

Игра «Сказочный герой – добрый и злой».

(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло ).

Учитель:

Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых.

Учитель: А сейчас мы познакомимся с притчей Светланы Копыловой «Калека». Притча рассказывает о художнике без рук и ног- Григории Журавлеве, человеке, который писал картины и иконы.

Показ притчи «Калека» .(Приложение).

Учитель комментирует видеофильм, рассказывающий о человеке необыкновенной судьбы, огромной силы воли и доброты к людям.

Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.

К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию.

Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера Григория Журавлева мы можем сказать?

Ответы детей: Сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей- вот отличительные черты характера этого замечательного человека.

Учитель: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в ларце?»

Учитель: Это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Заранее учителем подготовлен сказочный ларец).

(Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д.)

Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.

Дети удивлены: В ларце ничего нет! Он пустой!

Учитель: Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

Ответы детей (На доске на прикреплены слова , написанные голубым фломастером):

Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:

Учитель:

- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?

(Данные слова расположены в противоположной стороне , написаны черным фломастером)

Дети: Нет! ( во время ответов детей учитель закрывает эти слова, и на доске появляется изображение солнышка).

-Учитель: Очень важно научиться различать Добро и Зло.

Учитель: Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?

Я надеюсь, что в конце урока прозвучат ответы на эти вопросы.

Учитель: В народе говорят: «Добро творит чудеса». В ваших руках волшебные шарики. Представьте: вы - волшебники. Что вы сделали бы, став добрым волшебником?

Дети, держа в руках волшебный шарик, отвечают на вопросы. (Шарики заранее подготовлены для трех команд).

5.Учитель: А теперь каждая команда получает индивидуальное задание.

-1 команда составляет синквейн по теме «Доброта»

-2 команда составляет фотоколлаж на тему « Доброта»

-3 команда вспоминает и записывает имена добрых персонажей сказок и книг.

(Фломастеры, бумага, фотографии, рисунки заранее подготовлены на столах).

6.Анализирование работ.

Учитель: Молодцы! Ребята, а теперь мы посмотрим сценку «Мой ангел-хранитель».

На сцену выходят две девочки. Одна из них в костюме ангела.

1-я девочка:

Распахнул надо мною из Вечности

Добрый Ангел - два светлых крыла,

Я ему улыбнулась доверчиво,

И ладошку свою подала.

Ты веди меня, Богом мне посланный,

Если можешь, от бед сохраняй.

Ясным днём и порой самой позднею,

Светом крыльев своих осеняй.

Подскажи и направь в бесконечности

Череды испытаний, меня.

Улыбнулся мой Ангел из Вечности,

Колокольцами тихо звеня.

2-я девочка в костюме ангела:

Я иду за тобой след в след

Легким ветром июньской прохлады;

Ты уверен: меня здесь нет,

Но запомни: я где-то рядом.

Я храню тебя от невзгод,

Неудач и опасных падений;

Не заметишь ты мой полет,

Я своей не оставлю тени.

Засыпая, ты каждый раз

И подумать не можешь даже,

Что с тебя не свожу я глаз,

Твои волосы нежно глажу.

А под утро, рядом с тобою,

На подушке пригревшись сладко,

Желтым зайчиком, не беспокоя,

Улыбаюсь тебе украдкой.

Я по жизни с тобой иду,

А она не стоит на месте;

Ты поверь мне, любую беду

Легче выдержать только вместе.

Видишь два крыла за спиной?

Я не птица, не душ похититель;

Просто я навсегда с тобой,

Просто я – твой ангел-хранитель...

1-я девочка:

Обнял бережно крыльями сильными,

И пошёл тихо рядом со мной.

И бредём мы дорогами пыльными -

Я и Ангел Божественный мой.

Учитель: Ребята, а кто может быть ангелом-хранителем?

Дети: мама, близкие люди.

Учитель: Дорогие мои ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Учитель:

Ребята, о чем заставило вас задуматься наше сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?

Какие из даров Феи Доброты вы оставите в своем сердце? Нужна ли доброта? Смогли мы ее измерить?

Ответы детей.

Учитель: Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!

(Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением дерева, на котором изображены листья, цветы, плоды.)(см.приложение)

Вы протоптали к нему тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость , доброту, любовь .Дети прикрепляют белые макеты ладошек на доску.(Заранее детям было задание - изготовить макеты ладошек)

(Ладошки прикрепляются попарно, создается впечатление летящих белых птичек).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!