Внеклассное мероприятие «ДОРОГОЮ ДОБРА…»
Тема разработки: классный час «Дорогою добра »
1.Содержание описания
1.1.Цель:
Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
3. Формировать умение совместно работать в группе;
4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.
6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.
1.2. Ожидаемые результаты инновации.
Повышение эффективности проведения внеклассных мероприятий;
Формирование и автоматизация практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях;
Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, должного, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.
1.3. Критерии оценки реализации инновации
– повышение информационной культуры школьников;
- востребованность и доступность для использования педагогами;
- повышение эффективности проведения внеклассных занятий, желание сопровождать свои выступления с использованием компьютерной программы Microsoft Office Power Point.
1.4. Условия использования результатов реализации инновации – применение полученных знаний в повседневной жизни.
1.5. Краткое содержание.
В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта». Методические рекомендации помогут учителю показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.
Система заданий, предложенная автором, поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.
Структура инновации.
1 этап. Индуктор. Создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету обсуждения.
2 этап. Работа с материалом. На этом этапе все виды работы проводятся в 3 формах: индивидуальная форма (самоконструкция), групповая форма (социоконструкция) и общеклассная (социализация).
3 этап. Афиширование.
4 этап. Рефлексия.
Приложения: иллюстрации, рисунки, задания по группам, презентация.
1.6. Основная проблема, обоснование актуальности для образовательной системы определенного уровня (федерального, регионального, муниципального, учрежденческого) научной новизны и практической значимости инновации.
Суть воспитания мы видим в формировании гражданских, социальных и нравственных качеств личности. Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть человечными. Именно в школьном возрасте нужно научить детей ценить друзей, заботиться о близких людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям.
Форма проведения: педагогическая мастерская.
Технология проведения:
Педагогическая мастерская интересна тем, что объединяет в себе:
а) игровые (технологии имитационного моделирования) и коммуникативно – исследовательские технологии. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно-важных (практико-ориентированных) ситуаций и поиск путей их решения. Организационными формами могут быть деловые игры, ролевые и сюжетные игры-путешествия, дидактическая игра. Экспериментирование и моделирование как обучающие приемы.
б) Коммуникативно – исследовательские технологии. Организация процесса воспитания в содружестве, работа в группах, диалог, дискуссия. Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия всех участников процесса.
Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.
1.7 Сроки осуществления замысла инновации (этапы реализации): Материал готов к использованию в 5 классе-17 февраля - День Спонтанного Проявления Доброты.
2. Степень (уровень) проработанности инновации
2.1.Данное занятие было проведено на МО учителей русского языка.
2.2.Сформированность ресурсной базы: классный кабинет, оснащённый мультимедиа.
Оборудование:
запись песни «О доброте»
минусовка песни «Дорогою добра»
мультимедийный проектор,
презентация
компьютер.
3. Данная методическая разработка прошла экспертизу школьного методического объединения учителей русского языка, методического совета школы.
Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;
Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
Формировать умение совместно работать в группе;
Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни;
(Ребята делятся на 3 группы, рассаживаются по группам).
Ход мероприятия:
Звучит песня «О доброте» (музыка Ю.Козлова, слова Т.Писаревской)
Учитель:
Добрый день, дорогие мои ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания .
— Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
А что пожелаете вы своим одноклассникам?
Дети (варианты ответов):
— Я желаю всем здоровья.
— Я желаю всем радости.
— Я желаю всем солнечного дня.
— Я желаю всем веселых игр, добрых друзей…
Учитель:
Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети. А с чем ассоциируется у вас слово доброта? Что вы представляете, когда слышите это слово?
(Дети записывают в тетрадь: солнце, добросердечие, улыбка, мама, друг, цветы, дом)
Учитель:
Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем сегодня мы будем с вами говорить?
Ответы детей.
Учитель:
Правильно, ребята. Сегодня мы говорим о доброте. Постараемся понять, как можно отличить добро от зла; для этого мы поработаем со словарями Даля и Ожегова.
- В толковом словаре можно прочесть следующее определение (подготовленные ученики читают определение из словаря).
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Учитель: послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса Любовь Бодрова ( читает подготовленная ученица) :
ДОБРОТА
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима , но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.
Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет , будто стразы,
Но только, как блестящие алмазы,
Желанный лучик , светит Доброта.
Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.
Учитель:
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Давайте вспомним пословицы о доброте.
Дети вспоминают пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
(Если дети затрудняются при ответе, учитель им помогает).
Учитель : Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги.
В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.
Посмотрите на доску, здесь вы видите изображение дерева (на листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов).
Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, где живет доброта? Можно ли измерить доброту?
Дети отвечают: доброта живет в сердце человека.
Учитель:
Скажите, а в каких словах живет доброта? (На доску вывешиваются по одному слова). Работа со словами.
Доброжелательный
Добросердечие
Добросовестность
Добродетель
Добрый день
Доброго здоровья
Учитель: Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?
Ответы детей.
Учитель:
Да, добрым быть трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, свои взлеты и падения.
Учитель:
Ребята, я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи).
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята». Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.
«От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец. Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.
Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.
Учитель:
Понравилась ли вам притча? Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
Дети отвечают на вопросы учителя:
В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
Учитель: А сейчас мы проведем небольшую физкультминутку.
Физминутка.
( Учитель называет детям имена сказочных персонажей. Если это добрый герой – дети хлопают в ладоши, злой герой –закрывают глаза руками).
Игра «Сказочный герой – добрый и злой».
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло ).
Учитель:
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы читаете книги и умете отличать злых героев от добрых.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с притчей Светланы Копыловой «Калека». Притча рассказывает о художнике без рук и ног- Григории Журавлеве, человеке, который писал картины и иконы.
Показ притчи «Калека» .(Приложение).
Учитель комментирует видеофильм, рассказывающий о человеке необыкновенной судьбы, огромной силы воли и доброты к людям.
Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него "подмостках". Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера Григория Журавлева мы можем сказать?
Ответы детей: Сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей- вот отличительные черты характера этого замечательного человека.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в ларце?»
Учитель: Это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Заранее учителем подготовлен сказочный ларец).
(Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д.)
Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.
Дети удивлены: В ларце ничего нет! Он пустой!
Учитель: Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
Ответы детей (На доске на прикреплены слова , написанные голубым фломастером):
Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:
Учитель:
- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?
(Данные слова расположены в противоположной стороне , написаны черным фломастером)
Дети: Нет! ( во время ответов детей учитель закрывает эти слова, и на доске появляется изображение солнышка).
-Учитель: Очень важно научиться различать Добро и Зло.
Учитель: Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?
Я надеюсь, что в конце урока прозвучат ответы на эти вопросы.
Учитель: В народе говорят: «Добро творит чудеса». В ваших руках волшебные шарики. Представьте: вы - волшебники. Что вы сделали бы, став добрым волшебником?
Дети, держа в руках волшебный шарик, отвечают на вопросы. (Шарики заранее подготовлены для трех команд).
5.Учитель: А теперь каждая команда получает индивидуальное задание.
-1 команда составляет синквейн по теме «Доброта»
-2 команда составляет фотоколлаж на тему « Доброта»
-3 команда вспоминает и записывает имена добрых персонажей сказок и книг.
(Фломастеры, бумага, фотографии, рисунки заранее подготовлены на столах).
6.Анализирование работ.
Учитель: Молодцы! Ребята, а теперь мы посмотрим сценку «Мой ангел-хранитель».
На сцену выходят две девочки. Одна из них в костюме ангела.
1-я девочка:
Распахнул надо мною из Вечности
Добрый Ангел - два светлых крыла,
Я ему улыбнулась доверчиво,
И ладошку свою подала.
Ты веди меня, Богом мне посланный,
Если можешь, от бед сохраняй.
Ясным днём и порой самой позднею,
Светом крыльев своих осеняй.
Подскажи и направь в бесконечности
Череды испытаний, меня.
Улыбнулся мой Ангел из Вечности,
Колокольцами тихо звеня.
2-я девочка в костюме ангела:
Я иду за тобой след в след
Легким ветром июньской прохлады;
Ты уверен: меня здесь нет,
Но запомни: я где-то рядом.
Я храню тебя от невзгод,
Неудач и опасных падений;
Не заметишь ты мой полет,
Я своей не оставлю тени.
Засыпая, ты каждый раз
И подумать не можешь даже,
Что с тебя не свожу я глаз,
Твои волосы нежно глажу.
А под утро, рядом с тобою,
На подушке пригревшись сладко,
Желтым зайчиком, не беспокоя,
Улыбаюсь тебе украдкой.
Я по жизни с тобой иду,
А она не стоит на месте;
Ты поверь мне, любую беду
Легче выдержать только вместе.
Видишь два крыла за спиной?
Я не птица, не душ похититель;
Просто я навсегда с тобой,
Просто я – твой ангел-хранитель...
1-я девочка:
Обнял бережно крыльями сильными,
И пошёл тихо рядом со мной.
И бредём мы дорогами пыльными -
Я и Ангел Божественный мой.
Учитель: Ребята, а кто может быть ангелом-хранителем?
Дети: мама, близкие люди.
Учитель: Дорогие мои ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Учитель:
Ребята, о чем заставило вас задуматься наше сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?
Какие из даров Феи Доброты вы оставите в своем сердце? Нужна ли доброта? Смогли мы ее измерить?
Ответы детей.
Учитель: Наша беседа подходит к концу. Я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!
(Учитель прикрепляет на доску рисунок с изображением дерева, на котором изображены листья, цветы, плоды.)(см.приложение)
Вы протоптали к нему тропку доброты, и я желаю, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость , доброту, любовь .Дети прикрепляют белые макеты ладошек на доску.(Заранее детям было задание - изготовить макеты ладошек)
(Ладошки прикрепляются попарно, создается впечатление летящих белых птичек).