Ход мероприятия:
Ведущий: Сегодня мы поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
в сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Ведущий: О каком качестве пойдет речь? Да, сегодня мы будем говорить о доброте.
Доброта… Добро… Что же это такое? Прочитаем два высказывания.
Ученики (читают два высказывания).
«Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное» (Л. Толстой).
«Доброта-вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид»(озов).
2. Беседа с учащимися с элементами игры.
- Итак, что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? Я предлагаю вам из списка слов выбрать качества доброго человека и записать их на доске. (Дети выбирают на листке бумаги нужные слова)
Доброжелательный
Вежливый
Грубый
Умеет прощать обиды
Чуткий
Отзывчивый
Помогает в беде
Часто ссорится
Скромный
Общительный
Внимательный
Жадный
Дружелюбный
Щедрый
Читают записанное.
- В словаре Сергея Ивановича Ожегова есть точное определение этого слова.
« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: "Доброе слово и кошке приятно".
Воспитатель. Каждый день, когда мы встречаем друг друга, мы здороваемся. Мы говорим: «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер». Мы всегда желаем друг другу всего наилучшего. Но скажите, что мы желаем, в первую очередь, когда говорим друг другу «Добрый день».
Почему-то в наше время доброта не очень ценится. Люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?
3. Путешествие в страну «Сердце Добра».
Воспитатель. Сегодня в наш почтовый ящик пришло письмо от жителей планеты, которая имеет чудесное название «Сердце Добра». Давайте я вам его прочитаю.
Письмо от жителей страны «Сердце Добра»
«Уважаемые дети планеты Земля! Мы − жители страны «Сердце Добра». Наша планета существует благодаря вашим добрым поступкам. Но, к сожалению, в последнее время люди забыли о существовании нашей планеты, поскольку на Земле добра становится все меньше и меньше. Если люди не будут делать добро, наша планета может исчезнуть, и наоборот − добрые поступки делают наших жителей счастливыми. Помогите, пожалуйста! Напомните людям, что такое добро».
ПОСТУПКИ
Воспитатель. Дети, поможем жителям страны «Сердце Добра»?
(Дети соглашаются.)
Учитель:
Вспомните: какие добрые поступки совершали вы, делали ли вы что– либо для других.
Почему вы так поступали? Делая добро, какие чувства вы испытывали?
(Заслушиваются ответы)
Ученик:
Спешите делать добрые дела
Без зависти, без фальши, без упрека.
Всегда приятны добрые слова,
И нет надежней доброго урока!
Не забывайте радовать людей.
Знакомых или нет,
Не так уж важно,
Пусть это лишь улыбка —
Улыбнись!
Ведь улыбнуться просто так
Совсем не страшно!
И согревая души теплотой,
Рукою щедрой,
В сердце с крепкой верой,
Спешите делать добрые дела,
И вам вернется все двойною мерой!
Учитель:
Приходилось ли вам слышать о памятнике доброты?
Известный скульптор, художник нашего времени и основатель Международной Академии Доброты, Григорий Потоцкий, создал памятник доброты. В качестве символа доброты Григорий выбрал «Одуванчик». Найти этот символ было нелегко, в этом ему помог известный писатель-сатирик Михаил Задорнов, который, однажды, придя к нему в гости, предложил поставить памятник одуванчику. Григорий сразу понял, что это и есть настоящий символ доброты, который он так долго искал. Одуванчик нельзя выкорчевать, значит, доброта будет всегда.
Данный памятник уже установлен в 18 странах мира, среди которых Швейцария, Франция, Китай, Колумбия, Венгрия, Австрия, Германия, Украина. Пусть семена доброты разлетаются по всему миру!
Ученик
Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Учитель:
Послушайте рассказ М. Андрианова «Дорога добра и дорога зла».
Однажды человек остановился на развилке двух путей. Левая дорога спускалась куда-то вниз, а правая вела вверх. Не знал человек, что одна дорога называлась дорогой зла, а другая – дорогой добра.
- По какому же пути мне дальше идти? – долго раздумывал человек, а потом решил.
– Зачем мне лишние трудности, выберу- ка я ту дорогу, которая полегче.
И стал он спускаться вниз под горку. Очень ровной и лёгкой оказалась дорога вначале. Одно только было плохо: чем ниже дорога спускалась, тем меньше становилось солнца и темнее и страшнее становилось вокруг.
Но возвращаться человеку не хотелось, ведь вверх идти было труднее. Он шёл, спотыкался, сердился на всё вокруг и становился злым.
В конце концов совсем не стало видно дорогу. Теперь человек шёл медленно и перед тем, как сделать очередной шаг, трогал землю впереди себя палкой. И вдруг почувствовал пустоту. Человек присел, нащупал рукой камень, швырнул его вперёд, но удара о землю не послышалось. Он бросил ещё один камень, побольше, но опять тишина. Только теперь с ужасом понял человек, что стоит на самом краю какой-то бездонной пропасти. Испугался он, повернулся и пошёл назад. Трудно было идти вверх, но человек знал, что другого пути у него нет.
Потихоньку начало светлеть, а дорогу уже можно было опять хорошо разглядеть.
- Сколько же неосторожных людей выбрало лёгкий путь и погибло, свалившись в эту бездну, - думал человек.
- Как же мне повезло, что я вовремя остановился и не сделал последнего шага в своей жизни.
Через много дней человек подошёл к тому месту, откуда он начинал путь вниз. Теперь он, уже не раздумывая и не останавливаясь, продолжил свой путь по дороге, ведущей вверх. Чем выше поднимался человек, тем ярче становилось солнце, радостно щебетали птицы, цвели цветы.
Дорога вверх была труднее и взбираться по ней было тяжело, но окружающая его красота помогала забывать о трудностях.
- А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
2. Добрый день!
Воспитатель. Каждый день, когда мы встречаем друг друга, мы здороваемся. Мы говорим: «Доброе утро», «Добрый день» или «Добрый вечер». Мы всегда желаем друг другу всего наилучшего. Но скажите, что мы желаем, в первую очередь, когда говорим друг другу «Добрый день»?
(Дети отвечают.)
Воспитатель вывешивает незаполненную карту в виде красного сердца.
Дети, посмотрите, это − карта страны «Сердце Добра». Какую форму имеет страна? Как вы считаете, почему она имеет форму сердца?
(Дети отвечают.)
Воспитатель. Дети, добро рождается в сердце. Следовательно, искреннее добро всегда идет от сердца человека. Именно поэтому страна имеет название «Сердце Добра» и форму в виде сердца.
4. Что такое добро?
Воспитатель. Дети, посмотрите, карта совсем пуста. Для того чтобы помочь жителям страны, нужно узнать, из чего состоит «добро» и какие поступки являются добрыми. Позвольте, я вам прочитаю рассказ. Вы внимательно послушайте, а потом мы попробуем определить, что такое добро. (Воспитатель читает рассказ.)