УТВЕРЖДАЮ
Директор СОШ при в/ч 2089
А.Л.Григорян
«___»____________ 2022 г.
Сценарий лингвистической игры для 1-2 классов
«Занимательная лингвистика»
Место проведения: СОШ при в/ч 2089, кабинет 1-2 классов
Дата проведения: 22.11.2022 г., 2411.2022 г.
Ведущие: ученики 7 класса
Участники: ученики 1-2 классов
Оборудование: иультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация Power Point
Ход мероприятия
1 ведущий: Добрый день, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии. Надеемся, что вы узнаете что-то новое, интересно и , вне всякого сомнения вам будет весело!
2 ведущий:
Всему название дано -
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным – полно
А безымянных нету!
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами –
И всё, что в памяти у нас
Означено … Словами.
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море –
Море слов
Купаться ежечасно!
1 ведущий: Мы так привыкли к словам… Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен как воздух.
Сегодня наша игра посвящена родному русскому языку. Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат.
2 ведущий: Но сначала отправимся в далекое прошлое и узнаем, как возникла русская письменность и каким изначально был наш алфавит.
1 ведущий: То, что сейчас у нас есть буквы, мы умеем писать и читать – это невероятное благо. Даже в древние времена, когда люди еще не умели этого, они старались как-то выразить свои мысли друг другу. Для этого они рисовали на стенках целые картинки, потом придумали значки и иероглифы. Потом это все превратилось в удобные для понимания буквы, которые и составляют алфавит. У каждого народа, в каждой определенной местности эти значки были своими, поэтому так много алфавитов и языков в мире. А как же появился наш, русский алфавит?
2 ведущий: История букв русского алфавита повествует нам о двух братьях – Кирилле и Мефодии, которые и придумали первый славянский алфавит. Все дело в том, что в период появления христианства и строительства храмов в некогда могучем государстве Великая Моравия понадобилась и письменность, чтобы можно было записывать церковные тексты. Моравский правитель попросил помощи у византийского императора Михаила III, который в качестве помощи отправил в Моравию двух проповедников Кирилла и Мефодия. Это случилось примерно в середине 9 века.
1 ведущий: 863 году братья рассказали о том, что они создали алфавит. Его назвали в честь младшего брата – кириллица. Прародительницей кириллицы была другая придуманная братьями система букв – глаголица. С помощью кириллицы Кирилл и Мефодий перевели с греческого Священное писание и ряд богослужебных книг. Православная церковь назвала братьев чудотворцами. Люди получили буквы, а вместе с ними возможность читать и писать.
2 ведущий: С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности. Изначально буквы были похожие на греческие, но потом поменялись и стали такими, какими мы их привыкли видеть. Каждая буква не только означала определенный звук, но и имела свое значение.
1 ведущий: В 1917 году был утвержден вариант азбуки из 35 букв. Правда их на самом деле было 37, Ё и Й не были отдельными буквами. В 1918 году вновь азбука изменилась, из нее убрали несколько не используемых букв, в результате чего осталось 33. Вот такой азбукой мы с вами и пользуемся по сей день.
2 ведущий: Кстати, у буквы Ё есть день рождения. Ее придумала княгиня Екатерина Романовна Дашкова 18 ноября 1783г. Ее идея стала популярной, на это обратил внимание писатель и историк Н.М.Карамзин, и с тех пор ее стали использовать.
1 ведущий: Надеемся, что мы обогатили ваши знания о русском алфавите. А А ещё сегодня мы докажем, что он интересный, увлекательный и занимательный! Вперёд к открытию тайн русского языка!
2 ведущий: Мы будем задавать вам вопросы, за правильные ответы вы будете получать жетончики. Кто наберет большее количество жетончиков в конце игры, станет победителем. Желаем вам удачи. Начнем!
1 ведущий: Итак, разминка. Ответьте на вопросы:
-Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько гласных букв в русском алфавите?
-Какие гласные буквы особенные? В чем их особенность?
2 ведущий: 2 задание «Составь слово». Из букв на слайде вам нужно составить как можно больше слово. Вперед! ( зима, гора, рог, рога, мир, игра, мороз)
1 ведущий: 3 задание «Изографы». На рисунке зашифрованы буквы, постарайтесь их найти ( м,в,т, о, а, и, ь, б,л).
2 ведущий: Из этих букв получилось слово «автомобиль». А у нас 4 задание «Буквы перепутались». Переставьте буквы так, чтобы получилось слово.( кукла, лиса, книга). Молодцы!
1 ведущий: Переходим к заданию 5 «Перепутались слоги». Переставьте слоги, чтобы получились правильные слова ( сорока, собака, цыплёнок, котёнок, корова, курица, телёнок). Отлично!
2 ведущий: Задание 6 «Заколдованные слова». Убери лишний слог, чтобы получились знакомые всем слова (сахар, халва, сухари, какао, пастила, пирожки, печенье, варенье, груши, конфеты, баранки, орехи).
1 ведущий: И наконец 7 задание «Загадки». Отгадайте загадки.
-В шубе - летом, зимой - раздетый. (лес)
-Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет.( молоток)
-Кто зимой холодной ходит злой, голодный? ( волк)
-С неба - звездой, на ладошке - водой. (Снег.)
Подведение итогов игры, объявление победителей
Учитель русского языка и литературы Л.А. Юрина