СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной»»

Внеклассное мероприятие «Детство, опаленное войной»

 Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, Отчизне.

Задачи:

• раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы

• показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной

• рассказать о том, какое детство было у детей в годы ВОВ

• помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей отчизне на примерах детей внёсших непосильный вклад во имя освобождения страны Великой Отечественной войны

• помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Оформление, подготовка и оборудование:

1. Экран, проектор, материал презентации, сценарий, музыкальная подборка

2. На сцене: вечный огонь, корзина с цветами, георгиевская лента, букет сирени (искусственный), два летящих журавля

« Детство, опаленное войной»

(Звучит музыка Очарование сада (на тему Кэтбли «В монастырском саду»)

СлайдНазвание мероприятия.

Голос за кадром:

Июнь. Клонится к вечеру закат,

И тёплой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом в мае.


Вед. Добрый день, дорогие друзья! Каждый год 9 Мая по всей стране гремит салют Победы в честь годовщины Дня Победы! Герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. известны всем.О них слагают песни, им посвящено множество мемориалов. Однако надо помнить и о том, что  в годы войны множество маленьких ребятишек и подростков стали свидетелями этого страшного фашистского деяния. В те далекие годы дети потеряли самое дорогое в своей жизни – беззаботное детство.

Вед.Памяти юных мальчиков и девочек, которые боролись и умирали за свободу и счастье своей Родины, своего народа, мы посвящаем наше мероприятие. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.

(Звучит мелодия Кэтлби «В монастырском саду»)

Ведущий:

Лето1941 года началось замечательно для многих мальчишек и девчонок. Лето обещало свои радости. Ярко светило солнце, разноцветным ковром стелились травы на лугах. Ласково плескались волны в Черном море, на берегу которого расположились шумные пионерские лагеря.

(Начинает звучать «Эпизод нашествия» из Симфонии №7 Д.Шостаковича.Постепенно звук становится тише.)

1 чтец:

Война! Что это такое? Какое страшное, какое непонятное слово!

2 чтец:

А мы не будем памяти перечить

И часто вспоминаем дни, когда

Упала нам на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда.

Чтец 1

Но им, детям «сороковых, пороховых», предстояло не просто жить. Им, детям, предстояло бороться с врагами не на жизнь, а на смерть.

2 чтец:

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

(Опять громко звучит «Эпизод нашествия».Все чтецы уходят)

Ведущий: слайд

Утром 22 июня 1941 года на одной из улиц города Бреста лежали убитая девочка с незаплетенными косичками и её кукла. Многие запомнили эту девочку. Запомнили навсегда.

1 чтец:слайд Сожжённая хата и дети, или мать убита…

У войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

Ведущий:

Что такое фашизм? Это когда сжигают, расстреливают детей, когда их убивают и бомбой, и пулей, и голодом. И страхом





Ученик:

Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Ведущий:

Вместе со взрослыми на защиту своей Родины встали юные

мальчишки и девчонки. Сыны полков. Юные партизаны, разведчики, танкисты.Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Ведущий:

Что руководило ими в ту грозную пору?

Тяга к приключениям?

Ответственность за судьбу своей страны?

Ненависть к оккупантам?

Наверное, всё вместе.

Они совершили истинный подвиг.

И мы не можем не вспомнить имена юных патриотов.

8 чтец:

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки,достойные поэм.



Рассказ о пионерах ГЕРОЯХ Советского Союза.

Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание

Героя Советского Союза.





Зина Портнова

Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Белорусскому школьнику Марату Казеюбыло чуть больше тринадцати лет, но он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними

Посмертно стал Героем Советского Союза.

Валя Котиков

Вале было всего 12 лет и учился он в пятом классе Шепетовской школы, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.

На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.

Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.

Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.





Ученик:

Ветры походные трубы трубили

Дождь отбивал барабанную дробь.

Ребята – герои в разведку ходили.

Сквозь чащу лесов и болотную топь.

Нынче в разведку идут следопыты

Там, где когда-то ровесники шли.

Не будут, не будут, не будут забыты

Ребята – герои родимой земли!


Ученик:

И кажется, снова в борьбе и в походе

Снова в рядах твоих верных друзей –

Голиков Леня, Дубинин Володя,

Котик, Матвеева, Зимин, Казей.

Ради счастья и жизни на свете, ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете.

Хором: Никогда! Никогда! Никогда!


Ведущий: Нельзя не сказать и о Брянских пионерах и школьниках, коьорые в грозный для Родины час плечом к плечу со своими отцами, старшими братьями и сестрами сражались с немецко-фашистскими захватчиками в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах, в подпольных группах, работали на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, своим трудом и ратными подвигами приближая День Победы.

Ученик:О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина. Четверо суток пытали юного партизанского разведчика фашисты, требуяпоказать тропинку в отряд. Долго водил их Миша по лесу, пока не привёл к их же казармам. Юного героя расстреляли...


Ученик: Володе Казначееву было 13 лет, когда началась Великая Отечественнаявойна. Семья Казначеевых жила в поселке Красный Дворец Клетнянского района. От рук фашистов погибла мать Володи. Вместе с братом и сестрой он ушелв партизанский отряд. Вначале Володя был связным при командире отряда, затем стал минером-подрывником.

Вместе с товарищами он участвовал в организации крушений свыше десяти вражеских эшелонов. Грудь юного героя украсили орден Ленина и медаль «Партизану Отечественной войны» 1-ой степени.


Ученик:Володя Филатов перед войной окончил пять классов Жуковской средней

школы № 1. А когда фашисты заняли родные места, стал разведчиком 2-го Жуковского партизанского отряда. Володя пробирался в задеснянские деревни, занятые врагом, доставлял туда листовки, газеты, добывал необходимые оперативные сведения. Все это помогало партизанам появляться в самых неожиданных для гитлеровцев местах и громить фашистские гарнизоны. Володя не только доставлял в отряд важные сведения о враге, но и участвовал во многих боевых операциях. Вместе с другими товарищами по оружию он взорвал два вражеских состава с боевой техникой. За мужество и отвагу Советское правительство наградило юного разведчика орденом Красной Звезды.

В мае 1943 года в бою под деревней Старое Левшино Володя Филатовпогиб. Тогда ему было всего 14 лет.



Ученик: Витя Харитонов из Жуковки окончил до войны лишь 4 класса. Мать уВити умерла, отец ушел в армию, старшего брата фашисты повесили. В конце 1941 года Витя оказался в партизанском отряде. Не раз ходил он в дальние деревни, где были немецкие гарнизоны. Сведения, добытые Витей, помогали партизанам громить врага. Не раз ходил он на операции по минированию железных и шоссейных дорог. Пионер Витя Харитонов был награжден медалью «Партизану великой Отечественной войны». Весной 1943 г. партизанское командование решило отправить Витю на Большую землю. На аэродроме, куда вывезли Витю, он упросил летчиков оставить его у себя. Вместе с ними он воевал до конца войны. На груди его засверкали еще четыре боевые медали.


Ученик:Жарким июльским днем 1942 года жители поселка Любохна были свидетелями зверской расправы над Олей Корнеевой. Перед тем как расстрелять юную партизанку, фашисты долго пытали ее. Оля помогала народным мстителям: ночью расклеивала листовки, днем уходила на большак или перекресток дорог и наблюдала за движением техники и живой силы противника. Она была связной партизан. Нашелся предатель, который выдал Олю Корнееву.


Ученик: Когда на Брянщину пришли захватчики, из лесной деревушки Зубовки недалеко от Синезерок многие Зубовы ушли в партизаны. Был среди них и 14-летний Саша Зубов. 2 апреля 1942 года почти сутки шел бой за станцию Синезерки, затем каратели ринулись к Зубовке. Саша отступал последним, по пути он отстал от своих. В лесу он увидел дот, где решил затаиться. И когда парнишка уже хотел дальше пробираться к партизанам, увидел фашистских солдат, двигающихся в обход деревни. Устроившись у амбразуры, мальчик вытащил из-за пазухи запасную обойму, положил ее возле себя, прицелился и начал стрелять по врагу. Услышав выстрелы, к доту подошли партизаны, враг отступил. Своей стрельбой мальчишка поразил десятерых немецких солдат. В сентябре 1942 года в бою с фашистами Саша Зубов погиб.

Ведущий: Конечно же мы не можем сейчас рассказать о всех детях-героях нашего края.

Но, юные герои Брянщины заслуживают того, чтобы о них знали теперешние

юные жители Брянского края. И не только знали и помнили, но и брали с них

пример, как надо любить свою Отчизну, быть ее верным сыном или дочерью,быть готовым ее отважно и мужественно защищать, если это потребуется.


Ученик:

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё ровно в боях они умели

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по – взрослому сильны,

Они дошли с победой до Рейхстага –

Сыны полков своей страны.


ведущий: слайд Памятник Хатыни

В 1943 году исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели её жители: согнанные карктелями в сарай старики, женщины, дети.


И этот звон болит во мне.

Перед симфонией печали

Молчу и плачу в этот миг.

Как дети в пламени кричали!

И до сих пор не смолк их крик.

Над белой тишиной Хатыни

Колокола, как голоса

Тех,Что ушли в огне и дыме

На небеса.

чтец:«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!»

(Громкий стук метронома призывает к вниманию!)

чтец:

Блокада... Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

(Чтец уходит)

Ведущий:слайд О блокадном Ленинграде

В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.

«Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч.

22чтец: Слайд

Ленинградские дети в ту зиму разучились играть, смеяться. Ученики падали от голода. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.





23 чтец:

Девчонка руку протянула

И головой — на край стола.

Сначала думали: уснула,

А оказалось, умерла.


Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло сквозь метельный стон

Учитель выдавил, что снова

Занятья после похорон.


24 чтец:слайд Пискарёвское кладбище

Под шелестом опущенных знамён

Лежат бок о бок дети и солдаты.

На Пискарёвских плитах нет имён,

На Пискарёвских плитах только даты.

Год сорок первый... Год сорок второй...

Полгорода лежат в земле сырой.

Ведущий:

Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

(Выходят двое.)

Ведущий:

Самые обездоленные дети войны — малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку — у них отняли Родину и свободу.

Вот как определяют самый светлый, ясный и радостный период жизни человека те, у кого детство и отрочество прошли в фашистских лагерях.

(Выходят двое.)

28 чтец:слайд Дети в концлагере

У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод,страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поименно назвать своих спасителей. Дети войны никогда не забудут тех, кто в годы войны избавил их от беды, несчастья и неволи...

Ведущий:

Во время Второй мировой войны всего в мире погибло более 13-ти миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских,польских, французских? Погибали дети — граждане Мира!

(Клип «Дети войны»)

29 чтец:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте,люди, никогда

Об этом не забудем!

Ведущий:

На земле самый лучший народ — дети. Как уберечь нам его в тревожное время? Как сохранить его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее?

30 чтец:

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешеих детей,

И наших внуков внуки!

Ведущий:

Проходит время,годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам...

31 чтец:

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей -

Земле достаточно убитых.

Ведущий:

Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с незаплетенными косичками? И чтобы детство никогда больше не называлось войной!

Вед: Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребёнок. Мой и твой.

Я не хочу, чтоб голод Ленинграда

Коснулся их блокадною рукой.

Я не хочу, чтоб доты обнажились,

Как раковая опухоль земли.

Я не хочу, чтоб вновь они ожили

И чью-то жизнь с собою унесли.

Пусть вскинут люди миллион ладоней

И защитят прекрасный солнца лик

От гари пепелищ и от хатынской боли.

Навечно!

Навсегда!

А не на миг!

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады

Услышал мой ребёнок, мой и твой.

Пусть мир взорвётся криком: «Нет! Не надо!

Мне нужен сын не мёртвый, а живой!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!