СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «День памяти жертв фашистского геноцида. Холокост и блокада Ленинграда»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "День памяти жертв фашистского геноцида. Холокост и блокада Ленинграда" проводится 27 января. Оно посвящено двум важныи событиям Великой Отечественной войны: освобождению концлагеря "Освенцим" и разгрому фашистов под Ленинградом.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «День памяти жертв фашистского геноцида. Холокост и блокада Ленинграда»»

14


МБОУ «Средняя школа №2»








Внеклассное мероприятие

«День памяти жертв фашистского геноцида.

Холокост и блокада Ленинграда»









Сошнева Галина

Николаевна

МОУ СОШ №2

г. Няндома

Архангельской обл.









Няндома, 2014 г.


27 января – День памяти жертв Холокоста.

(Внеклассное мероприятие для 9-11 класов)


Цель: создать представление о Холокосте и блокаде Ленинграда как бесчеловечных преступлениях фашистов в годы войны.

Задачи: познакомить с событиями Блокады Ленинграда и Холокоста;

Воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к исторической памяти своего народа;

Развитие способности чувствовать и сопереживать.

(Слайд № 1)

Ведущий 1. 27 января в 1945г. советская Красная Армия освободила лагерь смерти Освенцим. Решением Генеральной Ассамблеи ООН от 01.09.2005г. этот день объявлен Международным днём памяти жертв Холокоста. (Слайд № 2)

Более 6 десятилетий прошло со дня завершения Второй мировой войны, но не могут люди мира забыть чудовищные преступления фашистов. Цена победы – миллионы погибших советских и иностранных граждан. Это Освенцим, Майданек, Собибор и другие лагеря смерти, покрывшие Европу. Это Бабий Яр и сожжённая вместе со всеми жителями белорусская деревенька Хатынь. Память о погибших – это и память о Холокосте, чудовищном преступлении фашистов.

Словом « Холокост», что означает всесожжение, принято называть трагедию всего мирового еврейства, времён Второй мировой войны. Как сказал на митинге в Бабьем Яре писатель Виктор Некрасов: «Среди сотен тысяч жертв, которые лежат здесь – не все евреи. Но только их убивали только за то, что они – евреи». Мир помнит об этой трагедии потому, что она – результат политики национализма и ксенофобии, результат равнодушия людей.


Гремят истории колокола,

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты,

И праздники, чья ширь и даль светла…

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней.


Н. Грибачев «Гремят колокола истории…»


(Звучит запись «Реквиема» В. Моцарта)


Ведущий 2. «Операция Барбаросса», вторжение нацистской Германии на тер. СССР 22 июня 1941г. ознаменовала начало систематического убийства советских граждан, прежде всего евреев. Вслед за немецкой армией двигались так называемые айнзацгруппы, которые должны были расстреливать политработников и евреев-членов партии, а вскоре и всех евреев. Не забывали и о цыганах, их тоже хватали и расстреливали. Отчёты о проделанной работе аккуратно отсылались в Берлин. Так, жертвами айнзацгруппы А в Литве с 4 июля по 1 декабря стали 137 346 человек. Это были русские и литовские коммунисты, военнопленные, душевнобольные, литовцы, поляки, цыгане и партизаны, но больше всего погибло евреев. Слайд № 3)

Из дневника Авраама Тори о селекции в гетто Каунаса 28 октября 1941г. «Передайте об это детям вашим…», стр. 52. : «Утро вторника 28 октября выдалось пасмурным. Стоял густой туман… Отовсюду, спотыкаясь, брели группки мужчин, женщин и детей. …Матери несли младенцев на руках….

Около тридцати тысяч человек брели в то утро навстречу неизвестности, навстречу судьбе, уготованной им безжалостными правителями.

Смертельная тишина сопровождала эту процессию. Каждый брёл, погружённый в свои мысли, терзаясь страхами за себя и своих близких, чьи жизни висели на волоске.

Тридцать тысяч несчастных, оставленных Богом и людьми на милость тиранов, чьи руки уже были обагрены кровью тысяч других евреев»

Немецкий отчёт об акции уничтожения 28 октября гласит, что погибло 2007 евреев, 2920 евреек, 4273 еврейских детей, всего 9200 человек. Айнзацгруппы, действовавшие в Восточной Европе и на территории СССР при поддержке полицейских батальонов уничтожили около двух миллионов человек.

Ведущий 1. Трагедия Бабьего Яра стала символом уничтожения советских евреев. Вскоре после оккупации Киева в сентябре 1941г. подпольщики взорвали несколько зданий в центре. Фашисты использовали эти события как повод, чтобы учинить расправу над местными евреями. (Слайд № 4) Им было приказано «в целях переселения» собраться около еврейского кладбища, имея при себе ценности и деньги. 29 сентября 1941г. тысячи людей потянулись к оврагу Бабий Яр. Там все они были расстреляны: мужчины и женщины, дети и родители. По подсчётам украинских историков за время оккупации в Бабьем Яре было уничтожено около 150 тысяч человек.

(Слайд№5)

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин,

худеньких ребят.

Пришел хмельной майор

и медными глазами

Окинул обреченных..,


Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...


Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.


Шумел осенний лес.

Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась тьма вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг.

Он падал, издавая вздох тяжелый.


Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь

за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня!

Не надо умирать! —

Он плачет и, как лист, сдержать

Не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя

руками мать,

Прижала к сердцу, против дула

прямо...

— Я, мама, жить хочу. Не надо,

мама!

Пусти меня, пусти!

Чего ты ждешь? —

— Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи.

Сейчас не будет больно. —

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

М. Джалиль

(Звучит запись «Реквиема» В. Моцарта)

Ведущий (2): За время войны гитлеровцы убили около полутора миллиона еврейских детей, девять из каждых десяти еврейских детей, живших в Европе.Что есть у нас до­роже наших детей? Что есть дороже у любого народа? У любой матери, у любого отца? А кто сосчитает, сколь­ко детей убивает война, которая уби­вает их дважды. Убивает тех, кто ро­дился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир. Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. (Слайд№6)


Дым на небе, дым на земле.

Будущность, счастье исчезли во мгле.

Страшно мне, страшно – мир сгорал…

Ребёнок плакал, ребёнок не знал,

Что он еврей и не человек…

Кончался разум, Вселенная, век…

О чём ты думаешь, мальчик – еврей,

О чём ты плачешь с таким отчаяньем?

О вечности? Смерти тысяч людей?

Или о доме, о солнце, о маме?

О чём ты думаешь, немец – палач,

Идущий опять и опять убивать.

Ты слышишь неба негромкий плач?

А где твои дети, отец и мать?

…А небо плакало снегом солёным,

О всех одинаково:

О глупых, жестоких, убитых, сожжённых,

О неродившихся, о нерождённых…

За сухими томами истории,

За цифрами с шестью нулями

Судьбы таких же мальчиков,

Скошенных палачами.

Н.Копытова «Дым Холокоста».

(Музыка затихает.)


Ведущий 1. Война на Востоке была для фашистов особой войной. На закрытых совещаниях нацисты строили планы уничтожения миллионов советских граждан. И эти планы неуклонно воплощались в жизнь. Итог нацистского господства был ужасающим. Многие территории обезлюдели. Повсюду сожжённые деревни и разрушенные города. Из 70 млн, оказавшихся под властью фашистов советских граждан выжил только каждый пятый. Около 7,5 мил человек были расстреляно и сожжено, 2,1 млн умерло на принудительных работах в Германии, более 4 млн – на оккупированных территориях от голода.

Одним из символов человеческой трагедии и мужества людей стал город Ленинград, оказавшийся в фашистской блокаде. (Слайд№7)

(Слайд№8)

Ведущий 2 .Предприняв мощное наступление, германские войска 30 августа 1941 г. взяли город в тиски, а 8 сентября немцы перерезали железную дорогу Москва-Ленинград и окружили Ленинград с суши. Начались кровопролитные бои на Пулковских высотах и южных окраинах города. 9 сентября в Ленинград прибыл Г.К.Жуков. Было приказано защищать Ленинград до последнего человека. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов.

Несмотря ни на что город стоял. Ольга Бергольц написала стихотворение. Это клятва ленинградцев стране.

(Слайд№9)

…Я говорю с тобой под свист снарядов.

Угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна.

Крондштадтский злой,

неукротимый ветер

в мое лицо закинутое бьет.

В бомбоубежище уснули дети,

ночная стража стала у ворот.

Над Ленинградом – смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой.

Но мы забыли, что такое слезы,

что называют страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,

не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады –

мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,

и дети нам патроны поднесут,

И надо всеми нами зацветут

старинные знамена Петрограда.

Руками, сжав обугленное сердце,

такое обещание даю Я, горожанка,

мать красноармейца,

погибшего под Стрельнею в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,

мы одолеем бешеных зверей,

Мы победим, клянусь тебе, Россия,

от имени российских матерей.

И горожане не сдавались. Они жили и работали, помогая фронту (Слайд№10)


На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

В. Инбер.


Ведущий 1. Когда замкнулось кольцо блокады в первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны.

Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Другая точка зрения - как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград, не представлялось возможным. Поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.

Ведущий 2. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура. Со страшной неумолимостью надвигался голод. Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. (Слайд№11) С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г, для служащих, иждивенцев и детей - вдвое меньше. По свидетельству блокадников, эта пайка хлеба представляла собой маленький, липкий, сырой кусочек, состоящий из отрубей, мякины, целлюлозы и небольшой части муки(Слайд№12). Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли их в пищу. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, стояли огромные очереди.

Вера Карасёва, рассказ «Хлебные крошки». Это было во время войны, в осажденном фашистами Ленинграде. (Слайд№13) В магазине холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили. Протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжелый и влажный, потому, что муки в нем было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха. А с другой стороны прилавка толпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, изможденные лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны теплыми шарфами и платками. Ноги – в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом.

Как только у продавца, разрезавшего буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нес ее в рот. Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранила, не покрикивала на детей, не говорила: « Не мешайте работать! Уйдите!» продавщица молча делала свое дело: отпускала людям их блокадный паек. Люди брали хлеб и отходили. А кучка Ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки…

Ведущий 1. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. (Слайд№14) Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды, воду пришлось брать из Невы и каналов. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма. За водой для питья приходилось отправляться на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой.

Ведущий 2. Истощенные голодом, измученные бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с закрытыми картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. За первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Всего во время блокады умерло – 641803 человека от голода.

Все эти нечеловеческие страдания переносили и дети. (Слайд№15)

Склонившись под мглой снеговою,

Девчонка с ведерком пустым

Чуть движется… А за Невою

Клубится пожарища дым.

А там, меж сугробов горбатых,

Где трудно и взрослым шагать,

На саночках узких ребята

Везут свою мертвую мать…

Ю. Андрушенко

Девчонка руки протянула

И головой – На край стола.

Сначала думали – Уснула,

А оказалось – Умерла…


Никто

Не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – После похорон.

Ю. Воронов


(Слайд № 16) Из воспоминаний блокадницы:

«…Самое страшное время было зимой 1941-42 года. Когда все блокадное житье-бытье еще было неорганизованно, а довоенное уже не работало - водопровод, отопление, канализация, магазины. Люди себя чувствовали сами по себе.
Ночью лежишь, а не заснуть от голода. Какое-то странное состояние целыми днями - лежишь, вроде и не спишь, а дни идут... Так четыре месяца и пролежали.
Делили 125 грамм хлеба на три части - завтрак, обед и ужин. Прабабушка их хранила в жестяной коробочке от чая и выдавала маме, прадедушке и себе.
Мама сначала часто просила в неурочное время: "Бабушка дай хлебца, ну дай, ну пожалуйста..." А у баб Дуни слезы так и текут, но она в ответ: "Нельзя детенька, нельзя,милая..."
Детям много внимания уделяли. Но это только с лета 1942 года началось. Когда уже работала Дорога жизни через Ладогу и в совхозах стали выращивать овощи - картошку, морковку, капусту. Многие попытались и в городе завести огороды, но бессмысленно - воровали: только посадишь, а тут же выкопают. Не сидеть же рядом с огородом сутки напролет. Мои и не пытались даже ничего выращивать.
На Ординарной была столовая, куда были прикреплены дети-дистрофики со всего района, у мамы была дистрофия 2-й степени. В столовой давали когда жидкую кашу на воде, когда суп с маленькими листочками капусты, морковки или крупой. Все вылизывали тарелки, а в столовую иногда заходил очень интеллигентного вида старик, длинный и тощий, одежда на нем болталась, как на вешалке, с бородкой и в пенсне, и тихонько просил: «Извините, можно я полижу Вашу тарелочку» - «Так я уже сама вылизала» - «Ничего страшного, я еще раз. Премного благодарен»
Приходило и много других с той же просьбой, но маме особенно запомнился этот, поскольку даже к маленьким девочкам он обращался на «Вы».

Ведущий 1. (Слайд № 17) Однако, несмотря на тяжелейшее положение, жители города участвовали в его обороне. Люди работали на предприятиях, выпускали боеприпасы, ремонтировали военную технику.

Спасением для ленинградцев стала Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера. В ноябре 1941г. К этому времени Ленинград уже более двух месяцев находился в блокаде. Нормы выдачи продовольствия снизились ниже физиологического минимума: 13 ноября 200-граммовый паёк был уменьшен до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября он составил лишь 125 грамм.

В первые два месяца блокады суда доставляли в Ленинград продовольствие и вывозили эвакуируемых по Ладожскому озеру, но с 5 ноября его поверхность покрылась льдом. И первое время лёд Ладоги был очень тонок, чтобы использовать для перевозки грузов грузовики. Лишь к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, (Слайд № 18) возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось не так уж много – 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок. Правда, привела эта колонна ещё меньше, чем лошади – 33 тонны. Дело в том, что машины тогда ещё боялись чрезмерно загрузить, чтобы те не провалились под лёд. С машин и так сняли всё лишнее, включая кабины, и водители ехали в 30-градусный мороз навстречу ветру.

Вскоре нагрузку удалось увеличить– к полуторке стали закреплять на прицеп обычные лошадиные сани – таким образом удалось распределить нагрузку на лёд по большей площади, а вскоре, когда лёд ещё больше окреп, кроме саней стали закреплять ещё и колёсные прицепы.

Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов. За время существования дороги из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.. (Слайд № 19)

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!



Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед.

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано: «Вперед»!


И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Ее железное кольцо!

М. Дудин.



Ведущий 2. Воинов Ленинградского и Волховского фронтов разделяли 15-20 км болотистой земли у Ладожского озера. Это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов, артиллерийскими батареями12 января 1943 года началось сражение. Фашисты сопротивлялись ожесточенно, но 18 января 1943 г Волховский и Ленинградский фронты встретились, прорвав кольцо блокады. Ленинград получил связь с Большой землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда.

27 января 1944 года, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал торжественный салют. Блокада была полностью снята. (Слайд № 20)


Бессмертен подвиг Ленинграда!

Но такова его цена,

Что лучше детям знать не надо

Слова «блокада» и «война».

Но надо знать, что до салюта

Над Питером, над невским льдом

Пришлось всем круто, ох, как круто

Под страшным вражеским огнем.


Блокада Ленинграда, как и Холокост, была частью нацистской истребительной политики на Востоке. Мероприятия по организации голода на оккупированных территориях готовились заранее. Нацистское руководство изначально запланировало уничтожение Ленинграда и его мирного населения. 8 июля 1941 года, на семнадцатый день войны, в дневнике начальника германского генштаба Ф. Гальдера появилась такая запись: «Непоколебимо решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов». А. Дюков пишет: «Уничтоженные на оккупированных территориях люди были разных национальностей, разной веры и разного возраста. Они были не похожи друг на друга ни характером, ни цветом глаз. Все они были гражданами нашей страны… За окном – люди…. Смеются дети и целуются влюблённые. Неспешно прогуливаются старики.

Если бы шестьдесят лет назад наши деды и прадеды не победили, то никого из этих людей не было бы в живых.

Сегодня нельзя допустить, чтобы исчезла память о миллионах людей, хладнокровно уничтоженных только потому, что они были советскими гражданами.

Мы должны помнить обо всех них – о русских и украинцах, о белорусах и евреях, о мужчинах и женщинах, о стариках и малолетних детях.

Мы помним, пока мы живы.

Или, верне, - мы будем жить, пока помним всё это».





Литература:
  1. Историк Александр Дюков: Блокада была геноцидом http://izvestia.ru/news/344890
  2. Блокада: аутентичность понятия: детские воспоминания моей мамы. http://olhanninen.livejournal.com/48396.html
  3. Блокада Ленинграда http://russlav.ru/aktualno/blokada-leningrada.html

  4. Блокада Ленинграда http://historynotes.ru/blokada-leningrada/
  5. В. Карасёва «Кирюшка» http://avkrasn.ru/article-1461.html

  6. Васильев С.А. Достоинство.- М. : Современник, 1980.

  7. Дорога жизни. http://www.opoccuu.com/241111.htm

  8. Дегтярёва О.В. «Своими видел я глазами» // Читаем, учимся, играем. – 2004. - №12 – с.16.

  9. «Мы не можем молчать. Дети о Холокосте», М., Изд. Мик, Фонд «Холокост», 2005г.

  10. Прорыв блокады Ленинградаhttp://www.prlib.ru/history/pages/item.aspx?itemid=391
  11. «Передайте об этом детям вашим…», М., Изд. «Текст», 2001г.

  12. Блокада: аутентичность понятия: детские воспоминания моей мамы. http://olhanninen.livejournal.com/48396.html










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!