Сценарий составлен учителем
начальных классов высшей категории
Николенко Светланой Алексеевной,
МБОУ «СШ №1», г. Новый Уренгой
Сценарий праздника «День космонавтики»
Цели: ознакомить учащихся с такой наукой, как космонавтика, в доступной форме объяснить учащимся этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса; расширять кругозор учащихся; развивать их творческие способности, смекалку, ловкость.
Задачи:
Рассмотреть этапы покорения космоса.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения.
Обогатить словарный запас учащихся новыми понятиями.
Познакомить с первопроходцами, покорившими воздушное пространство.
Ход мероприятия
Ученик
Куда девался снег?
Весенней стал водой,
Вот этот ручеёк -
Сугробом был недавно.
Снег – старый, а ручей –
Апрельский, молодой…
И потому весной
Так весело, так славно.
Ведущая
В один из таких весёлых славных дней 57 лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток», первый в истории Земли, полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день Космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.
Ученик
Живем мы на нашей планете
В такой удивительный век.
И первым из первых в ракете
Советский летит человек.
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летит он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к Земле.
Ведущая
Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты.
В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ картины с изображением Юрия Гагарина)
3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.
За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.
Ученик
Это кто вокруг планеты
В корабле своём летит?
Всем народам шлёт приветы,
С целым миром говорит.
Пообедав во вселенной
Бортовой ведёт дневник…
Это он, обыкновенный
Сельской школы ученик
Ведущая
Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? – первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело?
Ученик
Юрий Алексеевич родился в Смоленской области, в городе Гжатске, теперь этот город назван именем героя – Гагарин.
Ученик
В детстве Юра любил играть в мяч, в прятки, лазать по деревьям. Но беззаботное детство Юры внезапно кончилось: началась Великая Отечественная война.
Ученик
После войны Юра пошёл в школу. Учиться было трудно: не хватало учебников, тетради шили из старых газет, в школе было очень холодно. Школу Юра окончил на одни пятёрки и пошёл учиться в техникум. Тут же он посещал аэроклуб, где учился водить самолёты и прыгать с парашютом.
Ведущая
Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый)
Ведущая
Давайте вспомним, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина?(108 мин., менее 2 часов.). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе.
Ученик
Обычным шумом улица полна,
Идёт весна. Рабочий день в разгаре,
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское : ГАГАРИН!
Ученик
Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка взлетает
И мать – Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает!
Ученик
И день обычный праздником цветёт,
Вся жизнь отныне – сказочный полёт,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звёздам сердце человека!
КАК ЭТО БЫЛО СМОТРИМ КАДРЫ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА1
Ведущая
После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.
- Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова первая женщина космонавт, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др.)
Ведущая
Но также, ребята, мы должны с вами всегда помнить человека, который внёс большой вклад в развитие космоса – это Сергей Павлович Королёв, советский учёный, инженер-конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия в СССР и основоположник практической космонавтики.
Ученик
Очень важно
Не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили
Ученик
Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.
Ученик
Через четыре года новый был успех –
Поднялся в космос первый человек
Гагарин Юрий выполнил полёт
Вокруг земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток»
Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетели в космос.
Ученик
Всё больше космонавтов новых
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.
Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!
Ведущая:
В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе.
Они находятся в космосе на МКС – международной орбитальной станции, используемая как многоцелевая космическая лаборатория. Ознакомьтесь с экипажем МКС 2017-2018г.:
Бортинженер МКС-55, Командир МКС-56 - Эндрю ФОЙСТЕЛ (США)
Бортинженер МКС-55/56 - Олег АРТЕМЬЕВ (Россия)
Бортинженер МКС-55/56 - Ричард АРНОЛЬД (США)
Бортинженер МКС-54, Командир МКС-55 - Антон ШКАПЛЕРОВ (Россия)
Бортинженер МКС-54/55 - Скотт ТИНГЛ (США)
Бортинженер МКС-54/55 - Норишиге КАНАИ (Япония)
Из списка членов экипажа видно, что он международный, и на его борту сейчас находятся 3 гражданина России, 3 гражданина Америки и 1 гражданин Японии.
Ведущая:
Ребята, а кто из вас хотел бы стать космонавтом? (Дети отвечают)
Давайте посмотрим сценку «Хочу быть космонавтом»
За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.
Ведущая:
Каждый мальчишка мечтает, конечно,
Что в космос когда-нибудь он полетит.
И мальчик Сережа не стал исключеньем,
Решил космонавтом, как вырастет, быть.
На середину зала выходит мальчик Сережа.
Серёжа:
Вот космонавтам повезло,
Летают в космос каждый день,
Считают звезды, ходят по Луне...
Как хочется вот так же мне.
Я космонавтом стать хочу,
Вот вырасту и в космос полечу!
Ведущая:
Но для начала надо бы узнать,
Что нужно, чтобы космонавтом стать.
Сережа подходит к папе.
Серёжа:
Спрошу у папы. Папа, подскажи,
Что нужно, чтобы космонавтом стать?
Папа:
У космонавтов свой, особенный режим.
Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.
Ведь очень важно для здоровья
Режим особый этот соблюдать.
Пробежки, отжиманья, приседанья,
Водой холодной обливанья.
Хотя бы с этого начни.
Серёжа:
Ну, это пара пустяков.
Зарядку делать я и так готов.
И спать ложиться по часам.
Все это я и так умею сам.
Папа:
Ну что ж, сынок, раз ты готов,
Давай сегодня и начнем.
Ведущая:
Весь день он с папой занимался,
И приседал, и отжимался,
Водой холодной обтирался,
И даже штангу поднимал.
Он прыгал, бегал и скакал.
И жутко к вечеру устал.
Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.
На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.
Папа:
Ты что, сынок, такой угрюмый?
Стать космонавтом ты не передумал?
Серёжа:
Теперь я понял – это труд нелегкий
Космические совершать полеты.
Я космонавтом стать не передумал,
Но я пока что не готов
К таким космическим нагрузкам.
Быть космонавтом очень нелегко!
Конечно, я не буду унывать,
В себе я силы буду развивать,
Зарядку делать по утрам
И вовремя ложиться спать.
Ведущая:
О космосе мечтают все мальчишки,
О космосе они читают книжки.
На небе звезды изучают,
Стать космонавтами мечтают.
Но надо не только мечтать, надо стремиться к цели, хорошо учиться, тренироваться тогда, возможно попасть в отряд космонавтов и стать одним из них. А пока приглашаем отряд будущих космонавтов, ребята исполнят для нас «Космопесенку»2
Ведущая
Ребята, сейчас мы понарошку полетим в космос и проведём физминутку «Полёт»:
– 5, 4, 3, 2, 1! Поднимают руки рывками через стороны.
Вот мы в космос летим! Соединяют руки в «замок».
Мы взлетаем высоко,
Полетим мы далеко
Ведущая
Ребята, сейчас мы слетали в космос, а вот ответьте мне на вопрос, что летает, а что не летает. (Проводится игра «ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ?»)
Если я называю слово, что летает - вы поднимаете руки и как бы лелите. Что не летает – руки вы не поднимаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Стол летает? … Не летает.
- Козел летает? … Не летает.
- Орел летает? … Летает.
- Пулемет летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ласточка летает? … Летает.
- Бегемот летает? … Не летает.
- Воробей летает? … Летает.
- Цыпленок летает? … Не летает.
- Шар воздушный летает? Летает
- Планета летает?... Летает
Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает.
Сейчас я предлагаю вам, ребята, посмотреть музыкальное видео про планеты «Мы планеты - большие шарики….»3
Ведущая:
Ребята, я хочу рассказать вам, как быстро запомнить названия все планет по степени удалённости от Солнца (от самой близкой планеты к Солнцу до самой удалённой от Солнца планеты). Предлагаю придумать двух инопланетян и дать им необычные имена «МЕ-ВЕ-ЗЕ-МА-Ю» и «СА-У-НЕ-ПЛУ» (Инопланетяне заранее нарисованы и разукрашены ребятами на ватманах). Как вы поняли, их имена состоят из первых букв названий планет.
Таким образом, когда мы говорим «МЕ-ВЕ-ЗЕ-МА-Ю», то для нас это необычное имя как раз служит подсказкой в названии и очерёдности планет по степени удаления от Солнца:
«Ме» - Меркурий
«Ве» - Венера
«Зе» - Земля
«Ма» - Марс
«Ю» - Юпитер
«СА-У-НЕ-ПЛУ» (принцип тот же самый):
«Са» - Сатурн
«У» - Уран
«Не» - Нептун
«У» - Уран
«Плу» - Плутон
Не так давно Плутон был исключен из списка планет Солнечной системы и отнесен к карликовым планетам.
Ведущая:
А теперь мне хочется проверить, как внимательно вы слушали песню и меня. Итак, ИСПЫТАНИЕ 1, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Какая планета самая яркая? (Венера)
Назовите самую красную планету. (Марс)
Это самая большая планета. (Юпитер)
Какая планета имеет кольца? (Сатурн)
У этой планеты 27 лун. Назовите её. (Уран)
Эта планета состоит из газа.(Нептун)
Какую планету исключили из списка планет? (Плутон)
А теперь ИСПЫТАНИЕ 2
Интерактивная викторина «Космические дали» ( «Да – Нет!»)
Самая большая планета Солнечной системы - Юпитер? (Да)
Только Земля имеет спутник? (Нет)
Солнце – это звезда? (Да)
Первым космонавтом был Юрий Гагарин? (Да)
Первым в открытый космос вышел американец? (Нет)
Ближайшая к Земле звезда Венера? (Нет)
На Луну уже летали американцы? (Да)
Планета- это относительно холодное небесное тело? (Да)
Космонавты летали на Марс? (Нет)
Первая женщина-космонавт Светлана Савицкая? (Нет)
Полёт Гагарина длился сутки? (Нет)
Самая маленькая планета из 8 оставшихся Меркурий? (Да)
Самая большая планета солнечной системы Марс (Нет, Юпитер)
Созвездие – это участок звёздного неба? (Да)
Ведущая:
ИСПЫТАНИЕ 3
Лежит ковёр большой-большой, а не ступишь на него ногой. (Небо)
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звёзды)
По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце)
Всю ночь за облаками светил фонарь с рогами. (Месяц)
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Созвездие «Большая медведица»)
Сколько ни езди, ни ходи- конца тут не найти (Планета Земля)
Ведущая:
Молодцы ребята, вы были очень внимательными и сообразительными.
Для вас в награду песня «Лунатики»4
Ведущая: Ребята, в итоге нашего мероприятия хочется вспомнить слова Юрия Алексеевича Гагарина, когда он увидел нашу планету из космоса «Как прекрасна наша планета!»
Отсюда следует вывод: нужно украшать, любить и беречь нашу планету!
Ведь мы ЗЕМЛЯНЕ, и где бы мы не были мы всё равно вспоминаем траву у дома.
Исполнение песни «Трава у дома»
Интернет-ресурсы:
https://solnet.ee/holidays/s15_02
http://art.ddpk.ru/news/1268/
https://stihipoeta.ru/stihi-na-den-kosmonavtiki-12-aprelya/dlya-detey/
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/624918/
http://content.foto.mail.ru/inbox/wherwolfe/_answers/i-830.jpg
http://stockphotos.yaymicro.com/vector/vector-cartoon/13-vector-cartoon-skiing-space.jpg
http://thumb7.shutterstock.com/photos/thumb_large/666148/666148,1304323001,12.jpg
http://fun-space.ru/public/users/articles/20120530/d91c80cb3660670c178f28cc8ceafc80.jpg
http://i.ytimg.com/vi/wTl0OUeLXuw/maxresdefault.jpg
https://mail.yandex.ru/re.jsx?uid=229407719&h=a,HkNI2K6NFN5sQeJoY1P9Yg&l=aHR0cDovL3d3dy5oYWxsby1sdWViYmVja2UuZGUvZGF0YS8yMDEzMTEyNi1aYXViZXJsZWhybGluZzIuanBn
http://www.budo-kan.net/wp/wp-content/uploads/2011/11/filmes_logo.jpg
1 https://www.youtube.com/watch?v=BMS1cYxOIZc
2 https://www.youtube.com/watch?v=WemE5CIZ71s
3 https://www.youtube.com/watch?v=dnHrEWOtPWI
4 https://www.youtube.com/watch?v=xhmiTP91COI