СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внедрение обновлённых заданий в контрольно-измерительных материалах по истории ЕГЭ 2022 г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье представлена перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022. Рассматриваются изменения в КИМ и представлены обновлённые задания с характеристикой их выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Внедрение обновлённых заданий в контрольно-измерительных материалах по истории ЕГЭ 2022 г.»


Внедрение обновлённых заданий в контрольно-измерительных материалах по истории ЕГЭ 2022г.

Омельченко Людмила Анатольевна

учитель

ГКОУ РО «Ростовская санаторная

школа- интернат № 28»

г. Ростов-на-Дону


Аннотация. В данной статье представлена перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022. Рассматриваются изменения в КИМ и представлены обновлённые задания с характеристикой их выполнения.


Ключевые слова: КИМ ЕГЭ по истории 2022, перспективная модель, модели заданий.


Перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022 обеспечивает преемственность между положениями ФГОС и федерального компонента ГОС среднего (полного) общего образования, важнейшая особенность которого состоит в деятельностном подходе к обучению школьников. Важной характеристикой перспективной модели является охват максимально возможного количества подлежащих проверке предметных результатов (умений). Акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку следующих умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно- следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов ( письменный источник, таблица, историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач; аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.

Сравнительная таблица вариантов заданий ЕГЭ 2021 и ЕГЭ 2022 Таблица 1

Задания ЕГЭ 2021

Задания ЕГЭ 2022

Часть 1

Часть 1

Время: 235 мин

Время: 180 мин.

Кол-во заданий: 25

Кол-во заданий:

Максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 56.

Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы – 38.

1

Задание на установление хронологической последовательности

1

Задание на установление соответствия элементов двух информационных рядов

2

Задание на установление соответствия

2

Задание на установление хронологической последовательности

3

Задание на установление лишних в ряду терминов по определённому критерию:

3

Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами

4

Установление исторического термина по данному определению понятия:

4

Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (бывшее 11)

5

Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами

5

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями


6

Задание на установление соответствия между историческими источниками и их характеристиками (IX–XIX вв.) 1

6

Задание на анализ исторического источника (множественный выбор)

Из заданий, предполагающих множественный выбор исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.

7

Задание на множественный выбор событий по определённому критерию

7

Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (бывшее 17)

8

Задание на отдельной позиции на знание фактов Великой Отечественной войны

8/910/11

Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (8–11)

9

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями

9


10

Задание на атрибуцию исторического источника (XX в., предполагается краткий ответ в виде слова)

10

задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (бывшее 15)

11

Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка

11

Из заданий, предполагающих множественный выбор исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.



Часть 2

12

Задание на анализ исторического источника (множественный выбор)

12//

13

Два задания к историческому источнику (комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагают проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации).

13-16

Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор)



17

Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками

14//

15

задания с развёрнутым ответом, предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры (бывшее 18-19)

18-19

Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом:задания с краткими ответами на работу с изображениями



Часть 2

16

Задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками (предполагающее анализ двух исторических источников) по теме Великой Отечественной войны (бывшее 8)

20

Задания к историческому источнику

17

Новое задание на установление причинно-следственных связей

21

Задания к историческому источнику

18

Задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (бывшее 3-4)

22

Задания к историческому источнику

19

Задание на аргументацию усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (бывшее 24)

23

Задание- задача



24

Задание аргументацию



25

Историческое сочинение




Перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории 2022 построена на основе Историко-культурного стандарта (ИКС). Каждый раздел ИКС содержит: 1) краткую характеристику периода, которая включает основные события, явления, процессы; 2) перечень понятий и терминов; 3) список персоналий; 4) список важнейших событий/дат.

В перспективную модель ЕГЭ по истории включены задания, нацеленные на проверку знаний, а не умений: проверка знаний фактов истории Великой Отечественной войны, фактов истории культуры России, а также проверку знаний по всеобщей истории, что является требованием ФГОС.

Таким образом, указанные требования ИКС стали основой для определения структуры экзаменационной работы.


Соответствие заданий требованиям Историко-культурного стандарта Таблица 2

Требования Историко-культурного стандарта

Задания части 1

Задания части 2

Знание основных событий, явлений, процессов

1. Задание на установление соответствия между событиями (явлениями, процесса-ми) и историческими фактами (31)

2. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка (4)

1. Задание на установление причинно-следственных связей (17)

2. Задание на аргументацию (19)

Знание основных дат

1. Задание на установление соответствия элементов двух информационных рядов (1)

2. Задание на установление хроноло-гической последовательности (2)


Знание исторических понятий, терминов


Задание на работу с историческими понятиями (18)

Знание исторических деятелей (персоналий)

Задание на установление соответствия между событиями и историческими деятелями (5)


Работа с исторически- ми источниками

Задание на анализ исторического источника (множественный выбор) (6)

Два задания к историческому источнику (12,13)

Знание фактов истории культуры

Задание на установление соответствия между памятниками культуры и их характеристиками (7)

Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом (14,15)

Работа с исторической картой

Комплекс из четырёх заданий на работу с исторической картой (краткий ответ и множественный выбор) (8-11)


Знание истории Великой Отечественной войны


Задание по истории Великой Отечес- твенной войны, предполагающее ана- лиз двух исторических источников (16)


Новая экзаменационная модель по истории нацелена на проверку предметных результатов: увеличено количество заданий с развернутым ответом. Представленные новые задания с развернутым ответом составлены с учётом необходимости усиления практико-ориентированной составляющей работы, которая предполагает самостоятельное создание продукта аналитической деятельности на основе работы с исторической информацией разных типов.

В обновлённой модели сохранены задания из модели ЕГЭ по истории 2021: задания, в которых применяются предметные и метапредметные умения: работа с исторической картой, изобразительной наглядностью, письменным историческим источником, таблицей, сравнение событий, явлений, процессов, аргументация данной точки зрения.

Новые задания в перспективной модели ЕГЭ по истории 2022.

Задание № 10. Работа с исторической картой (схемой).

Данное задание проверяет умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах ( картографическая схема и текст). Данное задание может быть выполнено исключительно путём соотнесения информации, представленной в тексте, с исторической картой.

Пример 1



Задания № 14-15. Комплекс из двух заданий на работу с иллюстративным материалом.

От выпускника требуется дать развёрнутый ответ.

В задании №14 необходимо определить какую- либо информацию на основе анализа изображения и объяснении в письменном виде логики рассуждений.

В задании №15 требуется указать один их четырёх памятников культуры на основе заданного критерия и ответить на вопрос, касающийся этого памятника культуры ( В задание внесена формулировка, нацеленная на конкретизацию требования: «Укажите архитектора, по проекту которого был создан данный памятник архитектуры».)

Пример 2



Задание № 4. Задание на заполнение таблицы элементами предложенного списка.

Предложенное задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, прошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны

Пример 3




Задание № 18. Задание на работу с историческими понятиями.

Данное задание призвано расширить спектр проверяемых умений при работе с историческими понятиями: оно включает требование самостоятельно написать определение понятия и включить его в исторический контекст (развёрнутый ответ)

Пример 4


Задание № 19. Задание на аргументацию.

Самостоятельное формулирование участником экзамена аргументов с использованием исторических фактов по истории зарубежных стран

Пример 5

Задание № 16. Задание по истории Великой Отечественной войны

Используя исторические источники по теме Великой Отечественной войны, выпускник должен дать развёрнутый ответ на предлагаемые вопросы.

Пример 6



Задание № 6, 11. Задания с множественным выбором элементов.

Из заданий, предполагающий множественный выбор, исключено положение, указывающее на количество правильных элементов.

Пример 7



Пример 8




Задание № 17. Задание на установление причинно- следственный связей

В развёрнутом ответе предполагается установить причинно- следственные связи.

П
ример 9

Новые модели заданий, включённые в перспективную модель и успешно прошедшие апробацию, будут постепенно включаться в КИМ ЕГЭ по истории, начиная с 2022 года.


Литература

Артасов И.А., Мельникоа О.Н. Перспективная модель КИМ ЕГЭ по истории // Педагогические измерения. - 2021. - №2. - С. 44- 51.

Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ по истории 2022 г.:https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory


1Курсивом выделены задания в ЕГЭ 2021, исключённые по версии ЕГЭ 2022

1В таблице в скобках указан номер задания в работе


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!