ВНЕДРЕНИЕ БАЗОВОГО ПРОЕКТА «ОТАНЫМ-ТАҒДЫРЫМ»,
ПРОГРАММЫ «РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ», НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Секция: «История»
Лукьянчук Марина Александровна
Учитель истории СШ№30, магистр истории, г. Костанай
12-13 апреля 2017 г. в общенациональных газетах была опубликована статья Главы государства «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» - «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В учреждениях образования реализуются 3 базовых проекта Подпрограммы «Тәрбие және білім» - «Өлкетану» - Краеведение; «Саналы Азамат» - Сознательный гражданин; «Отаным - тағдырым» - Моя Родина – Моя судьба.
Базовый проект «Отаным-тағдырым» — способствует развитию у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств и умений к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Где, как не на уроках истории можно непрерывно развивать гражданственность и патриотизм у подрастающего поколения.
Развитие патриотизма и активной гражданской позиции у обучающихся являются приоритетными задачами с первых уроков истории Казахстана начиная с 5-го класса. Особенно это прослеживается в темах:
«Почему ботайцы считаются первыми людьми, приручившими лошадей?» здесь я особо акцентирую внимание детей на том, что именно на территории Казахстана впервые в истории человечества была одомашнена лошадь;
«Почему кочевое скотоводство стало основным видом хозяйства древних жителей Казахстана?» здесь особо подчеркивается вклад кочевников в развитие мировой цивилизации;
«Сакская царица Томирис», «Подвиг Ширака», «Борьба саков против армии Александра Македонского» здесь ребята учатся определять место ранних кочевников Казахстана на международной арене.
Особое значение в развитии патриотизма на уроках истории имеет формирование любви и уважения к своей малой родине.
В 5 классе при изучении эпохи бронзы на территории Казахстана, я обязательно останавливаюсь на памятниках этой эпохи, расположенных на территории нашей области. Например, Алексеевская стоянка расположенная близ города Рудный. Особо воодушевляет ребят тот факт, что многие их них бывали в Рудном, и поэтому с особым интересом слушают информацию об этой стоянке. Так же при изучении эпохи бронзы особый интерес вызывает прототип древних городов Аркаим, который находится на границе Костанайской и Челябинской областей. При изучении темы в 7 классе: «Образование улусов на территории Казахстана». Я даю задание ребятам определить: «В состав какого улуса вошла Костанайская область?». А при изучении темы: «Образование Казахского ханства», ребятам даётся задание определить к какому жузу относится территория нашей области.
Особо радует тот факт, что с этого учебного года в ДСП в курс истории Казахстана интегрированы темы по краеведению. Это такие:
В 5 классе: «Краеведческий музей и исторические экспонаты родной местности»; «Памятники истории вокруг нас»; «Исторические личности края: бии, акыны и батыры»; «Легенды и сказания родного края»;
В 7 классе: «Топонимы – свидетели времен минувших (история края в названиях населенных пунктов, рек и озер)»; «Хранители культурно-исторических традиций: народные ремесла края»; «Одна страна – одна судьба (народы моего края)»; «Живые свидетели Истории родного края».
Использование краеведческого материала на уроках истории Казахстана повышает качество знаний и способствует воспитанию патриотизма у учащихся. Наша костанайская земля – родина многих великих сынов казахского народа. Здесь проходили боевые действия под руководством Амангельды Иманова и его соратника Алиби Джангильдина. Прославили свои родные края – великий ученый Чокан Валиханов, вдохновенный просветитель Ибрай Алтынсарин. Наши земляки Ильяс Омаров, Беимбет Майлин, Спандияр Кубеев, Сырбай Мауленов, Гафу Каирбеков и другие внесли весомый вклад в развитие казахской культуры и литературы. Костанайцы гордятся своими сынами Героями и дважды Героями Советского Союза Иваном Павловым и Леонидом Бедой,
Султаном Баймагамбетовым, Ильёй Сьяновым и многими другими. Особенный интерес у ребят всегда вызывает боевой путь 150-ой стрелковой Идрицко-Берлинской дивизии, штурмовавшей рейхстаг.
Базовый проект «Отаным - тағдырым» - «Моя Родина – Моя судьба», на уроках истории можно реализовать через принцип «история моей страны через историю моей семьи».
Через углубленное изучение истории своих предков мы можем способствовать увеличению интереса к истории Родины. Как следствие такого интереса особое внимание вызывают темы имеющие отголоски в истории семей учащихся.
Достижения современного образования — это плоды Независимого Казахстана, сегодня идет активное развитие триязычия, активной гражданской позиции и патриотизма, прививаются культурные ценности. Открываются новые страницы истории. Благодаря политике государства, достигнуто многое, и для того, чтобы войти в 30-ку развитых стран мира, необходимо преумножать духовное богатство.
Список литературы.
Статья Главы государства БОЛАШАҚҚА БАҒДАР: РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ, "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания«, 2017 г. Астана.
Жарикбаев К. Б., Калиев С. К. Антология педагогической мысли Казахстана. – А., Рауан, 1995.
История Казахстана: Учебник для 5 кл. общеобразоват.шк./ Б.Е. Кумеков, Т.С. Жумаганбетов – Алматы: Атамұра, 2017.
История Казахстана: Учебник для 7 (6) класса общеобразоват.шк./ Н.С. Бакина, Н.Т. Жанакова – Алматы: Атамұра, 2017.
Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы: Атамұра, 1999.