СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ. 04 ИСТОРИЯ основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов, осваивающих программу подготовки основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, содержат план организации СРС, алгоритм работы, список информационных источников.

Просмотр содержимого документа
«ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ. 04 ИСТОРИЯ основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГОРАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВАИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ


Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение социального обслуживания

«Иркутский реабилитационный техникум»









ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОДБ. 04 ИСТОРИЯ

основной профессиональной образовательной программы

по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

























Иркутск, 2021



СОГЛАСОВАНО



УТВЕРЖДЕНО


Методическим объединением

«ИВТ. ОП»

Протокол №1

от «08» сентября 2020 г.


Методическим советом ОГБПОУСО ИРТ

Протокол № 3

от «23» сентября 2020 г.












Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по учебной дисциплине ОДБ.04 История / Сост. А.Л. Глушинская. – Иркутск, 2021 г. – 26 с.


Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов, осваивающих программу подготовки основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, содержат план организации СРС, алгоритм работы, список информационных источников.




















СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………… …………………........................4

  1. План организации самостоятельной работы студентов……..…..……6

  2. Методические указания по подготовке устного сообщения в рамках любой из тем ……………………………………………………………….…..19

  3. Методические указания по подготовке письменного сообщения, доклада в рамках любой из тем …………………………………………………….. 20

  4. Методические указания по подготовке и защите презентации………..21

  5. Методические указания по подготовке и защите реферата…………..22

  6. Дидактический материал для подготовки к дифференцированному зачету……………………………………………………………………………….24

  7. Перечень информационных ресурсов………………………………….26



























Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее - СРС) является важнейшей составной частью учебного процесса. В соответствии с учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу по учебной дисциплине ОДБ.04 «История» общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации отводится 84 часа учебного времени.

В ходе внеаудиторной самостоятельной работы студент решает следующие задачи:

  • самостоятельно применяет в процессе самообразования учебно-методические и дидактические материалы;

  • изучает учебную и научную литературу, углубляет и расширяет знания, полученные на аудиторных занятиях;

  • осуществляет поиск ответов на поставленные преподавателем вопросы;

  • самостоятельно изучает отдельные темы и разделы дисциплины;

  • совершенствует умение анализировать и обобщать полученную информацию;

  • развивает навыки научно-исследовательской работы;

  • формирует начальные навыки проектной работы;

  • учится работать с историческими документами, формировать собственные суждения на основе предложенных исторических источников;

  • составляет исторический тезаурус и учится оперировать историческими терминами, фактами;

  • учится работать с текстами, составлять хронологические, систематические и сравнительные таблицы, выделять в тексте главное, устанавливать логику исторических процессов на основании формирования причинно-следственных связей;

  • учится формировать собственное мнение относительно исторических персоналий;

В качестве видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов предусмотрены:

  • подготовка и написание докладов, рефератов, сообщений и презентаций по предложенным темам;

  • работа с историческими терминами;

  • составление таблиц и схем;

  • выполнение творческих заданий по предложенным темам (составление исторического портрета личности правителя, написание эссе и др.);

  • подбор иллюстративных материалов, исторических документов, характеризующих личность или эпоху;

  • анализ исторических документов;

  • чтение художественных произведений об исторических событиях, их анализ;

  • составление план-конспектов по предложенной теме;

  • подготовка индивидуальных или групповых проектов.


Все задания только базового уровня освоения, в связи с недостаточным уровнем интеллектуального развития, низким уровнем школьных знаний, особенностями физического/умственного развития.

Применяются индивидуальные и групповые формы организации внеаудиторной СРС.

  1. План организации самостоятельной работы студентов


Тема (согласно РП)

Объем часов на СРС (согласно РП)

Содержание СРС

Форма отчета

Срок сдачи

Методическое сопровождение

Введение. Исторические источники, их виды

1

Работа с терминами (Из словарей выписать значения слов «история», «формация» и «цивилизация», установить их происхождение, объяснить смысл, сделать анализ определений разных авторов)

Написать эссе-рассуждение «Проблема достоверности исторических знаний».

Письменное сообщение











Письменное сообщение


Урок № 2


Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Древнейшая стадия истории человечества

2

Подготовка доклада по темам: «Признаки цивилизации в древнейших государствах», «Культура Древнего мира» с использованием дополнительного материала.

Составление сравнительной таблицы по теме «Древнегреческие полисы»


защита доклада / доклад







письменное сообщение

Урок №7

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Цивилизации Древнего мира

4

Составить таблицу «Признаки цивилизации в древнейших государствах» с использованием дополнительного материала.

Составить сравнительную таблицу по теме «Древнегреческие полисы»

Подготовить презентацию «Культура Древнего мира»

Таблица

Устное сообщение



Таблица



защита презентации / презентация

Урок №10, 16,18

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Цивилизации Запада и Востока в Средние века

6

Подготовить рефераты по следующим темам: «Буддизм на Востоке в Средние века»; «Государства Европы в VIII-XI вв»; «Крестовые походы».

Выполнить творческое задание «Политический портрет государственного деятеля Средневековья»

Составить схему «Структура средневекового общества»

Подготовить презентацию «Средневековая культура»

Устное сообщение/реферат







Устное сообщение/творческая работа

Схема в тетради



Защита презентации / презентация

Урок №27, 31, 35


Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

От Древней Руси к Российскому государству

7

Написать рефераты по заданным темам:

-Варяги в истории Древней Руси.

-Основные хозяйственные занятия восточных славян в Древности.

-Князь и вече в Древней Руси.

-Князь и дружина в Древней Руси.

-Кочевники в истории Древней Руси: война и мир.

-Образование государства Киевская Русь. Норманнская теория.

-Александр Невский — государственный деятель и полководец.

-Борьба русского народа с иноземными агрессорами в ХIII в.

-Государственная и политическая деятельность Ярослава Мудрого.

Составить политический портрет древнерусского князя (на выбор)

Устное сообщение и реферат

Урок № 41, 43, 45, 47 (резерв)

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству

5

Подготовить сообщение к теме «Опричнина: оценка историков и современников»

Составить таблицу «Народные движения»

Подготовить презентации «Культура России XVII века»

Письменное сообщение



Таблица

защита презентации / презентация

Урок №50, 53

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Страны Запада и Востока в ХVI—ХVIII веке

6

Подготовить сообщения и презентации «Открытия в науке и технике в ХVI – ХVII»

Подготовить презентации «Культура Возрождения»

Составить сравнительную таблицу «Особенности абсолютизма в странах Востока»

Составить хронологическую таблицу «Тридцатилетняя война»

Подготовить презентации «Культура эпохи Просвещения»

Устное сообщение



защита презентации / презентация



Таблица



защита презентации / презентация

Урок №55, 57,59

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Россия в конце ХVII—ХVIII веков: от царства к империи

5

Подготовить рефераты. Примерные темы для рефератов

- «Северная война»;

- «Реформы Петра I»;

- «Русская литература в середине XVIII в.»

- «Русские изобретатели в середине XVIII в.»

- «Становление отечественной науки»

- «Развитие архитектуры в России в середине XVIII в.»

Подготовить сообщения «Петр Великий в оценках историков»

Устное и письменное сообщение


Урок №64,70

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Становление индустриальной цивилизации

3

Подготовиться к выполнению практических работ, подобрать материал для дополнительного изучения. Примерные темы для дополнительного изучения: «Европейская колониальная экспансия»

Подбор исторических материалов и документов

Урок №73,75

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Процесс модернизации в традиционных обществах Востока

2

Информационный поиск по теме. Примерные темы для дополнительного изучения «Модернизация в странах Востока»

Подбор исторических материалов и документов

Урок №79,81

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Российская империя в ХIХ веке

7

Подготовить доклады. Тематика докладов:

- Отечественная война 1812 года;

- Наполеоновские войны: ход и результаты;

- Отечественная война 1812 г. и ее последствия для России.

Подобрать иллюстративный материал о поселении декабристов в Сибири.

Написать эссе об одном из государственных деятелей 19 века (на выбор)

Устное и письменное сообщение

Урок №83,8485, 95

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

От Новой истории к Новейшей

8

Составить анализ документов и таблиц, содержания программных установок и взглядов избранных деятелей, раскрывающих причины прихода к власти большевиков.

Составить хронологические таблицы по событиям первой мировой войны, революции 1917 г

Письменное сообщение







Таблица


Урок №104,105,106

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Между мировыми войнами

7

Подготовить презентации на тему «Культура в первой половине ХХ в.» по выбору:

- Развитие науки в первой половине ХХ в.

- Открытия в области физики, химии, биологии, медицины.

- Формирование новых художественных направлений и школ.

- Развитие реалистического и модернистского искусства.

- Изобразительное искусство.

- Архитектура.

- Основные направления в литературе.

- Писатели: модернисты, реалисты; писатели «потерянного поколения», антиутопии.

- Развитие киноискусства.

- Нацизм и культура.

- Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ в

защита презентации / презентация

Урок №122,124

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Вторая мировая война. Великая Отечественная война

6

Составить хронологию событий Второй мировой войны.

Прочитать художественное произведение об исторических событиях Великой Отечественной войны, составить план рассказа (на выбор):

Василий Гроссман "Жизнь и судьба", "Народ бессмертен"

Алесь Адамович, Даниил Гранин "Блокадная книга"

Ольга Берггольц "Дневные звёзды"

Василь Быков "Сотников", "Дожить до рассвета"

Михаил Колосов "Три круга войны"

Юрий Бондарев "Горячий снег"

Симонов "Живые и мертвые"

Васильев "А зори здесь тихие»

Александр Покрышкин – "Небо войны"

Василий Емельяненко – "В военном воздухе суровом

Таблица



Устное сообщение

Урок №131,134,135

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Мир во второй половине ХХ — начале ХХI века

6

Составить план - конспект «Латинская Америка»

Подготовить эссе «Глобализация и национальные культуры мира»

Подобрать материал для выполнения практических работ к разделу

Письменное сообщение



Устное сообщение

Урок №143,145

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 годы

6

Подготовить доклады на темы:

- ГУЛАГ

- Культ личности Сталина

- Советская культура

- Распад СССР

Составить презентацию «Идеология и культура»

Подготовить материал «ХХ съезд КПСС и его значение»

Устное и письменное сообщение





Защита презентации


Урок №151,153

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

Российская Федерация на рубеже ХХ— ХХI веков

3

Подготовить индивидуальные проекты по предложенным темам

Презентация и ее защита (либо текстовый документ)

Урок 160-170 (по мере готовности ребят)

Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.

Загладин Н. В., Петров Ю. А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015.

Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ)

ВСЕГО ЧАСОВ

84



2. Методические указания по подготовке устного сообщения в рамках любой из тем


  1. Ознакомьтесь с опорным материалом по теме.

  2. Выполните задания-ориентиры в процессе чтения рекомендуемого материала.

  3. При работе над темой выполните следующие задания:

  • составьте план по теме, включая введение, основную часть и заключение,

  • подберите материалы из дополнительных источников к пунктам плана,

  • подберите фрагменты из источников по теме для освещения вопросов, приводимых в плане,

  • модифицируйте, дополните данные фрагменты,

  • изложите содержание темы в письменном виде, используя речевые клише,

  • для более полного освещения темы подберите иллюстрации.

  1. Выучите сообщение.


Объем устного сообщения – 3-5 минут


Критерии оценки устного сообщения:

«отлично» - содержание сообщения соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, четко прослеживается логика сообщения, при рассказе студент ссылается на исторические источники, документы эпохи, историографические материалы, для более полного освещения темы подобран аудиовизуальный ряд, студент хорошо владеет текстом сообщения

«хорошо» - содержание сообщения соответствует заявленной теме частично, при рассказе студент придерживается плана-задания, логика сообщения не видна, при рассказе студент не ссылается на исторические источники, документы эпохи, историографические материалы, подобранный иллюстративный материал отражает тему частично, студент показывает фрагментарные знания по данной теме

«удовлетворительно» - содержание сообщения не соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, но логика сообщения едва улавливается, при рассказе студент не использует ссылки на исторические материалы, не используется визуальный ряд, студент частично владеет текстом сообщения.


3. Методические указания по подготовке письменного сообщения, доклада в рамках любой из тем

  1. Ознакомьтесь с опорным материалом по теме.

  2. Оцените важность информации в каждом предложении абзаца.

  3. Исключите предложения, несущественные с точки зрения основной информации.

  4. Найдите избыточную информацию в оставшихся предложениях.

  5. Исключите избыточную информацию из предложений.

  6. Сорасположите разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала.

  7. Изложите материал темы.


Объем письменного сообщения – 5-7 страниц


Структура письменного сообщения:

  • Содержание (основные пункты),

  • Введение (актуальность темы, степень ее научной изученности, историография, цели и задачи),

  • Основная часть (факты, описание),

  • Заключение (выводы по итогу работы),

  • Список использованных ресурсов


Требования к оформлению: На листе формата А4 левый край должен иметь отступ 30 мм, правый – 10 мм, нижний и верхний края – по 20 мм. При написании используют шрифт TimesNewRoman (12-14 пунктов, для заголовков – 16), полуторный межстрочный интервал и одностороннюю печать. Отступы от параграфов и заголовков составляют 3 интервала, разделы и главы начинаются с новых страниц. Номер ставится на каждом листе, кроме титульного (он считается, но не нумеруется).


Критерии оценки письменного сообщения:

«отлично» - содержание сообщения соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, четко прослеживается логика сообщения, при рассказе студент ссылается на исторические источники, документы эпохи, историографические материалы, для более полного освещения темы подобран аудиовизуальный ряд, студент хорошо владеет текстом сообщения

«хорошо» - содержание сообщения соответствует заявленной теме частично, при рассказе студент придерживается плана-задания, логика сообщения не видна, при рассказе студент не ссылается на исторические источники, документы эпохи, историографические материалы, подобранный иллюстративный материал отражает тему частично, студент показывает фрагментарные знания по данной теме

«удовлетворительно» - содержание сообщения не соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, но логика сообщения едва улавливается, при рассказе студент не использует ссылки на исторические материалы, не используется визуальный ряд, студент частично владеет текстом сообщения.


4. Методические указания по подготовке и защите презентации

Титульный лист содержит сведения о вышестоящей организации, сведения об организации-исполнителе, название презентации, разработчик (ФИО студента, направление подготовки, номер группы, ФИО руководителя проекта, место учебы, год).

Второй слайд «Содержание» - список основных вопросов, рассматриваемых в содержании.

Все заголовки выполняются в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание), в конце точка не ставится.

Текст форматируется по ширине. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно. Подчеркивание не используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку. Элементы списка отделяются точкой с запятой. В конце обязательно ставится точка.

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик

Текст должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Количество слайдов – 10-15

Объем презентации – не более 15 слайдов включая титульный и содержание


Критерии оценки презентации и ее защиты:

«отлично» - презентация выполнена с учетом требований, содержание соответствует заявленной теме, четко прослеживается логика работы, качественно осуществлен отбор материала, подобраны хорошие иллюстрации, студент хорошо владеет текстом сообщения

«хорошо» - презентация выполнена с учетом требований, содержание соответствует заявленной теме, четко прослеживается логика работы, материал не отобран, дано много ненужной информации, подобраны хорошие иллюстрации, студент частично владеет текстом сообщения

«удовлетворительно» - презентация выполнена с учетом требований, содержание не соответствует заявленной теме, логика работы едва улавливается, материал не отобран по содержанию, мало иллюстраций, студент не владеет текстом сообщения


5. Методические указания по подготовке и защите реферата

Реферат представляет собой небольшой доклад, обобщающий и отражающий взгляд автора на определенную тему.

Объем работы должен составлять до 20 страниц (но не менее 13).

На листе формата А4 левый край должен иметь отступ 30 мм, правый – 10 мм, нижний и верхний края – по 20 мм. При написании используют шрифт TimesNewRoman (12-14 пунктов, для заголовков – 16), полуторный межстрочный интервал и одностороннюю печать. Отступы от параграфов и заголовков составляют 3 интервала, разделы и главы начинаются с новых страниц. Номер ставится на каждом листе, кроме титульного (он считается, но не нумеруется).

Структура реферата:

Титульный лист. Вверху указывается название вышестоящей организации и название организации-исполнителя, в центре – тема реферата без кавычек, вид работы и дисциплина или профессиональный модуль. Затем ниже со сдвигом вправо указываются данные автора, после – руководителя, в самом низу листа – город и год.

Оглавление. В нем указываются разделы, подразделы, а также номера страниц.

Введение. Отражает цель и актуальность вопроса реферата.

Основная часть. Содержит основной материал по теме, его обобщение, рассуждения и выводы.

Графический материал. Подается отдельным приложением. В реферате желательно употреблять ссылки на труды нескольких авторов. Сноски должны быть одного вида (концевые либо постраничные).

Заключение. Должно вытекать из доводов реферата, быть лаконичным, содержать финальные выводы.

Список литературы. Источники следует указывать в алфавитном порядке.


Критерии оценки реферата и его защиты:

«отлично» - оформление реферата соответствует техническому регламенту, есть ссылки на использованный источник, содержание реферата соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, четко прослеживается логика сообщения, студент хорошо владеет текстом сообщения, ставит задачи исследования, отмечает степень изученности данной темы, ее актуальность и практическую значимость, делает необходимые выводы по итогу работы.

«хорошо» - оформление реферата частично соответствует техническому регламенту, содержание реферата мало соответствует заявленной теме, при рассказе студент придерживается плана-задания, слабо прослеживается логика сообщения, студент владеет текстом сообщения, но ставит задачи исследования с трудом, отмечает степень изученности данной темы, но не может выделить ее актуальность и практическую значимость, не делает выводы по итогу работы.

«удовлетворительно» - оформление реферата мало соответствует техническому регламенту, содержание реферата не соответствует заявленной теме, при рассказе студент не придерживается плана-задания, слабо прослеживается логика сообщения, студент не очень владеет текстом сообщения, но ставит задачи исследования, отмечает степень изученности данной темы, но не может выделить ее актуальность и практическую значимость, не делает выводы по итогу работы.












6. Дидактический материал для подготовки к дифференцированному

зачету

Вопросы к дифференцированному зачету для защиты на итоговой аттестации, проводимого в форме тестирования

  1. Неолитическая революция: переход от присваивающего хозяйства к производящему.

  2. Сравнительный анализ Древневосточных и античной цивилизаций (Древневосточная деспотия и Древнегреческий полис).

  3. Деятельность первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга и Святослав).

  4. Особенности образования Древнерусского государства. (Деятельность князя Олега).

  5. Расселение восточно-славянских племенных союзов в VI-VII вв.

  6. Крещение Руси в период правления киевского князя Владимира Святославича.

  7. Характеристика основных этапов формирования Древнерусской государственности.

  8. Нравы и быт москвичей второй половины XIX века.

  9. Характеристика основных сословных групп населения Киевской Руси по «Русской Правде» Ярослава Мудрого.

  10. Путь «из варяг в греки» – фактор образования русской государственности.

  11. Альтернативы объединения Руси и их реальные перспективы.

  12. Феномен православной русской культуры.

  13. Краткий анализ политической раздробленности на Руси в XII веке: (Удельные княжества на Руси).

  14. Сравнительный анализ удельных княжеств Руси XII в. c различным политическим устройством: (Новгородская республика и Владимиро-Суздальское княжество).

  15. Основные причины поражения Руси в период вторжения монголо-татар во второй четверти XII века.

  16. Возрождение русских земель (ХIV— ХV века).

  17. Окончание Смуты и возрождение российской государственности.

  18. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники.

  19. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

  20. Итоги и цена преобразований Петра Великого.

  21. «Русская правда» П. И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н. М. Муравьева.

  22. Значение отмены крепостного права в России.

  23. Особенности российской модернизации в начале XX века;

  24. Основные положения аграрной реформы П.А.Столыпина;

  25. Суть и содержание политики «Зубатовского социализма» в начале XX века в России;

  26. Этапы Первой русской революции 1905-1907гг;

  27. Характеристика двоевластия в период революций 1917 года в России;

  28. Сравнительный анализ политики «военного коммунизма» и «Новой экономической политики»;

  29. Причины и особенности гражданской войны в России 1918-1920гг;

  30. Сравнительная характеристика планов автономизации и федерализации образования СССР;

  31. Система коллективной безопасности и ее роль в мировой политике перед Второй мировой войной;

  32. XX съезд КПСС и его значение.

  33. Политика гласности в СССР и ее последствия.

  34. Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты.










Перечень информационных ресурсов

Учебные пособия

  1. Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945 — 2000. — М., 2010.

  2. Горелов А. А. История мировой культуры. — М., 2011.

  3. Санин Г. А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.

  4. Сахаров А. Н., Загладин Н. В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.

Интернет-ресурсы

  1. www. gumer. info (Библиотека Гумер).

  2. www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

  3. www. plekhanovfound. ru/library (Библиотека социал-демократа).

  4. www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

  5. https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

  6. https://ru. wikisource. org (Викитека: свободная библиотека).

  7. www. wco. ru/icons (Виртуальный каталог икон).

  8. www. militera. lib. ru (Военная литература: собрание текстов).

  9. www. world-war2. chat. ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www. kulichki. com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

  10. www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос- сии, изданные в XVI— XVIII столетиях).

  11. www. biograf-book. narod. ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР).

  12. www. magister. msk. ru/library/library. htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).

  13. www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео).

  14. www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал). www. history. tom. ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).

  15. www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

  16. www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

  17. www. old-maps. narod. ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

  18. www. krugosvet. ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

  19. www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www. august-1914. ru (Первая мировая война: интернет-проект).

  20. www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»). www. temples. ru (Проект «Храмы России»).

  21. www. radzivil. chat. ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

  22. www. borodulincollection. com/index. html (Раритеты фотохроники СССР: 1917 — 1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).

  23. www. rusrevolution. info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www. rodina. rg. ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал).

  24. www. all-photo. ru/empire/index. ru. html (Российская империя в фотографиях).

  25. www. fershal. narod. ru (Российский мемуарий).

  26. www. avorhist. ru (Русь Древняя и удельная).

  27. www. memoirs. ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).

  28. www. scepsis. ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал).

  29. www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).

  30. www. sovmusic. ru (Советская музыка).

  31. www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio).

  32. www. hist. msu. ru/ER/Etext/index. html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

  33. www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!