СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Вн. чт. Ю. Яковлев "Багульник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Вн. чт. Ю. Яковлев "Багульник"»

Дата проведения урока: 02.12.18

Номер урока по КТП: 24

Класс, в котором проводится урок: 7-А

Тема урока: Вн. чт. Рассказ Ю. Яковлева «Багульник»

Тип урока: урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; предметные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Оборудование урока: учебник, наглядность, тетрадь

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент

Приветствие.

  1. Актуализация опорных знаний

Эпиграф

В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду.

Он каждый день менял воду.

Веник зацвел

И однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

- Багульник! - буркнул он и пошел прочь.


3.Объявление темы урока и целеполагание

-Ребята, вы прочитали рассказ «Багульник». Как вы думаете, с какой целью Ю.Яковлев написал такой рассказ?

- О чем сегодня будет наш разговор?

- Нужно ли нам сегодня об этом говорить? Важно ли это, своевременно ли?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Мы с вами определили тему урока. Теперь скажем, что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Какие задачи поставим перед собой?

  1. Объяснение новой темы

Легенда о багульнике

 Жил на белом свете красивый молодой парень, кружил он девичьи головы везде, где только появлялся. Руки у него были золотые и делал он сундучки для приданого, затейливые, с музыкой, украшенные деревянными цветами, камешками, взятыми со дна быстрых горных речушек. Так и ходил от посёлка к посёлку, выполнит заказы, "присушит" к себе пол села красавиц и появится в другом месте. Недели уходили в месяцы, настало время влюбиться и самому умельцу. Отправившись в очередной раз к горному ручью за камушками он увидел дивную красавицу, которая из капны горных трав и цветов плела себе венок. Молодой парень обомлел от увиденного, пальцы его выпустили собранные камешки из горного ручья, ноги начали подкашиваться. Собравшись с силами, умелец подошёл к красавице и как обычно начал знакомство, но разговор не шёл, слова путались, руки не знали куда деться и парень попросил у девушки испить напитка из душистых трав, который она брала с собой. Девушке так же понравился умелец и она омыла лицо его водой душистой, и дала напиток, в котором был и багульник. Выпив напиток остался мастеровой красавец с ней на всю жизнь.

Еще один миф о багульнике связан с таинственным болотным змеем, который живет в тайге Поморья и появляется при поджоге багульника. Змей появлялся на дурманящий запах растения и впитывал в себя все ароматы дыма Багульника. И если попадался змею больной человек, змей мог обмотаться кольцами вокруг человека и изгнать из него болезнь.

Так же, Багульник широко применялся знахарями, которые готовили разные приворотные зелья с использованием данного растения. Настои Багульника применялись ведуньями и для избавления от ненужной беременности. В настоящее время научная медицина определила, что Багульник повышает тонус матки и обладает абортивным свойством.


Материал для учителя (биография автора)

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», – писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев – один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что… удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником – не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева – обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» – мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе – «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, чтоже позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо»… Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной – подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня – персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей… Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя… другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая»?.. Столько мыслей, воспоминаний, но… вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости – это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека…В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

5. Физкультминутка

Вместе по лесу идём
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

6.Закрепление изученного материала

Краткий пересказ учащимися рассказа.

Разобрать понятия: милосердие и сострадание.

Лексическая работа:

Молчальник - нелюдимый, скрытный; никто не знает, что у него на уме: хорошее или плохое;

Раздражение – нервное состояние, недовольство и злость;

Милосердный – проявляющий милосердие;

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия;

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Личность – человек, имеющий своё лицо, взгляды на жизнь.

Беседа по прочитанному.

 Давайте и мы с вами проследим, как удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого. Поделитесь своими первыми впечатлениями от знакомства с главным героем. Обратимся к тексту произведения.
- Ребята, как все собаки относятся к нему?

-А каковы хозяева собак? Что мы можем сказать о них?

-Какой вывод мы можем сделать?

-Вспомните, каким предстаёт Коста в общении с четвероногими друзьями?

-Теперь мы понимаем, почему он зевал на уроках

-Подумайте, почему мальчику так хорошо с собаками, и почему он не находит общего языка с людьми?

-Итак, мы видим Косту в классе и после уроков. Что меняется в нём? В нашем отношении к нему?

- Что значит «милосердный»?

- обратите внимание на понятия «милосердие», «сострадание»

- Нужны ли в наше время такие люди?

- Чем отличается Коста от своих одноклассников?

- Можем ли мы сказать, что Коста духовно взрослее одноклассников?

- Можем ли мы представить, каким он будет, когда станет взрослым?

-Послушайте стихотворение Е.Евтушенко, которое прочитает ваш одноклассник, посоветуйтесь в группах и скажите, что общего между стихотворением и рассказом?


Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как история планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.


А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.


У каждого – свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

- Вспомним других персонажей произведения. Почему учительницу ласково называют Женечка?

-Что вам понравилось в этом персонаже?

-Почему автор не называет одноклассников Косты по именам? Можно ли представить каждого из них, как Косту?

-Расскажите, как заканчивается рассказ?

-А как бы вы закончили рассказ?

-Можно ли назвать Косту личностью? Что значит быть личностью?

-Ребята, рассказ о багульнике, который Коста принёс в класс, занимает несколько строчек, почему же писатель назвал рассказ «Багульник»?

-Зачитайте эпизод, раскрывающий вашу мысль

- Как одноклассники относились к Косте?

- Объясните смысл определения «молчальник».

- Какую реакцию вызывал Коста у одноклассников и учителей? Почему?

-Докажите это текстом.

-Но однажды одноклассники забыли, что Коста молчальник, решили, что он волшебник, и учительница стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. Почему? Что произошло?

- К чему это привело?

-Что нового узнала учительница, приглядевшись к нему?

- Давайте представим, что сейчас для Косты прозвенит звонок с последнего урока. Что произойдет?

-Звонок зовёт мальчика в загадочную жизнь, о которой никто не имеет представления. Куда он мчится?

-Давайте восстановим эпизоды свидания Косты с четвероногими друзьями, но прежде скажите, кто был свидетелем этих свиданий.

- Ребята объясните метафору «…Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костёр»

- Что произошло с Костой дальше?

-Ребята, что чувствует этот пёс? Представим на минуту, что пёс заговорил, о чём бы он нам рассказал? (в группах составьте рассказ от лица собаки)

«Коста спешил дальше…семенил чёрный Лапоть»

-Что мы ещё узнали о Косте из этого эпизода? Какую роль играет чёрный Лапоть в жизни больного мальчика?

-Куда дальше отправился мальчик?

- Перескажите этот эпизод.

-Обратите внимание, собака укусила Косту при первой встрече, но он всё равно к ней приходит, подкармливает. О каком качестве Косты это говорит?

Творческое задание:
Представьте, что пес заговорил. Чтобы он нам рассказал.

7.Рефлексия

Правило трех «М» на уроке. Отвечает каждый ученик.

8.Домашнее задание.

Ю. Яковлев «Багульник»

9.Оценивание. Самооценивание
























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!