СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние разных стилей музыки..........

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе мы выяснили, как различные стили музыки влияют на эмоциональное состояние и умственные способности человека, определили, как влияет музыка на запоминание и память.

 

За последние годы отношение к культуре в целом, и к музыке, как к одному из ее проявлений, кардинально изменились. То потребительское отношение к культуре, которое мы отмечали совсем недавно, сменяется сегодня осознанием ее важности и той весомой роли, которую культура должна в современном обществе играть. С этой точки зрения признание музыки, как одного из наиболее важных ресурсов культурного и социально развития общества сложно переоценить.

Для реализации целевой программы, которая нацелена на развитие культуры, и способствовало бы приданию большего значения индивидуальным национальным культурам всех существующих народов и народностей необходимо укрепление порушенной материально-технической базы. Т.е. требуется совершить конкретные шаги, ориентированные не только на сегодняшний день, но и на более далекое будущее.

Отличительной чертой современного этапа развития общества является на данном этапе повышений социальной роли культуры и музыки как факторов, являющихся определяющими духовную жизнь общества. При этом ценность культуры заключается не только в том, что она является духовным опытом человечества, но и в том, что способна выступить как некая особая реальность, созидательная и плодоносящая, оправдывающая истинные основы человеческого существования, наделенная способностью выделить и сохранить ценности цивилизованной жизни.

Сегодня многие социологи не просто отмечают возрастание роли музыки и культуры в целом как движущей силы развития общества, но и констатируют тот факт, что наиглавнейшие социальные изменения, происходящие сегодня в обществе, получают культурную мотивацию. Действительно, реальность, окружающая человека наполнилась в настоящий момент культурными содержаниями. Все чаще люди обращаются к культуре для организации и приведения в норму собственной жизни и общественной деятельности.

Влияние музыки на умственные способности и психологическое здоровье человека, безусловно, является актуальной проблемой современной науки. Актуальность данной темы также очевидна, если говорить о влиянии музыки на эмоциональное и интеллектуальное состояние студентов, которые вынуждены выдерживать значительные психологические и физические нагрузки в учебном процессе.

Цель: выяснить, как различные стили музыки влияют на эмоциональное состояние и умственные способности человека, определить как влияет музыка на запоминание и память.

Основные задачи предполагают проведение выборки информации из научных статей о влиянии различных стилей музыки на человека, проведение анкетирования среди учащихся 9-11 классов.

Практическая ценность полученных результатов состоит в том, что они могут использоваться в ходе научных исследований по родственным темам, а также представляют практический интерес учащихся на уроках биологии.

По данным Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН Рок-музыка стимулирует умственную деятельность и память при тихом звучании — не более 30 децибел. Если же включить ее громко, то она усиливает эмоциональное напряжение и тревожность, а также подавляет интеллект [1]. Джаз — уникальный стиль музыки, благотворно влияющий на умственные процессы, на психику в целом. Когда джазмен импровизирует, его мозг отключает некоторые свои области, а некоторые наоборот активизирует, попутно музыкант погружается в некий транс, в котором он с легкостью создает новый музыкальный материал (импровизация). В популярной музыке (малые песенные формы) слушателя привлекают несложные тексты и запоминающиеся мелодии. Считают, что популярная музыка негативно сказывается на интеллекте человека. Некоторые ученые утверждают, что возможна даже постепенная деградация личности. Самое всестороннее плодотворное влияние на человека оказывает классическая музыка. Считается, что музыка Моцарта способствуют быстрому усвоению информации и влияет на умственную работоспособность. Можно предположить, что избавиться от головной боли многим людям помогут: «Венгерская рапсодия» Листа, «Полонез» Огинского, «Фиделио» Бетховена и другие произведения классики. Память поможет улучшить периодическое прослушивание произведений, входящих в цикл «Времена года» Вивальди [1].

Таким образом, музыкотерапия оказывает комплексное благоприятное влияние на патофизиологические процессы, что подтверждается результатами и наших исследований [2].

В проведенном анкетировании приняли участия 104 учащихся. Им было предложено 3 музыкальных видеоклипа с джазовой, популярной и классической музыкой. Учащиеся должны были, используя 3-х балльную шкалу оценки, ответить на несколько вопросов:

  1. Какое из направлений наилучшим образом влияет на умственные процессы? В анкете также были вопросы о личных музыкальных предпочтениях, в частности, вопрос о том, какую музыку они слушают до и после учебы.

Было проведено 2 опроса на эту тему для лучшего понимая отношения общества к музыке. Результаты первого опроса были таковы:

Мальчики (51 человек)

Девочки (53 человека)

Как часто вы слушаете музыку?

2-7 часов в сутки: 24 мальчика

8-10 часов в сутки: 5 мальчиков

Более 10 часов в сутки: 2 мальчика

Как часто вы слушаете музыку?

2-7 часов в сутки: 39 девочек

8-10 часов в сутки: 10 девочек

Более 10 часов в сутки: 4 девочки

Какой жанр музыки вы предпочитаете?

Рок: 24 мальчика

Реп: 20 мальчиков

Классика: 2 мальчика

Другой жанр: 17 мальчиков

Какой жанр музыки вы предпочитаете?

Рок: 19 девочек

Реп: 6 девочек

Классика: 6 девочек

Другой жанр: 31 девочка

Слушаете ли вы музыку в то время, когда вы:

Делаете уроки: 23 мальчика

Делаете домашнюю уборку: 24 мальчика

Гуляете по городу: 26 мальчиков

Другие варианты: 11 мальчиков

Слушаете ли вы музыку в то время, когда вы:

Делаете уроки: 20 девочек

Делаете домашнюю уборку: 35 девочек

Гуляете по городу: 37 девочек

Другие варианты: 11 девочек

Любите ли вы слушать музыку в наушниках?

Да: 28 мальчиков

Нет: 23 мальчика

Любите ли вы слушать музыку в наушниках?

Да: 32 девочки

Нет: 21 девочка

На какой громкости вы чаще слушаете музыку в наушниках?

50%-100%: 28 мальчиков

5%-50%:23 мальчика

На какой громкости вы чаще слушаете музыку в наушниках?

50%-100%:32 девочки

5%-50%: 21 девочка

 

  1. Какое из направлений наилучшим образом влияет на умственные процессы, память, запоминание?

Второй опрос был связан с наушниками. Суть опроса заключалась в том, что было сформировано две группы людей. Одна и другая группа выполняла одинаковый тест, однако одна группа слушала музыку в наушниках, а другая нет. Никто не мог бы и подумать, но группа, которая слушала музыку справилась с тестом на 100%, а вторая группа завалила его. Из этого можно сделать вывод: благодаря музыке человек способен сконцентрироваться!

Таким образом можно сделать вывод, что правильно выбранная, неагрессивная музыка улучшает память и настроение, стабилизирует психо- эмоциональное состояние. Музыка улучшает обучаемость учащихся, стимулирует мотивационную активность.

 

Summary

The effect of different styles of music on the emotional state and mental abilities of students

Еducational institution "Gymnasium No. 71, Gomel"

Gorobets D.

In this work we figured out how different styles of music affect the emotional state and mental abilities, identified the effect of music on learning and memory.

 

 

Список литературы:

 

  1. SmallSound. Как влияет музыка на нас // SmallSound. — 2012. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://smallsound.ru/162-kak-vliyaet-muzyka-na-nas.html (дата обращения 19.03.2014).

  2. Самерханова, Л.Ч., Филатова, Н.В., Герасимова, С.В., Билялова, Д.А., Яркаев, А.А. Клиническая музыкотерапия при остром нарушении мозгового кровообращения // Казанский мед. ж. 2006. № 6.

 

 

 

 

 


Скачать

© 2016 1019 28

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!