СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние музыкально-дидактических игр на развитие младших школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие младших школьников не может произходить без игр. Влияние музыкально-дидактических игр на ребят младшего школьного возраста рассматриваем в этой работе. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыкально-дидактических игр на развитие младших школьников»

Влияние музыкально – дидактических игр на развитие младших школьников

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………………………..3

II. Основная часть

2.1. Особенности эмоционального развития младших

Школьников………………………………………………………………………………..…5

2.2. Влияние занятий музыкой на развитие учащихся…………………..6

2.3 Музыкально – дидактические игры в жизни младших школьников……………………………………………………………………………………..11

2.4. Игровая деятельность на уроках фортепиано…………………………17

III. Заключение…………………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………………………25

Приложение















I. Введение

В течение многих лет образование было ориентировано, в первую очередь, на знания; умения были на втором плане, и лишь затем следовали ценности как основной компонент отношений. В настоящее время во главу угла ставятся ценностные отношения, затем идут умения, и последнее место в новой иерархии занимают знания. Успешную реализацию поставленных целей многие ученые видят в отказе от концепции энциклопедизма и переходе от «дидактики памяти» к «дидактике мышления».

Задача образования – научить учиться. Человек забывает огромное большинство частностей, которым его учили: теорему Эвклида, атомные весы, французскую грамматику и многое из того, что вкладывалось в него в школьные годы. Самые успешные люди – не самые умные в смысле чистой способности перерабатывать информацию, а те, кто умеет запоминать, анализировать и объяснять. Школа учит нас концентрироваться.

В наш век одержимости компьютерным обеспечением школ перед учителем стоит важнейшая задача – не навредить учащимся чрезмерным использованием высоких технологий. Недостатки эмоционального развития детей младшего школьного возраста часто обсуждаются всеми участниками воспитательного и образовательного процесса. Мы часто наблюдаем эмоциональную нечувствительность детей к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям; бурные и неадекватные эмоции в ответ на реальные жизненные ситуации. Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности. Критические эмоциональные оценки деятельности ученика порождают у школьников

состояния эмоционального перенапряжения, что в дальнейшем проявляется в том или ином образе жизни и стиле поведения. На наш взгляд,

целесообразно основной целью воспитания в начальной школе считать именно становление эмоционального здоровья младшего школьника.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Современными исследователями доказано, что формировать музыкальные способности нужно начинать как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой. Бедность музыкальных впечатлений детства, их отсутствие вряд ли можно будет восполнить позднее, будучи взрослым.

Согласно новейшим исследователям детских игр, игры являются естественной школой физического, умственного и нравственного развития, настоящей школьной жизни. «Против скептицизма в оценке роли детских игр выступил А.В. Луначарский. «Неправда, будто игра не серьезна, - писал он. – Для ребенка серьезна всякая игра, ибо, играя он живет. Он только тогда и живет, тогда только и упражняется, тогда только и растит душу и тело, когда играет»[8; 104]. В играх проявляется и одна из центральных особенностей ребенка: его стремление к инобытию, его страсть к перевоплощению.

Проблемам влияния игр на эмоциональное развитие учащихся посвятили свои работы многие известные педагоги и психологи: О.С. Иванчикова, В.И. Петрушин, М.А. Смирнов, Г.И. Щукина и др.

И именно занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах наиболее полно влияет на эмоциональное развитие детей. « Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся — будь это ребенок, отрок или взрослый — должен уже духовно владеть какой-то музыкой: так сказать, хранить ее в своем уме, носить в своей душе и слышать своим слухом. Весь секрет таланта и гения состоит в том, что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт «сразу» заиграл на фортепьяно и на скрипке.»[9 ;13]

С детьми необходимо проживать, а не проходить различные произведения классики, и именно поэтому к моменту начала занятий на фортепиано они уже настолько глубоко понимают музыку, что у них появляется колоссальное желание играть. Важно то, что дети привыкли быть не слушателями, а словно бы участниками музыкального процесса: они "играют в музыку", в момент слушания у них идет активное созидание в собственном внутреннем мире. И потом все эти эмоциональные переживания, которые ребенок с удовольствием хранит в памяти. Подобную "игру" очень легко перевести в игру на фортепиано. Таким образом, музыка и игра выступают самостоятельными видами искусства, обладают общими чертами, взаимопроникают и, в конечном счете, определяются одновременно как сфера эмоционально насыщенной коммуникации, форма взаимодействия с миром, способ самовыражения.













II. Основная часть

2.1 Эмоциональное здоровье школьника зависит от внешних и внутренних факторов. Среди внешних важнейшую роль играет школа. Чувство тревоги неизбежно сопровождает ребенка в любой, даже в самой идеальной школе. Среди внутренних факторов, влияющих на эмоциональное развитие, можно назвать индивидуальность личности. Индивидуальные пути развития эмоциональной сферы складываются в значительной мере бессознательно и определяются внутренними механизмами.

Вот почему так важно именно с первых дней существования ребенка в школе формировать у него установки на прогнозирование успеха, заботу об окружающих людях, на активное отношение к собственным негативным переживаниям. Таким образом, эмоциональное здоровье – это именно та категория, без которой трудно понять происхождение способностей преодолевать трудности, преобразовывать негативные эмоции, сохранять стабильность своей жизни.

В школьные годы становление эмоционального опыта напрямую зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Поэтому каждый ребенок вправе рассчитывать на школу как на место, где его научат верить в себя. Основными задачами перед учениками младшей школы являются:

  • расширение спектра эмоциональных реакций, понимание своих эмоций и свободное их выражение;

  • понимание эмоций других людей, принятие их;

  • эмоциональное реагирование на эмоции других людей, способствующее взаимопониманию.

Способность раскрыть свой внутренний мир – это возможность развития не только того, кто говорит о своих чувствах и переживаниях, но того, кто получает, слушает эти откровения. Самораскрытие позволяет “снять с души камень”, посмотреть на себя со стороны, ощутить радость от того, что ты услышан, что тебя понимают и принимают.

Впечатление – не просто жизненный опыт, переходящий в знания; оно надолго, а иногда и на всю жизнь, запомнившийся факт, явление. “Находиться под впечатлением” означает, что человек действует, мыслит, воспринимает мир в соответствии с эмоциональной сутью впечатления. Чем сильнее впечатление, тем дольше оно может управлять человеком. Самые яркие впечатления в душе ребенка остаются после встречи с настоящими произведениями искусства при условии готовности принять их, впитать, получить наслаждение. Такие дети, когда подрастают, оказываются весьма успешны в любом из искусств. Если начинают заниматься балетом - прекрасно танцуют, интереснее и ярче других проявляют себя в занятиях живописью. Это - следствие развитости эмоциональной сферы, способности к образному мышлению.



2.2 На классической музыке детей можно учить сопереживанию: в этом случае музыка становится понятной, простой и такой же естественной, как воздух. В дошкольном и младшем школьном возрасте важно начинать с развития эмоционального мира ребенка, развития, в том числе через игру, его артистических способностей. Это очень подходящий период: ребенок без труда включается в любую игру, одушевляет любые предметы и образы.

Специалисты - музыканты выделяют три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство - проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3) ритмическое представление - это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Часто детей обучают, не учитывая их возрастные особенности - по единой для всех программе, по шаблонным требованиям. С ними выстукивают ритм, складывают нотки, учат запоминать, на какой линеечке расположена нота "соль" и на какой - нота "до", их учат сольфеджировать. С детьми этого возраста нужно слушать классическую музыку. Именно в этом возрасте они особенно легко слушают и воспринимают симфоническую музыку. На классической музыке детей можно учить сопереживанию: в этом случае музыка становится понятной, простой и такой же естественной, как воздух.

Для развития глубокого понимания классической музыки можно использовать различные приемы - например, рассказывать сказки. Тут важно, чтобы развивалась чувственная, эмоциональная сфера, без которой невозможно представить художественную личность; если человек не умеет тонко чувствовать, глубоко сопереживать, то он не может состояться как талантливый исполнитель. Позиция педагога - поддержка и помощь: "Хорошо, я помогу тебе". Чтобы ученик воспринимал занятия музыкой как свою и только свою задачу, педагог должен отвести себе именно такую роль.

В первую очередь учитель должен предлагать помощь, соучастие, постоянно вселять в ученика уверенность в том, что у него все получится самостоятельно, подбирать задания в соответствии с желаниями и способностями ребенка. Например, если у ребенка хороший музыкальный слух, то ему легче играть, подбирая музыку самостоятельно. Значит, начать обучение лучше именно с этого. Если у него не развит слух, то ему легче играть по нотам, но задачей педагога становиться развитие его слуха. Иногда дети приходят на занятия неподготовленными - главным образом потому, что игра на фортепиано требует усидчивости. В этом случае можно провести тренинг тренинг на усидчивость, а по существу - на умение получать радость от того, что делаешь (несмотря на необходимость повторять упражнения на фортепиано по много раз). Очень важно научить ребенка радоваться процессу, а не результату. Процесс освоения, изучения каждого отдельного произведения длителен, а как учебный процесс в целом - постоянен. Сколько сил порой уходит на совершенствование, а результатом ученик не всегда бывает доволен. Вот почему так важно сделать акцент на наслаждении процессом.

Радость от процесса занятий возможна, если ученик находится в состоянии творчества и игры в высоком смысле слова. Удовольствие от разучивания пьес приходит только тогда, когда ученик эмоционально включен, когда для него это - живой процесс создания, а не намерение что-то заучить. Даже знакомство с новой пьесой - пока ученик ее еще только "ковыряет" - уже начинается с эмоций: он начинает чувствовать музыку, воображение дорисовывает недостающее, вот ему уже кажется, что пьеса звучит намного лучше, чем есть на самом деле, и удовольствия от этого становится больше и больше.

Важно, чтобы при этом в его воображении не только звучала пьеса, но строился целый мир. Вот тогда идет серьезная, глубокая работа на результат.

Например, когда ребенок берет новую игрушку, то сначала он ее изучает, а потом начинает с ней играть. Если ребенок не понял, что с игрушкой делать, то она не может представлять для него какой-либо интерес: если он не умеет в нее играть, то и не станет этого делать. Точно так же и с фортепианной пьесой: ребенок в нее играет.

Играя пьесу, ученик должен иметь представление, из чего она состоит. Он должен понимать, что музыкальное произведение - это четкая система, выстроенная по законам логики. Изучая музыку, с самого начала нужно знать, что доминанта разрешается в тонику, а не наоборот, и важно узнать об этом в начале обучения, а не в старших классах, когда ты уже играешь сложные пьесы. Теорию нужно давать обязательно, и делать это в самом начале. В этом нет противоречия с "эмоциональным подходом" , главное - чтобы ничто не напоминало об обезличенной, шаблонной схеме обучения. Важно не давать ученику слишком много терминов. В терминах ребенок может запутаться, он будет думать, как называется, а не как звучит. Преподаватель значительное количество времени на уроке тратит на разбор и разучивание пьесы, потому что порой хочет сделать что-то как бы за ребенка. Он проверяет ошибки (которые ребенок может и не делать, если у него развит слух!), и получается, что время урока использовано неэффективно. Если ребенок сам способен контролировать свою игру, у преподавателя появляется время заниматься более важными вещами. Он может не разучивать с ребенком пьесу такт за тактом, а, например, предложить гармоническую сетку этой пьесы, чтобы ребенок смог на ее основе попробовать что-нибудь самостоятельно сочинить. Получается, что ученик пробует заниматься на уроке импровизацией, и в этом ему действительно нужна помощь преподавателя, а разобрать пьесу он вполне может самостоятельно.

Очень часто детей развлекают, стараясь увлечь предметом, и тогда для них "развлекание" становится интереснее самого предмета. Истинный талант педагога состоит в том, чтобы делать интересным предмет. Ребенку интересно смотреть на куклу, которая "принесла" ноту соль, но ему неинтересна сама нота соль. Важно то, что дети привыкли быть не слушателями, а словно бы участниками музыкального процесса: они "играют в музыку", в момент слушания у них идет активное созидание в собственном внутреннем мире. И потом все эти эмоциональные переживания, которые ребенок с удовольствием хранит в памяти.



2.3 Музыкально-дидактические игры ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка.   С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический рисунок, следить за направлением движения мелодии и т.д. Музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.

Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основ музыкальной грамоты. Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Педагог должен решать задачи:

1) учить детей ориентироваться в игровой ситуации;

2) развивать эстетическое восприятие, интерес и любовь к музыке, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

3)совершенствовать звуковысотный, тембровый, динамический слух, чувство ритма и темпа; слуховое внимание, музыкальную память;

В основу классификации музыкально-дидактических игр положены задачи формирования восприятия четырёх важных свойств:

1.      Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

2.      Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

3.      Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

4.      Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Игра «Музыкальная лесенка».

Цель: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Ход игры: 

·         Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.

·         Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т.к. её ступеньки – музыкальные звуки – можно только услышать.

·         Детям предлагается прослушать движение мелодии вверх и вниз по ступенькам музыкальной. Педагог поёт песенку, сопровождая своё пение движением ладони по воображаемым ступеням.

                        Сту-пень-ки - зву-ки вверх и-дут, за-тем о-ни нас вниз све-дут.

·         Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.

·         Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (8-ступенчатую лесенку и фигурку, которая перемещается по ней).



Игра «Нарисуй мелодию».

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

Ход игры: учитель  раздаёт ученикам индивидуальные карточки, на обороте которых приклеен конверт с нотами-кружочками.

       Педагог пропевает песенку и даёт ученикам задание определить, из какого количества ступенек музыкальной лесенки она состоит.    Ученику предлагается вместе с педагогом пропеть эту песенку, двигая ладошку по ступенькам.    Педагог пропевает песенку по фразам, предлагая «нарисовать мелодию» на карточке, используя ноты-кружочки.     Дети вместе с педагогом пропевают песенку, глядя на графическое изображение .



Игра «Шаг и бег».

Цель: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

Ход игры:

·         Педагог даёт ученику прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

·         После ответа ученика педагог предлагает ему прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг – шаг – шаг».

·         Далее предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та».

·         Педагог демонстрирует графическое изображение слога «та» - |.

·         Звучит аудиозапись с музыкой для лёгкого бега, и педагог предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

·         Педагог демонстрирует  детям графическое изображение слогов «ти-ти».

·         Заключить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти» .

·         Движения шагом и бегом можно заменить хлопками, шлепками или притопами, то есть всю игру можно освоить, не сходя с места.

 

Игра «Прочитай карточку».

Цель: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Ход игры:

·         Педагог предлагает ученику при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочерёдно сменяющие друг друга ритмические карточки.

·         Объявлять нужный способ «чтения» (хлопки, шлепки, притопы) педагог должен в короткой паузе между сменой карточек.

·         Ритмические группировки на карточках должны быть лаконичны, разнообразны и иметь логическое завершение (не обрывать «ритмическую мысль»).

 Игра «Ритмическое эхо»

Цель: развитие чувства ритма

Ход игры: Педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с учеником правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно: точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

 Игра «Переводчик».

Цель: закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма.

Ход игры: Педагог предлагает ученику «перевести» фразы из знакомых песен на ритмический язык, используя символы та и ти-ти.    Он воспроизводит предложенную педагогом фразу, заменяя текст ритмическими символами.      Педагог предлагает изобразить ритмический график данной фразы или выбрать из нескольких графических карточек нужную .

Игра «Угадай мелодию».

Цель: развитие чувства ритма и ритмической памяти.

Ход игры:  Педагог прохлопывает ритмический рисунок фразы из любой знакомой детям песни.   Дети повторяют и угадывают название песни, частью которой она является.



2.4. Все мы хотим видеть наших детей полноценными творческими людьми, счастливыми и успешными, рождающими уникальные идеи и оригинальные способы решения проблем. Как этого достичь? С раннего детства у ребенка необходимо развивать такое необходимое качество личности, как креативность - способность к конструктивному творческому нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта.

Для чего нужны современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одаренных от природы - художников, поэтов, артистов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто обречен жить в ситуации душевного дискомфорта.

Все, о чем написано сегодня ученым во множестве книг, все выборы и предпочтения без всякого вмешательства взрослых детьми испокон веков реализуются в игре. Поэтому можно сказать, что применительно к детству принцип удовольствия реализуется через игру. В ней ребенок свободен, спонтанен, игра всегда обусловлена внутренними побудителями, личными интересами, она обеспечивает удовлетворение жажды развития, эмоциональное наслаждение. Игра для ребенка равняется удовольствию.

Когда мы идем наперекор интересам и возможностям детей, они разными способами сопротивляются: шалят и скучают, делают вид, что учатся, притворяются, что им интересно, чтобы угодить нам, взрослым. Как известно, принуждение рождает сопротивление, которое ведет еще к большему принуждению. Круг замыкается, и из него для детского педагога есть только один выход: удовольствие и интерес. Ребенок, не испытавший радости и удовольствия от простых, музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой, вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку.

Сейчас уже очень многим понятно, что для детей игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия в художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Превратить искусство в игру, а игру — в искусство позволяют их общие корни. Содержащиеся в таком уроке специальные учебные задачи сочетают игру и обучение. Однако это сочетание нельзя осуществить как простое чередование, оно возможно лишь как ассимиляция одного в другом на основе творческого подхода.

Звуки и музыка являются поводом для игры и фантазии, дыхание которых живет в любом искусстве, даже самом серьезном. Здесь нами выдвигается и реализуется идея об особом типе урока музыки для детей, который мы определили как музыкально-дидактическую игру. В данном случае речь идет не об игровой деятельности как таковой, а о целенаправленной игре, которая подчинена достижению запланированного педагогом, но все-таки игрового результата. Модель учебного процесса как игры строится как включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, переживание ими нового опыта в обстановке игры.

На уроках фортепиано применяются различные игровые приемы. Например, вариантность способов воплощения художественного образа: предлагается выбрать стихи, картины, созвучные настроению музыки; сочинить собственную композицию, написать рассказ, придумать инсценировку, создать под музыку пластическую импровизацию-этюд. Выполнение подобных упражнений позволяет ученикам легче понять и усвоить сходства и различия выразительных средств разных видов искусств, способствует пробуждению фантазии, воображения юных музыкантов, развивает в них умение преодолевать привычные стереотипы мышления.

В работе с учениками начального звена я применяю различные упражнения со стихотворной подтекстовкой из сборника Л.Баренбойма «Путь к музыке»: «Радуга-дуга», «Старый краб», «Кузнечик». Даю задание проиллюстрировать исполняемые песенки. Со всеми учащимися использую такой метод работы, как ансамблевая игра.

Умение сочинять музыку у учащихся начального звена развиваю с помощью следующих заданий:

  • Выучи стихотворение «Зайка и мишка»

Зайка Мишеньку спросил:

«Ты куда, дружок, ходил?»

Мишка Зайке отвечал:

«Я малину собирал».

Послушай музыкальный вопрос и три варианта музыкального ответа. Выбери тот ответ, который заканчивается устойчиво и повтори его в большой октаве.

  • Выучи стихотворение «Медведь и лисица» и сочини к нему музыку.

Медведь спросил куму Лисицу:

«Ты где была вчера, сестрица?»

Лиса ответила невинно:

«У петуха на именинах».

  • Закончи стихотворение и сочини к нему мелодию. Подбери песенку в разных октавах.

Колокольчик золотистый

Зазвенел в саду

Ученикам своего класса даю задания по решению занимательных ребусов, кроссвордов и различные игры-загадки .

Замечательный сборник для занятий фортепиано представлен И.С. Корольковой «Крохе – музыканту». Нотная азбука для самых маленьких включает песенки, каждая является образцом музыкально – дидактической игры.

В силу особенностей детской психологии данного возраста автор считает нецелесообразным перегружать нотный текст лишними знаками, поэтому в песенках отсутствуют паузы, не имеющие мелодического значения. Аппликатура и штрихи не проставлены в связи с тем, что в зависимости от поставленной цели и индивидуальных особенностей строения руки ребёнка варианты могут быть различны. Целесообразно по мере изучения учеником нотной грамоты привлекать его к редакции музыкальных номеров. Использование партии учителя не является обязательным, а служит гармоническим дополнением к мелодиям.

Предлагаемые ритмические упражнения могут быть одним из вариантов работы над развитием ритма.[ ]

ф— Где они? — На ветке.

— А ветка где? — Сжег огонь.

 — А огонь где? — Дождь потушил...

В значительной степени успеху способствует использование приема инсценирования. При этом не только голосом, но мимикой и жестами передается характер песни, особенности ее героев. В качестве примера можно привести инсценирование в вокальной импровизации русской народной песни «Тень-тень».

Так же развития музыкальных способностей можно добиться с помощью стихотворной подтекстовки. Например, в пьесе «Ежик» ритм изложен восьмыми при размере 2/4, но встречаются в конце текста восьмые паузы, которые ученица не выполняла. Так же никак не получался штрих стаккато. Тогда ей было предложено сыграть пьесу с произношением следующего текста:

Ах, какой колючий еж,

Он на елочку похож.

Есть у елочки иголки,

И иголки у ежа,

Хороша, нарядна елка

И ежиха хороша.

Результат игры с декламацией был более высоким. Ученица исполнила пьесу более свободно, при этом пела слова текста. Штрих стаккато был выполнен. В тексте есть такие слова, как «колючий», «иголки» они настраивают ребенка на игру staccato.

Игра служит не вспомогательным средством, но определяет сам характер учебного процесса и, что очень важно — особого материала, позволяющего играть. Она содержится в каждом из моментов урока. Только в таком случае его возможно превратить в единую музыкально-дидактическую игру, в процессе которой будет происходить творческое освоение закономерностей музыки. Урок музыки тогда становится ТВОРЧЕСКИМ МУЗИЦИРОВАНИЕМ.







III.  Заключение    Таким образом, можно сделать выводы, что  основное назначение музыкально - дидактической игры - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.  Музыкально - дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают инициативу, самостоятельность.

   Музыкально - дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, эстетичны. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

    Игра - прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить,  расположить к себе всех учеников, в том числе и малоактивных. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Музыкально-дидактические игры должны быть представлены в определённой последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач. Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда учитель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры. Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, ученики должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность учеников, совершенствование навыков под косвенным руководством педагога.

Четвёртый этап: дети самостоятельно используют  музыкально-дидактические игры.

Таким образом, музыкально-дидактические игры соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.        Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр. Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию,  различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.           В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, при котором игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме слышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.    Музыкально-дидактические игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они вызывают у детей желание петь, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности. Учащиеся становятся эмоционально отзывчивыми. Ведь музыка не терпит равнодушия. Очевидно, что проблемы обучения игре на инструменте и эмоционального развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке должна вызывать у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринужденно. Кем бы ни стал ученик в дальнейшем, задача учителя музыки – с самого начала воспитывать в нем умение и желание творить.





















ЛИТЕРАТУРА



  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Борщ О. Iгротека у допомогу вчителю музики .//Початкова школа. – 2010. - №7. – С.38-43.

  3. Васильева Т.А. Обучение и воспитание младших школьников средствами эстрадного музыкального искусства. //Начальная школа.- 2007. - №2. С. 50-52

  4. Иванчикова О.С. Свободные вариации на тему: Нетрадиционные методы музыкального воспитания. – Симферополь: Издатель А.П. Выродов. - 2003. – 184с.

  5. Королькова И.С. Крохе - музыканту. – «феникс». - Ростов-на-Дону. – 2006.

  6. Курносова С.А. Вопросы развития эмоциональной сферы учащихся в отечественной педагогике//Начальная школа.- 2012. - №1. - С. 67-71

  7. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: Москва. - Просвещение. - 1987 – 238с.

  8. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- Москва.- Музыка. – 1967. – 309с.

  9. Осипова М.Б. Деятельность Детской школы искусств как фактор развития художественной культуры детей в условия х малого города. //Начальная школа.- 2010. - №1. С. 89-93.

  10. Петрушин В.И. Музыкальная психологи я . – М., 1997.

  11. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. – М., 1990, с. 319

  12. Синицына И.А. Организация здоровьесозидающей деятельности

средствами музыкального искусства. //Начальная школа.- 2012. - №7. С. 12-14.

  1. Туполин А.В. Программа по музыке для школ с углубленным изучением устно-песенного фольклора. //Начальная школа.- 2009. - №5.- С.5 –9.

  2. Хаустова Ю.П. Проблема формирования музыкального интереса у детей. //Начальная школа.- 2007. - №4. С. 46-49 10.

  3. Цыпин Г.М. Психология музыкально деятельности. – М., 1994

  4. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М. 1971.





















Приложение 1.

Урок фортепиано

Ученица 1 класса

Тема урока: Музыкальный текст

Тип урока: закрепление учебного материала

Цель урока: отработать навыки работы с музыкальным текстом, способствующие облегчению выполнения домашних заданий; развивать инициативу при изучении произведений, прививать желание выступать перед аудиторией.

Оборудование: сборники нот, таблицы «Зеркало», «Длительности», игра «Музыкальное лото»

Ход урока

I Организационный момент

Беседа «Ассоциативный ряд»: удовольствие – игра – музыка – концерты – игра на фортепиано – работа пальцев – упражнения.

Вывод: Чем лучше, больше и качественнее мы будем работать над гаммами и упражнениями, тем больше удовольствия получим от исполнения произведений.



II Актуализация знаний

Гамма Ре мажор. Проигрывается каждой рукой отдельно.

Работа с таблицей «Зеркало». Предложение сыграть расходящуюся гамму Ре мажор от одного звука.

Слово учителя: Для работы с нотным текстом нам необходимо повторить ноты и длительности.

Проводится игра «Музыкальное лото». Ученица определяет ноту по карточке и играет ее на фортепиано в определенной октаве. Используется запись нот как скрипичного, так и басового ключа.

Прием «Негатив как позитив». При ошибке обращаемся к таблице «Зеркало», повторяем, визуально запоминая местоположение нот в звукоряде.



III Основной этап

Слово учителя: Теперь, когда у нас разыграны пальчики, и мы вспомнили, что нам необходимо для работы с музыкальным текстом, приступим к исполнению произведений.

  1. Украинская народная песня «Ой ти, дівчино, зарученая»

Работа над певучим исполнением legato.

  1. Филипп «Колыбельная»

Прием «Эмоциональный отклик». Ученица дома готовит иллюстрацию к пьесе.

  1. «Ой ,лопнул обруч»

Повторяем текст, уделяем внимание паузам на вторую долю в левой руке и длинным половинным длительностям во II части

Прием «Лови ошибку». Учитель исполняет пьесу, не додерживая залигованные половинные длительности в аккомпанементе. Ученица представляет себя на месте учителя («Ролевая игра»).

IV Заключительный этап

Повторение ансамблей – игра с педагогом в четыре руки: А.Колтунова «Ослик», «Шуточка», «Кабы, кабы да кабы»

Слово учителя: Мы планируем выступление в детском саду с концертом.

Что бы ты сказала будущим первоклассникам, чтобы у них возникло желание заниматься музыкой? V Домашнее задание: потренироваться выступать, устроить дома концерт для родителей.

Приложение 2.

Музыкально-дидактические игры.

Музыкально-дидактические игры на развитие ладового чувства:

  «Солнышко и тучка»

Цель.  Развивать у учащихся представления о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).

Дидактический материал. Три карточки из картона с  изображением: на одной сияющего солнышка; на другой – солнышко, чуть прикрытое тучкой; на третьей – тучка с дождём.

Методика применения. Число участников определяется количеством комплектов пособия. Учащимся раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать музыкальные произведения. Учащиеся поочерёдно определяют характер  каждого из них и поднимают нужную карточку.

«Разведчики»

Цель.  Закрепление знаний нотной грамоты, развитие чувства ритма, развитие ладового чувства и музыкальной памяти.

Дидактический материал. Карточки с «музыкальным кодом».

Методика применения.  Педагог раздаёт карточки с «музыкальным кодом», в котором цифры обозначают определённую ступень лада. Учащиеся выступают в роли «дешифровальщика», т. е. они должны  уметь «раскодировать» мелодию: мысленно услышать мелодию по ступеням, узнать песню, спеть её вслух или сыграть на фортепиано, металлофоне. Так же упражнять детей в воспроизведении ритмических рисунков изображённых на карточках.

Музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-слуховых представлений

 «Музыкальная лесенка»

Цель.  Различать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти и восьми ступеней лада, идущих вверх и вниз: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до; 4) до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до,  до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до. Ступени лада поются со словами: 1) «вверх иду», «вниз иду»; 2) «вверх я иду», «вниз я  иду»; 3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз»; 4) «вверх по ступенькам поднимись», «потом обратно вниз спустись». Учащиеся должны знать последовательность звуков и петь их.

Дидактический материал. «Лесенка» из картона.

Методика применения. После ознакомления с попевками-песенками, педагог играет  их на фортепиано и предлагает определить движение мелодии (вверх, вниз или на одном звуке) и количество ступеней в сыгранной мелодии. Ученик соответственно передвигает игрушку по ступенькам лесенки. «Куда идёт мелодия»

Цель. Развивать у учащихся умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии.

Дидактический материал. Карточки с изображением кружков-ступенек.

Методика применения. После ознакомления с попевками – песенками педагог предлагает узнать, куда идёт мелодия, а затем показать карточку или несколько карточек  с соответствующим  графическим изображением мелодии.

Музыкальный репертуар.  «Барашеньки» русская народная прибаутка обработка Н. Френкель, «Горошина» В. Карасевой, «Лесенка» Е. Тиличеевой, «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

«Бубенчики»

Цель.  Упражнять детей  в различении  трёх   звуков разной   высоты  (звуки мажорного трезвучия):  до2 – ля – фа.

Дидактический материал. Комплект карточек  с  изображением нот на разных линейках или валдайские колокольчики.

Методика применения. В игре участвуют любое количество детей (в зависимости от игрового материала), один из них ведущий. Он садится  за небольшой ширмой или  за спиной  играющих,  и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своём наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и «прозвенеть» им. При повторении игры ведущим становиться тот, кто правильно определил звучание каждого колокольчика.

Музыкальный репертуар. Знать песню «Бубенчики» Е. Тиличеевой.

«Подумай и отгадай»

 Цель.  Развивать у учащихся способность различать  регистры (высокий, средний, низкий).

Дидактический материал. Карточки по числу играющих, на которых изображены: на одной птичка (высокий регистр); на другой – зайчик (средний регистр); на третьей – медведь (низкий регистр).

Методика применения. Педагог исполняет три пьесы, звучащие в разных регистрах (высокий, средний, низкий). После повторного исполнения каждой из пьес, учащиеся определяют регистр,  выбирают нужную карточку и показывают её педагогу.

 

Музыкально-дидактические игры на развитие ритма:

«Ритмохлопы»

 Цель. Упражнять детей в различении  пяти ритмических рисунков.

Дидактический материал.  Карточки-картинки.

Методика применения.   В центре  нарисован кружочек,  а    в    нём     ритмический   рисунок   тех   слов, предметов, которые нарисованы вокруг него. Педагог предлагает учащимся прохлопать  и проговорить  все слова изображённые на рисунках. А  после  придумать свои слова к этим ритмам.  Далее игра усложняется и дети по ритму,  прохлопанному педагогом или любым учащимся, узнают  уже сами один из пяти предложенных ритмических рисунков.

 

III.  Заключение      Одним из важнейших средств эмоционального развития младших школьников являются музыкально - дидактические игры.

       Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!