Просмотр содержимого документа
«Влияние конструктивных особенностей и технического состояния автомобиля, дорожных условий на безопасность движения»
Безопасность движения. Влияние конструктивных особенностей автомобиля, технического состояния и дорожных условий
Теоретический материал по следующим вопросам:
Влияние конструктивных особенностей и технического состояния машины на безопасность движения.
Влияние дорожных условий на безопасность движения машин.
Выбор безопасных режимов движения машин.
Влияние конструктивных особенностей и технического состояния машины на безопасность движения
Безопасность движения в значительной степени зависит от конструктивных особенностей и технического состояния машины. К основным конструктивным недостаткам механизмов и агрегатов машин относятся:
недостаточная надежность деталей, особенно в узлах и механизмах, непосредственно влияющих на безопасность движения (в механизмах рулевого управления, тормозной системе и др.);
недостаточные приемистость, тормозные свойства, управляемость и устойчивость против заноса и опрокидывания;
недостаточные удобства для работы водителя.
Статистика показывает, что большое число автомобилей эксплуатируются с неисправными или неотрегулированными тормозами, рулевым управлением, приборами освещения и другими механизмами, непосредственно влияющими на безопасность движения.
Характерными неисправностями являются:
неодинаковые или увеличенные зазоры между фрикционными накладками и барабанами колес;
заклинивание или заедание тормозов;
замасливание тормозных колодок;
чрезмерный нагрев тормозных барабанов или колодок;
засорение цилиндров гидропривода тормозов;
негерметичность системы;
увеличение свободного хода педали у автомобилей с гидроприводом;
увеличенный выход штока тормозных камер у автомобилей с пневматическим приводом;
замерзание конденсата в воздухопроводах и ресиверах пневматического привода;
увеличенный люфт рулевого колеса;
увеличенный люфт в сочленениях рулевого механизма;
заедание или тугое вращение рулевого колеса;
повышенная утечка масла из рулевого механизма;
нарушение крепления (шплинтовки) рулевых тяг;
неправильная установка фар
недостаточная сила света фар;
неисправность стоп-сигнала, указателей поворота;
отсутствие света в подфарниках или одной из фар;
неодинаковое давление воздуха в шинах;
разная степень износа или различный рисунок протектора шин;
внезапный разрыв покрышки или быстрый выход воздуха из камеры;
ненадежное крепление колес автомобиля.
Специальные исследования показали, что из-за плохих условий работы водителей (неисправностей приборов освещения, ухудшения обзорности водителя, неисправностей стеклоочистителей, неправильной установки зеркал заднего вида, отсутствия противосолнечных козырьков и т. д.) происходит до 25% всех дорожно-транспортных происшествий.
Влияние дорожных условий на безопасность движения машин.
Анализ показывает, что значительное возрастание опасности возникновения дорожно-транспортных происшествий наблюдается в местах:
резкого ухудшения дорожных условий (сужение проезжей части, кривые малого радиуса и т. п.);
пересечений транспортных потоков;
когда на дороге могут появиться различные препятствия (люди, животные и т. п.).
Необходимо помнить, что резкое ухудшение безопасности движения происходит на закруглениях дорог с радиусом меньше 500 м.
На безопасность движения большое влияние оказывает расстояние видимости в плане и в профиле поверхности дороги. Фактическая видимость может уменьшаться при ухудшении метеорологические условий (дождь, туман, снегопад), при наличии движущихся или стоящих на дороге транспортных средств, различных сооружений, рекламы и т. д.
На безопасность движения значительное влияние оказывает освещенность дорог, которая может составлять 100 тыс. лк при солнечной погоде и снижаться до 0,1 лк в лунную ночь. На дорогах в темное время суток происходит около 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в это время во много раз ниже среднесуточной.
Необходимыми условиями предупреждения дорожно-транспортных происшествий является изучение и устранение причин и условий, способствующих их возникновению.
В практике встречается большое количество различных причин происшествий, однако все они сводятся к следующим:
нетрезвое состояние водителя;
превышение допустимой скорости движения;
нарушение правил вождения (обгона и маневрирования, проезда железнодорожных переездов, встречного разъезда и т. д.);
передача руля другим лицам;
неправильная оценка дорожной обстановки и несвоевременное принятие мер по обеспечению безопасности движения;
неопытность и невнимательность водителя;
изменение психофизиологических функций водителя (переутомление, болезненное состояние, сон за рулем и т. д.);
техническая неисправность машины;
плохая организация движения и прочие.
Выбор безопасных режимов движения машин
Как правило, режимы движения водителям устанавливают на инструктаже, если транспорт является производственным. Водитель личного автомобиля также выбирает определенную тактику движения, постоянно оптимизируя режим движения в зависимости от условий дорожной обстановки.
Оптимизация режимов движения предполагает применение водителем рациональных приемов управления, связанных:
с выбором безопасной скорости движения,
безопасной дистанции и интервала,
правильным обгоном,
правильным разъездом с встречным транспортом и т. д.