СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние классической музыки на успеваемость учащихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка   активизирует   деятельность   правого   полушария   и   делает   более логичной работу левого полушария, что способствует увеличению количества нервных каналов в мозге и стимулирует учёбу и творчество. В  работе представлены результаты экспериментов по влиянию классической музыки на результы выполнения контрольных по литературе,алгебре. химии, физике.

Просмотр содержимого документа
«Влияние классической музыки на успеваемость учащихся»

XII городской конкурс научно-исследовательских и учебно-

исследовательских работ учащихся

Управление образованием администрации г. Соликамска Пермской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

детей «Детский эколого-биологический центр»








Направление: медицина










Влияние классической музыки на успеваемость учащихся 10 классов МОУ СОШ №17















Выполнила:

Назарова Дарья, 10 класс

Руководитель: Ливар Л.И. педагог д/о









г. Соликамск




Содержание

Стр.

Введение 3


«Цветок здоровья» - система саморазвития учащихся 5


Влияние музыки на организм человека 7


Методики и методы исследований 11


Результаты исследований 12


Заключение 16


Список литературы 17


Приложения 18




































Введение


Музыка вызывает в нас определенную вибрацию…

Когда-нибудь будет найдена самая нужная вибрация

для каждого человека, которая поможет ему.

Джордж Гершвин

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся. Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которая наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную деятельность. Для этого следует использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. [5] Стрессовая ситуация обучения в школе является для ученика серьезным фактором ухудшения здоровья. [6] Стрессами для ребенка являются самостоятельные и контрольные работы, боязнь вызова к доске и другие. Они вызывают головную боль, боль в груди, животе, страхи и напряжения, которые снижают сосредоточенность и внимание, что сказывается на процессе обучения в целом. При волнении происходит спазм сосудов. Это ведет к нарушению кровоснабжения головного мозга, из-за чего снижается результат. А музыка в силу своей вибрационной природы снимает спазм, кислород и питательные вещества устремляются к головному мозгу. Вследствие этого он начинает лучше работать. Задача учителя состоит в том, чтобы организовать деятельность школьников без потерь для здоровья, включая технологии, обеспечивающие это. Одной из таких технологий является музыка, благодаря тому, что она активирует работу головного мозга, улучшает память и обучаемость, а также повышает производительность труда. Кроме того, музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.

Еще в первом веке до нашей эры Пифагор установил, что, обладая особым воздействием, музыка способна повышать и развивать интеллект человека. Поэтому члены пифагорской школы проводили занятия математикой под звуки музыки. [2]

В Париже есть клиника Альфреда Томатиса. Достижений этого французского врача множество. Он считает, что высокочастотные зву­ки воздействуют на мыслительные функции, такие как мышление, пространственное воображение и память. Звуки среднего частот­ного диапазона стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низ­кие звуки воздействуют на физическое дви­жение. Низкая ритмичная музыка не дает возможности сконцентриро­ваться или успокоиться. Кроме того, он ввел понятие «эффект Моцарта», заключающееся в том, что прослушивание музыки Моцарта может оказать сильное воздействие на умственную деятельность человека. Было проведено исследование. Оно включало в себя проецирование на большой экран в течение одной минуты шестнадцати абстрактных фигур, по своей форме напоминающих скомканные куски бумаги. Упражнение состояло в том, чтобы семьдесят девять студентов смогли «расшифровать» и объяснить потом, как могут выглядеть изображения на этих листах бумаги, если их разгладить. В течение последующих пяти дней одна группа студентов прослушивала сонату Моцарта в оригинальном исполнении, другая работала в тишине, а третья в сопровождении смешанных звуков, включая рассказ и танцевальные пьесы. Студенты из всех групп значи­тельно повысили свой интеллектуальный индекс на второй день по сравнению с первым днем, но способность группы, которая прослушивала музыку Моцарта, повысилась на 62% по сравне­нию с 14% у тех, кто работал в тишине, и 11 % у студентов, кото­рые слушали смешанный звуковой фон. Интересно, что первая группа продолжала повышать интеллектуальный потенциал и в последующие дни, в то время как достижения других групп не выросли сколько-нибудь заметно. Таким образом, прослушивание музыки Моцарта усиливает творческие про­цессы правого полушария, которые связаны с пространственно-временным мышлением. [3]

Нас заинтересовал этот опыт, и мы решили провести исследование о влиянии классической музыки на успеваемость учащихся. Мы остановились на следующих композиторах: В.А. Моцарт (концерты для скрипки), Й. Гайдн (симфонии №44, 46 и 59), Людвиг ван Бетховен (фрагменты произведений), Ф. Шопен (вальсы и этюды), И.С. Бах (концерты и сюиты) и А. Вивальди («Времена года»). Произведения этих композиторов мы включали на самостоятельных контрольных работах по алгебре, физике, химии и во время написания сочинений по литературе. Таким образом, мы выбрали и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Чтобы убедиться в том, что музыка действительно снижает напряжение, помогает сосредоточиться при выполнении контрольных и самостоятельных работ, нами было проведено исследование о влиянии классической музыки на успеваемость учащихся школы №17.

Объект исследования – учащиеся школы №17.

Предмет исследования — влияние классической музыки на успеваемость учащихся школы №17.

Цель работы: исследование о влиянии классической музыки на успеваемость учащихся школы №17.

Задачи:

  1. Изучить библиографические источники о влиянии музыки на человека.

  2. Подобрать музыкальные произведения для проведения исследований.

  3. Провести исследования о влиянии классической музыки на результативность при выполнении контрольных и самостоятельных работ.

  4. Проанализировать результаты исследований.

  5. Ознакомить с результатами исследований учителей.




























«Цветок здоровья» - система саморазвития учащихся


Музыка является одним из компонентов программы самопознания и самосовершенствования «Цветок здоровья». (Приложение 1) Все мероприятия, которые способствуют формированию здоровой, гармонически развитой личности, отражены в графическом рисунке в виде цветка, где каждый лепесток, сердцевина, стебель и лист соответствуют конкретному компоненту системы. Данный образ позволяет нам запомнить эти компоненты и, увидев их взаимосвязь, ощутить себя удивительным растущим организмом – цветком. Цветок как символ жизни, развития, силы, красоты, совершенства, любви, здоровья будет помогать нам в жизни.

Компонент системы - семья.

Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребёнка закладываются в семье. Атмосфера, в которой развивается ребёнок, является не просто важным фактором в его жизни. Этот фактор (семейный) прокладывает те жизненные «рельсы», по которым он движется, и направлять эти «рельсы» необходимо к здоровому образу жизни.

Элемент структуры системы — психопластика.

Психопластика (от греческого «психос» - душевный и «пластика» — лепка, ваяние) - изменение психического состояния человека в результате коррекции различных физиологических процессов в его организме. Методики психопластики направлены на изменение эмоциональной реакции на негативные факторы, разрушение комплексов неполноценности, формирование положительного эмоционального состояния. Одной из важнейших задач психопластики является формирование у учащегося ощущения «подтверждённости» как субъективно, так и объективно. Он должен почувствовать, что он есть, он существует, живет, радуется жизни, что он выстоит при любых невзгодах, справится с любыми трудностями.

Элемент структуры системы - пневмопластика.

Пневмопластика (от греческого пневма - дыхание, пластика - лепка, ваяние) - это изменение жизнедеятельности дыхательной функции, а также создание баланса между дыханием, эмоциями и движением. Школа дыхания является фундаментом любого оздоровительного комплекса. Правильное дыхание улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Элемент структуры системы — кинезиопластика.

Двигательная функция является ведущей в жизнедеятельности организма с точки зрения энергообмена. При этом психическая функция регулирует объём движений и повышает уровень двигательной активности, а дыхательная обеспечивает кислородом работающие мышцы. На функциональном уровне у учащегося снимаются стрессы, он обучается получать удовольствие от дыхания и движения, он обучается движением как бы рассказывать о своих проблемах, открывать через движение свой мир и познавать мир окружающий.

Массаж и самомассаж - элемент системы «Цветок здоровья».

Массаж - одно из средств физической культуры. Он оказывает не только локальное действие, но и общеоздоровительное, активизирующее крово- и лимфообращение, с его помощью стимулируются все виды обмена, что улучшает питание тканей организма. Учащиеся легко осваивают приёмы самомассажа биологически активных точек по Уманской и применяют эти знания при головной боли и заболеваниях носоглотки.

Элемент структуры системы — экологическая гармонизация.

Гармония ребенка и растительного царства - основной источник здоровья и правильного развития человека. Видеть прекрасное вокруг себя, ощущать себя частицей этого необъятного и необыкновенного, уметь наблюдать за окружающим и собственным организмом в зависимости от окружающего – это и есть экологическая гармонизация. Невозможно заниматься самосовершенствованием без экологической гармонизации. Ведь ещё Гиппократ сказал: «Лучший врач - это природа».

Элемент структуры — диетопластика.

Без питания нет жизни. Питание - это то, что даёт нашим клеткам энергию и необходимые «строительные материалы». Свет, воздух, вода и любое вещество, элементы которого способны превратиться в составные части наших клеток, тканей, органов и жидкостей организма, а также все вещества, которые могут быть использованы клетками организма для выполнения их функций, - всё это является питанием человека. И только человек в ответе за все, что происходит с его организмом в зависимости от того, как он его питает.

Диагностика — элемент структурной системы.

Для реализации программы самосовершенствования личности требуется активная работа по изменению отношения учащихся к собственному здоровью и здоровому образу жизни. Для этого необходим соответствующий диагностический инструментарий, позволяющий, с одной стороны, определить исходный уровень и особенности существующего отношения к здоровью, а, с другой стороны, оценить эффективность проводимой работы по укреплению здоровья и формированию потребности вести здоровый образ жизни.

Самоконтроль, самокорреция — элементы структурной системы. Способов самопознания много: самонаблюдение, самоанализ, самооценка и др. Нами была разработана и апробирована система самонаблюдения и самоконтроля «Дневники самоконтроля». Цель создания дневника: помочь учащимся познать себя, научить самонаблюдению за своим физическим и психическим состоянием, определить возможности и резервы организма, проводить самоконтроль и самокоррекцию. Учащийся, оценивая и сравнивая собственные результаты наблюдений, занесённые в дневник, выбирает из основных приёмов и методов те, которые помогут именно ему в той или иной жизненной ситуации. Он может подобрать положительно зарекомендовавшие себя оздоровительные приёмы и составить свою программу оздоровительных мероприятий, формируя представления о собственных возможностях и способностях. В результате складывается определённая самооценка о своей уникальности, значимости, исчезают комплексы неполноценности.

Музыка – это объединяющий компонент всей системы самосовершенствования личности.

Музыка активизирует деятельность правого полушария и делает более логичной работу левого полушария, что способствует увеличению количества нервных каналов в мозге и стимулирует учёбу и творчество. Она доходит до самых глубин нашего мозга и организма, вовлекая в работу множество подсознательных систем и механизмов саморегуляции и самооздоровления. Музыка гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с беспокойством, страхом, с комплексом неполноценности. Музыка нормализует сердечную деятельность, снижает утомляемость, обостряет внимание, улучшает память, повышает уровень иммунных процессов в организме. [4]















Влияние музыки на организм человека


Музыка позволяет замаскировать неприятные звуки и ощущения.

Спокойная музыка в стиле барокко может скрыть или даже нейтрализовать неприятные звуки и ощущения. Соответствующего голоса иногда бывает достаточно для того, чтобы снять болезненное воздействие.

Музыка активизирует деятельность правого полушария, приводит к созданию визуальных образов, что, в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с беспокойством, страхом, с комплексом неполноценности.

Музыка влияет на дыхание.

Дыхание человека ритмично. Если он не карабкается вверх по лестнице и не лежит на животе, то обычно делает от двадцати пяти до тридцати пяти вдохов в минуту. Более глубокий, медленный ритм дыхания является оптимальным, способствует покою, контролирует эмоции, более глубокое мышление и лучший метаболизм. Быстрое, сбивчивое дыхание может привести к поверхностному и рассеянному мышлению, импульсивному поведению и склонности делать ошибки. Как показывает практика, прослушивание быстрой, громкой музыки после медленной музыки может привести к такому эффекту. Замедлив темп музыкального произведения или прослушивая более медленную музыку, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность успокоиться мозгу. Григорианские песнопения, современные оркестровки и народная музыка обычно дают такой эффект.

Музыка влияет на сердечный ритм и пульс.

Ритм сердечных сокращений можно регулировать с помощью звуков и музыки. Сердцебиение реагирует на частоту, ритм и громкость, которые могут ускорять или замедлять сердечные ритмы. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и с ритмом дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самоисцеляться. Музыку можно назвать «естественным миротворцем». Ритмичная музыка может взбодрить человека и наполнить его энергией, но прослушивание рока повышает ритм сердечных сокращений и снижает качество тренировки. И наоборот, прослушивание легкой и плавной музыки успокаивает сердечный ритм и позволяет тренироваться дольше и с большей пользой.

Музыка может влиять на кровяное давление.

Повышенный шум может повысить кровяное давление на десять процентов. Хотя механизм этого явления не совсем понятен, такой шум вполне может вызвать срабатывание защитных механизмов организма, которые приводят к высвобождению адреналина и норпинефлина. Это способствует ускорению сердцебиения и повышению кровяного давления.

Музыка влияет на температуру тела.

Все звуки и музыка оказывают тонкое, но сильное влияние на температуру тела и, следовательно, на способность адаптироваться к изменениям температуры, теплу и холоду. Божественная музыка может наполнить человека теплотой, громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру тела на несколько градусов, в то время как легкая музыка со слабовыраженными ритмами способна снизить ее. Музыка воздействует на кровообращение, частоту сердечных сокращений и дыхание. В холодный зимний день теплая музыка (особенно музыка с сильным ритмом) помогает согреться, в то время в летнюю жару абстрактная отвлеченная музыка может «охладить» человека.

Музыка может повысить уровень эндорфина.

Химические вещества, которые возникают в организме под воздействием радости и эмоционального богатства музыки (музыка из кинофильмов, религиозные музыкальные произведения, марши симфонических оркестров и ансамблей), способствуют выработке в организме анестетиков и приводят к усилению иммунной функции. Ощущение подъема, которое вызывается прослушиванием определенной музыки, — является результатом высвобождения эндорфина. Он вырабатывается гипофизом и является результатом электрической активности, которая распространяется в области мозга и связана с деятельностью лимфатических и автономных управляющих центров. Наряду со снижением стресса и боли естественные высокочастотные звуки могут вызвать увеличение в крови лимфоцитов, которые повышают естественную сопротивляемость организма болезням. Лимфоциты также повышают сопротивляемость инфекции СПИДа, лейкемии, герпеса, кори и других инфекций. В будущем исследование способности музыки регулировать выделение эндорфина расширит области ее использования в процессе лечения.

Музыка регулирует выделение гормонов, снижающих стресс.

Анестезиологи сообщают, что уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. В некоторых случаях это может заменить лекарственные препараты.

Музыка в звуки могут активизировать иммунную функцию.

Если организм способен успешно противостоять болезням, это объясняется тем, что все его системы работают в гармонии: кровь, лимфа и другие жидкости циркулируют правильно; печень, селезенка и почки работают как единый механизм. Последние исследования в области иммунологии предполагают, что недостаток кислорода в крови может стать основной причиной иммунодефицита и развития дегенеративных заболеваний. Определенные музыкальные жанры так же, как пение и декламирование, могут повысить содержание кислорода в клетках организма. Предпочтительная музыка «может вызвать глубокий позитивный эмоциональный опыт, который в свою очередь стимулирует выработку гормонов, способствующих снижению факторов, которые ускоряют развитие болезни».

Музыка изменяет восприятие пространства.

Определенная музыка может повысить деятельность мозга в восприятии окружающего мира, формировании образов и распознавании различий между объектами. Другими словами, музыка может влиять на то, как человек воспринимает окружающее пространство. Медленная музыка содержит больше пространства, чем быстрая. Когда человек ощущает дефицит времени, оказывается в каком-то ограниченном пространстве, камерная музыка Моцарта или легкая музыка могут создать расширенное пространство для успокоения и отдыха. В этом смысле музыка является «звуковыми обоями». Она может дать человеку возможность почувствовать окружающую обстановку более светлой, объемной и приятной. Она может создать более упорядоченную эффективную и активную среду. В больничных восстановительных палатах музыка может помочь снизить чувство замкнутости.

Музыка изменяет восприятие времени.

Резкая музыка типа марша может ускорить шаг. Классическая музыка и музыка в стиле барокко провоцирует замедленное поведение. Музыка высокого романтизма или современные оркестровки помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая музыка может заставить время остановиться. С другой стороны, в больнице или поликлинике, где минуты кажутся часами, яркая живая музыка может ускорить бег времени.

Музыка может улучшать память и обучаемость.

Выполнение упражнений под музыку повышает самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Прослушивание легкой музыки (например, Моцарта или Вивальди) в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихотворений.

Музыка повышает производительность труда.

Музыка помогает вырабатывать чувство безопасности.

«Безопасная» музыка не всегда прекрасна или романтична. Это музыка, которая обеспечивает слушателю покой. Музыка обладает большой силой и целительными свойствами. Она помогает человеку связаться с глубинными ритмами жизни. За последние пятьдесят лет общество стало слишком полагаться на специалистов, профессионалов. Люди привыкли обращаться к врачам, когда они чувствуют боль или незнакомые ощущения. При этом они рассчитывают, что врач может диагностировать недомогание и научить их, как нужно лечиться. С другой стороны, пытаясь объединить дух и тело и принимать активное участие в процессе выздоровления, люди становятся сильнее и убежденнее. Поставив себе на службу новые знания и мудрость, люди могут использовать традиционные медицинские модели более творчески и эффективно.

Музыка оказывает глубокое влияние на эмоциональную сферу в силу своей вибрационной, ритмической и мелодической природы, следовательно, с помощью музыки можно проводить развивающий дозированный эмоциональный тренинг, который приводит к улучшению психофизического состояния организма учащегося и может дать ощущение здоровья и счастья.

У каждого человека есть любимая музыка, которая действует на его душу наиболее эффективно. Ниже указано влияние на организм человека различных жанров музыки. Следует иметь в виду, что в рамках каждого жанра существует разнообразие стилей. Некоторые из них активны и несут энергию, другие пассивны и помогают расслабиться.

  • В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

  • Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

  • Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие.

  • Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, национализм или мистицизм. Ее лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

  • Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель) основана на свободнотекущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях. Четверть часа сладкой дремы под такую музыку, после которых, необходимы гимнастические упражнения на растягивание, могут пробудить ваши творческие импульсы.

  • Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат выразительные африканские мелодии, могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность.

  • Румба, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

  • Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.

  • Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как Элвис Пресли или Майкл Джексон, может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

  • Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов (например, музыка семи арфистов или Брайана Эно), усиливает состояние расслабленной готовности.

  • Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп и грандж может перевозбудить человека, повысить активность.

  • Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить человека и привести в состояние умиротворения.

  • При утомлении, нервном истощении рекомендуется слушать «Утро» (Э. Григ). При снижении внимания – Бах, «Времена года» (П.И. Чайковский), «Лунный свет» (Дебюсси), «Грезы» (Шуман). При угнетенном меланхолическом настроении – Бетховен «К радости». [3]










































Методики и методы исследований


Нами применялись два метода исследований: экспериментальный и статистический. Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт), – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение. В связи с этим эксперимент, как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. Современная наука использует разнообразные виды эксперимента: качественный, модельный (в сфере фундаментальных исследований); измерительный; мысленный. В области прикладных исследований применяются все указанные виды эксперимента.

Статистическая проверка гипотез – система приемов в статистике, предназначенная для проверки соответствия опытных данных проверяемой гипотезе. К проблеме статистической проверки данных приводит большое число связанных с экспериментом вопросов, возникающих в приложениях. Правило, по которому принимается или отклоняется гипотеза, называется статистическим критерием. Статистические методы анализа - группа методов и способов сбора и обработки данных, используемых для описания и анализа информации. [1]
































Результаты исследований


Исследование проводилось среди двух 10 классов (50 учащихся). Музыка включалась на самостоятельных и контрольных работах по алгебре, физике и химии и при написании сочинений по литературе. При сравнении средних результатов работ, проведенных с музыкой, с результатами работ, проведенных без музыки, оказалось, что средний балл по алгебре за работы, проведенные без музыки, - 3,2, а за работы, проведенные с музыкой – 3,7. По литературе результаты одинаковы – 3,8. По физике – 3,7 и 4,1; по химии – 3,4 и 3,6 соответственно. Музыка оказала наибольшее влияние на написание контрольных и самостоятельных работ по алгебре (разница в результатах составляет 0,5). Второе место занимают работы по физике (разница в результатах – 0,4). Третье место – работы по химии (разница в результатах – 0,2). Прослушивание классической музыки меньше всего повлияло на написание работ по литературе (результаты одинаковы). (Приложение 2)

Средний результат работ, проведенных без музыки, составляет по всем предметам 3,5. Результат работ, проведенных с применением фрагментов из произведений Ф. Шопена, - 3,6; А. Вивальди и И.С. Баха – 3,7; Й. Гайдна – 3,9; В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена – 4. Таким образом, наибольшее влияние на успеваемость учеников оказывают произведения В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена (разница в средних результатах работ, проведенных с использованием музыки, с работами, проведенными без использования музыки, по всем предметам составляет 0,5). На втором месте – произведения Й. Гайдна (разница в результатах – 0,4). На третьем месте – произведения А. Вивальди и И.С. Баха (разница в результатах – 0,2). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказывают произведения Ф. Шопена (разница в результатах – 0,1). Но, как видно из вышеизложенного, произведения каждого композитора оказывают положительное воздействие на успеваемость учащихся. (Приложение 3)

При сравнении влияния произведений различных композиторов в отдельных предметах оказалось, что средний результат работ по алгебре, проведенных без использования музыки составляет 3,2; с использованием произведений Ф. Шопена – 3,7; с использованием произведений А. Вивальди – 3,3; И.С. Баха – 3,6; Л. ван Бетховена – 3,9; Й. Гайдна – 3,9; В.А. Моцарта – 3,9. Таким образом, при написании контрольных работ по алгебре наибольшее воздействие оказывают произведения Л. ван Бетховена, Й. Гайдна, В.А. Моцарта (разница результатов – 0,7). На втором месте – произведения Ф. Шопена (разница результатов – 0,5). На третьем месте – произведения И.С. Баха (разница результатов – 0,4). Наименьшее влияние на написание работ по алгебре оказывают произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,1). Произведения каждого композитора оказывают положительное воздействие на успеваемость учащихся по алгебре. (Приложение 4) Средний результат сочинений по литературе, проведенных без использования музыки, составляет 3,8. Результат сочинений, проведенных с применением произведений А. Вивальди, - 3,7; с применением произведений В.А. Моцарта – 3,9. Разница результатов сочинений, проведенных с использованием классической музыки и без нее, незначительна и составляет 0,1, причем результаты сочинений, написанных под музыку А. Вивальди, на 0,1 хуже результатов сочинений, написанных без применения музыки. (Приложение 5) Средний результат контрольных работ по физике, проведенных без использования музыки составляет 3,7; с использованием произведений Ф. Шопена – 3,7; с использованием произведений А. Вивальди – 4,4; И.С. Баха – 3,8; Л. ван Бетховена – 4,1; В.А. Моцарта – 4,3. Таким образом, при написании контрольных работ по физике наибольшее воздействие оказывают произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,7). На втором месте – произведения В.А. Моцарта (разница результатов – 0,6). На третьем месте – произведения Л. ван Бетховена (разница результатов – 0,4). На четвертом месте – произведения И.С. Баха (разница результатов – 0,1). Наименьшее влияние на написание работ по физике оказывают произведения Ф. Шопена (результаты одинаковы). Произведения каждого композитора не оказывают отрицательное влияние на успеваемость учащихся по физике. (Приложение 6) Средний результат контрольных работ по химии, проведенных без использования музыки составляет 3,4; с использованием произведений Ф. Шопена – 3,5; с использованием произведений А. Вивальди – 3,4; И.С. Баха – 3,7; В.А. Моцарта – 3,8. Таким образом, при написании контрольных работ по химии наибольшее воздействие оказывают произведения В.А. Моцарта (разница результатов – 0,4). На втором месте – произведения И.С. Баха (разница результатов – 0,3). На третьем месте – произведения Ф. Шопена (разница результатов – 0,1). Наименьшее влияние на написание работ по алгебре оказывают произведения А. Вивальди (результаты одинаковы). Произведения каждого композитора оказывают положительное или нейтральное воздействие на успеваемость учащихся по химии. (Приложение 7)

Также мы исследовали влияние произведений композиторов на успеваемость учащихся по различным предметам. Произведения В.А. Моцарта включались на контрольных и самостоятельных работах по алгебре, литературе, физике и химии. Результат контрольных работ по алгебре без использования музыки составляет 3,2, а с прослушиванием произведений В.А. Моцарта – 3,9. По литературе: без музыки – 3,8; с прослушиванием сонат В.А. Моцарта – 3,9. По физике: без музыки – 3,7; с музыкой В.А. Моцарта – 4,3. По химии: без музыки – 3,4; с прослушиванием произведений В.А. Моцарта – 3,8. Таким образом, наибольшее влияние произведения В.А. Моцарта оказали на успеваемость при написании контрольных работ по алгебре (разница результатов работ, написанных без музыки и с музыкой, составляет 0,7). На втором месте – результаты работ по физике (разница результатов – 0,6). На третьем месте – результаты работ по химии (разница результатов – 0,4). Наименьшее влияние произведения В.А. Моцарта оказали на успеваемость при выполнении работ по литературе (разница результатов – 0,1). Концерты В.А. Моцарта оказали положительное воздействие на успеваемость учащихся по всем предметам. (Приложение 8) Произведения А. Вивальди включались на контрольных и самостоятельных работах по алгебре, литературе, физике и химии. Результат контрольных работ по алгебре без использования музыки составляет 3,2, а с прослушиванием произведений цикла «Времена года» А. Вивальди – 3,3. По литературе: без музыки – 3,8; с прослушиванием А. Вивальди – 3,7. По физике: без музыки – 3,7; с музыкой А. Вивальди – 4,4. По химии: без музыки – 3,4; с прослушиванием произведений А. Вивальди – 3,4. Наибольшее влияние произведения А. Вивальди оказали на успеваемость учащихся при выполнении контрольных работ по физике (разница результатов работ, написанных без музыки и с музыкой, составляет 0,7). На втором месте – результаты работ по алгебре (разница результатов – 0,1). На третьем месте – результаты работ по химии (результаты одинаковы). Наименьшее влияние произведения А. Вивальди оказали на успеваемость при выполнении работ по литературе (результат сочинений, написанных с прослушиванием произведений А. Вивальди, ниже результата сочинений, написанных без использования музыки, на 0,1). (Приложение 9) Произведения Ф. Шопена включались на контрольных и самостоятельных работах по алгебре, физике и химии. Результат контрольных работ по алгебре без использования музыки составляет 3,2, а с прослушиванием произведений Ф. Шопена – 3,7. По физике: без музыки – 3,7; с музыкой Ф. Шопена также 3,7. По химии: без музыки – 3,4; с прослушиванием произведений Ф. Шопена – 3,5. Таким образом, наибольшее влияние произведения Ф. Шопена оказали на успеваемость при написании контрольных работ по алгебре (разница результатов работ, написанных без музыки и с музыкой, составляет 0,5). На втором месте – результаты работ по химии (разница результатов – 0,1). Наименьшее влияние произведения Ф. Шопена оказали на успеваемость при выполнении работ по физике (результаты равны). Произведения Ф. Шопена оказали положительное или нейтральное воздействие на успеваемость учеников 10 классов. (Приложение 10) Произведения И.С. Баха включались на контрольных и самостоятельных работах по алгебре, физике и химии. Результат контрольных работ по алгебре без использования музыки составляет 3,2, а с прослушиванием произведений И.С. Баха – 3,6. По физике: без музыки – 3,7; с музыкой И.С. Баха – 3,8. По химии: без музыки – 3,4; с прослушиванием произведений И.С. Баха – 3,7. Таким образом, наибольшее влияние произведения И. С. Баха оказали на успеваемость при написании контрольных работ по алгебре (разница результатов работ, написанных без музыки и с музыкой, составляет 0,4). На втором месте – результаты работ по химии (разница результатов – 0,3). Наименьшее влияние произведения И.С. Баха оказали на успеваемость учащихся при выполнении работ по физике (разница результатов – 0,1). Произведения И.С. Баха оказали положительное влияние на успеваемость учащихся. (Приложение 11) Произведения Л. ван Бетховена включались на контрольных и самостоятельных работах по алгебре и физике. Результат контрольных работ по алгебре без использования музыки составляет 3,2, а с прослушиванием произведений Л. ван Бетховена – 3,9. По физике: без музыки – 3,7; с прослушиванием произведений Л. ван Бетховена – 4,1. Таким образом, наибольшее влияние произведения Л. ван Бетховена оказали на успеваемость при написании контрольных работ по алгебре (разница результатов работ, написанных без музыки и с музыкой, составляет 0,7). Наименьшее влияние произведения Л. ван Бетховена оказали на успеваемость при выполнении работ по литературе (разница результатов – 0,4). Произведения Л. ван Бетховена оказали положительное влияние на успеваемость учащихся. (Приложение 12)

Известно, что у девочек более развито правое полушарие, поэтому их эмоциональное восприятие выше, чем у мальчиков. В связи с этим мы сравнили влияние музыки на успеваемость девочек и мальчиков. Средний результат контрольных работ по алгебре, проведенных без музыки, у мальчиков – 3,3, у девочек – 3,2. С прослушиванием произведений Ф. Шопена – 3,4 у мальчиков, 4 у девочек. С прослушиванием произведений А. Вивальди – 3,4 у мальчиков, 3,3 у девочек. С прослушиванием произведений И.С. Баха – 3,3 у мальчиков, 3,7 у девочек. С прослушиванием произведений Л. ван Бетховена – 3,8 у мальчиков, 3,9 у девочек. С прослушиванием произведений Й. Гайдна – 3,7 у мальчиков, 4 у девочек. С прослушиванием произведений В.А. Моцарта – 3,8 у мальчиков, 3,9 у девочек. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков по алгебре оказали произведения Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта (разница результатов – 0,5). На втором месте произведения Й. Гайдна (разница результатов – 0,4). На третьем месте произведения А. Вивальди и Ф. Шопена (разница результатов 0,1). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказали произведения И.С. Баха (результаты одинаковы). Наибольшее влияние на успеваемость девочек по алгебре оказали произведения Й. Гайдна и Ф. Шопена (разница результатов – 0,8). На втором месте произведения В.А. Моцарта и Л. ван Бетховена (разница результатов – 0,7). На третьем месте произведения И.С. Баха (разница результатов 0,5). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказали произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,1). Таким образом, прослушивание классической музыки во время контрольных работ по алгебре оказало большее влияние на успеваемость девочек. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков и девочек по алгебре оказали произведения различных композиторов (на успеваемость мальчиков – произведения Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта; на успеваемость девочек – произведения Й. Гайдна и Ф. Шопена). (Приложение 13) Средний результат сочинений по литературе, написанных без музыки, у мальчиков – 3,4, у девочек – 3,9. С прослушиванием произведений А. Вивальди – 3,5 у мальчиков, 3,8 у девочек. С прослушиванием произведений В.А. Моцарта – 3,8 у мальчиков, 4,1 у девочек. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков по литературе оказали произведения В.А. Моцарта (разница результатов – 0,4). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказали произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,1). Наибольшее влияние на успеваемость девочек по литературе оказали произведения В.А. Моцарта (разница результатов – 0,2). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказали произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,1, причем результат сочинения написанного без музыки лучше результата сочинения, написанного с прослушиванием произведений А. Вивальди). Таким образом, прослушивание классической музыки во время сочинений по литературе оказало большее влияние на успеваемость мальчиков. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков и девочек по литературе оказали произведения В.А. Моцарта. (Приложение 14) Средний результат контрольных работ по физике, проведенных без музыки, у мальчиков – 3,5, у девочек – 4,1. С прослушиванием произведений Ф. Шопена – 3,3 у мальчиков, 4,1 у девочек. С прослушиванием произведений А. Вивальди – 4,2 у мальчиков, 4,5 у девочек. С прослушиванием произведений И.С. Баха – 3,5 у мальчиков, 4,1 у девочек. С прослушиванием произведений Л. ван Бетховена – 3,8 у мальчиков, 4,4 у девочек. С прослушиванием произведений В.А. Моцарта – 4,6 у мальчиков, 4,1 у девочек. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков по физике оказали произведения В.А. Моцарта (разница результатов – 1,1). На втором месте произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,7). На третьем месте произведения Л. ван Бетховена (разница результатов 0,3). На четвертом месте произведения И.С. Баха (результаты одинаковы). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказали произведения Ф. Шопена (результат контрольной работы, написанной с прослушиванием произведений Ф. Шопена, на 0,2 хуже результата контрольной работы, написанной без музыки). Наибольшее влияние на успеваемость девочек по физике оказали произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,4). На втором месте произведения Л. ван Бетховена (разница результатов – 0,3). Наименьшее влияние на успеваемость учащихся оказали произведения В.А. Моцарта, И.С. Баха, Ф. Шопена (результаты одинаковы). Таким образом, прослушивание классической музыки во время контрольных работ по физике оказало большее влияние на успеваемость мальчиков. (Приложение 15) Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков и девочек по физике оказали произведения различных композиторов (на успеваемость мальчиков – произведения В.А. Моцарта; на успеваемость девочек – произведения А. Вивальди). Средний результат контрольных работ по химии, проведенных без музыки, у мальчиков – 3,3, у девочек – 3,6. С прослушиванием произведений Ф. Шопена – 3,3 у мальчиков, 3,7 у девочек. С прослушиванием произведений А. Вивальди – 3,4 у мальчиков, 3,4 у девочек. С прослушиванием произведений И.С. Баха – 3,7 у мальчиков, 3,8 у девочек. С прослушиванием произведений В.А. Моцарта – 3,3 у мальчиков, 4,2 у девочек. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков по химии оказали произведения И.С. Баха (разница результатов – 0,4). На втором месте произведения А. Вивальди (разница результатов – 0,1). Наименьшее влияние на успеваемость мальчиков оказали произведения В.А. Моцарта и Ф. Шопена (результаты одинаковы). Наибольшее влияние на успеваемость девочек по химии оказали произведения В.А. Моцарта (разница результатов – 0,6). На втором месте произведения И.С. Баха (разница результатов – 0,2). На третьем месте произведения Ф. Шопена (разница результатов – 0,1). Наименьшее влияние на успеваемость девочек оказали произведения А. Вивальди (результат контрольной работы, написанной с прослушиванием произведений А. Вивальди, на 0,2 хуже результата контрольной работы, написанной без музыки). Таким образом, прослушивание классической музыки во время контрольных работ по химии оказало большее влияние на успеваемость девочек. Наибольшее влияние на успеваемость мальчиков и девочек по химии оказали произведения различных композиторов (на успеваемость мальчиков – произведения И.С. Баха; на успеваемость девочек – произведения В.А. Моцарта). (Приложение 16)









Заключение


В результате исследования мы сделали следующий вывод:

  • Наибольшее влияние классическая музыка оказала на успеваемость учащихся по алгебре.

Анализ влияния произведений различных композиторов на успеваемость учащихся позволяет сделать следующие выводы:

  • Наибольшее влияние на успеваемость учащихся по алгебре оказали произведения В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена и Й. Гайдна;

  • Наибольшее влияние на успеваемость учащихся по литературе оказали произведения В.А. Моцарта;

  • Наибольшее влияние на успеваемость учащихся по физике оказали произведения А. Вивальди;

  • Наибольшее влияние на успеваемость учащихся по химии оказали произведения В.А. Моцарта.

1. Итак, для проведения исследования мы, изучив библиографические источники о влиянии музыки на организм человека, подобрали следующие произведения:

  • Концерты для скрипки D-dur, G-dur, A-dur (В.А. Моцарт);

  • «Времена года» (Антонио Вивальди);

  • Симфонии №44, 46, 59 (Й. Гайдн);

  • Концерты и сюиты (И.С. Бах);

  • Вальсы и этюды (Ф. Шопен);

  • Фрагменты из произведений (Людвиг ван Бетховен).

2. Мы пришли, на наш взгляд, к выводам, достойным внимания учителей, что для повышения работоспособности учащихся, для снятия напряжения, страхов во время контрольных и самостоятельных работ следует применять музыку.

3. Мы подготовили результаты исследований в таблице и ознакомили с ней администрацию школы.

Предмет

Произведение

Композитор

Алгебра

Концерты для скрипки D-dur, G-dur, A-dur

В.А. Моцарт


Соната № 8 («Патетическая»), II часть

Соната №14 («Лунная»), I часть

Л. ван Бетховен




Симфонии №44. 46, 59

Й. Гайдн

Литература

Концерты для скрипки D-dur, G-dur, A-dur

В.А. Моцарт


Физика

«Времена года»


Антонио Вивальди

Химия

Концерты для скрипки D-dur, G-dur, A-dur

В.А. Моцарт


При утомлении, нервном истощении нужно слушать «Утро» (Э. Григ). При снижении внимания – Бах, «Времена года» (П.И. Чайковский), «Лунный свет» (Дебюсси), «Грезы» (Шуман). При угнетенном меланхолическом настроении – Бетховен «К радости».








Список литературы


  1. Большой энциклопедический словарь, гл. ред. А.М. Прохоров, М., научное издательство «Большая Российская энциклопедия», С.-П. «Норинт»


  1. Валеология. Справочник школьника. сост. С.Н. Заготова - Ростов-на-Дону ООО БАРО-ПРЕСС 1999


  1. Кэмпбелл Д. Дж. Эффект Моцарта/ пер. с англ. Л.М. Щукин - ООО «Попурри», 1999


  1. Лазарев М.Л. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. М.:1993


  1. Директор школы №2, 1999, Под влиянием музыки, стр. 87-88


  1. Экология и жизнь №4, 2005, стр. 77






































Приложения


Приложение №1














Приложение №2








Приложение №3












Приложение №4







Приложение №5











Приложение №6






Приложение №7







Приложение №8








Приложение №9












Приложение №10








Приложение №11












Приложение №12









Приложение №13











Приложение №14









Приложение №15











Приложение №16






26




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!