СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние занятий плаванием на здоровье человека (исследовательская работа).

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Влияние занятий плаванием на здоровье человека.

Просмотр содержимого документа
«Влияние занятий плаванием на здоровье человека (исследовательская работа).»

Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края











Влияние занятий плаванием на здоровье человека.









Выполнила: Коваленко Мария,

учащаяся 5 Б класса

МБОУ «Лицей №17»



Руководитель: Калинин Николай Николаевич,

учитель физической культуры

МБОУ «Лицей №17»




Славгород

2019







Оглавление


Введение_____________________________________________________ 3

Глава I. Литературный обзор

    1. Анализ состояния здоровья школьников___________________ 4

    2. Влияние занятий плаванием на здоровье___________________ 5

    3. Прикладное значение плавания___________________________ 7

    4. Стили плавания ________________________________________7

    5. Знаменитые пловцы_____________________________________8




Заключение___________________________________________________11



Литература___________________________________________________ 12





















Ведение


Тема: Влияние занятий плаванием на здоровье человека.

Актуальность: согласно данным в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания.

Гипотеза исследования: Я предполагаю, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков.

Цель исследования: Изучение положительного влияния занятий плаванием на состояние здоровья человека.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературы о состоянии здоровья младших школьников.

  2. Выяснить какое положительное влияние на здоровье оказывают занятия плаванием.

  3. Выяснить какие стили плавания существуют.

  4. Чем может пригодиться умение плавать в жизни.

5. Доказать пользу занятий плаванием.

Объект исследования: система воздействий занятий плаванием на здоровье человека.

Предметом исследования является процесс сохранения здоровья у детей и подростков.

Методы исследования – анализ научно-популярной литературы и других источников информации, обобщение полученных результатов.

План исследовательской работы:

1. Проанализировать литературу о состоянии здоровья школьников.

2. Выяснить какое влияние на здоровье оказывают занятия плаванием.

3. Побеседовать с тренером о стилях плавания, и влиянии этого вида спорта на здоровье.

4. Провести опрос среди одноклассников.









Глава I.

    1. Анализ состояния здоровья школьников

По данным Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40%- хронические

заболевания. У многих школьников наблюдается дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, ёмкости лёгких, что создаёт проблемы с общей работоспособностью. Около 7,5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно- психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах. Преобладают нарушение костно-мышечной системы, кровообращения, пищеварения, органов дыхания и эндокринной системы. Школа с рядом факторов риска для здоровья способствует нарастанию отклонений по органам и системам организма детей. Уже в дошкольном возрасте у 20% детей диагностированы хронические заболевания и более чем у 50% имеют место функциональные отклонения в состоянии здоровья. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. У 20-60% детей выявлен высокий уровень нарушения адаптационных систем организма, иммунная система в 70 – 80% случаев функционирует в режиме перенапряжения.

Уже при поступлении в 1 класс первая группа здоровья отмечается только у 12-19% учащихся. К 5 классу число практически здоровых детей резко снижается. Наблюдаются нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, дыхательной систем, органов зрения.
В результате обучения в начальной школе количество детей с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35%. Это главным образом близорукость (миопия), связанная со значительной зрительной нагрузкой.


1.2. Влияние занятий плаванием на здоровье


Идийские философы были убеждены, что «десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин». Плавание оказывает своеобразное, присущее только этому виду спорта, влияние на организм человека. Находясь в воде, человек испытывает ощущения, сходные с состоянием невесомости, поскольку плотность воды в 769 раз больше плотности воздуха. Это обстоятельство позволяет человеку находиться в ней в расслабленном состоянии, причем в своеобразном — горизонтальном — положении. Чтобы удержаться на поверхности воды и преодолеть вплавь некоторое расстояние, приходится выполнять специфические движения, подобных которым нет ни в каком другом виде спорта.

Вода обладает высокой теплопроводностью (в 30 раз больше воздуха), что требует от организма повышенных затрат энергии при выполнении даже легких физических нагрузок. Поэтому плавание является одним из самых эффективных в оздоровительном отношении видов спорта, мощным средством предупреждения и даже исправления начинающихся нарушений телосложения.
Корригирующее действие плавания обеспечивается расслаблением мышц, положением тела и симметричностью применяющихся движений.

Плавание создает мышечный корсет, закрепляющий позвоночный столб в естественном прямом положении или близком к нему. У пловца прекрасно развиваются все группы мышц. Гармоничность развития мышц обеспечивается равномерным распределением нагрузки на мышцы спины, ног и рук.
Следует также помнить, что при правильном строении тела создаются наиболее благоприятные условия для оптимального функционирования органов и систем, а также для более экономичного протекания всех жизненных процессов в организме.
Сердце — это мышца, а сильными могут быть только тренированные мышцы.
Занятия плаванием создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы, поскольку в воде физические нагрузки происходят, при горизонтальном положении тела при отсутствии статического напряжения. Ритмичные сокращения мышц в сочетании с глубоким дыханием усиливают приток крови к сердцу. В этих условиях оно выталкивает кровь по горизонтали, а не по вертикали, как обычно, т. е. работает в облегченных условиях. Все это благотворно действует на органы кровообращения. У людей, занимающихся плаванием, сердце более выносливо. В покое оно сокращается не чаще 60—65 раз за 1 мин, каждое движение мощное. При таком ритме само сердце больше отдыхает, успевает обильно омыться кровью через сеть кровеносных сосудов, тем самым сохраняется в хорошем рабочем состоянии. Тренированное сердце пловца затрачивает меньше усилий на перекачивание крови.  
Учеными доказано, что систематические занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние кровеносных сосудов: увеличивается их сократительная способность, эластичность и крепость, улучшается энергетический обмен веществ в стенках сосудов, обновляется их ткань. Тем самым предупреждается отложение на стенках сосудов холестерина.
Установлено, что у людей, занимающихся плаванием, нормализуется артериальное давление, оставаясь годами, десятилетиями таким же, каким оно было в 20—30 лет.
Систематические занятия плаванием положительно влияют на систему дыхания, заметно укрепляют и улучшают ее деятельность. Связано это с тем, что пловец вдох и выдох совершает, преодолевая сопротивление воды. Это способствует развитию дыхательных мышц, увеличению жизненной емкости легких (ЖЕЛ), совершенствованию дыхательного ритма.
В результате занятий плаванием вырабатывается совершенный тип дыхания: оно становится глубоким и полным, и потому более редким. Обычно взрослый человек в покое выполняет в минуту 14—16 дыхательных циклов, а пловец — 7—8. При такой частоте дыхания легкие и связанные с ними органы успевают хорошо отдохнуть, получить полноценное питание, их износ замедляется.
При плавании повышается эластичность легких, увеличиваются размеры грудной клетки, соответственно растут объем и жизненная емкость легких. У лиц, занимающихся, плаванием, резервные возможности системы дыхания в 2—3 раза выше, чем у ведущих малоподвижный образ жизни. Последние при физических нагрузках с трудом могут набрать в легкие 2—3 л воздуха, а пловцы — 5—7 л.

Исследования показали, что при глубоком дыхании во время плавания диафрагма опускается в крайнее нижнее положение, каждый раз давит на печень, а через нее на другие органы, массируя их и способствуя их полноценной деятельности.
Вода, действуя на кожные рецепторы, повышает электрическую активность биотоков, их напряжение, заставляя все нервные клетки работать в полную силу. Водная среда оказывает огромное тонизирующее влияние на нервную систему человека.


1.3.  Прикладное значение плавания.


«Он  не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке недостойном называться гражданином.  В то время умение читать и плавать рассматривалось как символ разностороннего развития человека.

В наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык.

Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. В России ежегодно  погибает на воде около 25 тысяч человек.

Более половины гибнущих на воде – люди, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде.

Умение плавать необходимо в профессиональной деятельности, связанной с водной средой: работникам флота, рыбакам, строителям и обслуживающему персоналу гидротехнических сооружений, работникам различных водных инспекций. К тому же плавание является частью профессионально-прикладной подготовки в Вооруженных силах, МВД, ФСБ, МЧС.


1.4. Стили плавания

Первая любительская школа плавания была основана в 1785г. в Париже. В России подобное учебное заведение открылось в 1825г. в Санкт - Петербурге. В 1834г. там же, близ Летнего сада, в общедоступной школе плавания обучали плавать «по-лягушачьи на брюхе», «на спине», «на боку», «по-собачьи», «саженками», с оружием.

Плавание непрерывно развивалось, возникали новые, более скоростные стили. В 1887г. на первых официальных соревнованиях в Великобритании спортсмены пользовались только брассом на боку без выноса рук из воды – самым старым способом.

В середине 30-х гг. XXв. некоторые пловцы стали проносить руки над водой. И родился новый стиль – баттерфляй, названный так за сходство с движениями крыльев бабочки. Скоростной баттерфляй – дельфин: вместо движения ног в технике брасса спортсмен выполняет волнообразные движения всем телом, включая ноги.

В конце XIX в. появляется самый быстрый способ плавания – кроль: в нем сочетаются укороченные гребки руками и попеременные энергичные движения ног с большим сгибанием и разгибанием их в колене.

В настоящее время в спортивном плавании применяются четыре основных способа (стиля) плавания: кроль на груди,

кроль на спине,

баттерфляй (дельфин),

брасс.


    1. Знаменитые пловцы

Доказательством оздоровительного эффекта плавания служат примеры, когда заниматься плаванием приходят дети с недостатком в физическом развитии, ослабленные после перенесенных заболеваний и становятся известными спортсменами. Так было с Дон Фрейзер – чемпионкой трех Олимпийских игр, которая пришла на занятия плаванием после перенесенного полиомиелита.


Будущую чемпионку Европы и СССР Тину Леквеишвили мама привела заниматься  плаванием, обеспокоенная ее плохой осанкой.

Заслуженный мастер спорта В.Куслухин, рекордсменка мира М.Соколова в прошлом туберкулезные больные.

Майкл Фред Фелпс II (19850630)— выдающийся американский пловец, единственный в истории спорта 23-кратный олимпийский чемпион и 26-кратный чемпион мира





в 50-метровом бассейне, абсолютный чемпион в истории олимпийских игр по количеству наград -28.



В детстве был отдан в секцию плавания лишь с целью укрепления здоровья, так как был довольно болезненным мальчиком с диагнозом: «дефицит внимания и гиперактивность». Никаких спортивных целей не ставилось. Но как выяснилось позднее, Майкл не только подправил здоровье, но и стал одним из самых выдающихся спортсменов всех времен.

Вывод: занятия плаванием позволяют не только сохранить и улучшить здоровье, но и стать великим спортсменом.
















Заключение

Плавание оказывает положительное влияние на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем организма, способствует формированию мышечного корсета и правильной осанки.

Дети, регулярно зани­мающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстни­ков, не занимающихся спортом: имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. На своем личном опыте я убедилась, что действительно, плавание благотворно влияет на здоровье, я стала реже болеть простудными заболеваниями. Думаю, что в дальнейшей жизни занятие плаванием поможет мне добиться своих целей.

Я буду продолжать занятие плаванием, потому что плавание является одним из эффективнейших средств укрепления здоровья и физического развития человека, начиная с первых месяцев жизни и до старости.

Проведенное нами исследование показало, что регулярные и систематические занятия плаванием улучшают уровень физического состояния детей и подростков. Поставленные задачи выполнены. Гипотеза доказана



























Список литературы

  1. Энциклопедия для детей. Т.20. Спорт. Глав.ред. В.А.Володин. – М., Аванта+, 2001г.

  2. Плавание. Булгакова Н. –М., 1999г.

  3. Подводное плавание. Маунтин А. – м., 2000г.

  4. Журналы «Физкультура и спорт»

  5. missli.ru›zdorovie/plavanie_dlya_zdoroviya.

  6. otherreferats.allbest.ru›sport



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!