СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

Просмотр содержимого документа
«Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка»

Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка Выполнила: студентка группы 2А Фурсенко Кристина

Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка

Выполнила:

студентка группы 2А

Фурсенко Кристина

Механизмы и закономерности культурного развития «Тайна развития – в посредническом акте», - утверждает Д. Б. Эльконин. Посредники выступают «психологическими инструментами». Посредники-медиаторы вызывают способность «заглядывать внутрь самого себя – начало формирования образа себя и вынесение его в целом или отдельных свойств во вне… объективация своей собственной субъективности», формирование самосознания. (В. П. Зинченко)

Механизмы и закономерности культурного развития

«Тайна развития – в посредническом акте», - утверждает Д. Б. Эльконин.

Посредники выступают «психологическими инструментами».

Посредники-медиаторы вызывают способность «заглядывать внутрь самого себя – начало формирования образа себя и вынесение его в целом или отдельных свойств во вне… объективация своей собственной субъективности», формирование самосознания. (В. П. Зинченко)

Роль среды в психическом развитии ребенка Среда, согласно Л. С. Выготскому, - источник развития, а «не обстановка». «Среда как бы вращивается внутрь, поведение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам». Любой элемент среды может по-разному воздействовать на ребенка, а может быть и нейтральным. Психическую жизнь человека на разных этапах его развития Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития .

Роль среды в психическом развитии ребенка

Среда, согласно Л. С. Выготскому, - источник развития, а «не обстановка».

«Среда как бы вращивается внутрь, поведение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам».

Любой элемент среды может по-разному воздействовать на ребенка, а может быть и нейтральным.

Психическую жизнь человека на разных этапах его развития Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития .

Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Человек зависим от социальной ситуации развития, от других людей. Перестройка сознания ребенка к концу какого-то периода меняет всю систему отношений с другими и отношение к самому себе. ( По Л. С. Выготскому)

Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Человек зависим от социальной ситуации развития, от других людей. Перестройка сознания ребенка к концу какого-то периода меняет всю систему отношений с другими и отношение к самому себе. ( По Л. С. Выготскому)

Переживания Изменение социальной ситуации развития влечет за собой переживание ребенка. Переживание рассматривается как «единица» социальной ситуации развития. Среда – то, что переживается ребенком; субъект – то, что вносит в это переживание сам ребенок на достигнутом им уровне психического развития. переживание среда субъект

Переживания

Изменение социальной ситуации развития влечет за собой переживание ребенка.

Переживание рассматривается как «единица» социальной ситуации развития.

Среда – то, что переживается ребенком;

субъект – то, что вносит в это переживание сам ребенок на достигнутом им уровне психического развития.

переживание

среда

субъект

Среда Среда – культура для организма – «приглашающая сила, вызов», и она «бессильна, когда иссякает внутренний собственный источник и движущие силы развития и саморазвития». (В .И. Зинченко) Среда, понимаемая как «образ жизни», включает не только историческое время, социальный режим, но и конкретное социальное пространство, предметную действительность, в которой в данный момент исторического времени существуют различные социальные группы , участвующие в приобщении индивида к культуре ( А. Г. Асмолов)

Среда

Среда – культура для организма – «приглашающая сила, вызов», и она «бессильна, когда иссякает внутренний собственный источник и движущие силы развития и саморазвития». (В .И. Зинченко)

Среда, понимаемая как «образ жизни», включает не только историческое время, социальный режим, но и конкретное социальное пространство, предметную действительность, в которой в данный момент исторического времени существуют различные социальные группы , участвующие в приобщении индивида к культуре ( А. Г. Асмолов)

Поле значений Поле значений – это особое «социальное измерение», создаваемое совокупной деятельностью человека («душа» предметов человеческой культуры). Это поле значений отдельный индивид застает уже готовым, воспринимает и усваивает его в совместной деятельности и общении со взрослыми. Однако человек преобразует деятельность, которая разворачивается по определенному социальному «сценарию», определяет собственные позиции, заявляет о себе как индивидуальности.

Поле значений

Поле значений – это особое «социальное измерение», создаваемое совокупной деятельностью человека («душа» предметов человеческой культуры).

Это поле значений отдельный индивид застает уже готовым, воспринимает и усваивает его в совместной деятельности и общении со взрослыми.

Однако человек преобразует деятельность, которая разворачивается по определенному социальному «сценарию», определяет собственные позиции, заявляет о себе как индивидуальности.

Социализация и индивидуализация Социализация личности предполагает и встречный процесс – индивидуализации социальной жизни. Индивидуализация – деятельность, пытающаяся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной охоте проявляющей себя в осуществлении как частных, так и общих духовных интересов; стремление к той или иной внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность. ( В. П. Зинченко) Расширение индивидуального сознания, индивидуального личностного роста – необходимое условие становления человека как духовного существа. Внутренний рост человека представляет собой обязательное условие роста внешнего.

Социализация и индивидуализация

Социализация личности предполагает и встречный процесс – индивидуализации социальной жизни.

Индивидуализация – деятельность, пытающаяся раскрыть себя во всех направлениях и по собственной охоте проявляющей себя в осуществлении как частных, так и общих духовных интересов; стремление к той или иной внутренней свободе, на основе которой субъект обладает принципами, имеет взгляды и в силу этого приобретает моральную самостоятельность. ( В. П. Зинченко)

Расширение индивидуального сознания, индивидуального личностного роста – необходимое условие становления человека как духовного существа. Внутренний рост человека представляет собой обязательное условие роста внешнего.

Механизмы развития человека  развитие Взрослый  Ребенок (требуется, чтобы он был счастлив, любил свое дитя обладает и старался его понять) «допсихическими формами В. П. Зинченко активности» Интенция к схватыванию – внутреннее стремление быть понятым, быть узнанным, названным, позднее – быть признанным.

Механизмы развития человека

развитие

Взрослый Ребенок

(требуется, чтобы он был

счастлив, любил свое дитя обладает и старался его понять) «допсихическими формами

В. П. Зинченко активности»

Интенция к схватыванию – внутреннее стремление быть понятым, быть узнанным, названным, позднее – быть признанным.

Ребенок и взрослый Понимание, узнавание, признание в ребенке человека – это самый главный вклад взрослого в его развитие. Человечность, а не набор функций должна закладываться совместной деятельностью с самого начала ( В. П. Зинченко) Любовь взрослого пробуждает в ребенке живую душу. Эмоциональная связь с миром, с другими людьми определяет душевное и духовное здоровье человека ( Э. Фромм) Любовь – единственно верный путь к целостности и единству личности.

Ребенок и взрослый

Понимание, узнавание, признание в ребенке человека – это самый главный вклад взрослого в его развитие. Человечность, а не набор функций должна закладываться совместной деятельностью с самого начала ( В. П. Зинченко)

Любовь взрослого пробуждает в ребенке живую душу. Эмоциональная связь с миром, с другими людьми определяет душевное и духовное здоровье человека ( Э. Фромм)

Любовь – единственно верный путь к целостности и единству личности.

Важнейшая человеческая потребность – быть активным. Человек дееспособен, тем самым, не только другие действуют на него, но и он сам действует на других людей. Подрастая, ребенок пытается выйти из сдерживающих его ранее рамок и находит разные возможности «отплатить за поражение», при этом осуществляя те действия, от которых он страдал, будучи младенцем – т.е. делает то, что был вынужден терпеть, или же то, что раньше ему запрещалось. ( Э. Фромм)

Важнейшая человеческая потребность – быть активным.

Человек дееспособен, тем самым, не только другие действуют на него, но и он сам действует на других людей.

Подрастая, ребенок пытается выйти из сдерживающих его ранее рамок и находит разные возможности «отплатить за поражение», при этом осуществляя те действия, от которых он страдал, будучи младенцем – т.е. делает то, что был вынужден терпеть, или же то, что раньше ему запрещалось. ( Э. Фромм)

Способы и приемы стимулирования возбуждения Стимулы и сравнения простые эмоции сложные сопереживание вызывает динамика влечение вдохновляющие меняются Итог желания Активный интерес, творческая реакция Приложенные усилия Не изменяются «чувство пресыщения», удовлетворение и избавление от желания Не требует Постоянно меняются Не вызывает чувства пресыщения Степень возбуждения Терпение, дисциплина, критическое мышление, самоограничение; надо учиться концентрировать внимание; бороться со своими сомнительными желаниями Высокая (гнев, жестокость) «стимулируемый» индивид Низкая (любовь, творчество) примеры Накопительство, деструктивность, секс «понимающий» (тонко чувствующий)

Способы и приемы стимулирования возбуждения

Стимулы и сравнения

простые

эмоции

сложные

сопереживание

вызывает

динамика

влечение

вдохновляющие

меняются

Итог желания

Активный интерес, творческая реакция

Приложенные усилия

Не изменяются

«чувство пресыщения», удовлетворение и избавление от желания

Не требует

Постоянно меняются

Не вызывает чувства пресыщения

Степень возбуждения

Терпение, дисциплина, критическое мышление, самоограничение; надо учиться концентрировать внимание; бороться со своими сомнительными желаниями

Высокая (гнев, жестокость)

«стимулируемый» индивид

Низкая (любовь, творчество)

примеры

Накопительство, деструктивность, секс

«понимающий» (тонко чувствующий)

Развитие (рост) человека С нарушениями (патологиями) Нормальное Специальные условия Развитие синдрома жизнелюбия Развитие «синдрома враждебного отношения к жизни» Отсутствие спец. условий

Развитие (рост) человека

С нарушениями (патологиями)

Нормальное

Специальные условия

Развитие синдрома жизнелюбия

Развитие «синдрома враждебного отношения к жизни»

Отсутствие спец. условий

Заключение Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.

Заключение

Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Индивидуальный характер определяется индивидуальными факторами: задатками и способностями, обстановкой в семье, целым рядом важных событий в жизни индивида. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!