СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние СМИ наречь современного школьника

Категория: Литература
Тема: Парус

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  данной работе проанализирована  информация, которая освещается по телевидению,радио ,печати, Интернете,Сопоставлена образцовая речь  СМИ и речь современных ведущих

Просмотр содержимого документа
«Влияние СМИ наречь современного школьника»

Исследовательский проект  Влияние СМИ на речь современного школьника Выполнил: С.Можаев Руководитель:Н.В.Иванова

Исследовательский проект Влияние СМИ на речь современного школьника

Выполнил: С.Можаев

Руководитель:Н.В.Иванова

 Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллектуальности человека, степень его психологической уравновешенности… Д.С. Лихачёв

Наш язык – это важнейшая часть нашего

общего поведения в жизни. И по тому, как человек

говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с

кем мы имеем дело: мы можем определить степень

интеллектуальности человека, степень его

психологической уравновешенности…

Д.С. Лихачёв

Наша речь- это язык в действии, от того, какая речь, зависит представление о человеке: его начитанности, образованности. Грамотная речь - показатель культуры человека.  Мы постоянно общаемся дома, в школе, с товарищами, с преподавателями , при этом соблюдая ситуацию: с кем говорим? В каком стиле? В какой обстановке? Какие задачи перед собой ставим? С друзьями можно разговаривать на молодёжном сленге, с родителями использовать разговорную лексику, а в школе строго нормативную.  В последнее время я стал обращать внимание на речевую безграмотность. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как школьники, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что напрочь забыты правила русского языка. Самой распространённой ошибкой является неверно поставленное ударение. Так, часто говорят «звОнишь» вместо «звонИшь», «красивЕе» вместо «красИвее», «обеспечЕние» вместо «обеспЕчение», «одевать» вместо «надевать» и наоборот и т.д.

Наша речь- это язык в действии, от того, какая речь, зависит представление о человеке: его начитанности, образованности. Грамотная речь - показатель культуры человека.

Мы постоянно общаемся дома, в школе, с товарищами, с преподавателями , при этом соблюдая ситуацию: с кем говорим? В каком стиле? В какой обстановке? Какие задачи перед собой ставим? С друзьями можно разговаривать на молодёжном сленге, с родителями использовать разговорную лексику, а в школе строго нормативную.

В последнее время я стал обращать внимание на речевую безграмотность. Множество речевых и грамматических ошибок допускают как школьники, так и взрослые, образованные люди. Порой кажется, что напрочь забыты правила русского языка. Самой распространённой ошибкой является неверно поставленное ударение. Так, часто говорят «звОнишь» вместо «звонИшь», «красивЕе» вместо «красИвее», «обеспечЕние» вместо «обеспЕчение», «одевать» вместо «надевать» и наоборот и т.д.

Заинтересовавшись данной проблемой, я выбрал тему: «Влияние СМИ на речь современного школьника» ». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наши дни и будет интересна всем.

Заинтересовавшись данной проблемой, я выбрал тему: «Влияние СМИ на речь современного школьника» ». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наши дни и будет интересна всем.

Цели: ВЫЯВИТЬ:какое влияние оказывают СМИ на речь современного школьника ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ информацию, которая освещается по телевидению, радио, в печати, интернете  СОПОСТАВИТЬ образцовую речь СМИ и речь современных ведущих Провести социологический опрос (см. приложение), чтобы узнать мнение школьников по данной проблеме.

Цели:

ВЫЯВИТЬ:какое влияние оказывают СМИ на речь современного школьника

ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ информацию, которая освещается по телевидению, радио,

в печати, интернете СОПОСТАВИТЬ образцовую речь СМИ и речь современных ведущих

Провести социологический опрос (см. приложение), чтобы узнать мнение школьников по данной проблеме.

Задачи: 1. Изучить сущность, понятие и виды СМИ. 2. Определить проблемы влияния СМИ на речь школьников. 3. Осуществить подготовку и проведение анкетирования, направленного на определение влияния СМИ на речь школьников. 4. Проанализировать результаты анкетирования школьников.

Задачи:

1. Изучить сущность, понятие и виды СМИ.

2. Определить проблемы влияния СМИ на речь школьников.

3. Осуществить подготовку и проведение анкетирования, направленного на определение влияния СМИ на речь школьников.

4. Проанализировать результаты анкетирования школьников.

СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио, телевидение, интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама.

СМИ освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнение и поведение людей как в обществе, так и индивидуально. К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, радио, телевидение, интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: радио и телевидение, интернет и реклама.

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг него. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера», А ведь искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое употребление «крепкого словца» - все это не так безобидно, как порой кажется, поскольку ведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русский язык является родным

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг него. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения - все это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто «инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас ... достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера», А ведь искусственное насаждение средствами массовой информации «американизмов», навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения, нарочитое употребление «крепкого словца» - все это не так безобидно, как порой кажется, поскольку ведет к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русский язык является родным

Русский язык в СМИ – один из важнейших показателей речи на телевидении, радио и т.д. Порой в эфире случаются такие ситуации, как забывчивость слов или употребление жаргонизмов, что означает низкое владение русской речью. А люди ориентируются на то, что говорят в эфире, считая, что эта речь правильная. Особое беспокойство вызывает факт негативного влияния современных средств массовой информации на молодое поколение. Ведь именно молодежь, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывает в себя всё, что её окружает.

Русский язык в СМИ – один из важнейших показателей речи на телевидении, радио и т.д. Порой в эфире случаются такие ситуации, как забывчивость слов или употребление жаргонизмов, что означает низкое владение русской речью. А люди ориентируются на то, что говорят в эфире, считая, что эта речь правильная.

Особое беспокойство вызывает факт негативного влияния современных средств массовой информации на молодое поколение. Ведь именно молодежь, являясь объектом и субъектом развития, носителем русского языка и культуры речи, непроизвольно впитывает в себя всё, что её окружает.

Телевизионные выступления относятся к жанру публицистики. Они раскрывают общественно-политические, экономические и культурные отношения. Выступления по телевидению должны отличаться достоверностью, точностью фактов, строгой обоснованностью. В то же время для них характерны эмоциональность, призывность и общедоступность. Ещё лет 20-25 назад речь дикторов и ведущих являлась образцом для подражания. Но это была речь действительно грамотная, прошедшая литературную обработку, может, и «жёсткую цензуру», за допущенную ошибку дикторов телевидения порой увольняли с работы.

Телевизионные выступления относятся к жанру публицистики. Они раскрывают общественно-политические, экономические и культурные отношения. Выступления по телевидению должны отличаться достоверностью, точностью фактов, строгой обоснованностью. В то же время для них характерны эмоциональность, призывность и общедоступность.

Ещё лет 20-25 назад речь дикторов и ведущих являлась образцом для подражания. Но это была речь действительно грамотная, прошедшая литературную обработку, может, и «жёсткую цензуру», за допущенную ошибку дикторов телевидения порой увольняли с работы.

 И сейчас подростки прислушиваются к речи популярных телеведущих, киногероев. Да, интересная передача «Галилео», познавательная. Но ведущий А.Пушной явно ориентирует зрителей на американизированную интонацию, развязную манеру речи, использование не самых красивых словечек. Личность яркая, сильная – многие ему подражают. Из телевизионных передач старшеклассники отдают предпочтения американским фильмам (комедии, ужасы), в которых чаще всего присутствуют убийства, насилие, пошлость и т.д. (Например: «Где моя тачка,Чувак?», «Американский пирог», «Очень страшное кино», «Пункт назначения», «Не грози южному централу» и т.п. Российские режиссеры тоже стараются не отставать от американских, создавая такие развлекательные программы, как: «Универ», «Сomedy-club», «Сomedy-woman», «Счастливы вместе», «Наша Russia» (уже в самом названии мы видим смешение разноязычных слов. Это что? Желание унизить свою родину? Сделать её смешной? Или это показатель нашей культуры?), После просмотра таких фильмов, наш «великий, могучий русский язык» становится ужасным, неприятным

И сейчас подростки прислушиваются к речи популярных телеведущих, киногероев. Да, интересная передача «Галилео», познавательная. Но ведущий А.Пушной явно ориентирует зрителей на американизированную интонацию, развязную манеру речи, использование не самых красивых словечек. Личность яркая, сильная – многие ему подражают. Из телевизионных передач старшеклассники отдают предпочтения американским фильмам (комедии, ужасы), в которых чаще всего присутствуют убийства, насилие, пошлость и т.д. (Например: «Где моя тачка,Чувак?», «Американский пирог», «Очень страшное кино», «Пункт назначения», «Не грози южному централу» и т.п. Российские режиссеры тоже стараются не отставать от американских, создавая такие развлекательные программы, как: «Универ», «Сomedy-club», «Сomedy-woman», «Счастливы вместе», «Наша Russia» (уже в самом названии мы видим смешение разноязычных слов. Это что? Желание унизить свою родину? Сделать её смешной? Или это показатель нашей культуры?), После просмотра таких фильмов, наш «великий, могучий русский язык» становится ужасным, неприятным

После распада СССР появилось множество молодежных изданий, основными темами которых являются музыка, мода, спорт, светская жизнь. Освещение этих тем производится с использованием своеобразной лексики, которая изменяет весь образ журнала. Читатели журнала начинают общаться на языке жаргона. Также существует ситуация, в которой журнал начинает использовать лексику предполагаемой аудитории для того, чтобы сделать материал более доступным, более притягательным. Стоит отметить, потребителями основной массы молодежных журналов являются девушки, а на юношей рассчитан очень маленький круг печатной продукции. Периодика, предназначенная для мужской части аудитории, ориентирована на мужчин в возрасте от 18 лет. Одна из разновидностей СМИ - печать, которая и сейчас остается одним из важнейших носителем массовой информации, обладая значительным влиянием на читателя не только речью, но и языковыми средствами.

Уже на первой странице подросткового журнала «Браво» читаем: «жертва главной тусовщице мира», «мотоцикл гламурно-розового цвета». Далее на страницах этого журнала то и дело появляются словечки молодежного сленга: бухло, угарная вечеруха, гот-вечерина, тусануть, фанатеть, трэш.

 Чтобы найти ошибки в печатных изданиях, я просмотрел такие газеты, как «Аргументы и факты», «Комсомольская правда». И вот какие ошибки я обнаружила: Грамматическе ошибки: 1. «О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было» - «В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было» (нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе) 2. «От фонда красных партизанОВ до наших дней» - «От фонда красных партизан» (выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание»

Чтобы найти ошибки в печатных изданиях, я просмотрел такие газеты, как «Аргументы и факты», «Комсомольская правда». И вот какие ошибки я обнаружила:

Грамматическе ошибки:

1. «О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было» - «В том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было» (нарушена грамматическая связь между словами (управление) о том сомнения не было. Сомнение (в чем?) в правдивости, правоте, успехе)

2. «От фонда красных партизанОВ до наших дней» - «От фонда красных партизан» (выбрана неправильная грамматическая форма слова партизаны. В родительном падеже множественного числа существительное партизаны имеет нулевое окончание»

 Ничто так не влияет на речь, как эта глобальная сеть. Вот тут свободы предостаточно! Порой зайдешь на сайт, например «Вконтакте» (даже название написано с нарушением орфографических норм) и удивляешь, как и насколько могут быть безграмотны люди. Сразу в глаза бросается: «Приффетики соныфко», «ясн», «спс», «фигня какая-то», «ппц», «агонь», «а ты в контру рубешься?» , «мне нравиться» и т.п. Читая это, у меня в голове возникает вопрос: неужели человек считает, что может спокойно писать безграмотно, думая, что никто не узнает кто это, так как его не видно? Или он думает, что это звучит круто или модно? Никогда бы не подумала, что будет мода на безграмотность и отвратительную речь!

Ничто так не влияет на речь, как эта глобальная сеть. Вот тут свободы предостаточно! Порой зайдешь на сайт, например «Вконтакте» (даже название написано с нарушением орфографических норм) и удивляешь, как и насколько могут быть безграмотны люди. Сразу в глаза бросается: «Приффетики соныфко», «ясн», «спс», «фигня какая-то», «ппц», «агонь», «а ты в контру рубешься?» , «мне нравиться» и т.п. Читая это, у меня в голове возникает вопрос: неужели человек считает, что может спокойно писать безграмотно, думая, что никто не узнает кто это, так как его не видно? Или он думает, что это звучит круто или модно? Никогда бы не подумала, что будет мода на безграмотность и отвратительную речь!

Заключение  Я думаю, что «противоядием» такой ситуации может быть «сознательная работа по повышению культуры речи» человека. Если люди, особенно работающие в СМИ, так как их уровень культуры русского языка влияет на миллионы слушателей и зрителей, будут показывать пример чистой, грамотной речи – устной и письменной, любви к чтению хорошей литературы, мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание общества

Заключение

Я думаю, что «противоядием» такой ситуации может быть «сознательная работа по повышению культуры речи» человека. Если люди, особенно работающие в СМИ, так как их уровень культуры русского языка влияет на миллионы слушателей и зрителей, будут показывать пример чистой, грамотной речи – устной и письменной, любви к чтению хорошей литературы, мы сможем противостоять вредному влиянию СМИ на сознание общества

Список используемой литературы -Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 20-21 веков. Тамбов, 2005 -Газета «Комсомольская правда» -Газета «Аргументы и факты» -Опрос

Список используемой литературы

-Шарандин А. Л. Культура речи на рубеже 20-21 веков. Тамбов, 2005

-Газета «Комсомольская правда»

-Газета «Аргументы и факты»

-Опрос


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!