СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние сладких газированных напитков на организм человека

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сладкие газированные напитки негативно влияют на организм человека. На самом ли деле это так? Проверим.

Просмотр содержимого документа
«Влияние сладких газированных напитков на организм человека»


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Ильдиканская общеобразовательная школа»

















НПК «Шаг в науку»



Тема:

Влияние сладких газированных напитков на организм человекаВведение

Человек на две трети состоит из воды. Вода – это вещество, без которого невозможна жизнь. Вода не просто жидкость, а питательная среда для клеток, которая выводит токсины, шлаки и излишки солей из организма. Люди научились изготавливать различные напитки. Так появились и газированные напитки. Их можно разделить на три большие группы:

1. Чистая питьевая вода, искусственно насыщенная углекислым газом, играющим роль консерванта, и, обладающим обеззараживающим, антимикробным действием, дающим возможность воде длительно храниться.

2. Минеральная вода, которую нельзя подвергать никакой специальной обработке, чтобы не уничтожить полезные для здоровья компоненты.

3. Сладкие газированные напитки.

Газированная вода (газировка) – это напиток из минеральной или ароматизированной сладкой воды, насыщенной углекислым газом. Человек, а особенно ребенок, поддаваясь влиянию яркой рекламы, покупает и пьет этот напиток, причиняющий вред его организму. А ведь еще Гиппократ говорил: «Человек рождается здоровым, а многие болезни к нему приходят через рот с пищей».

Небольшое количество газированной воды не повредит. Но если часто ее употреблять и в больших количествах, то это может неблагоприятно отразиться на нашем здоровье: аллергия, избыточный вес, гастрит, язвенная болезнь, кариес. Поэтому считаем, что данная тема актуальна.

Цель проекта: изучить влияние газированных напитков на организм человека через исследование состава и свойств веществ, из которых они состоят.

Задачи:

1. изучить историю появления сладких газированных напитков

2. изучить состав напитков и то, как он изменился за время их существования

3.исследовать свойства основных элементов, их влияние на организм человека (провести опыты)

4.Провести опрос среди школьников и педагогов на предмет употребления ими сладких газированных напитков.

5.Проанализировать результаты и сделать выводы.

Предмет исследования: влияние сладких газированных напитков на организм человека.

Объект исследования: сладкие газированные напитки

Гипотеза: сладкие газированные напитки оказывают отрицательное воздействие на организм человека

Методы исследования:

1)изучение литературы;

2)эксперимент;

3)анкетирование;

4)аналитическая деятельность.





История появления сладких газированных напитков.

Природная вода с газом известна человечеству с древнейших времен и использовалась в лечебных целях. В 18 веке минеральную воду из источников стали разливать в бутылки и развозить по миру. Но она стоила очень дорого и быстро выдыхалась. Первый, кто создал газированную воду, был английский химик Джозеф Пристли. Он изобрел ее в 1767 году. И продавали ее в аптеках, а не в магазинах. А в 1770 г. был изобретен прибор – сатуратор, с помощью которого можно было производить газировку в больших количествах. Изобрел этот прибор шведский химик Торберн Улаф Бергман. Прообразом современных газированных напитков были лимонады. Мода на них появилась в России в конце XIX века. Готовили этот напиток так: цедру лимона растирали с сахаром, затем смешивали с лимонным соком, разводили горячей водой и охлаждали. Постепенно рецепт лимонадов обогатился клубничным и малиновым сиропом, настоем яблочных шкурок, клюквенным соком, медом и т. д. В СССР выпускались газированные напитки на натуральной основе: «Саяны», «Байкал», «Дюшес», «Лимонад», Буратино и Тархун. Они продавались в стеклянных бутылках или в розлив из автоматов газированной воды. Стакан газированной воды без сиропа стоил 1 копейку, а с сиропом 3 копейки. Такие автоматы газированной воды были практически в каждом городе нашей страны.

В 1886 году в Атланте фармацевт Джон Стит Пембертон практически случайно придумал напиток «Кока-кола». От боли в животе он сварил сироп и случайно в него добавил газированной воды. Этот напиток сразу же понравился местным жителям. Название для него придумал бухгалтер Пембертона Фрэнк Робинсон, написавший также слова «Coca-Cola» красивыми фигурными буквами, которые до сих пор являются логотипом напитка. Напиток был запатентован как лекарственное средство «от любых нервных расстройств» и продавался через автомат в крупнейшей аптеке города. Популярность напитка возрастала. И через пятьдесят лет после изобретения кока-кола для американцев стала чем-то вроде национального символа. А в 1898 году аптекарь Калеб Брэдхем создает еще одну бомбу – Pepsi-Cola. Он смешал экстрат из орехов кола с ароматическими маслами и ванилином. Вот так развивалась индустрия газированной воды.

Состав напитков и то, как он изменился за время их существования

Основной компонент любого газированного напитка – вода, которая должна быть прозрачной, не иметь запаха, содержание химических веществ  не должно превышать определенных норм.  

Второй компонент газированного напитка – сахар: сахар-песок, сахар-рафинад или жидкий сахар. Требования к сахару: растворимый, без постороннего привкуса и запаха, его раствор прозрачный. Но для изменения некоторых свойств напитков могут использовать заменители: сорбит, ксилит, аспартам, сахарин (газировки лайт). Но чаще всего используют аспартам. На наличие аспартама указывает надпись: «содержит фенилаланин».

Пузырьки в воде появляются благодаря диоксиду углерода (углекислый газ). Данный компонент получают из дымовых газов, которые образуются при сжигании угля и природного газа, из мела, известняка, из минеральных вод, при сбраживании продуктов производства спирта и пивного сусла. Хранят диоксид углерода в стальных баллонах в жидком состоянии при температуре не выше 30 градусов Цельсия.

Роль регулятора кислотности выполняют лимонная, сорбиновая, молочная, аскорбиновая, виннокаменная, ортофосфорная кислоты, которые также входят в состав данного напитка. Они используются в качестве консерванта.

Следующий компонент – это  краситель, который определяет цвет напитка. Он может быть натуральным (колер (жженый сахар) - темно-коричневый, краситель из выжимок винограда – темно-гранатового цвета, краситель из сушеных ягод бузины-красного цвета и др.) и синтетическим (индигокармин – синего цвета, тартразин Ф – оранжево-желтого цвета).

Ароматические вещества, которые получают из растительного сырья, из синтетических душистых средств, определяют вкус напитка. Но натуральные ароматизаторы используют редко в силу нестабильности к температурной обстановке и свету, а также высокой стоимости природного сырья. Сейчас люди путем органического синтеза научились изготовлять ароматизаторы, идентичные натуральным.

Консерванты предохраняют продукт от гниения, брожения и остальных процессов распада. В газированных напитках чаще используют бензоат натрия. 

Из истории появления сладких газированных напитков мы узнали, что их сначала изготовляли небольшими порциями и продавали в аптеках. Но затем эти напитки получили широкую известность и на данный момент покупателю предоставлен богатый выбор газированной воды разного вкуса, запаха и цвета. А вот состав напитков сильно изменился. Отечественные производители, экономя заменяют фруктовые сиропы на дешевые концентраты. Ароматизаторы и пищевые красители стали основными компонентами газированных напитков.

Свойства основных элементов, их влияние на организм человека

В настоящее время люди употребляют большое количество сладкой газированной воды. Это радует производителей и огорчает врачей. Дело в том, что  составными частями этих напитков  остаются вода и углекислый газ. Вода – полезный компонент. Углекислый газ безобиден, он позволяет продукту лучше сохраниться. Но, для человека, который страдает болезнями желудка или нарушениями работы кишечного тракта, он – враг, потому, что при взаимодействии с водой дает угольную кислоту, которая раздражает слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, провоцирует воспалительные процессы и образование язв. Когда он попадает в организм человека, то меняет биохимические процессы. А они, в свою очередь, приводят к нарушению обмена веществ. Сахар негативно влияет на работу поджелудочной железы и эндокринной системы организма, может вызвать ожирение у людей, сахарный диабет. Человек, следящий за своей фигурой, выбирает напиток с эмблемой «лайт». Но этот газированный напиток содержит сахарозаменитель, который также вреден. Некоторые могут вызвать мочекаменную болезнь, другие – аллергию, снижение зрения, третьи являются канцерогенами, которые в свою очередь накопившись в организме могут спровоцировать образование раковых клеток. А вот аспартам при нагревании до +30 распадается до метанола и формальдегида, которые относятся к смертельным ядам. Температура тела человека +36,6, поэтому делаем вывод. Кислоты (Е330, Е296, Е338), которые содержатся в газировке разрушают эмаль зубов, способствуя появлению кариеса, а ортофосфорная кислота способствует вымыванию кальция из организма. Отсюда и остеопороз (хрупкость костей) и болезнь почек, которые страдают от перегрузки из-за дисбаланса элементов. Красители способны вызвать аллергические реакции, вступая в реакции с другими компонентами могут опять же вызвать рак. Кофеин, который содержится, например, в «Пепси», в «Кола-Коле» вызывает возбуждение нервной системы и детям до 12 лет эти напитки противопоказаны. Кофеин вызывает истощение организма, плохой сон, переутомление психики.

Недавно ученые сделали открытие, что газировка может быть причиной плохой памяти подростков, их агрессивного поведения, так как обуславливают недостаток питательных веществ в организме, в связи с тем, что человек удовлетворяет жажду, а иногда и чувство голода посредством этих напитков. И вот мы видим, что ингредиенты, которые входят в состав газированных напитков, сами по себе и в сочетании друг с другом могут вызвать необратимые последствия.

Практическая работа «Свойства газированных напитков»

Изучая литературу, мы столкнулись с информацией о том, что газированные напитки используют в бытовых целях. Например, Кока-Кола чистит сантехнику, удаляет налет со старых монет, очищает ржавчину. Мы решили проверить эти факты и провести эксперименты. Ведь если газированная вода оказывает влияние на ржавчину, на различные налеты на предметы, то, что она может сделать с нашим организмом.

Эксперимент 1. Натуральна ли газировка?

Для начала мы проверили, натуральна ли газировка («Кока-Кола»). Для этого прокипятили ее с ложкой соды. Ненатуральная газированная вода останется прежнего цвета, если поменяет цвет на бурый – натуральный продукт. Наша газированная вода осталась прежнего цвета.

Эксперимент 2. Определение газа в напитке

Для эксперимента нам понадобился воздушный шарик и бутылка с газированной водой («Кока-Кола»). На горлышко закрытой бутылки надели воздушный шарик и постепенно начали откручивать крышку. При открывании бутылки шарик надулся. Это значит, что в бутылке с напитком содержится газ.

Эксперимент 3. Как газированная вода влияет на металлические предметы, покрытые ржавчиной.

Для того, чтобы проверить воздействует ли газировка на ржавчину, мы взяли 2 ржавых гвоздя, поместили их в стаканы: 1-й стакан - с напитком «Кока-Кола», а 2-й с обычной водой и оставили на 2 часа. Через 2 часа ржавчина растворилась в стакане с «Кока-Кола», а в стакане с обычной водой – нет. Мы видим, что газировка растворяет ржавчину, а представьте, как она действует на организм человека.

Эксперимент 4. Влияние газированной воды на эмаль зубов на примере яичной скорлупы.

Мы взяли яичную скорлупу и положили ее в стаканы с обычной водой и с газированной на 3 дня. Почему мы взяли яичную скорлупу? Потому что в ней содержится много кальция, а он, как известно, отвечает за прочность зубной эмали. В стакане с «Кока-Кола» яичная скорлупа окрасилась в темно-коричневый цвет, стала мягкой и вязкой. В стакане с «Лимонадом» скорлупа стала желтоватого цвета и хрупкой. В стакане с обычной водой скорлупа не изменилась. Из всего этого следует вывод, что напитки «Кока-Кола», «Лимонад» содержат красители. Тот факт, что скорлупа стала вязкой и хрупкой говорит о том, что эти напитки выводят кальций из скорлупы. Подобное действие они оказывают на наши зубы и кости.

Эксперимент 5. Очищение пятен

Для того, чтобы провести этот эксперимент мы взяли ткань с пятнами от ягод брусники и залили их газировкой «Кока-Кола» и «Лимонад», а также обычной водой. Все это мы оставили на сутки. Через сутки оказалось, что газированная вода действительно удалила пятна. А это свидетельствует о том, что в напитках содержатся химические компоненты.

Эксперимент 6. Как совместно работают газированная вода и мятная жевательная резинка.

Для эксперимента мы взяли жевательную резинку «Орбит» со вкусом мяты и поместили ее в стаканы с газированной водой («Кока-Кола», «Лимонад») и обычной водой. В стакане с «Кока-Колой» образовалась шипучая пена. Через некоторое время напиток изменил цвет на бурый, мутный и появился серый осадок, в стакане с «Лимонадом» - цвет напитка стал белый, а в стакане с обычной водой – жевательная резинка просто стала растворяться.

Это значит, что в газировке вредные вещества и повышенная кислотность. Эти вещества вступают в реакцию с ментолом (мятой), а значит, вместе негативно влияют на слизистую оболочки пищеварительной системы.

Проведя все эти эксперименты, мы решили провести опрос среди коллектива школы и школьников на предмет употребления ими газированных напитков.

Для этого мы подготовили следующие вопросы:

1. Употребляете ли вы сладкие газированные напитки?

- да, часто

- нет

- иногда

2. Какую марку газированного напитка вы предпочитаете?

_______________________________________________________________________________________________________

3. Сколько газированного напитка вы выпиваете за один раз?

__________________________________________________________________


4. Как вы думаете, они приносят пользу или вред нашему организму?

__________________________________________________________________




5. Рекомендуете ли вы газированные напитки друзьям?

_______________________________________________________________

В процессе анкетирования было опрошено 41 обучающийся нашей школы и 10 человек педагогического состава. Проанализировав данные, мы выяснили, что 30% обучающихся из опрошенного числа иногда пьют газированные напитки, т.е. не часто. 24% - часто употребляют газировку, 2% - не употребляют. Большая часть (76%) употребляют отечественные напитки («Дюшес», «Ключи», «Буратино»), а 24% обучающихся – пьют «Кока-Колу», «Пепси-Колу». 59% считают, что газированные напитки приносят вред нашему организму, а 41% затрудняются ответить на этот вопрос. 78% обучающихся не рекомендовали бы эти напитки своим друзьям, а вот 22% - нет.

Все педагоги считают, что она приносит вред, поэтому не рекомендуют ее употреблять, при этом 90% иногда пьют газировку, но только «Буратино», «Ключи».
























Заключение.

Работая над данной темой, мы сделали следующие выводы:

1. Газированные напитки плохо влияют на организм человека. Состав их оказывает негативное воздействие на здоровье людей: может возникнуть аллергия, разрушаются зубы, кости становятся хрупкими.

2. Наша гипотеза, что газировка вредна, подтвердилась.

Мы не призываем вас совсем отказываться от газированных напитков, но рекомендуем утолять жажду питьевой водой, компотами, натуральными соками из фруктов, ягод. Но, каждый решает сам, что ему есть и что пить. Мы должны помнить высказывание И.П.Павлова- ученого-физиолога о том, что «здоровье – это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь»

Будьте здоровы!












































Список используемой литературы

1.Волокова Л. И. Горькая правда о сладком лимонаде/ Л.И. Волкова// Здоровье школьника.- 2006.- №9

2.Рудольф В.В., Балашов В.Е. Как и где готовят прохладительные напитки.-М.:Агропромиздат, 1987


Интернет-ресурсы:

1. http://good-health.com.ua/vliyanie-koka-koli-na-organizm-cheloveka 

2. http://russian-mifs.ru/mify/155-koka-kola-mify-i-fakty.html

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!