СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Влияние семьи на социализацию подростка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью исследовательской работы "Влияние семьи на социализацию подростка"  является выявление главного фактора социализации подростка в современном обществе.

Просмотр содержимого документа
«"Влияние семьи на социализацию подростка"»








Влияние семьи на социализацию подростка в современном обществе






Социально-экономическое отделение

Секция обществоведческая















Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г.Выксы Нижегородской области




Влияние семьи на социализацию подростка в современном обществе


Социально-экономическое отделение

Секция обществоведческая





Работу выполнила:

ученица 9 класса

Новикова Дарья Дмитриевна

Научньй руководитель:

учитель МОУ СОШ №4

Баикина Елена Александровна








Нижегородская область

г.Выкса

2011г.


Оглавление

Аннотация_______________________________________________ 3 стр.


Введение_________________________________________________________ 4 стр.


Глава 1. Обзор литературы____________________________________________ 5 стр.


Глава 2. Особенности социализации

2.1. Из истории возникновения социализации личности_________7 стр.

2.2. Гражданское образование ____________________________________9 стр.


Глава 3. Агенты социализации.

3.1. Семья _______________________________________________10 стр.

3.2. Школа______________________________________________ 13 стр.

3.3. Группы сверстников__________________________________ 16 стр.

3.4. Средства массовой информации_________________________18 стр.


Глава 4. Результаты исследования____________________________________20 стр.


Выводы_________________________________________________

Список литературы___________________________________________

Приложение_____________________________________________

















Аннотация

В человеке в течение его жизни параллельно идут два взаимосвязанных процесса: процесс его личностного становления и процесс социализации. Социализация — это усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Период детства и юности в данном процессе играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

В данной работе, мне предстоит рассмотреть социализацию подростка в современном обществе, выделить агенты социализации и определить главный фактор, который влияет на становление личности в подростковом возрасте.


Моей целью является: выявление главного фактора социализации подростка в современном обществе.


Перед тем как приступить к этой работе мною были поставлены следующие задачи:

1. Изучить источники информации по предмету исследования.

2. Выявить особенности современной социализации.

3. Проанализировать особенности социализации современного подростка.


Методы моего исследования:

- метод анализа и сравнения;

- социологический опрос учащихся 5-9 классов;

- анализ справочной и научной литературы;

- работа с Интернет – ресурсами.


Введение


Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия.

С моей точки зрения данная тема представляет большой интерес. С распадом старой политической, духовной, экономической системы и противоречивыми преобразованиями, происходящими в России сегодня, проблема социализации подростков актуализировалась. Появились новые явления, как в жизни общества, так и в жизни семьи. Нельзя отрицать, что развитие молодого поколения идёт по новому пути.

Целью исследования является рассмотрение социализации современных подростков как процесса формирования социально компетентной личности, выявление проблем и противоречий.

Задачи исследования - выявить и описать агенты социализации подростков в современном обществе, проследить эволюцию, рассмотреть социально-компетентную личность как итог социализации.

Методологической основой для написания работы послужили теории личности и социализации, принадлежащие западным выдающимся исследователям З.Фрейду, Ж.Пиаже, Д.Смелзеру, которые не утратили актуальности и сегодня, и позволяют рассматривать процесс социализации и его результаты.








Глава 1.

Обзор литературы


Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Данная проблема вызывала и вызывает интерес исследователей в разных областях общественного знания. По данным вопросам написано большое количество книг и статей.

Мною изучены статьи А.И.Кравченко «Составные части и разновидности социализации», «Процесс социализации», «Агенты и институты социализации». Автор представляет нам социализацию как процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. На основе статей он показывает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность именуемого личностью, на пути которого встречаются агенты первичной и вторичной социализации. Таким образом, А.И.Кравченко делает вывод, что «…социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание» (цит. по кн.: Кравченко, 2002, с. 7).

При работе над данной темой были изучены монографии С.П. Иванненкова «Проблемы социализации современной молодежи», Т.Ярыгина «Молодежь России», сборник «Молодежь России на рубеже веков». В данной литературе говорится о мире человеческих отношений, становлении личности, излагаются основы поведения молодых людей, рассказывается о тех проблемах, с которыми приходится сталкиваться молодежи в современном обществе.

Мною прочитаны книги о семье, так как семья является первичным агентом влияния на социализацию подростка. В книге Ю.А.Гаспаряна «Семья на пороге XXI века», Н.С.Кашуба «Семья в современном обществе», Н.Г.Юркевича «Современная семья». Следует отметить, что семья часто рассматривается как социализирующая структура, воспроизводящая человека не только как биологическую единицу, но как индивида с некоторым набором социальных, культурных, нравственных качеств. Именно поэтому социализирующая функция семьи признается как одна из важнейших и востребованных обществом.

При написании использовались книги не только социологического содержания, но и психологического характера. Я познакомилась с книгой И.С.Кона «Психология ранней юности». Эта книга показалась мне очень трудной для восприятия, но мною был сделан вывод, что автор является одним из основоположников изучения процесса социализации. Он утверждает: «Социализация – это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит» (цит. по кн.: Кон, 1989, с. 178).

В книге Г.Г.Аракелова «О психологии подростка» я прочитала об особенностях подросткового периода. В ней рассказывается, что «…подростковый период характеризуется проявлением талантов, поиска самого себя, своего внутреннего «Я» и формированием у каждого собственных представлений об окружающем мире, свободой выбора образования и самостоятельностью».

Мною рассмотрен культурологический аспект изучения социализации А.В.Мудриком в книге «Социальная педагогика», где приоритет в развитии полноценного члена общества отдается именно социокультурному фактору. Иными словами, социализация, по мнению автора «…развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными условиями жизни на всех возрастных этапах» (цит. по кн.: Мудрик, 1999, с. 89).

Анализируя прочитанные произведения, я разобралась в определении «социализация», а также ознакомиться с особенностями и факторами влияния на развитие ребенка в подростковом периоде.


Глава 2. Особенности социализации


2.1. Из истории возникновения социализации личности

Глубокие изменения в духовной и материальной сферах развития общества обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы социализации подрастающего поколения. Экономические и социальные преобразования, происходящие во всех сферах жизни нашего общества, актуализировали задачу изучения механизма социализации детей на разных возрастных этапах и анализа влияния меняющихся социальных условий на социализацию личности.

В осмыслении и дальнейшей разработке вопроса социализации детей важную роль играет изучение и критический анализ состояния данной проблемы в прошлом, что позволит выявить ее продуктивность в исторической ретроспективе, обосновать применимость определенных концепций для анализа специфики социализации на разных возрастных этапах.

Анализ психологических и социологических источников конца XIX - начала XX веков показал, что в центре внимания исследователей находилось изучение и описание процесса взаимодействия личности и социальной среды в категории “социализация личности”, содержанием которой является процесс освоения индивидом социального опыта, системы знаний, норм и ценностей, социальных ролей и функций [12, с.22].

Решая проблему развития личности, французский философ О. Конт отдавал приоритет обществу и ставил задачу подчинения индивидуального общественному. Ведущую роль в процессе социализации он отводил семье, которая выполняет функцию культурного наследия, согласования устремлений различных поколений. Свои социальные качества, по утверждению О. Конта, индивид приобретает прежде всего в семье.

Заслуживает внимания концепция социальных институтов Г. Спенсера. Он считал, что человек в естественном состоянии в значительной мере антисоциален, и что он становится социальным существом благодаря прохождению социальных институтов: домашних, обрядовых, политических, церковных.

Общепризнанно огромное значение теории социализации К. Маркса и Ф. Энгельса. Они утверждали, что социализация не тождественна пассивному приспособлению людей к социальной среде, а охватывает и их собственную практическую деятельность, в которой вместе с воздействием на окружающую среду человек активно изменяет и свою собственную природу.

Истоки современной теории социализации сосредоточены работах Г. Тарда, У. Джемса. Они обосновали новые идеи в познании общества и человека, в понимании процесса социализации на индивидуальном уровне.

Огромное значение для исследования психологических механизмов проблемы социализации имели работы З. Фрейда, заложившего основы традиций подхода к социализации как насильственному влечению человека в социальное взаимодействие и подчинение его социальным законам.

В истории советской психологии усвоение ребенком социального опыта, механизм его вхождения в цивилизацию изучался Л. С. Выготским, А Л. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном. В их работах четко прослеживается анализ соотношения биологического и социального в человеке. Иными словами, социализация - это процесс превращения индивида с его природными задатками и потенциальными возможностями социального развития в полноценного члена общества.

Данная тенденция в развитии науки нашла свое отражение в исследованиях отечественных психологов 60 - 90 гг. XX века: И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, А. В. Мудрика. В то же время проблема механизмов социализации ребенка и тех изменений, которые происходят в структуре его личности, в этом процессе еще недостаточно изучены, особенно в отечественной психологии.


2.2. Гражданское образование

Перестройка общественной жизни является одной из основ перехода к новому состоянию общества. Принятие нового законодательства Российской Федерации создает необходимые условия для развития личности и общества. В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования и воспитания молодежи, их переориентация на социализацию личности.

В 2009 году президент РФ Д.А. Медведев заявил об утверждении новой стратегии развития российского образования «Наша новая школа». Дмитрий Анатольевич подчеркнул: «… дети должны получить возможность раскрыть свои способности подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».

Государственный заказ на воспитание, формирование ее гражданственности и социализации определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации.

В связи с изменениями, происходящими в нашей стране, качественно меняются и приоритеты в нашем обществе. Конституция РФ ориентирует все гражданское общество на приоритет интересов человека и гражданина. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества»[5, с.3].

В России за последнее десятилетие принят целый ряд документов, регулирующих гражданское образование в стране, которые в первую очередь направлены на успешную социализацию подростков в обществе.


Глава 3. Агенты социализации

3.1. Семья

Семья – важнейший социальный институт общества. Именно в семье начинается первичная социализация и формирование личности ребенка, закладываются основы его физического, духовного, нравственного и гражданского развития.

На современном этапе общественного развития институт семьи претерпевает существенные изменения: усиливается расслоение по уровню доходов, растет число разводов, разрушается традиционная структура семьи, меняются общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания детей.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.

Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная (семейная социализация) и восстановительная.

Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий это смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, которые происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены так же семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда – эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи – проблема развода. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тысяч детей остается без одного родителя, 500 тысяч рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях – сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава – женщина, 80% детей, содержащихся в детских домах, - это сироты при живых родителях. Все это отрицательно сказывается на социализации подростков.

Конфликт поколений – это проблема не новая, так как проблема «отцов и детей» существовала всегда. В прежние времена было проще, так как молодёжь, чаще всего, повторяла путь, пройденный своими родителями. Воспитание шло по определённой системе. Родители воспитывали детей так, как воспитывали их. Сейчас всё меняется. Меняется семья как институт социализации, меняются ценности общества и. У современной молодёжи уже совсем другие ценности, другие моральные установки. Она, как правило, отрицает социальный опыт родителей.

В тоже время общество будет неспособно к жизнедеятельности и самовоспроизводству, если в нем исчезнет социализация, и особенно если семья утратит эту функцию.

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

Сущность структура и функции семьи. В современной социологии семья понимается в двух значениях — как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. Рассмотрение семьи как малой социальной группы является отдельной темой для исследования.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения происходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.











3.2. Школа


Другим основным фактором социализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации не сводится только к передаче знаний, умений и навыков подросткам, она оказывает воздействие самим характером воспитания, жизнедеятельности ребенка в школе, где он усваивает ценностные ориентации, моральные нормы, навыки группового поведения, обеспечивающие ему переход во взрослую жизнь. Однако чрезмерная заорганизованность, авторитарный стиль, регулирование всей школьной жизни сковывает инициативу школьника, лишает его ощущения причастности к делу.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью, оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития. Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого человека в получении образования и профессии в соответствии с его интересами и способностями.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы (одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся от тех, что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения, но и по состоянию системы образования.

В середине 60-х страна продвигалась к всеобщему среднему образованию. Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине 80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.

Сегодня, согласно принятому в 2009 году в изменениях к Закону «Об образовании» обязательным считается общее среднее образование, которое остается бесплатным. Обязательства по обеспечению среднего образования возложены на родителей или лиц их заменяющих. И это в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%[14, с.12].

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в России, параллельно государственной, создается негосударственная система образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей,

лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с

пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет среди факторов [14, с.14], вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся, выделяются:

- отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей,

- отсутствие необходимой материальной базы, современного

оборудования,

- работа столовой,

- организация учебного процесса,

- качество преподавания,

- негативный характер отношений с преподавателями.

Незначительная часть учащихся отмечает, что в учебном заведении сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество учащихся и педагогов. Но многие обучающиеся считают, что взаимопонимания недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.
















3.3. Группы сверстников



Значение группы сверстников в социализации определяется возможностями самореализации и самоактуализации человека в интересующей его деятельности. Этот фактор социализации становится важным на интегративной стадии социального развития. Тут подросток может найти и реализоваться, то есть принять на себя некоторые роли, которые не доступны ему в будничной жизни. Он может стать лидером, принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. То есть такая группа представляет из себя свой собственный микромир, выбирать который может сам подросток, что не доступно для него в любых других институтах социализации.

Воздействие группы сверстников на социализацию происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация.

Научение - процесс осознанного приобретения знаний и навыков, он присутствует в группах сверстников, хотя по своему значению и уступает другим механизмам.

Подражание - один из главных механизмов социализации в группах сверстников, особенно среди подростков. Этот процесс, в отличие от научения, происходит бессознательно. В данном случае объектом подражания оказываются те сверстники, пользующиеся наибольшим уважением подростка, его референтная группа.

Заражение - также бессознательный процесс, характеризующийся передачей эмоционального состояния при непосредственном общении. Так общим настроением заражается группа подростков, танцующих на дискотеке. Механизм заражения часто играет важную роль, влияя на принятие решений.

Идентификация - отождествление себя с чем-либо. Очень важна для подростков, так как она позволяет ответить на вопрос «Кто я?», найти свое место в мире. Идентификация с группой сверстников выражается через символы. О том, с кем идентифицирует себя человек, говорят символы, выражаемые одеждой, украшениями, использованием специфического сленга, жестами.

Современные же подростки имеют мало шансов послужить обществу, потому что в отличие от предшествующих поколений их отцов и матерей, современная Россия утратила идеологическую основу и не нуждается в них. Отсюда мы имеем толпы слоняющихся без дела подростков, которые, так или иначе, попадают в какие-то неформальные группы. Часто такие группы заменяют им семью, школу и всё на свете, потому как приведённые примеры в современных условиях уже не могут социализировать их правильно. Проще всего подростки вливаются в нейтральные или асоциальные группы, не выступающие против демократического устройства.


















3.4. Средства массовой информации


В ситуации быстрого изменения содержания культуры, особое значение приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации - СМИ. Под эгидой "внедрения" рыночных отношений зачастую проповедуются ценности, несовместимые с развитием нормального рынка (культ лёгкой наживы, мошенничества, и т.д.). Современную урбанистическую культуру невозможно представить себе без телевидения и Интернет. Телевизор и компьютер стали неотъемлемыми атрибутами жизненного мира современного человека, а телевидение и Интернет превратились в мощный общественный институт, поле приложений интеллектуальных усилий теоретиков - представителей разных общественных наук.

Юристы рассматривают правовые вопросы функционирования

телевидения и Интернет, экономистов интересует телевидение и Интернет как экономический институт данных ресурсов, социологов - как институт, направленный на интеграцию или дезинтеграцию общественной жизни. Сейчас я попытаюсь рассмотреть телевидение и Интернет как институт, оказывающий существенное влияние на общественные процессы, их конфигурацию, структуру, динамику.

Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Подросток как губка, которая впитывает всё плохое, всё негативное, но ребёнок не осознаёт вредность этого «впитывания», самое главное для него чтобы сверстники приняли его в свой круг общения.

Часто ребёнок воспринимает то, что показывают по телевизору это разнообразие рекламы, фильмы (боевики, ужасы ), музыкальные клипы,

молодёжные программы. Подростки оказались буквально под перекрёстным огнём СМИ. Идёт интенсивная криминализация сознания, приучение к насилию как к норме жизни, эмоциональное отупение. Начиная с мультфильмов и заканчивая низкопробными кинолентами, подростки приучаются к культу насилия, утрачивают истинные человеческие ценности.

Так СМИ и стоящие за ними силы формируют у нового поколения деформированное сознание. Устанавливается ряд факторов, связанных с восприятием подростками сцен насилия и агрессии, определяющих их эмоциональное отношение.

В телевизионной рекламе подобные сцены, в отличие от других телевизионных передач и кинофильмов, чаще всего преподносятся с юмором, что ослабляет контроль сознания и лишает подростков возможности противостоять такой рекламе. Понимая, что им демонстрируют насилие, зрители навсегда могут выработать к ним негативное отношение. Многократное повторение агрессивных рекламных роликов создаёт устойчивое ментальное клише, которые по мнению некоторых зарубежных авторов могут неосознанно воспроизводиться в реальной жизни.

За последнее время исследователи отмечают усиление агрессивности на телевидении и Интернет, увеличение количества сцен насилия и грубости. Педагоги утверждают, что все эти факторы оказывают существенное воздействие на детей и подростков, психика которых практически ничем не защищена.









Глава 4. Результаты исследования


С целью выявления главного фактора социализации подростка в современном обществе мною был проведен социологический опрос учащихся 5-9 классов МОУ СОШ №4 г.Выкса Нижегородской области – 156 человек (Приложение 1).

Вследствие опроса, было выявлено влияние главного фактора на социализацию подростков в возрасте от 11- 16 лет:

1. Семья (46%)

2. Группа сверстников (32%)

3. СМИ (12%)

4. Школа (10%)

Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает оставаться одним из основных агентов социализации подростков. Однако отмечается недостаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений. Я рассмотрела проблемы, которые волнуют подростков и получила интересные результаты.

Наиболее популярными были три варианта ответов. Бесспорно логичным можно признать отношения с родителями - основной проблемой в подростковом возрасте. Второе место среди проблем старшеклассников занимает трудности в усвоении школьного материала. Третья проблема, которая волнует старшеклассников, выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап.



Таблица 1

Проблемы, волнующие подростков (чел.)

Классы


Проблемы

5

6

7

8

9

Итого

чел.

%

Приобретение интересной профессии

4

6

12

11

10

43


Личные денежные трудности

-

2

6

-

-

8


Денежные трудности семьи

4

2

4

2

-

12


Отношения с родителями

17

23

11

6

5

62


Отношения между родителями

3

4

5

2

1

15


Отношения со сверстниками

-

5

8

6

2

21


Конфликты с педагогами

-

-

2

3

3

8


Трудности усвоения школьного материала

7

19

10

14

8

58


Чем заняться в свободное время

6

4

5

4

2

21


Личная жизнь

-

-

8

10

5

15


Здоровье членов семьи

-

-

8

7

4

19


Отсутствие фирменных вещей

5

5

-

1

-

11



Первое место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями. В ряду проблем, вопрос отношения «отцов и детей» издавна волновал человечество. Каковы причины конфликтов между детьми и родителями?

Наиболее частые причины ссор:

50,3% - иногда не слушаю родителей, делаю по-своему;

47,4% - мало учу уроки дома;

37,2% - из-за моей грубости, несдержанности;

33,7% - из-за плохой учёбы;3

31,9% - не убираю свои вещи;

28,6% - ссорюсь с братом (сестрой);

27,4% - забываю выполнять просьбы, поручения;

25,4% - много смотрю ТВ;

24,3% - плохо ведут себя в школе;

23,7% - мало ем, не то ем, не ем в школе;

23,5% - мало помогаю по дому;

23,3% - меня не понимают;

23,3% - из-за выбора профессии.

Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.

Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери.

Остальные проблемы, характеризуют невысокой наполняемостью ответов.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.


Таблица 2

Адресаты обращения старшеклассников за советом, (девочки/мальчики)

Класс

К маме

К папе

К брату, сестре

К другу

К родственникам

К педагогам

Ни к кому не обращаются

5

23/11

2/2

-/-

-/-

-/-

5/3

-/-

6

21/18

1/2

2/1

5/7

-/-

1/-

2/4

7

11/16

2/4

4/4

4/7

2/-

2/-

-/-

8

10/5

5/1

1/4

9/7

-/2

2/1

-/-

9

1/6

2/-

-/2

-/4

1/1

-/-

2/1

Итого

66/56

12/9

7/11

18/25

3/3

10/4

4/5

%

55/50


10/8

15/10

15/22

3/3

8/4

3/4


Как показывает исследование, сегодня авторитет матери как советчицы, очень велик: более 50% подростков советуются именно с матерью по важным для себя вопросам, особенно учащиеся 5-7 классов. Нет оснований предполагать, что эту нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

Из общего числа мальчиков: 50% выбирают в качестве первоочередного советчика мать. Лишь 8% мальчиков считают возможным обращаться за помощью и советом также к отцу. Как выяснилось, фактом повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельности. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание, что 7% детей предпочитают не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Такая самостоятельность подростков свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим вторе место после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признанию 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели.

Другой опрос устанавливающий место семьи в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассникам каждого родителя как образца для подражания.

Таблица 3

Анкета «На кого хотите быть похожими?» (девочки/ мальчики)

Класс

На маму

На папу

На обоих

Ни на кого

5

12/3

1/5

17/8

-/-

6

10/9

-/1

19/16

2/3

7

3/6

5/1

8/5

5/8

8

-/5

4/2

3/2

5/3

9

1/2

2/1

1/4

4/2

Итого

26/25

12/10

48/35

16/16

%

25/29

12/12

47/41

16/18


Из исследований видно, что, не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 54% детей выбирают её образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца этой роли. Особую тревогу вызывает факт, что старшеклассники отвергают обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном случае речь идет о социально-проблемных семьях. Высокий процент школьников (88%), которые выбирали образцом для подражания обоих родителей, в основном это учащиеся 5-7 классов. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Отслеживая самоидентификацию с родителями, дифференцируя детей по полу, оказывается, что и здесь наблюдается большие отклонения от нормы. В подростковой психологии существуют устоявшая точка зрения относительно значимости для подростков-мальчиков присутствие в семье авторитетного отца, образца для подражания. Сравнивая детей, выросших с отцами и без отцов, исследователи обнаружили, что отец очень важен для правильного развития подростка. Дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают с невротические симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости. Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, психологически травмированная женщина-мать, имитирует отцовскую строгость, таким образом, заботясь о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка. В случае же начинает опеки, ребенок вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества. Судя по эмпирическим данным, лишь 12 % мальчиков видят отца, как устойчивый эталон для подражания, в то время как 25% хотят быть похожими на маму. Еще 88% ребят воспринимают родителей в равной мере достойными для подражания, что также можно считать нормой. Но драматичным выглядят ответы 18% мальчиков и 16% девочек, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ матери.



























Заключение

Таким образом, новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья — агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются

нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Семья является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества.

Подводя итоги работы, можно сделать выводы:

- в обществе идут бурные процессы в политической, социально-экономической жизни страны, которые соответственно влияют на социализацию подростков;

- обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе;

- основные традиционные агенты социализации в России в настоящее время находятся в кризисе;

- российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций, но все же она остается главным фактором социализации подростков в современном обществе.


Список литературы

1. Всеобщая декларация прав человека. - М.: Издательство ЗЛО «Славянский дом книги», 2008.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Конституция Российской Федерации // Новый сборник законов Российской Федерации.- М.: Издательство ЗЛО «Славянский дом книги», 2008.

4. Стратегия развития образования «Наша новая школа». – М.: Издательство ЗЛО «Славянский дом книги», 2009.

5. О Национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 М275 1 (с приложением) // Официальные документы в образовании.-2000.

6. Выготский Л.С. «Педагогическая психология». – М., 1996.

7. Выготский Л.С. «Проблемы возраста». – М., 1984.

8. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге XXI века (Социологические проблемы). СПб, 1999.

9. Голод С.И. Семья и брак: истрико-социологический анализ. СПб, 1998

10. Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург, 1999.

11.Кашуба Н.С.Семья в современном обществе. – М.: ЛОГОС, 1996.

12. Кон И.С. «Психология ранней юности». – М., 1989.

13. Кравченко А.И. «Введение в социологию». – М., 2002.

14. Молодежь России на рубеже веков. – Березники, «Учитель», 1999.

15. Мудрик А.В. «Социальная педагогика». – М., 1999.

16. Петровский А.В., Шпалинский В.В. «Социальная психология коллектива». – М., 1978.

17. Юркевич Н.Г., Современная семья. – М.: Лада, 1994.

18. Ярыгина Т Молодежь России./ Ярыгина Т., Белавина Ю., Балашова Г.,

М.,1997

Приложение 1

Анкета


  1. На кого хотите быть похожими?

    1. на маму;

    2. на папу;

    3. на обоих;

    4. ни на кого.

  2. К кому вы чаще всего обращаетесь за советом?

    1. к маме;

    2. к папе;

    3. к брату, сестре;

    4. к другу;

    5. к родственникам;

    6. к педагогам;

    7. ни к кому не обращаюсь.

  3. Проблемы, которые вас волнуют на данный момент?

    1. приобретение интересной профессии;

    2. личные денежные трудности;

    3. денежные трудности семьи;

    4. отношения с родителями;

    5. отношения между родителями;

    6. отношения со сверстниками;

    7. конфликты с педагогом;

    8. трудности усвоения школьного материала;

    9. чем заняться в свободное время;

    10. личная жизнь;

    11. здоровье членов семьи;

    12. отсутствие фирменных вещей.

4) Наиболее частые причины ссор с родителями.


30





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!