СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н.Островского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация представляет собой проект учащихся, который призван ответить на слкдующие вопросы: 1. Какое место занимает природа в драме "Гроза"  Островского? 2. Как природа влияет на героев? 3. Какой смысл вкладывает автор в название драмы? 4. Кто из героев восхищается природой? 5. А кто не придает особого значения природе и не обращает внимания на неё? 6. Какие народные традиции раскрываются в драме? 7. Есть ли мотивы природы в монологе Катерины?

   

 

—6. Какие народные традиции раскрываются в драме ?

 

—7. Есть ли мотивы природы в монологе Катерины?

Просмотр содержимого документа
«Влияние природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н.Островского»

Влияние природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н.Островского Проект подготовлен учащимися 10 класса ГБОУ СОШ с. Узюково Тихоненко Варварой.,Трапезниковой Анастасией. Научный руводитель: Фролова Т. В., учитель ГБОУ СОШ с. Узюково. С. Узюково, 2017 г.

Влияние природы на характеры героев драмы «Гроза» А.Н.Островского

Проект подготовлен учащимися 10 класса ГБОУ СОШ с. Узюково Тихоненко Варварой.,Трапезниковой Анастасией.

Научный руводитель: Фролова Т. В., учитель ГБОУ СОШ с. Узюково.

С. Узюково, 2017 г.

Вопросы, на которые мы стремимся ответить: 1. Какое место занимает природа в драме Островского? 2. Как природа влияет на героев? 3. Какой смысл вкладывает автор в название драмы? 4. Кто из героев восхищается природой,обращается к ней? 5. А кто не придает особого значения природе и не обращает внимания на нее? 6. Какие народные традиции раскрываются в драме ? 7. Есть ли мотивы природы в монологе Катерины?

Вопросы, на которые мы стремимся ответить:

  • 1. Какое место занимает природа в драме Островского?
  • 2. Как природа влияет на героев?
  • 3. Какой смысл вкладывает автор в название драмы?
  • 4. Кто из героев восхищается природой,обращается к ней?
  • 5. А кто не придает особого значения природе и не обращает внимания на нее?
  • 6. Какие народные традиции раскрываются в драме ?
  • 7. Есть ли мотивы природы в монологе Катерины?
Проблема: Недостаточная информированность учебника, отсутствие критических статей по драме «Гроза» А.Н. Островского.

Проблема:

  • Недостаточная информированность учебника,
  • отсутствие критических статей по драме «Гроза» А.Н. Островского.
Цель: Проследить по тексту драмы «Гроза» А.Н. Островского за тем, как природа влияет на характеры героев.

Цель:

  • Проследить по тексту драмы «Гроза» А.Н. Островского за тем, как природа влияет на характеры героев.
Задачи: 1. Используя статью в учебнике, перечитывая драму «Гроза», выявить, влияет ли природа на характеры героев драмы . 2. Обратиться к мнениям и высказываниям критиков и писателей. 3. Ответить на поставленные вопросы. 4. Подобрать иллюстрации с изображением природы.  5. Указать использованную литературу.

Задачи:

  • 1. Используя статью в учебнике, перечитывая драму «Гроза», выявить, влияет ли природа на характеры героев драмы .
  • 2. Обратиться к мнениям и высказываниям критиков и писателей.
  • 3. Ответить на поставленные вопросы.
  • 4. Подобрать иллюстрации с изображением природы.
  • 5. Указать использованную литературу.
Практическая значимость:  Фактический материал, выводы и результаты могут быть использованы как дополнительный (иллюстрированный) материал на уроках литературы, внеклассных мероприятиях.

Практическая значимость:

Фактический материал, выводы и результаты могут быть использованы как дополнительный (иллюстрированный) материал на уроках литературы, внеклассных мероприятиях.

Какое место природе отводит автор?      В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге. Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое. Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!    

Какое место природе отводит автор?

  •      В пьесе “Гроза” перед читателем предстают великолепные картины природы. Город Калинов расположен на великой русской реке Волге.
  • Образ свободолюбивой и прекрасной реки противопоставляется удушающей атмосфере города, в которой нет ничего живого, все устаревшее, мрачное, закостенелое.
  • Красота природы действует на человека, завораживает его своей силой и красотой. И каким же ничтожным начинает чувствовать себя человек по сравнению с сильной рекой, могучей и девственной природой!   
Город Калинов… Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы. Это вымышленный город: в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма. В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинов, слышны доводы в пользу Кинешмы, Костромы, Твери, Ржева, Торжка.

Город Калинов…

  • Напрасно мы станем искать на карте России город Калинов – место действия пьесы.
  • Это вымышленный город: в любом российском городе тех лет могла происходить такая драма.
  • В старинном споре приволжских городов о том, какой город стал прообразом города Калинов, слышны доводы в пользу Кинешмы, Костромы, Твери, Ржева, Торжка.
Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии.

Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот промысел писатель мог видеть в Торжке Тверской губернии.

Катерина — мечтательная девушка. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой.

Катерина — мечтательная девушка. Все ее светлое, жизнерадостное детство было связано с природой.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность с веяниями христианской культуры. В характере Катерины есть народные истоки. Она обращается к силам природы. Героиня использует темы, язык, образы, интонации, свойственные народным песням, балладам, эпосу; в её речи присутствует обилие метафор, эпитетов, символов.

В мироощущении Катерины гармонически срастается славянская языческая древность с веяниями христианской культуры.

  • В характере Катерины есть народные истоки. Она обращается к силам природы. Героиня использует темы, язык, образы, интонации, свойственные народным песням, балладам, эпосу; в её речи присутствует обилие метафор, эпитетов, символов.
Вспоминая дом родителей, Катерина рассказывает, как в их доме шили, вышивали, пели, что свидетельствует об истоках  народного творчества.

Вспоминая дом родителей, Катерина рассказывает, как в их доме шили, вышивали, пели, что свидетельствует об истоках народного творчества.

Мотивы природы мы можем услышать в монологе Катерины. Она хочет летать, как птица.

Мотивы природы мы можем услышать в монологе Катерины. Она хочет летать, как птица.

С помощью природы и образа птицы автор смог выразить вольнолюбивую натуру главной героини драмы.

С помощью природы и образа птицы автор смог выразить вольнолюбивую натуру главной героини драмы.

Сравнение жизни Катерины в доме родителей и в доме Кабановых Жизнь в доме родителей Жизнь в доме Кабановых Жила, как птица на воле. Завяла, как цветок

Сравнение жизни Катерины в доме родителей и в доме Кабановых

Жизнь в доме родителей

Жизнь в доме Кабановых

Жила, как птица на воле.

Завяла, как цветок

Смысл названия пьесы «Гроза»

Смысл названия пьесы «Гроза»

Гроза как природное и как социальное явление смывает грязь зла и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. 

Гроза как природное и как социальное явление смывает грязь зла и лицемерия, которой прикрывались до сих пор горожане. 

Как природа влияет на характеры героев? Для одних природа является предметом  восхищения,воодушевления. Кто-то обращается к силам природы. К этой категории можно отнести Катерину и Кулигина. Для других природа не имеет никакого смысла, и такие герои не обращают внимания на окружающий мир,потому что вся из жизнь состоит в ругательстве, лицемерии,корысти и жестокости. Эти люди не могут и дня прожить без ругани и брани,а значит в них нет умения видеть прекрасное как в людях,так и в природе. Не видят ничего прекрасного вокруг себя . Этими героями являются Дикой и Кабаниха. Ну, а третьим  и дела нет до красоты природы, потому что они увлечены другими делами и заботами: Варвара,Кудряш,Тихон .

Как природа влияет на характеры героев?

  • Для одних природа является предметом восхищения,воодушевления. Кто-то обращается к силам природы. К этой категории можно отнести Катерину и Кулигина.
  • Для других природа не имеет никакого смысла, и такие герои не обращают внимания на окружающий мир,потому что вся из жизнь состоит в ругательстве, лицемерии,корысти и жестокости. Эти люди не могут и дня прожить без ругани и брани,а значит в них нет умения видеть прекрасное как в людях,так и в природе. Не видят ничего прекрасного вокруг себя . Этими героями являются Дикой и Кабаниха.
  • Ну, а третьим и дела нет до красоты природы, потому что они увлечены другими делами и заботами: Варвара,Кудряш,Тихон .
  Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна.

  Но для большинства персонажей пьесы природа совершенно не важна.

Каких традиций придерживаются герои? Катерина, семья её родителей Семья Кабановых Посещение церкви, искренняя вера в Бога. Религиозные и календарно –обрядовые праздники. Помощь обездоленным, сострадание, милосердие. Поклонение силам природы. Любовь к природе, людям. Труд во благо себя и других. Внешние благочестие, порядок. «Всё для порядку». Вера в бога для порядка. Ругань, унижение, обман. Всё ради корысти и денег. Властолюбие.

Каких традиций придерживаются герои?

Катерина, семья её родителей

Семья Кабановых

  • Посещение церкви, искренняя вера в Бога.
  • Религиозные и календарно –обрядовые праздники.
  • Помощь обездоленным, сострадание, милосердие.
  • Поклонение силам природы.
  • Любовь к природе, людям.
  • Труд во благо себя и других.
  • Внешние благочестие, порядок. «Всё для порядку».
  • Вера в бога для порядка.
  • Ругань, унижение, обман.
  • Всё ради корысти и денег.
  • Властолюбие.
Д.Писарев «Мотивы русской драмы»   Катерина – это «полоумная мечтательница». Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий. Она постоянно кидается из одной крайности в другую. Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других. Она, запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.

Д.Писарев «Мотивы русской драмы»

  • Катерина – это «полоумная мечтательница».
  • Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий.
  • Она постоянно кидается из одной крайности в другую.
  • Она на каждом шагу путает свою жизнь и жизнь других.
  • Она, запутавши все, разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
В «Грозе» — не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... П. И. Мельников-Печерский отмечал: «Всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта.»

В «Грозе» — не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ...

  • П. И. Мельников-Печерский отмечал: «Всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта.»
Критики о пьесе. Добролюбов «Луч света в темном царстве» «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы.  Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины. В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности. Катерина – это здоровая личность, которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

Критики о пьесе. Добролюбов «Луч света в темном царстве»

  • «Гроза»- это зреющие в глубине России революционные силы.
  • Критик отметил сильные, бунтующие мотивы в характере Катерины.
  • В Катерине видим протест против кабановских понятий о нравственности.
  • Катерина – это здоровая личность, которая нашла в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало.

" Новая драма г. Островского, по нашему крайнему убеждению, принадлежит к замечательным явлениям русской литературы — и по мысли, заключающейся в ней, и по выполнению".

Аполлон Григорьев увидел в Катерине поэзию народной жизни. Критик и поэт, он отметил красоту природы, Волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»

Аполлон Григорьев увидел в Катерине поэзию народной жизни.

  • Критик и поэт, он отметил красоту природы, Волги, на фоне которой разворачивается действие: «Как будто не художник, а целый народ создавал тут!»
ВЫВОД:  1. Значение названия пьесы «Гроза» В ПРИРОДЕ – ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ. В ОБЩЕСТВЕ – ПРОБУЖДЕНИЕ В МИРЕ НЕСВОБОДЫ СВОБОДНЫХ ЧУВСТВ. В ДУШЕ КАТЕРИНЫ: ОТ СМЯТЕНИЯ, ВЫЗВАННОГО ЛЮБОВЬЮ К БОРИСУ К МУКАМ СОВЕСТИ И ОЩУЩЕНИЮ ГРЕХА. ГРОЗА ГРОЗА В ПРИРОДЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕШНЕЙ ПРИЧИНОЙ. ОНА СПРОВОЦИРОВАЛА ГРОЗУ В ДУШЕ КАТЕРИНЫ И ГРОЗУ В ОБЩЕСТВЕ.

ВЫВОД: 1. Значение названия пьесы «Гроза»

В ПРИРОДЕ – ФИЗИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

В ОБЩЕСТВЕ –

ПРОБУЖДЕНИЕ

В МИРЕ

НЕСВОБОДЫ

СВОБОДНЫХ

ЧУВСТВ.

В ДУШЕ КАТЕРИНЫ: ОТ СМЯТЕНИЯ, ВЫЗВАННОГО ЛЮБОВЬЮ К БОРИСУ К МУКАМ СОВЕСТИ И ОЩУЩЕНИЮ ГРЕХА.

ГРОЗА

ГРОЗА В ПРИРОДЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВНЕШНЕЙ ПРИЧИНОЙ. ОНА СПРОВОЦИРОВАЛА ГРОЗУ В ДУШЕ КАТЕРИНЫ И ГРОЗУ В ОБЩЕСТВЕ.

 2. Влияние природы на характер Катерины НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ ЧТО отличает КАТЕРИНУ от других героев? ИСКРЕННОСТЬ ДОБРО ТА ЧЕСТ НОСТЬ

2. Влияние природы на характер Катерины

НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ

ЧТО отличает КАТЕРИНУ

от других героев?

ИСКРЕННОСТЬ

ДОБРО

ТА

ЧЕСТ

НОСТЬ

Использованная литература: Лебедев Ю.В. «Литература», учебник 10 кл., в 2 ч.: ч.2. М., Просвещение, 2012 г. А.Н. Островский. Пьесы. «Гроза». Драма в пяти действ., М., Дрофа, 2002 г., стр.100-158. А.Н. Островский (1823-1886), в кн. А.Н. Островский. Пьесы. М., Дрофа, 2002 г., стр.5-29. В.Я. Лакшин. Мудрость Островского: в кн. А.Н. Островский. Пьесы. М., Дрофа, 2002 г., стр. 476-478. А.А. Григорьев. Д.И. Писарев: в кн. А.Н. Островский. Пьесы. М., Дрофа, 2002 г., стр. 452-457-464. А.Н. Добролюбов. О классиках русской литературы., М., «Детская л-ра», 1986г, стр.158 -186, 186-263. http://www.literaturus.ru/2016/06/kritika-groza-ostro..    ©  Literaturus.ru  : Мир русской литературы https://yandex.ru/search/?text=значение%20пьесы%20гроза%20в%20русской%20литературе%2019%20века%20иллюстрации%20картинки&lr=240&clid=2270456&win=259

Использованная литература:

  • Лебедев Ю.В. «Литература», учебник 10 кл., в 2 ч.: ч.2. М., Просвещение, 2012 г.
  • А.Н. Островский. Пьесы. «Гроза». Драма в пяти действ., М., Дрофа, 2002 г., стр.100-158.
  • А.Н. Островский (1823-1886), в кн. А.Н. Островский. Пьесы. М., Дрофа, 2002 г., стр.5-29.
  • В.Я. Лакшин. Мудрость Островского: в кн. А.Н. Островский. Пьесы. М., Дрофа, 2002 г., стр. 476-478.
  • А.А. Григорьев. Д.И. Писарев: в кн. А.Н. Островский. Пьесы. М., Дрофа, 2002 г., стр. 452-457-464.
  • А.Н. Добролюбов. О классиках русской литературы., М., «Детская л-ра», 1986г, стр.158 -186, 186-263.
  • http://www.literaturus.ru/2016/06/kritika-groza-ostro..   ©  Literaturus.ru  : Мир русской литературы
  • https://yandex.ru/search/?text=значение%20пьесы%20гроза%20в%20русской%20литературе%2019%20века%20иллюстрации%20картинки&lr=240&clid=2270456&win=259
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!