СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние положительной рефлексии на развитие ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребёнок может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью. И понимает, что для этого нужно много трудиться. Начальная школа – важный этап в становлении личности ребёнка. Формирование личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания с одноклассниками и учителем. Ребёнок приходит в 1 класс с искренним желанием учиться, радуется и новому портфелю, карандашам, пеналу, школьной форме. Он испытывает желание учиться. Учитель, в свою очередь, тоже думает о том, как создать ему эту атмосферу, чтобы желание и жажда знаний не покидали детей. Но почему так случается, что через несколько месяцев учение превращается для некоторых детей в мучение?

Просмотр содержимого документа
«Влияние положительной рефлексии на развитие ребёнка»

Влияние положительной рефлексии на развитие ребёнка

Покачева М.А. учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория, педагогический стаж -32 года

Ребёнок может эффективно и с удовольствием заниматься только тем делом, которое у него получается, где он чувствует себя успешной личностью. И понимает, что для этого нужно много трудиться. Начальная школа – важный этап в становлении личности ребёнка. Формирование личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности и взаимопонимания с одноклассниками и учителем. Ребёнок приходит в 1 класс с искренним желанием учиться, радуется и новому портфелю, карандашам, пеналу, школьной форме. Он испытывает желание учиться. Учитель, в свою очередь, тоже думает о том, как создать ему эту атмосферу, чтобы желание и жажда знаний не покидали детей. Но почему так случается, что через несколько месяцев учение превращается для некоторых детей в мучение?

Вчерашнему дошкольнику приходится нелегко. Он не видит строчки, пишет грязно, забывает, что сказать. Родители реагируют со всей строгостью, напоминая ежедневно, что учёба - это труд, если не получается, значит не трудишься со всей серьёзностью. Такой подход к делу является основной ошибкой со стороны взрослых. Не нужны понукающие лекции, а нужна конкретная действенная помощь и поддержка. Иначе, маленький человек, так и е узнав, какой радостью может быть учебный процесс, твёрдо усваивает, что учение – это лишь тяжёлый труд и обязанность. Что радует и огорчает первоклассника в школе? Многое, но больше всего отношение к нему учителя и одноклассников. Главный человек для ученика 1 класса – учитель. Именно он заменяет маму и воспитателя, к которым ребёнок привык. Каким образом школьник фиксирует своё продвижение к знаниям? Прежде всего словесной оценкой учителя. Да, так просто. Учитель похвалил, ребёнок весь день счастлив и окрылён.

Задача первых дней состоит в том, чтобы приоткрыть детям перспективы будущего, зажечь в них огонь любознательности. Существует множество приёмов, которые помогают учителю создать положительный эмоциональный настрой. Выбор приёмов зависит от конкретной цели проводимой рефлексии. Рассмотрим их:
«Запрет»
Этот прием используется, когда учащиеся сводят размышления о себе и происходящих
событиях к фразам: «я не могу…», «я не знаю, как…», «у меня не получится…». Учащимся
запрещается говорить «Я не …», а предлагается эту же мысль выразить другими словами: что нужно,чтобы получилось; какие средства необходимо было бы иметь для…; какие умения мне нужны дляэтого; какая дополнительная информация мне нужна для этого и т.п.
В реализации данного приема происходит трансформация пассивного поведения ученика в
направленную, позитивную рефлексию над своим опытом.
«Дерево цели»
Для стимулирования мотивации. На листе ватмана изображено дерево. Каждый ученик
прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне учащиеся пишут свою личную цель - чтобы онхотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце прохождения темы каждый ученик пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью
«Мнение»
При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе
предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или
прочитанного отрывка по следующим критериям:
1. Громко – тихо.
2. С запинками – без запинок.
3. Выразительно – нет.
4. Понравилось – нет.
При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о
недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов.
Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной
информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и
зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё отлично, у меня
хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мишень»
«Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки .Первая - настроение крайне скверное. Вторая -
плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.

«Звездочки»
На символах в виде «звездочек» учащиеся записывают свои личные достижения на уроке, за
неделю, четверть и т.п. и прикрепляют их в дневник, на стенд, на доску и т.д.
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину
(коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
«Смайл»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока.
Учащиеся на планшетах или листах рисуют «смайлы», которые соответствуют их настроению или
выбирают из имеющихся.
«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После
урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный –нет (не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (
понравилось, получилось).
«Пятерочка – 1»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
«Пятерочка – 2»
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю
ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить
свою активность и качество работы.
«Слон»
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для
дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика
элементов.
Уши - значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух;
глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно;
хобот – знания, которые вы приобретаете;
голова – это мыслительные процессы;
посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше
действует головой;
ноги тонкие – неуверенность.
«Дело в шляпе»

Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в
руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
«Плюс – минус – интересно»
В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся
выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” (?)учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.
«Синквейн»
Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить
изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно
воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
«Итог урока»
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
* что я делаю?
* зачем я делаю?
* как я делаю?
* что нового я узнал?
* каким способом я это узнал?
* чему я научился?
«Экспертная комиссия»
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой
отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце
урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки,
выставляют им оценки.
«10 баллов»
Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:
„Я“ 0________10
„Мы“ 0________10
„Дело“ 0________10
«Эссе. Завтра контрольная»
Прием эссе перед контрольной или самостоятельной работой, с целью выявления готовности
учащихся, пробелов в знаниях, их переживаниях. Для эссе можно заранее подготовить вопросы.
«Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх –
довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Письменное интервью»
Вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы.
Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную
рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

«Комплимент»
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из
вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам,
Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность
удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
«Кластеры»
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление. Рисуем модель солнечной
системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наш урок, вокруг нее планеты – части урока или задания, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники –результаты работы. По готовому кластеру можно видеть всю картину урока и сделать
соответствующие выводы. Звездой может быть тема, работа учащихся по группам, контрольная
работа, учитель на уроке. В качестве результатов могут быть оценки, предложения, затруднения,
успехи.
«Букет настроения»
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель
говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, а если не понравилось, то - голубой».
Можно предложить детям более широкий спектр цветов: красный, жёлтый, синий. В конце
урока собрать цветы в корзину или вазу.
«Рефлексия одного из участников группы»
Один ученик анализирует свою работу и работу группы. Такой способ организации рефлексии
заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений. Как только кто-то скажет: "я делал так, потому, что считал, что …" - в этот момент другие участники рефлексии смогут начать смотреть на себя и думать: "А я считаю так же или иначе?".
«Мозговой штурм»
Выбор действий для достижения цели задания. Обсуждение результатов и достижений в
совместной работе. Выделение причин неудач в работе и способов их преодоления.
«Круглый стол»
Совместное обсуждение всей работы группы. Выводы и предложения.
«Творческий отчет»
Рефлексия проводится в необычной форме (в форме игры, выставки, рисунков). Готовит
творческий отчет один участник группы или несколько ребят.
«Рефлексия себя в проекте»
Осуществляется при помощи таблицы и условных обозначений. (Ребята оценивают свою
работу с позиции Я. Мы, Дело. По итогам работы над проектом дети оценивают: Я - как работал, был активен? (хорошо, средне, плохо). Какой внес вклад в работу над проектом? Мы - насколько
эффективно смогли работать вместе, чего достигли в совместном обсуждении? Дело – насколько
продвинулось? Узнал ли больше?).
- осознавание собственных дефицитов и возможных способов их преодоления.
«Горячий стул»
Учащиеся по кругу (по цепочке) отвечают на вопросы, передавая из рук в руки какой -либо
предмет. Вопросы могут быть следующими:
-Что нового ты узнал?
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?


Положительный настрой, мотивация и рефлексия в течение рабочего процесса помогают ребятам легко и с увлечением учиться. Не стоит жалеть сил, чтобы оставить ребёнка в психологическом позитиве. Это очень важно для его положительного самоопределения и саморазвития. Рефлексия собственной учебной деятельности формирует в сознании детей алгоритм самостоятельного выхода из затруднений. Ребёнок логически запоминает структуру деятельности, это состояние успеха и будет к нему стремиться. Таким образом, каждый из них получит инструмент саморазвития, который поможет ему учиться, работать и жить в удовольствие.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!