СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние двигательной активности на физическое и психическое здоровье младших школьников (лекция для родителей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка для родительского собрания. Родительское просвещение.

Просмотр содержимого документа
«Влияние двигательной активности на физическое и психическое здоровье младших школьников (лекция для родителей)»

Материал подготовила

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Лицея №9 им. А.С. Пушкина

Оксана Владимировна Хмельницкая



Влияние двигательной активности

на физическое и психическое здоровье детей

(лекция для родителей младших школьников 2-4 классов)



Движение оказывает всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего и развивающегося детского организма.



Физическое здоровье

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния. Как же поддержать свое физическое здоровье?

1. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить.

2. Уделять внимание укреплению своего организма. Регулярные занятия спортом, игры на свежем воздухе, прогулки, зарядка. Физическая активность необходима в любом возрасте.

3. Отсутствие вредных привычек. Курение, наркотики, алкоголь – все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребление просмотром телевизора, увлечение компьютерными играми.

4. Рациональное питание.

5. Чередование периодов активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье.

6. Позитивный эмоциональный настрой.

Физическое и психическое равновесие – необходимое условие для социально активной позиции, участия во всех сферах жизнедеятельности.

На гармоничное физиологическое развитие влияют следующие факторы:

  • здоровый образ жизни – степень влияния составляет 50%;

  • факторы внешней среды – степень влияния составляет 20%;

  • генетическая предрасположенность – степень влияния 20%;

  • система здравоохранения – всего 10%.

Как физиологический процесс двигательная активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни (гиподинамия) и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Она включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, работа по дому, на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность.

Спонтанная двигательная активность – это важное понятие из области физиологии, упрощенно говоря, это активность в свободное время, не навязанная извне.

Ограничение или, наоборот, навязывание физической деятельности сопровождается изменением спонтанной двигательной активности. Важно отметить, что существует специальный механизм саморегуляции двигательной активности, поддержания постоянства ее суточного объема путем изменения спонтанной ее составляющей. Этот механизм называется «потребность в двигательной активности».

Итак, жизнь организма. Его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение не истощает, а пополняет «жизненную энергическую копилку»! Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает способность приспосабливаться к условиям среды, стойкость перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения.

Влияние двигательной активности на организм

младшего школьника

Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобретение более широкой власти как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. На основе расширения и обогащения двигательного опыта совершенствуется координация движений, активно развиваются его основные виды: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание и т.д.

Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формирование «Я-концепции» ребенка, его самооценки (Реан, Дандарова, 2006). Кроме того, физические умения представляют одну из трех наиболее значимых, «престижных» областей в среде сверстников, а хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребенка (в большей мере это характерно в мальчишеской среде) (Мухина, 2000).

Под воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобильность защитных сил организма. И напротив, недостаток движений вызывает изменения в центральной нервной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости, нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к снижению работоспособности организма. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Двигательная активность для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постепенно поступают в мозг, импульсируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития.

Многообразие движений, используемых в учебном процессе, вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая таким образом благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и для выработки новых. По данным Сеченова (1947), А.Р. Лурия (1974), и т.д., недостатки двигательной сферы могут оказывать неблагоприятное влияние на общее развитие ребенка, его работоспособность, умственную деятельность и успеваемость.

Исследования в области физической культуры, психологии и педагогики показали, что правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, воображения, пространственных и временных представлений, инициативы, самостоятельности. В младшем школьном возрасте развитие двигательных качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, наблюдательными и дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной энергии, от раскованности и свободы движения. Преодоление формирует волевые качества.

Коллективные игры, соревнования учат взаимодействовать с другими детьми. Полезны подвижные игры, в которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки общения, полученные в таких ситуациях, легче переносятся на другие виды совместной деятельности.

Физическое и психическое здоровье человека

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическому здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы. Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания (их так и называют «психосоматические»), зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Критерии психического здоровья личности

1. Наличие интереса к себе. Психически здоровый человек всегда ставит свои интересы немного выше общественных.

2. Способность к самоконтролю и самоуправлению.

3. Способность составлять планы на будущее и реализовывать их.

4. Осознание соответствия своего физического и психического «Я».

5. Умение реально, критично оценивать свою психическую деятельность и ее результаты.

6. Способность подстраиваться под окружающую действительность.

7. Соответствие реакций социальным обстоятельствам, силе и частоте воздействий среды.

8. Чувство идентичности и постоянства переживаний в однотипных случаях.

Итак, кого же можно считать психически здоровым человеком? Того, кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы, кто не боится смотреть в будущее, кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения, кто считает себя счастливым, является психически здоровым человеком.

Сохраняя свое психическое здоровье, вы способствуете укреплению физического и, наоборот, сохраняя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Так, все в нашей жизни связано. И если такую связь пошатнуть или разрушить, то не устоит и фундамент, то есть наша личность.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!