СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние дидактических игр на развитие свойств внимания у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости

Нажмите, чтобы узнать подробности

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .

Просмотр содержимого документа
«Влияние дидактических игр на развитие свойств внимания у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости»

Дитюк Елена Павловна

Тема: Влияние дидактических игр на развитие свойств внимания у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости

Внимание в жизни человека выполняет много различных функций: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или в виде деятельности. В системе познавательных процессов свойств внимание занимает особое место, объединяя восприятие, память, воображение и мышление в единую систему, направленную на изучение окружающей действительности. Поиск эффективных средств развития свойств внимания младших школьников с умственной отсталостью стал проблемой нашего исследования. Анализ литературы позволил предположить, что таким средством может быть серия дидактических игр, которая активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания, помогает сделать любой учебный материал увлекательным.

Объект исследования – процесс развития внимания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Предмет исследования – серия дидактических игр как средство развития свойств внимания у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Целью исследования является определение эффективности использования серии дидактических игр в качестве средства развития свойств внимания младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Нами была выдвинута гипотеза исследования: предполагается, что развитие свойств внимания младших школьников с умственной отсталостью будет более эффективным, если в педагогическом процессе с данной категорией детей использовать серию дидактических игр, соблюдая следующие условия:

- учёт индивидуально-психологических особенностей детей, особенностей дефекта развития;

- активность и заинтересованность детей в выполнении игровых заданий;

- создание комфортных психолого-педагогических условий, исключающих отрицательно действующие посторонние раздражители для развития внимания детей.

В процессе исследования решались следующие задачи:

  1. проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования;

  2. выявить уровень развития свойств внимания у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости;

  3. подобрать и апробировать серию дидактических игр для развития свойств внимания у младших школьников с лёгкой степенью умственной отсталости,

  4. установить эффективность проведенной экспериментальной работы

  5. Методы исследования:

- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

- качественный и количественный анализ экспериментальных данных .

Организация исследования.

Эксперимент был организован и проведён на базе КОУ "Школа №6 VIII вида" в 2014 году. Экспериментальная выборка составила 10 человек из числа детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости (1 класс).


С целью выявления уровня и последующего формирования развития свойств внимания у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости нами был организован и проведён педагогические эксперимент.

В ходе педагогического эксперимента решались следующие задачи:

- подобрать диагностические методики по выявлению свойств внимания детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости,

- выявить уровень развития устойчивости, объема, переключения и распределения внимания детей с легкой степенью умственной отсталости.

Экспериментальная работа проводилась в 2013 – 2014 учебном году, включая констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень развития свойств внимания у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости.

Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился на базе КОУ "Школа № 6 VIII вида" г. Омска.

На первом (констатирующем) этапе эксперимента, с помощью дидактических методик выявлялся уровень сформированности свойств внимания у первоклассников с легкой степенью умственной отсталостью. Констатирующий этап эксперимента проводился в период с 20 по 25 января 2014 года.

На втором (формирующем) этапе эксперимента осуществлялась коррекционно–педагогическая работа, направленная на развитие внимания у детей с легкой степенью умственной отсталости. Этот этап проводился с 27 января по 5 мая 2014 года.

Коррекционная работа была организованна в процессе дидактических игр, которые проводились с группой из десяти учащихся. Длительность одного занятия составляла 35 минут. Частота проведения-1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.

На третьем (контрольном) этапе эксперимента осуществлялась оценка эффективности реализованной экспериментальной работы, направленной на формирование внимания у детей с лёгкой степенью умственной отсталости. Контрольный этап проводился с 12 по 17мая 2014года.

Раскроем содержание и результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента.

На констатирующем этапе осуществлялась достижение следующей цели: выявить уровень сформированности свойств внимания у первоклассников с легкой степенью умственной отсталости.

Задачи констатирующего этапа:

- подобрать дидактические методики для выявления уровня сформированности свойств внимания у первоклассников с лёгкой степенью умственной отсталости;

- провести обследование детей по отобранным диагностическим методикам, проанализировать полученные данные в количественных и качественных аспектах;

- в соответствии с полученными на констатирующем этапе результатами определить содержание формирующих частей исследования.

Для исследования учеников с легкой степенью умственной отсталости была использована диагностическая методика Н.И. Гуткина «Да и нет» и тест Б. Бурдона «Корректурная проба».

Цель первой диагностической методики Н.И. Гуткина «Да и нет»: исследовать умение действовать по плану, сформированности свойств внимания, поведения, произвольность речевого общения.

Цель второй диагностической методики Б. Бурдона «Корректурная проба»: выявить уровень сформированности у детей концентрации внимания, устойчивости внимания, переключаемости внимания.

В эксперименте участвовали десять детей, обучающиеся первого класса (2 девочки и 8 мальчиков)

Методика Н.И. Гуткина «Да и нет»

Ход выполнения задания.

Учитель обратился к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить. «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые, нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?»

Вопросы:

1.Ты хочешь идти в школу?

2.Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3.Ты любишь смотреть мультфильмы?

4.Ты любишь гулять?

5.Ты хочешь учиться?

6.Ты любишь болеть?

7.Ты любишь играть?

8.Ты сейчас спишь?

9.Ночью солнышко светит?

10.Ты любишь ходить к врачу?

11. Доктор стрижет детей?

12. Коровы умеют летать?

13. Тебя зовут... (неверное имя)?

14. Зимой бывает жарко?

15. Ты ходишь на работу?

16. Конфеты бывают горькими?

17.Трава белого цвета?

18.Парикмахер лечит детей?

19. Твой папа играет в куклы?

Обработка результатов:

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «0». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

10 баллов и более – дети выполняют задание после 2 – 3 повторения. Не выполняют задания без помощи взрослых.

8– 9 баллов - 9 ошибок и более (дети выполняют задание после повторения с помощью взрослых).

6 -7 баллов - 6 - 7 ошибок (дети выполняют задание после повторного повторения темп деятельности низкий).

4 -5 баллов – 4 – 5 ошибок (дети выполняют работу после первого повторения, самостоятельно).

0 баллов - 0 ошибок (дети выполняют задания после первого предъявления, темп выполнения высокий, не совершает ошибок).

Результаты прохождения детьми диагностической процедуры представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровень развития свойств внимания детей на констатирующем этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

Катя

Камиль

Артём

30 %

8-9 баллов

Самира

Егор

Георгий

30%

6-7 баллов

Коля

Константин

Роман

30%

4-5 баллов

Женя

10%

0-3 балла

-

0%



Три ребенка оказались очень невнимательными (30%) -12 баллов. Для трёх детей (30%) - характерен низкий уровень внимания (8 – 9 баллов), 3 ребёнка (30%) средний уровень внимания (6-7баллов), нормальный уровень внимания характерен для 1 ребенка (10%) (4 – 5 балов) и никто из детей не получил от 0 до 3 баллов.

Методика Б. Бурдона «Корректурная проба»

Эта методика позволяет проследить степень устойчивости и переключаемости свойств внимания, изучить динамику работоспособности. Был взят вариант буквенной матрицы.

Суть задания состояла в том, что детям были предложены книжные тексты, из которых необходимо было вычеркнуть две определенные буквы (А и О), последовательно просматривая каждую строчку текста.

Цель исследования:

исследование степени устойчивости и концентрации внимания

Материал и оборудование: лист из книги, ручка, секундомер.

Показатель точности работы, отражающий степень устойчивости внимания, вычислялся по формуле: А = ∑ / ∑+ О;

Где - число правильно зачеркнутых букв, О - число ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице; при наличии ошибок он всегда меньше единицы.

Показатель точности отражает состояние общей психической работоспособности испытуемого, его утомляемость, степень устойчивости внимания.

Время на выполнение задания 2 минуты. За ошибку считалась буква, которую ребенок забыл вычеркнуть или была вычеркнута буква, которая не входила в объем задания.

Выводы об уровне развития внимания были сделаны по следующей шкале:

10 баллов - нет ошибок;

8-9 баллов - 1 ошибка;

6-7 баллов - 2-3 ошибки;

4-5 баллов -4-5 ошибок;

0-3 балла - больше пяти ошибок.

Таблица 2

Уровень развития свойств внимания детей на констатирующем этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

-

0 %

8-9 баллов

Коля

10%

6-7 баллов

Евгений

Рома

Егор

30%

4-5 баллов

Катя

Артём

Самира

Георгий

Константин

50%

0-3 балла

Камиль

10%



Подбор игр и упражнений был направлен, прежде всего, на развитие внимания. Предназначены для учащихся, испытывающих трудности в управлении вниманием на уроке. Постепенное развитие и совершенствование внимания обеспечивается в ходе выполнения разнообразных упражнений с использованием простого, хорошо знакомого материала в непринуждённой игровой обстановке при непосредственном общении со сверстниками. Отдельные упражнения этого комплекса расположены в порядке возрастающей сложности.

Занятия проводятся с группой из десяти учащихся. Длительность одного занятия - 35 минут. Частота проведения: 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления участников и темпа их продвижения в выполнении заданий.

Исходя из того, что в младшем школьном возрасте внимание детей ещё неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, задания достаточно часто сменяются.

В качестве отдыха использованы подвижные игры.

Игры для развития свойств внимания

Игра "Исчезнувший предмет"

Цель: развитие памяти, внимания.

На стол ставится несколько небольших предметов (игрушек). Ребятам предлагается запомнить, что находится на столе. Затем дети отворачиваются, а ведущий прячет 1 игрушку и предлагает участникам игры отгадать, какую игрушку спрятали.

Игра "Сосед, подними руку"

Цель: развитие памяти, внимания.

Играющие (стоя или сидя) образуют круг. Выбирают водящего, который встаёт внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" Тот игрок ничего не делает, а оба его соседа должны поднять руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Тот, кто ошибся, меняется ролями с ведущим. Играют установленное время, выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.

Игра "Летит – не летит"

Цель: развитие внимания, памяти.

Игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы. Ведущий называет птиц, зверей, цветы и т.д. При названии летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при названии нелетающего предмета или же не поднимет при названии летающего – платит фант. В конце игры фанты выкупаются.

Игра "Зеркало"

Цель: развитие внимания, памяти.

Двое играющих встают напротив друг друга. Один из них – зеркало. Он должен в точности, как зеркало, повторять движения другого.

Игра "Разведчики"

Цель: развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей.

Из группы детей выбираются "разведчик" и "командир". Остальные – "отряд". Стулья в комнате расставлены хаотично. "Разведчик" проходит между стульями с разных сторон. "Командир" наблюдает за действиями "разведчика". Затем он проводит "отряд" по тому пути, который был ему указан "разведчиком".

Игра «Выбери три слова»

Игра используется для закрепление любых тем по русскому языку

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.


I

рыбка

вьюга

чулок


II

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

остро-ки

промока-ка

голу-цы

реше-ка


Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслового различия звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки


Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

В конце нашего исследования, для выявления уровня развития внимания умственно отсталых детей был проведен второй диагностический срез с использованием тех же методик (Н.И.Гуткина «Да и нет» и тест Б. Бурдона «Корректурная проба»).

В ходе проведения контрольного этапа эксперимента в поведении детей можно было наблюдать некоторые изменения. Ребята стали меньше отвлекаться, что позволило испытуемым сократить время выполнения задания на несколько секунд, так же можно наблюдать сокращение количества ошибок. 

Учащиеся, выполняя задания 1 этапа, сверяются с образцом, после выполнения задания этапа проверяют правильность. У некоторых детей наблюдается хаотичное заполнение бланков, что приводит к пропуску ошибок, но используя помощь, дети быстро исправляют ошибки.

Инструкцию ребята понимают с первого раза. Ребята так же хорошо идут на контакт, даже в каком- то плане чувствуют себя еще более спокойно и раскованно. Дети с энтузиазмом приступают к выполнению заданий, они старательны, аккуратны и целенаправленны.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова «да» и «нет». За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен «О». Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова «ага», «неа» и т.п.) не рассматриваются в качестве ошибок.

Анализ работы детей позволил обобщить результаты работы.

Таблица 3.

Уровень развития свойств внимания детей на контрольном этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

Камиль

10 %

8-9 баллов

Катя

Артём

20%

6-7 баллов

Самира

Егор

Георгий

30%

4-5 баллов

Коля

Константин

Роман

30%

0-3 балла

Женя

10%



Один ребенок оказался очень невнимательным (10%) -11 баллов. Для двух детей (20%) - (8 – 9 баллов). Для трёх детей характерен средний уровень внимания (30%) (6-7баллов). Для трёх детей (30%) – (4 – 5 балов). Достаточно высокий уровень внимания характерен для1ребенка (10%) - (0 – 3балла).

Методика «Корректурная проба»

Выводы об уровне развития свойств внимания были сделаны по следующей шкале:

10 баллов - нет ошибок;

8-9 баллов - 1 ошибка;

6-7 баллов - 2-3 ошибки;

4-5 баллов -4-5 ошибок;

0-3 балла - больше пяти ошибок,

Таблица 4

Уровень развития свойств внимания детей на контрольном этапе эксперимента

Количество набранных баллов

Список детей

% от общего числа испытуемых

Более 10 баллов

Коля

10 %

8-9 баллов

Евгений

Рома

20%

6-7 баллов

Катя

Егор

Константин

30%

4-5 баллов

Артём

Самира

Георгий

30%

0-3 балла

Камиль

10%



Внимание детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента заметно улучшилось.

Заключение

Проведенное исследование позволило нам рассмотреть сущность понятия свойств внимания в аспекте развития, выявить особенности развития внимания младших школьников с УО. Рассмотрев дидактические средства развития внимания младших школьников с УО и методики,  выделены уровни развития внимания младших школьников, а именно – низкий, средний и высокий. 

У детей с лёгкой степенью УО отмечаются своеобразные особенности развития внимания - трудность привлечения, невозможность длительной активной концентрации, быстрая и лёгкая отвлекаемость, неустойчивость и рассеянность, трудности распределения, замедленная переключаемость, маленький объём. Присущие обучающимся нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

Для умственно отсталых детей отмечается специфическое нарушение внимания. Подготовка ребёнка с УО к целенаправленному процессу развития внимания решается через систему специальных занятий и упражнений, проводимых как с целым классом, так и индивидуально.

Коррекционная работа заключалась в серии проведения дидактических игр направленных на развития свойств внимания детей с легкой степенью УО. Занятия проводились 2 раза в неделю, с группой детей в составе 10 человек занятие длилось 35 мин.

Анализ результатов контрольного эксперимента с очевидностью доказывает тот факт, что в результате коррекционно-развивающей работы деятельность детей стала более произвольна, контролируема и регулируема, увеличилась заинтересованность детей не только результатом, но и операционно-технической стороной деятельности, что невозможно в условиях спонтанного обучения.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!