СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Власть и церковь. Церковный раскол».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Власть и церковь. Церковный раскол».

«Власть и церковь. Церковный раскол».

«Власть и церковь. Церковный раскол».

Просмотр содержимого документа
««Власть и церковь. Церковный раскол».»

Тема урока: «Власть и церковь. Церковный раскол».

1. Церковь после Смуты. Смута стала суровым испытанием для церкви. Во-первых, часть священнослужителей поддержала самозванца. Во-вторых, поляки разграбили и уничтожили почти все московские церкви, убивали священнослужителей, захватили в плен митрополита Филарета. Он вернулся в Москву в 1619 году и был избран новым патриархом. Так как он был отцом царя, то его роль, а соответственно и роль церкви, значительно выросли. Он фактически правил совместно с сыном. За время Смуты резко увеличился авторитет церкви, оказавшейся практически единственным институтом, устоявшим во время бурь начала XVII века. Однако после окончания Смутного времени, в период дальнейшего укрепления царской власти, вопрос о соотношении двух столь мощных институтов, как церковь и государство, должен был неминуемо обостриться.

2. Реформа патриарха Никона. Давайте вспомним, в каком году на Руси было принято христианство. В 988. От кого? От Византии. Все религиозные книги были привезены из Византии, переведены с греческого языка и все это время переписывались вручную. Естественно, накопилось много искажений, что-то добавляли от себя. При изучении русских рукописных книг выяснилось, что в них нет одинаковых текстов, много ошибок, исправлений, малопонятных слов. Некоторые ошибки, повторявшиеся из книги в книгу, звучали грубо и даже кощунственно.

Самым подходящим образцом для исправления казались все же греческие оригиналы, поскольку именно на греческом языке были написаны новозаветные тексты, на нем в первые века христианства составлялся богослужебный канон.

.

Провести реформу было поручено новому патриарху Никону. Он был человеком образованным, с фанатичной верой, в тоже время властолюбивым и порой жестоким. 1653-1655 гг – церковная реформа:

  • Креститься следовало не двумя пальцами, а тремя

  • Совершать поклоны не земные, а поясные

  • Иконы и богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправленные подлежали уничтожению.

Эти изменения касались внешней, обрядовой стороны церковной жизни, не затрагивая сути православия, но фанатизм спорящих и их неуступчивость усугубляли противостояние. Эти нововведения вызвали протест широких слоев населения. Для многих они означали подрыв устоев православной веры. Но созванный в 1654 году церковный собор одобрил реформу.

3. Конфликт между царем и патриархом. Суть конфликта Алексея Михайловича и Никона - в борьбе за власть. У Никона были своеобразные взгляды на священство, он говорил о приоритете власти патриарха над царской. Не довольствуясь положением духовного владыки, Никон активно вмешивается в мирские дела, от государева и своего имени он объявляет распоряжения приказам, рассылает грамоты к воеводам по делам гражданского и даже военного управления, начинает именовать себя в официальных документах «патриархом и великим государем». Наконец, патриархом выдвигается тезис «священство выше царства». Как вы думаете, на чей опыт опирался Никон, обдумывая свою концепцию священства? (На опыт католической церкви.) Свои претензии на светскую власть Никон обосновывал тем фактом, что своеобразное двоевластие царя и патриарха уже существовало при Филарете. Но Филарет был отцом царя, и это был пример мирного, плодотворного сотрудничества.

Претензии Никона на светскую власть вызвали резкое неприятие у царя Алексея Михайловича. Он опирался на опыт Византии, где патриарх был фактически подчинен импера­тору. В итоге царь перестал ходить на богослужения патриарха, приглашать его на государственные приемы. Никон обиделся и удалился в монастырь, ожидая, что царь раскается и попросит его вернуться. Но Алексей Михайлович проявил твердость.

Низложить патриарха не мог ни царь, ни церковный собор. Такое решение можно было принять только с разрешения других патриархов. В 1666 году в Москву приехали александрийский и антиохийский патриархи, имевшие полномочия от иерусалимского и константинопольского патриархов. Для суда над Никоном был созван церковный собор. Никон был осужден за гордыню, лишен патриаршего сана и стал простым монахом. Его заключили в монастырскую тюрьму.

Одновременно собор поддержал церковную реформу, все ее противники были прокляты, их стали называть старообрядцы, им грозила смерть на костре. Старообрядцы (раскольники) – те, кто отказался принять церковную реформу Никона.

4. Протопоп Аввакум. Это наиболее значимая фигура среди старообрядцев. Когда-то он вместе с Никоном боролся за чистоту веры в кружке «Ревнители благочестия». Но дальше они оказались по разные стороны баррикад. Он резко отверг реформы Никона. Аввакум служил в Казанском соборе Московского Кремля. Но после его активной деятельности против реформ, он был обвинен в расколе и отлучен от церкви. Родственники Аввакума были сосланы в Сибирь, а сам он вместе со своими сподвижниками был заживо сожжен в 1682 году. Во время своего заключения он написал знаменитое «Житие протопопа Аввакума» и другие произведения.

Однако старообрядцы не собирались подчиняться. Например, монахи Соловецкого монастыря отказались принять новопечатные «никонианские» книги. В ответ правительство приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины, имущество монастыря, закрыть пути снабжения. Соловецкое восстание продолжалась восемь лет, в течение которых правительственные войска не могли взять приступом мятежный монастырь. Лишь с помощью монаха-перебежчика стрельцам удалось ворваться в обитель (1676) и сломить сопротивление восставших. После подавления Соловецкого восстания гонения на раскольников усилились. Тысячи людей уходили от преследований за Урал, в Сибирь, создавая там свои поселения. Раскольников разыскивали и в разные времена обращались с ними по-разному. Иногда их оставляли в покое, заставляя только платить двойную подать, иногда старообрядцев пытались вынудить принять крещение по православному обряду, отнимали у них детей. Усиление преследований раскольников приводило к их массовым самоубийствам. Считая, что Евангелие запрещает проливать кровь, они устраивали «гари», самосожжения. Сегодня в нашей стране существуют тысячи людей, принадлежащих к старообрядческой церкви. Недавно собор православной церкви признал их право исповедовать свою веру.

Итак, говоря о церковном расколе в середине 17 века, нужно учитывать два фактора в причинах раскола: политический (взаимоотношения церкви и государства) и религиозный - необходимость внутренних реформ в церкви.

Все эти события еще раз свидетельствуют об укреплении власти царя, так как в конфликте между церковной и светской властью церковь потерпела поражение, и это подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

Д.з. § 7.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!