СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вкусная артикуляционная гимнастика дома

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс проведен с целью ознакомления родителей с понятием "артикуляционная гимнастика", ее влиянием на развитие устной речи ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Вкусная артикуляционная гимнастика дома»


Мастер-класс для родителей

«Вкусная артикуляционная гимнастика дома»


Подготовила и провела

учитель-логопед МБДОУ г.Иркутска

детского сада №185

Давыдова Надежда Александровна

Цель мастер-класса:

Научить родителей правильно выполнять артикуляционные упражнения с детьми дома, используя подручные материалы.

Оборудование: зеркала, трубочки, стаканы, зубочистки, дидактические пособия для воздушной струи, жидкое мыло, арахис, мармелад, сушки, сладкие палочки.


План проведения мастер-класса

Теоретическая часть.

Проблемы развития речи детей дошкольного возраста.

Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.

Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка

Советы учителя-логопеда родителям.

Вопросы логопеду.

Ход мастер-класса


Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.

Произнесение звуков - сложный двигательный навык, которым должен овладеть каждый ребенок. Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями.

Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или придумать сказку про веселого язычка. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. А для артикуляционных упражнений можно использовать подручный материал, что заинтересует вашего ребенка.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [сь], [з], [зь], [ц],[ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию.

Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте.

С малышами до 1 года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

Детям 2 - 4 лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка.

Дети 5-6 лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно давайте ребенку погрызть сухари, жевать целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно,чётко и красиво.

Существуют определенные правила проведения артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными.

  1. Каждое упражнение имеет свое название и желательно, чтобы ребенок запомнил названия выполняемых упражнений. С одной стороны, ему так интереснее, с другой – вам не надо каждый раз объяснять способ выполнения, достаточно сказать «Давай сделаем часики» и показать картинку с изображением часов.

3. В любом упражнении все движения осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе. Вначале движение производится несколько замедленно, постепенно убыстряется. Затем темп движения должен стать произвольным – быстрым или медленным.

4. Гимнастику желательно делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.

5. Если упражнение не получатся можно прибегнуть к помощи шпателя.

6. Логопед, воспитатель и родитель должны следить за правильностью выполняемого упражнения. Важно не их количество, а качество выполнения.

7. Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов.

8. Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

9. Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата.

10. Переход (переключение) к движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

11. Всегда хвалите ребенка за успехи, которые он делает.

Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.


Гимнастика состоит из:

  • Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

  • Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные повторения отдельных положений.

  • Дыхательных упражнений.

Начинать гимнастику лучше с дыхательных упражнений (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинок, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т.е. коротких и длинных.

Дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе.

Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.

К тому же профилактика заболеваний ЛОР-органов — важнейший компонент работы по развитию звукопроизношения дошкольников. Очень часто причиной нарушений звукопроизношения являются именно эти заболевания. Они затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба.


Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: данное упражнение можно выполнять в ванне, где плавает кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый легкий кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку.


Буря в стакане.

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: стакан, с кипяченой водой, трубочки для коктейля.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите трубочку для коктейля и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакане с водой (не пьёт воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

- Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь помешаю-ары — бары - топ — топ - топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.

«Фокус»

Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

Мягкое небо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое небо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя – в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое небо удлиняется. При этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней.

Мягкое небо анатомически и функционально связано с глоткой. Вместе они образуют небно-глоточный механизм, участвующий в дыхании, глотании и речи.

При дыхании мягкое небо опущено и частично прикрывает отверстия между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое небо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенки глотки.

При дутье, глотании, свисте мягкое небо поднимается еще выше, чем при фонации, и закрывает носоглотку, в то время как глотка суживается. Однако механизмы небно-глоточного смыкания при речи и неречевой деятельности различны.

Упражнения:

  • Позевывание.

  • Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.

  • Полоскание горла.

  • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.

  • Покашливание.

Упражнения для нижней челюсти.

  • Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

  • Жевательные движения.

  • Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.

  • Перегонка воды из одной щеки в другую.

  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ и языка.


«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты (используем орешки или соломинку, бублик)

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот (используем сушку)

«Лопатка»- широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху (кусочек конфетки)

«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна (сушку держим сначала около одного уголка рта, ребенок должен попасть языком в нее, затем около другого)

«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.

«Вкусное варенье»- слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ (варенье или сгущенка, можно удерживать языком сладкую палочку).

«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу (удерживание сушки).

«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр» улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.

«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.  

«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д» (палочка)

Советы логопеда:

1. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

  1. Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

  2. Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

  3. Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

  4. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

  5. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

  6. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Каждый человек ценен и индивидуален.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!