СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор неоцененный по достоинству, внесли ученые страны, в том числе математики и физики  

Просмотр содержимого документа
«Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне»

Деркачева Н.Я. учитель математики

МБОУ «Калининская СОШ»

Усть – Абаканского района


Внеклассное мероприятие на тему:

«Вклад ученых математиков и физиков в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне» (слайд 1)



Цель мероприятия:

- вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы; (слайд 2)

- сформировать представление об участии деятелей науки в годы Великой Отечественной войны;

-воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа;

-воспитывать волю к победе на исторических примерах.

-на исторических примерах, развивать интерес к физике, математики и отечественной истории.

Материальное обеспечение:

• презентация по теме, компьютер;

• иллюстративный материал о Великой Отечественной войне;

• портреты ученых .

Содержание (слайд 3)

I.Учёные – творцы Победы.

  • Абра́м Фёдорович Ио́ффе

  • Мстисла́в Все́володович Ке́лдыш

  • Крылов Алексей Николаевич

  • Чаплыгин Сергей Алексеевич

II. Всё для фронта, всё для Победы!

  • Идея «Катюши» зарождалась в лабораториях мехмата.

  • Наука – флоту.

  • Роль ученых в создании знаменитой «дороги жизни» по Ладожскому озеру.

  • М. Калашников- изобретатель автомата.


III. Ученые – авторы современных учебников.

  • Выдающийся житель блокадного Ленинграда Я.И.Перельман.

  • Автор учебника А.Н.Колмогоров, ученый и патриот,

- один из творцов Победы.

IV. Заключение. Обращение к молодежи.


  1. Учёные – творцы Победы.

Вступление учителя:

(слайд 4)

Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны. Сегодня мы посвящаем внеклассное мероприятие Победе и вкладу ученых математиков и физиков в дело Победы над фашизмом.



1 ведущий. Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г. Президиум Академии наук СССР, принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Академия наук обратилась к ученым всей страны с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».

2 ведущий. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой. В первые дни войны мощь германской армии была настолько велика, что нам пришлось отступать. Нужна была техника и оружие , приспособленные к отпору натиска врага. Поэтому, перед учеными физиками и математиками, стала задача о совершенствовании нашей боевой техники. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы, на знание химии процессов: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла, учитывать свойства этих веществ; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы взаимодействия сплавов и агрессивной средой, законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель, создавать новые взрывчатые вещества. Всеми этими вопросами, стали заниматься ученые. И их роль в этот период оказалась большой.

(слайд 5)

1 ученик: Абра́м Фёдорович Ио́ффе (29 октября 1880, Ромны, Полтавской губернии — 14 октября 1960, Ленинград) — российский и советский физик, организатор науки, обыкновенно именуемый «отцом советской физики», академик (1920), вице-президент АН СССР (1942—1945), создатель научной школы. Для решения оборонных научно – технических вопросов в осаждённом фашистами Ленинграде была создана специальная группа ученых, которую возглавил директор Ленинградского физико – технического института Академии наук СССР академик Абрам Фёдорович Иоффе. По заданию Ленинградского горкома партии в этом институте создали дешевую и эффективную зажигательную смесь, уничтожившую сотни вражеских танков, разработали новые подрывные противотанковые средства. Простые и удобные в обращении полупроводниковые термоэлектрогенераторы, сконструированные А.Ф.Иоффе и работающие от обычных керосиновых ламп, широко использовались партизанскими радистами. ( слайд 6)

Ученые, под руководством А.Ф.Иоффе, создали первую в мире радиолокационную установку, провели на Северном, Балтийском, Черноморском и Тихоокеанских флотах очень важную работу по размагничиванию судов, благодаря чему была полностью исключена возможность подрыва наших кораблей на вражеских магнитных минах.









(слайд 7)

2 ученик: Мстисла́в Все́володович Ке́лдыш (10 февраля 1911, Рига — 24 июня 1978, Москва) — советский учёный в области математики и механики, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1943), с 1953 член Президиума, в 1960—1961 вице-президент, в 1961—1974 президент, в 1974—1978 член Президиума АН СССР. Трижды Герой Социалистического Труда (1956, 1961, 1971). Член КПСС с 1949.Большую роль сыграли работы М.В. Келдыша, посвященные колебаниям и автоколебаниям авиационных конструкций. (слайд 8)

Флаттер уже в 30-х годах стал препятствием на пути развития скоростной авиации. М.В. Келдышем были заложены основы методов численного расчета и моделирования в аэродинамических трубах явления флаттера. Ему принадлежат важные результаты в изучении флаттера крыла с элероном, колебаний в воздушном потоке крыла с подкосами, колебаний крыльев с упруго прикрепленными моторами и т.д.

Трудной и актуальной темой для нашей авиации оказалась бомбардировка вражеских войск с малых высот при малых скоростях. В апреле 1942 года были разработаны таблицы для штурманских расчетов. Таблицы ускоряли эти расчеты примерно в 10 раз и значительно повысили точность самолётовождения.


(слайд 9) (слайд 10)

3 ученик: Крылов Алексей Николаевич (15. 8. 1863-26. 10. 1945) -советский математик, механик и кораблестроитель. Академик (1916г.; член-корреспондент Российской АН с 1914г.), Герой Соц. Труда (1943г.). Жизнь выдающегося советского ученого и кораблестроителя, заслуженного деятеля науки и техники, академика, Героя Социалистического труда Алексея Николаевича Крылова представляет собой замечательный пример беззаветного служения Родине, своему народу, флоту. Он заложил основы учения о непотопляемости и живучести корабля, создал свои знаменитые таблицы непотопляемости, внес неоценимый вклад в обеспечение плавучести и остойчивости кораблей. Его выводами и предложениями, а также таблицами непотопляемости пользуются ныне во всех флотах мира. Известен А.Н. Крылов и как крупный специалист в области артиллерии. Он оставил многочисленные математические исследования, научные труды, имеющие большое практическое значение, а также разработку оригинального устройства для тренировки наводчиков, известного под названием "прибора Крылова". Академик А.Н. Крылов активно и плодотворно участвовал в восстановлении флота нашей Родины. Затем, когда развернулось строительство большого советского Военно-Морского флота, Алексей Николаевич со всей свойственной ему энергией и страстностью включился в решение всех важнейших проблем этого строительства. Он консультировал проектирование и постройку боевых кораблей, передавал кораблестроителям свой огромный практический опыт, предупреждал их от многих ошибок в столь сложном и ответственном деле. Ученый работал над многими теоретическими проблемами кораблестроения, неустанно двигал вперед отечественную науку. Крылов проводил исследования в области Артиллерии и внешней баллистики, а также в теории гироскопов. Построил первую машину для интегрирования дифференциальных уравнений и ряд важных корабельных и артиллерийских приборов. Академия наук СССР учредила премию имени А.Н.Крылова за лучшие труды по вычислительной технике.

( слайд 11 – слайд 13)

4 ученик: Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869-1942), российский ученый, один из основоположников аэродинамики, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1941). Труды по теоретической механике, гидро-, аэро- и газовой динамике. Во время Великой Отечеств, войны его исследования по теории дифференциальных уравнений («Чаплыгинский метод»), работы по изучению сжимаемости воздуха, разработанные им совершенные формы ряда элементов самолётов и серии профилей крыла позволили значительно повысить боевые качества советских самолётов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1941 года «за выдающиеся научные достижения в области аэродинамики, открывшие широкие возможности для серьезного повышения скоростей боевых самолетов и в день 50-летнего юбилея научной деятельности» академику Сергею Алексеевичу Чаплыгину присвоено звание Героя Социалистического Труда. С.А.Чаплыгин стал первым отечественным ученым - Героем Социалистического Труда.


II. Всё для фронта , всё для Победы! ( слайд 14)

Ведущий 1: Оставшиеся в тылу ученые создавали новые образцы вооружения. В начале войны молодые ученые МГУ А.А.Космодемьянский и Л.П.Смирнов выполнили исследования, имеющие непосредственное отношение к первым образцам пороховых ракет. Уже в июле 1941 года на фронте впервые в мире были применены реактивные минометы.



Солдаты любовно называли эти чудесные орудия «катюшами». (слайд 15- 16)

Ведущий 2: Наши физики и математики помогли нашим морякам нейтрализовать влияние вражеских мин. Они придумали идею размагничивания и защиты кораблей от магнитных мин, с помощью размагничивающих обмоток. Для экспериментов был выделен линкор «Марат». На этом корабле при помощи временной размагничивающей обмотки удалось в десятки раз уменьшить магнитное поле в непосредственной близости от киля, и созданы надёжные методы защиты наших кораблей от магнитных мин противника.




Тем самым потери наших кораблей очень быстро были сведены к нулю.

Эти работы спасли жизнь многим морякам. Не были нарушены и бесперебойные перевозки военных грузов, в которых так нуждался фронт.



Ведущий 1: 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

В условиях блокады единственной возможной транспортной коммуникацией, связывающей Ленинград с тылом, если не считать воздушный путь, была Ладога.

( слайд 17)


К началу Великой Отечественной войны Ладожское озеро было мало освоено, слабо изучено, на нем не было необходимого озерного флота, отстойных бухт и никакого пристанского хозяйства. И тут на помощь опять пришли учёные. Они выполнили математические расчеты с использованием теории упругости и решили задачу прочности ледового покрытия. Ученые изучили свойства ледяного покрова, его вязкость, грузоподъемность, условия проломов и установили правила движения автоколонн по льду. Следить за деформациями льда при движении транспорта помогали приборы – автоматы.

Так родилась, ставшая знаменитой, ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101, а в последствии – «дорога жизни»

В первых числах декабря лед окреп и на трассу были пущены трехтонные машины ЗИС-5; шоферы уже ездили, не опасаясь провалов льда.

Чтец: И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасёт

16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит –

К хлебопекарне – до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам



(слайд 18)

Ведущий 2: С 1942 году Михаила Калашникова не оставляла идея создания нового автомата. И вот за три месяца Калашников смог изготовить автомат собственной конструкции. Консультантом в работе по усовершенствованию автомата был профессор А.И.Казаков. Новый, доработанный образец оружия стрелял превосходно. Калашников в сотрудничестве со специалистами МАИ сделал третий, окончательный образец автомата, который был отправлен в Наркомат обороны. Пистолетом-пулеметом старшего сержанта Калашникова заинтересовался известный советский ученый в области баллистики и стрелкового вооружения А.А. Благонравов. Он высоко оценил талант и труд изобретателя, оригинальность решения целого ряда технических вопросов и сделал все, чтобы направить конструктора-самоучку на учебу.

В 1942 году М.Т. Калашников направляется служить на Центральный научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного Артиллерийского управления. На полигоне в 1944 году Калашников разработал опытный образец самозарядного карабина, устройство основных узлов которого послужило базой для создания автомата в 1946 году. Сегодня около 70 миллионов автоматов его конструкции находятся на вооружении в 55 странах мира.


III. Выдающийся житель блокадного Ленинграда Я.И.Перельман

(слайд 19- 20)

5 ученик: Я́ков Иси́дорович Перельма́н (22 ноября (4 декабря) 1882, Белосток, Гродненская губерния, Российская империя — 16 марта 1942, Ленинград, СССР) — российский, советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы и основоположник занимательной науки, автор понятия научно-фантастическое. Когда началась Великая Отечественная война, ярко проявились советский патриотизм Я.И. Перельмана, его высокое сознание гражданского долга перед Родиной. Оставшись в блокированном Ленинграде, он, уже далеко не молодой человек (ему шел 60-й год), стойко переносил вместе со всеми ленинградцами нечеловеческие муки и трудности блокады. Невзирая на вражеские артиллерийские обстрелы и воздушные бомбардировки города, Яков Исидорович находил в себе силы, чтобы, преодолевая голод и холод, ходить пешком из конца в конец Ленинграда на лекции в воинские части. Его слово укрепляло дух блокадников, вселяло веру в грядущую Победу над врагом. Армейским, флотским разведчикам, а также партизанам он читал лекции о крайне важном в ту пору деле – умении ориентироваться на местности и определять расстояния до целей без всяких приборов.

В блокадном Ленинграде, в возрасте 59 лет, 16 марта 1942 года Перельман умер, не дождавшись прорыва и снятия блокады. Но его книги – основное дело его жизни – продолжают жить, завоёвывая себе всё более широкий круг читателей у нас в стране и за ее пределами, приобщая к математике и физике сотни тысяч молодых людей.





(слайд 21- 22)

Автор учебника А.Н.Колмогоров, ученый и патриот,

- один из творцов Победы.

6 ученик: Андре́й Никола́евич Колмого́ров (12 (25) апреля 1903, Тамбов — 20 октября 1987, Москва) — выдающийся советский математик. Доктор физико-математических наук, профессор Московского Государственного Университета (1931), академик Академии Наук СССР (1939), лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда. Став в 1929 году студентом МГУ, он длительное время увлекался историей. Но послушав однажды лекции профессора В.В.Степанова, он занялся операциями над множествами и проблемами теории вероятности. В период Великой Отечественной войны Андрей Николаевич продолжал напряженную творческую работу. В это время он уделял внимание тематике оборонного значения. Разработал теорию наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым усилить действие артиллерии, которую заслуженно называли «богом войны». Его труды использовались для определения нахождения самолетов, определения местонахождения подводных лодок и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага. По его учебникам до сих пор учатся ученики старших классов.

VI. Заключение (слайд 23-24)

Наши ученые воевали, не держа в руках автоматы, минометы, гранаты, они приближали Победу своим умом, талантом, самоотверженным трудом. Среди миллионов тех, кто не был отмечен наградами и славою при жизни, кто в трудную для Отчизны минуту до конца выполнил свой долг и отдал ей самое дорогое – жизнь, были и начинающие математики, физики, талантливые механики, учителя и студенты и просто одаренные люди. Сколько замыслов осталось неосуществленных, и которые они унесли с собой, не дожив до Победы. Трудно даже представить, какой была бы сегодня наука, не понеси мы этих потерь.

Как писал выдающийся физик С.И.Вавилов «…советская техническая физика и математика с честью выдержали суровые испытания войны. Следы этих наук всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, в ухищрениях маскировки».

Сделай все возможное для блага Отчизны! Помни: нет сейчас более возвышенной цели, чем беречь мир, добытый в огне четырехлетних сражений минувшей войны.


Используемая литература:


  1. И.К. Кикоин , «Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г.,с.4-8.

  2. В.В. Корявко, «Викторина» № 2, 2002 г. «Вклад ученых в дело победы» с.56-59.

  3. Военно-исторический журнал № 5, 2002 г., А.И. Миренков, «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техников, материальными средствами в 1941-1943 годах».

  4. Военно-исторический журнал № 6, 2001 г. М.И. Науменко, «Фашисты охотились за «катюшами» капитана Флерова».

  5. Сборник «Московский университет в Великой Отечественной войне». М.: изд – во МГУ, 1975 год.

  6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2002 г., электронный вариант.








8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!