СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Входной мониторинг по русскому языку для студентов 1 курса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа (входной мониторинг) по русскому языку предназначена для обучающихся первого курса. Ее целью является выявить остаточные знания по русскому языку для дальнейшего устранения пробелов знаний.

Проверочная работа состоит из 4 вариантов. В каждой работе задания составлены по аналогии с заданиями всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Работа включает в себя 15 заданий. Задания выполняются на основе прочитанного текста.

Просмотр содержимого документа
«Входной мониторинг по русскому языку для студентов 1 курса»

ВХОДНОЙ МОНИТОРИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА



Пояснительная записка



Проверочная работа (входной мониторинг) предназначена для обучающихся первого курса. Ее целью является выявить остаточные знания по русскому языку для дальнейшего устранения пробелов знаний.

Проверочная работа состоит из 4 вариантов. В каждой работе задания составлены по аналогии с заданиями всероссийских проверочных работ и государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Работа включает в себя 15 заданий. Задания выполняются на основе прочитанного текста.


На выполнение проверочной работы по русскому языку отводится 30 минут.


Критерии оценивания

За верное выполнение заданий обучающийся получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов. Максимальное количество – 15 баллов.


«5» - 15-14 баллов.

«4» -13-12 баллов.

«3» - 11-8 баллов.

«2» - 0-7 баллов.


Ключи



Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1

1

4

3

3

2

4

4

4

2

3

разбиваясь

рассказал

взгляни

пришли

4

каменной

длинный

единственный

деревянная

5

страшно

разговаривали

подальше

пошептали

6

скос из камней

салфетки из полотна

шаги людей

шкатулка из дерева

7

Славка разулся, шагнул

отобрали и стали перекидывать

Лис замолчал и смотрел

создают

8

2

21

20

27

9

1,2

5,6

2,3

12

10

2

2

2

3

11

26

1789

4

235

12

15

где на которых

1,2,4

2

13

1,5

1,2,4

Так как или потому что

А

14

1,4,5

1,2,4

1,2,5

1,5 или 5,1

15

2,5

1

4

1



Вариант 1



Прочтите текст и выполните задания.

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

— (31)Плыви, — сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив. (По В.Крапивину)


1. Как характеризует Славку информация, заключённая в предложениях 14—17?

1)Славка — честный и совестливый человек, который при любых обстоятельствах старается держать данное слово.

2)Славка — бесстрашный пловец, которого не пугают никакие препятствия и трудности.

3)Славка — маменькин сынок, который привык во всём подчиняться маме и выполнять любые её требования.

4)Славка — нерешительный, робкий человек, которого пугает спасательная экспедиция.


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1. До парусника было метров двадцать.

2. Доплыть — раз плюнуть.

3. Камни обросли скользкой зеленью.

4. И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море.


3. Из предложений 8 -12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом «перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».


4. Из предложений 2-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».


5. Замените слово «жутковато » в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


6. Замените словосочетание «каменный скос», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


7. Выпишите грамматическую основу предложения 18.


8. Среди предложений 1- 7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Можно (1), конечно (2), успокоить совесть тем (3), что спасательная экспедиция — это не купание (4), но лучше сначала попробовать другой способ. Славка торопливо разулся (5), шагнул на первый камень.


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.


11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.


Он давно хотел похожий кораблик (1), мечтал (2), как будет пускать его в заливе. Но ведь не для него(3), Славки (4), его строили (5), а для того (6), чтоб плыл он по морям и океанам.



12. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять

двоеточие.

В 1767 году Екатерина II сообщала в письме к Н.И. Панину (1) «Мы вчера, ввечеру, сюда

приехали и нашли город (2) который всячески может слыть столицею большого царства».

Считается (3) что именно после визита государыни (4) Казань начала развиваться

семимильными шагами (5) строили церкви (6) заводы (7) учебные заведения (8)

общественные учреждения и дома.


13. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.


1) Предложение 1 двусоставное.

2) Грамматическая основа 4 предложения – здесь не было

3) Предложение 3 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

4) Предложение 4 содержит цитирование.

5) Предложение 9 сложносочинённое


14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного

слова. Запишите номера этих ответов.

1) О ТЮЛЕНЕ – в окончании формы предложного падежа имени существительного 2-го

склонения пишется буква Е.

2) ПРИЛЕТЕТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.

3) ВЫБЕРИТЕ (подарок) – в форме будущего времени 2-го лица множественного числа

глагола I спряжения пишется окончание -ИТЕ.

4) (ещё) НЕ ПРОСНУВШИЙСЯ – полное причастие с зависимым словом пишется

с частицей НЕ раздельно.

5) В ПЛАМЕНИ – в окончании разносклоняемого имени существительного в предложном

падеже пишется буква –И


15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно умилительными интонациями восхищались мною.

2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость,

выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня

возвышая.

4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом

и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

5) Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек

Вариант 2


Прочтите текст и выполните задания.

(1)Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий способ её преодоления.(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.

(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.

(13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы. (15)Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок. (16)Котёнка отобрали и стали перекидывать из рук в руки. (17)Появившийся в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.(18)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

(19)На последней перемене главные враги рода человеческого, Мурыгин и Мутюкин, котёнка немного поискали, но вскоре забыли. (20)После четвёртого урока всех отпустили, и мальчишки с гиком и воем рванулись вон из школы, оставив этих троих без внимания в пустом классе, уставленном пёстрыми астрами.

(21)Миха подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки, собиравшейся его загрызть. (22)Но отнести его домой, однако, он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

(23)Они вышли из школы втроём. (24)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. (25)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. (26)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны. (27)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (28)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь. (По Л. Улицкой)*


1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Илью, Саню и Миху связала настоящая дружба?»

1)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.

2)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим.

3)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.

4)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы, замолчали. Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружество, равноправие. И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу рáвно интересны.


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

метафора.

1. Илья и Саня вместе учились с первого класса.

2. Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин





3. Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

4. Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.


3. Из предложений 18 -21 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом « перед глухими согласными на конце приставки пишется С».


4. Из предложений 1-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «НН пишется в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н при помощи суффикса Н».


5. Замените слово «болтали » в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


6. Замените словосочетание «полотняные салфетки », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


7. Выпишите грамматическую основу предложения 16.


8. Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.


11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Миха подробно рассказал (1), как утром (2), по дороге в школу (3), вытащил бедолагу-котёнка почти из самой пасти собаки (4), собиравшейся его загрызть. Но отнести его домой (5), однако (6), он не мог (7), потому что тётя(8), у которой он жил с прошлого понедельника (9), ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.

12. Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно стоять на месте пропуска в

предложении.

Основной недостаток таких фильтров – низкая пылеёмкость, потому на производствах, содержание пыли в газовых выбросах превышает допустимую норму, дополнительно устанавливают фильтры грубой очистки с волокнистыми насадками.

Запишите это союзное слово.


13. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)

в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Облака (1) отражённые в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4)

похожими на материки.


14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного

слова. Запишите номера этих ответов.


1) СТАРИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н, пишется -НН-.

2) НЕИЗЪЯСНИМЫЙ – буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.

3) ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.

4) ВЕРТИТ – в окончании глагола II спряжения в форме 3-го лица единственного числа пишется окончание -ИТ.

5) ОТРЕЧЬСЯ (от власти) – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.


1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем...


2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.


3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите.


4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.







































Вариант 3


Прочтите текст и выполните задания.

(1)Вот тут-то и появился Лис.

– (2)Здравствуй, – сказал он.

– (3)Здравствуй, – вежливо ответил Маленький принц. – (4)Кто ты? (5)Какой ты красивый!

– (6)Я – Лис, – сказал Лис.

– (7)Поиграй со мной, – попросил Маленький принц. – (8)Мне так грустно...

– (9)Не могу я с тобой играть, – сказал Лис. – (10)Я не приручён.

– (11)А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

– (12)Это давно забытое понятие, – объяснил Лис. – (13)Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. (14)Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. (15)Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...

– (17)Я начинаю понимать, – сказал Маленький принц.

– (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, – продолжал Лис. – (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.

(22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:

– (24)Пожалуйста, приручи меня!

– (25)Я бы рад, – отвечал Маленький принц, – но у меня так мало времени. (26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.

– (27)Узнать можно только те вещи, которые приручишь, – сказал Лис. – (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают вещи готовыми в магазинах. (30)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

– (32)А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

– (33)Надо запастись терпением, – ответил Лис. – (34)Спервá сядь вон там, поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...

(36)Так Маленький принц приручил Лиса.

(37)И вот настал час прощания.

– (38)Я буду плакать о тебе, – вздохнул Лис.

– (39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц. – (40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...

– (41)Да, конечно, – сказал Лис.

(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:

– (44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.

(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:

– (47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого главного глазами не увидишь.

– (49)Самого главного глазами не увидишь, – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

– (51)Потому что я отдавал ей всю душу... – повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

– (52)Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (По А. Сент-Экзюпери)*

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Лис сказал, что будет плакать о Маленьком принце?»

1) Лис хотел разжалобить Маленького принца и заставить его остаться.

2) Маленький принц обидел Лиса.

3) Лис будет сожалеть о том, что остался один, без друга.

4) У Лиса была скучная жизнь, и он часто плакал.


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является

фразеологизм.

1. Кто ты? (5)Какой ты красивый!

2. А как это – приручить? – спросил Маленький принц.

3. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, – сказал Маленький принц.

4. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.


3. Из предложений 42–45 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом « перед звонкими согласными на конце приставки пишется З».

4. Из предложений 12-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «в суффиксе ЕНН/ОНН прилагательного, образованного от существительного, пишется НН».


5. Замените слово «поодаль » в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


6. Замените словосочетание «людские шаги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


7. Выпишите грамматическую основу предложения 22.


8. Среди предложений 17–22 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов(1), где торговали бы друзьями(2), конечно(3), нет(4), и потому люди больше не имеют друзей.Если хочешь(5), чтобы у тебя был друг(6), приручи меня!


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.


11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающую (ие) запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но таких магазинов(1), где торговали бы друзьями(2), конечно(3), нет(4), и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь(5), чтобы у тебя был друг(6), приручи меня!


12.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Облака (1) отражённые в воде (2) можно спутать со слегка розовеющими (3) островами (4) похожими на материки.

13. Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предложении:

Однако внешне безвредные влажные салфетки становятся серьёзной экологической проблемой, ________, помимо вредных химических веществ, которыми пропитано большинство производимых салфеток, такие салфетки содержат пластиковые волокна, не способные к биологическому разложению. 

Запишите этот подчинительный союз.

14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного

слова. Запишите номера этих ответов.

1) БРАКОВАННЫЙ (товар) – написание НН в слове определяется наличием суффикса -ОВА-.

2) ПРИБЕЖАТЬ - написание приставки определяется её значением – приближение.

3) ПРЕДЛАГАЮТ - безударная гласная в корне слова непроверяемая.

4) ДОЧЬ - буква Ь пишется для обозначения мягкости согласного.

5) НА ЦЫПОЧКАХ - в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора

1) Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег.

2) Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх.

3) Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом.

4) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков.









































Вариант 4

Прочтите текст и выполните задания.

(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

– (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она.

– (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.

(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.

(8)Анна Федотовна уточнила:

– (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ.

(11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её.

(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием:

– (13)Это же всё ненастоящее!

– (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал:

– (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста.

– (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она.

– (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы.

– (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копию этих писем.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.

(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.

– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас.

– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.

– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.

(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением:

– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.

(43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

(По Б. Васильеву*)

1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Анна Федотовна не хотела отдавать ребятам документы?»

1) Это были копии, а не настоящие документы.

2) Поведение детей обидело Анну Федотовну.

3) Документы были дороги Анне Федотовне как единственная память о сыне.

4) Анна Федотовна боялась, что документы подменят.


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.

2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.

4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.


3. Из предложений 1–7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «приближение».


4. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.


5. Замените разговорное слово «пошушукались» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


6. Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.


7. Выпишите грамматическую основу предложения 22.


8. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:

Ступайте,(6) дети. Я очень устала.


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 51. Ответ запишите цифрой.


11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала:

Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.


12. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.


13. Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска в начале предложения:

... итальянцы предпочитают стремительно выпить свой ристретто прямо у барной стойки.


14. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного

слова. Запишите номера этих ответов.


1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.


2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной


форме этого прилагательного.


3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.


4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.


5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.


15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.

1) Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь!


2) А вредная всё-таки, — он покрутил головой.


3) — Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.


4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!