СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Вивальди "Времена года"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Вивальди "Времена года"»

Антонио Вивальди «Времена года»



«Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди (1678 – 1741) принадлежат к числу самых популярных произведений всех времён. Для многих само имя Вивальди является синонимом «Времён года» и наоборот (хотя он написал массу других произведений). Даже в сравнении с другими концертами того же опуса, то есть блока сочинения, эти концерты демонстрируют поразительное новаторство Вивальди в области концерта в эпоху барокко. Каждому из концертов композитор прикрепил сонет — своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Это цикл из четырёх концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трёх частях и каждый концерт изображает одно время года. Они входят в состав собрания, озаглавленного «Спор Гармонии с Изобретением», а полное название «Четыре времени года».

Весна

Весна грядёт! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, точно волшебство.
Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.
Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грёз.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пёс.
Пастушеской волынки звук
Разносится, гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

Концерты этого цикла — это так называемая программная музыка, то есть музыка, соответствующая определённой, в данном случае, литературной программе. В этом произведении музыка точно следует за образами стихов. Сонеты так хорошо соответствуют музыкальной форме концертов, невольно возникает подозрение, не сочинены ли, наоборот, сонеты к уже написанной музыке? Первая часть данного концерта иллюстрирует первые два четверостишия, вторая часть — третье четверостишие, а финал — последнее.

Первая часть концерта открывается необычайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны — «Весна грядёт!»; играет весь оркестр (tutti). Этот мотив помимо того, что обрамляет эту часть, ещё несколько раз звучит по ходу части, являясь своего рода рефреном, то есть повтором. Далее следуют эпизоды, иллюстрирующие следующие строки сонета. В этих случаях играют три солиста — главный и концертмейстеры групп первых и вторых скрипок; все остальные участники молчат. Музыка, звучащая в высоком регистре, изображает здесь «пение птиц» (дословный перевод строки сонета: «радостно приветствуют её (весну) птицы своим пением»). Как чудесно это передано звучанием скрипок!

В эпизоде «чернотой покрывается небо, весна возвещает о себе молнией и громом» Вивальди изобретательно изображает это явление природы: раскаты грома переданы грозным стремительным звучанием всего оркестра, играющим в унисон. Вспышки молнии в первый раз звучат у всех трёх солистов скрипачей во взметающихся гаммообразных и ломаных пассажах. Грозу сменяет музыка рефрена— неомрачённая радость прихода весны. И вновь в следующем эпизоде поют птицы. Это отнюдь не повторение первого эпизода — здесь другое пение птиц.

https://www.youtube.com/watch?v=uD-l9QYUH3I

Лето

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет всё в природе,
Томится жаждой всё живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И тёплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.


Первая часть. Форма концерта, которую Вивальди культивировал и довёл до совершенства, подразумевает, что концерт состоит из трёх частей: быстро — медленно — быстро. Надо было обладать талантом и фантазией Вивальди, чтобы в первой быстрой части отразить настроение и состояние лени и истомы, о которых говорится в первых двух четверостишиях. И Вивальди это блестяще удаётся.

Музыка звучит pianissimo (итал. — «очень тихо»). Вивальди делает небольшую уступку настроению: темп этой части Allegro non molto, что означает «не очень быстро». В музыкальной ткани много разрывов, «вздохов», остановок. Далее мы слышим голоса птиц — сначала кукушки, затем щеглёнка.

И вот, первый порыв холодного северного ветра — борея, предвестника грозы. Его изображают все скрипки оркестра, тогда как у альтов и басов, как написано в партитуре, «резкие порывы ветра» и просто «разные ветры». Но этот первый порыв проносится, и возвращается настроение истомы от жары (рефрен этой части, та музыка, с которой начался концерт). Но и это проходит: остаются одна солирующая скрипка и бас. У скрипки слышатся интонации жалобы – это «жалоба пастуха», поясняет своё намерение Вивальди. И вновь врывается порыв ветра.

https://www.youtube.com/watch?v=t7SxDAyC8TI

Осень

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.
А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.
А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.
Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.

Первая часть. Вивальди мастер сюрпризов: после грозы, разразившейся летом, мы попадаем на осенний весёлый праздник урожая. Жизнерадостное настроение передается ритмом, кстати, напоминающим ритм первой части «Весны». Яркость образам придаёт использование эффекта эха, столь излюбленного не только Вивальди, но и всеми композиторами барокко. Это играет весь оркестр и вместе с ним солист.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление и объяснить одну особенность инструментального концерта эпохи барокко. Когда я обращаю внимание на эпизоды у Вивальди, где играет весь оркестр, то подразумевается, что всегда с оркестром играет и солист: он такой же участник этого музыкального сообщества, только лишь с развернутой и виртуозной партией. И сегодня эту партию может исполнять один оркестрант, а завтра — другой. Такова особенность барочного инструментального концерта.

Новый раздел первой части — забавная жанровая сценка: «Подвыпившие». Солист в струящихся у скрипки пассажах «разливает» вино; мелодии в оркестровых партиях, с их нетвёрдой походкой, изображают захмелевших поселян. В конце концов, все погружаются в сон (скрипка замирает на одном звуке, тянущемся пять тактов!). И все это изображено Вивальди с неизменным юмором и доброй ироничной улыбкой. Завершается первая часть тем, с чего она и началась — ликующей музыкой весёлого празднества.

https://www.youtube.com/watch?v=sPuiLKs1Z3w

Зима

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах.
Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замёрзшие полны покоя.
На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
Под острым коньком, что железом окован.
А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

У Вивальди конец зимы является одновременно и предвестником новой весны. Композитор и музыкой и стихом утверждает «дарит нам зима и свои наслажденья». Раз так, то драматический элемент, который, в зиме присутствует, отодвинут у Вивальди от самого конца концерта, и весь цикл завершается вполне оптимистично.

Первая часть. Здесь действительно царит очень холодная (для итальянцев!) атмосфера. Ремарки поясняют, что здесь изображается то, как стучат от холода зубы, притоптывание ногами, завывание лютого ветра и бегание, чтобы согреться. Для скрипача в этой части сконцентрированы наибольшие технические трудности. Виртуозно сыгранная она проносится как бы на одном дыхании.

https://www.youtube.com/watch?v=YnUwR2xCztM

Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом. С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость.

Любопытно, что Вивальди один раз использовал музыку первой части концерта «Весна» в опере «Дорилла в долине Темпи». Фрагменты «Времён года» сегодня часто звучат на больших экранах. Так, их можно услышать в сериалах «Анатомия Грей», «Теория большого взрыва», фильмах «1+1», «По следам Вивальди», «Завтра была война» и мультфильме «Симпсоны».

Примечательно, что диски с записью этого произведения, сделанной в 1989 году Найджелом Кеннеди и английским камерным оркестром, побили все рекорды по продажам – их было куплено более двух миллионов.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!