СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Витамины и их роль в организме человека

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок - семинар, разработан в технологии критического мышления, использованы  методы:  частично - поисковый, проектной деятельности. на протяжении всего урока  используется презентация.

Просмотр содержимого документа
«Витамины и их роль в организме человека»























Урок биологии в 8 классе

«Витамины и их роль в организме человека»





Учитель биологии ГБОУ СОШ с. Ташелка

Шувалова Е.В.































Пояснительная записка

Аннотация к уроку:

Урок «Витамины и их роль в организме человека» разработан для учащихся 8 класса. Ресурс содержит конспект урока, и презентацию по теме: «Витамины». Это урок изучения нового материала  на уроке применяется системно - деятельностный подход, в результате совместной работы учителя с учащимися выясняются особенности витаминов и их роль для организма человека, при выполнении творческих заданий по данной теме формируется естественнонаучная грамотность обучающихся, при самостоятельной работе с материалом обучающиеся отрабатывали применение знаний естественнонаучной направленности . В ходе осуществления изученного материала применяется метапредметная связь с химией в результате данного вида работы ученики отрабатывали умения решать задачи . На уроке используются элементы технологии развивающего и интерактивного обучения ,кроссенс технологии информационные технологии. Применяются следующие методы: беседа, объяснение, работа с учебником и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, приемы: составление кластера, «Кроссворд», «Толстые и тонкие вопросы», «Отсроченный ответ», «Метод группового исследования», «Ролевая игра» составление Синквейна по теме Витамины и их роль в организме человека, заполнения таблицы. Мультимедийная презентация используется на всех этапах урока.

Предметная область: биология

Класс: 8

УМК: В.В.Пасечника

Место урока в рабочей программе: третий урок в разделе «Обмен веществ и энергии».


урок по биологии 8 класс «Витамины и их роль в организме человека»

.

Цель: изучить разнообразие витаминов и научиться давать им биологическую характеристику.

Задачи: сформировать понятие о витаминах как о биологически активных веществах;

познакомить классификацией витаминов, представителями и их содержанием в продуктах питания;

сформировать понятия «гиповитаминоз», «авитаминоз», «гипервитаминоз»;

раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека и их роли в обмене веществ. Планируемые результаты

Предметные:

-давать определение изученных понятий: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз;

- описывать свойства витаминов, влияние на обмен веществ; - классифицировать по различным признакам;

- анализировать и оценивать роль витаминов в жизни человека;

-оказывать первую помощь при передозировке, следование инструкциям и нормам.

Метапредметные

Познавательные: - Самостоятельно работать с дополнительной литературой, извлекать из неё нужную информацию;

- Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;

- Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Извлекать учебную информацию на основе проведения эксперимента.

Регулятивные: Ставить цель и анализировать условия достижения цели. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия.

Личностные: Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение витаминов. Использовать приобретенные знания для поддержания здоровья, профилактики авитаминозов.

Тип урока: Открытие новых знаний

Педагогическая технология: технология развития критического мышления.

Оборудование: таблица «Витамины», презентация «Витамины»,

Основные понятия, изучаемые на уроке: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины В и С, цинга, бери-бери, В1-гиповитаминоз, витамины В2, В12, жирорастворимые витамины А и Д, витамин Е, родопсин, «куриная слепота», каротин, рахит.

Учащийся должен знать: определения: витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз; основные витамины, их деление на водо- и жирорастворимые, продукты, в которых они содержаться, условия сохранения и правила приема витаминных препаратов.

Учащиеся должны уметь: объяснять роль витаминов в организме человека; приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений развития авитаминозов.

Обеспечение урока: таблица «Витамины», презентация , интерактивная доска, лабораторное оборудование, учебники, рабочие тетради, раздаточный материал

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный

Формы учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная

Ход урока:

«Здоровье – это та вершина, которую каждый должен преодолеть сам».

                                                                                             В. Шененберг.

  1. Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку, Введение в тему. (Слайд на доске).

Актуализация знаний:

  1. БЛИЦ-ОПРОС

  2. Назовите основные питательные вещества (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли)

  3. Жиры расщепляются на…. (глицерин и жирные кислоты)

  4. Углеводы расщепляются до (глюкозы)

  5. Белки расщепляются до (аминокислот)

  6. Количество энергии, получаемое от 1 грамма белка (17,6 кДж)

  7. Количество энергии, получаемое от 1 грамма жира (38,9 кДж)

  8. Количество энергии, получаемое от 1 грамма углевода (17,6 кДж)

  9. Чему способствует пластический обмен веществ (росту, развитию организма)

  10. Где в организме находиться кальций? (кости, зубы, ногти, волосы)

  11. Где в организме находиться йод? (щитовидная железа)

  12. Где в организме находиться железо? (кровь)


  1. Изучение новой темы:

Целеполагание:

В начале для выведения темы урока я хочу вам предложить следующую информацию.


Прослушав факты попробуйте предположить – почему так могло происходить, в чем причина болезней?

1.     На Востоке, где основная пища – это рис, издавна было известно заболевание, при котором у человека появляются боли в руках и ногах, теряется чувствительность, слабеют мышцы, нарушается походка, возникают параличи, еще в начале XX века десятки тысяч людей страдали от этого заболевания. Воспаленная шелушащаяся кожа, поносы, тяжелые психические расстройства делали человека немощным и несчастным – сейчас это заболевание встречается очень редко.

2.     А вот случай, который произошел с известным русским актером Ю. Никулиным во время блокады Ленинграда. Из его воспоминаний «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно, с трудом различали границу между небом и землей… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рабьего жира и каждый принял вечером этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

Есть предположения? …..

3.     Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. У мореплавателей развивалась цинга.. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибло больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

Победил болезнь Дж. Кук бравший в свои длительные морские путешествия бочонки квашеной капусты.


Какие мысли возникли у вас после прослушивания этой информации?

Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

, Введение в тему. (Слайд на доске)

Открываем тетрадки, записываем число и тему урока. «Витамины и их роль в организме человека»

Для изучения данной темы мы пригласили специалистов: историков, химиков, диетологов, витаминологов

Историки: История открытия витаминов. Люди давно заметили: если в питании человека отсутствуют свежие овощи и фрукты, у него развиваются тяжелые заболевания. Первыми с этим столкнулись моряки в далеких плаваниях, исследователи в полярных экспедициях. От неизвестной болезни умирали целые экипажи и экспедиции, даже если они были хорошо обеспечены продуктами питания – консервами, сухарями. Причину этого заболевания установил наш соотечественник Н. И. Лунин.

Впервые необходимость витаминов для нормального питания была доказана русским врачом Н. И. Луниным в 1880-1881 годах. В чем же суть его опытов?

Группа животных (мыши) получала искусственно приготовленные из молока компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, а также дополнительно минеральные соли и воду. Но на таком рационе животные жить не могли – гибли. А если в эту искусственно приготовленную пищу добавлялось немного натурального молока, то они оставались здоровыми. Так Н. И. Луниным экспериментально было доказано, что, кроме известных пяти компонентов пищи, в ней должны быть еще какие-то! Однако работа Лунина в то время не получила достаточного признания и оставалась в сущности забытой.


Историки. А теперь перенесемся в далекую от России Индонезию, на остров Ява.


В 1890 году на этот вечнозеленый тропический остров приехал голландский врач Эйкман. Но эта красота природы начала бледнеть для молодого доктора, когда он поближе узнал тяжелую жизнь местных жителей, впервые для себя столкнулся с новой странной болезнью, которую местные жители называли “бери-бери”, что в переводе обозначает “ножные оковы”. И в самом деле, начиналась болезнь с онемения ног, потом наступали судороги, возникали параличи. Болезнь не поддавалась лечению, происхождение ее оставалось неизвестным. Врач был в отчаянии, пока не помог ему счастливый случай. Эйкман заметил, что куры, находящиеся в курятнике, тоже страдают “бери-бери”, как и люди. Вместе с тем куры, свободно разгуливавшие по двору, этой болезнью не страдали. И тех и других кур кормили очищенным рисом, но для обитателей курятника рис был единственной пищей, а свободно живущие птицы получали приправу в виде червячков, гусениц, зерен и тому подобное. Позднее Эйкман сам научился вызывать эту болезнь, кормя плиц только очищенным рисом, а так же лечить заболевших, добавляя шелуху от риса но в чем все ж таки причина болезни, что за вещество ее вызывает, почему шелуха оказывает лечебное действие, узнать Эйкману не удалось.


Историки.И теперь обратимся непосредственно к тому, кто открыл это таинственное вещество и дал ему имя.

Польский ученый Функ проводил исследования с белым, очищенным рисом. Птицы ели очищенный рис, и страшная судорога запрокидывала их головы назад, сводила лапки. Но стоило больному голубю ввести совсем немного желтоватого кристаллического вещества, полученного из отрубей, как он начинал поправляться, а после повторных введений препарата становился здоровым. И тут Функу стало ясно, что он владеет тем таинственным веществом, без которого невозможна нормальная жизнь. Он дал веществу вполне достойное его свойствам название – витамин, соединив в одном слове латинское “вита”, что означает жизнь, и греческое “амин”, указывающее на то, что оно имеет отношение к аминокислотам. А так как к открытию этого вещества его привели поиски причин, вызывающих “бери-бери”, то и назвал он первый витамин витамином Б, или в латинской транскрипции В.Функ считал, что болезнь “Бери-бери” не то, что иное как авитаминоз, т. е отсутствие витамина, (греческая приставка “а” равнозначна русской “нет”).

С тех пор сделано много открытий в изучении витаминов: известно их количество в отдельных продуктах, получены витамины химическим путем в чистом виде, определены потребности в витаминах для отдельных групп населения. Но многое еще не стало ясно до конца. Например, все ли витамины могут накапливаться в организме, каковы последствия избытка витамина (гипервитаминоз) и недостатка (гиповитаминоз) Эти проблемы изучает специальная наука – витаминология, над ними работают в научно-исследовательских институтах и лабораториях.

Что такие за удивительные вещества – витамины? (работа с учебником : найдите и дайте определение витаминам)

(Витамины – это вещества органического происхождения, необходимые для жизнедеятельности организма)

Как вы понимаете определение витаминов?


Витамины – чудесные вещества. В настоящее время известно много витаминов. В большинстве случаев – это различные органические вещества. Для нормальной жизни человека нужно около 20 витаминов.

( Обозначают заглавными латинскими буквами, рядом с буквами пишется цифра, которая указывает на порядок открытия витаминов: А. В. С. В1, В12)

Какие же группы витаминов известны в настоящее время?

( заполнение кластера ):

- водорастворимые: С, РР, В

- жирорастворимые: А, Д, Е, К


Суточная норма, необходимая для организма витаминов около 180 – 200 мг. Недостаток вызывает:

Авитаминоз – отсутствие витамина.

Гипервитаминоз – избыток витамина.

Гиповитаминоз – недостаток того или иного витамина.


Каково же значение витаминов для организма?


Самостоятельная работа

Работа в группах: дайте характеристику витаминов по плану:

  1. Научное название

  2. К какой группе относится

  3. Какова суточная норма?

  4. В каких продуктах встречаются?

  5. Какие заболевания вызывает отсутствие (авитаминоз), недостаток (гипервитаминоз), избыток (гиповитаминоз) витамина.

Группа Витаминологи

Используют учебники и презентацию

Название витамина

Описание

Продукты, богатые витамином, суточная норма

Водорастворимые витамины

Витамин С или аскорбиновая кислота

Стимулирует гормональную регуляцию, процессы развития организма, сопротивляемость к заболеваниям.

При недостатке – цинга.

Плоды шиповника, капуста, картофель, грейпфрут, петрушка, щавель.

90мг.

Витамин В1 - тиамин

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене. При недостатке – бери-бери

Печень, орехи, яйца, зеленый горошек, отруби.

3мг

Витамин В2 - рибофлавин

Находится во всех клетках организма и катализирует протекающие там окислительно-восстановительные реакции. При недостатке – катаракта, поражаются слизистые оболочки рта.

Печень, молоко, дрожжи, томаты, бобовые.

1,8мг.

Витамин В6 - пиридоксин

Участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке - анемия (малокровие), судороги.

Куриное мясо, орехи, хлеб из муки грубого помола, бананы.

3мг.

Витамин В12 или цианокоболамин

Необходим для жизнедеятельности клеток нервной ткани и клеток костного мозга. При недостатке - анемия.

Мясо, печень, рыба.

30мг.

Витамин РР – никотиновая кислота

Регулирует кровообращение и уровень холестерина.

При недостатке – пеллагра.

Арахис, рис, отруби, зерна ячменя.

20г.

Жирорастворимые

Витамин А

Необходим для роста и размножения клеток. Замедляет старение организма и помогает долго сохранять кожу гладкой и упругой.

При недостатке - "куриная слепота".

Мясо, молоко, печень, рыбий жир, яичный желток, морковь, помидоры.

10мг.

Витамин Д - эргокальциферол

Регулирует обмен кальция и фосфора. Может образовываться под влиянием ультрафиолетовых лучей.

При недостатке – рахит.

Рыбий жир, сливочное масло, сливки, яичный желток. 10мг.

Витамин Е

Влияет на функции половых и эндокринных желез. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

При недостатке - дистрофия мышечной ткани.

Оливковое, кукурузное, подсолнечное масла, арахис.

40мг.

Витамин К

Регулирует свертываемость крови.

При недостатке – носовые кровотечения.

Соевое масло, печень, орехи, салат, капуста

12мг.

После защиты проектов Группа Витаминологи

Группа химики: Защита мини - проекта

Определение витамина С в некоторых продуктах”.

1.Определение витамина С в свежевыжатом соке зеленого яблока

Масса яблока 210 г.

На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 7,5 мл (203 капли) иода.

1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб. к-ты 7,5 мл р-ра иода – Х мг аскорб. к-ты

Х = 7,5х0,88= 6,6 мг

6,6 мг аскорб. к-ты - 40 г яблока

Х мг аскорб. к-ты – 100г яблока

В 100 г яблока содержится 16,5 мг аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 210 г содержится 34,65 мг

2.Определение витамина С в свежевыжатом соке красного яблока

Масса яблока 180 г.

На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 6,7 мл (180 кап.) иода.

1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб. к-ты 6,7мл р-ра иода – Х мг аскорб. к-ты

Х = 6,7х0,88= 5,9 мг

5,9мг аскорб. к-ты - 40 г яблока

Х мг аскорб. к-ты – 100г яблока

В 100 г яблока содержится 14,7 мг аскорбиновой кислоты, а в целом яблоке массой 180 г содержится 26,6 мг

3.Определение витамина С в свежевыжатом соке лимона

Отмеряем 20 мл отжатого сока лимона

Расчёты:

1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода

Х мл р-ра иода—214 капель р-ра иода.

На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 7,9 мл (214 кап) иода.

1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб. к-ты

7,9 мл р-ра иода – Х мг аскорб. к-ты

Х =7,9 ×0,88 = 7мг×5=35мг в 100 мл


4.Определение витамина С в свежевыжатом соке апельсина


Отмеряем 20 мл отжатого сока апельсина

Расчёты:

1 мл р-ра иода – 27 капель р-ра иода

Х мл р-ра иода- 326 кап. р-ра иода.

На окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 12,1мл (326 кап) иода.

1 мл р-ра иода – 0,88 мг аскорб.к-ты

12,1мл р-ра иода – Х мг аскорб. к-ты

Х = 12,1×0,88=10,6мг×5=53,1мг в 100 мл


Группа Диетологи

КАК СОХРАНИТЬ ВИТАМИНЫ В ПИЩЕ?

Для сохранения витаминов в пищевых продуктах нужно следовать следующим рекомендациям:

стараться использовать в пищу овощи, фрукты, зелень, не подвергавшиеся длительному хранению;

не подвергать продукты излишней температурной обработке;

при варке опускать продукты в кипящую воду и готовить только в закрытой посуде;

использовать для приготовления и хранения пищи химически инертную посуду (эмалированную, из нержавеющей стали,  тефлоновую , керамическую, фарфоровую);

правильно  хранить продукты  (овощи,  зелень, фрукты  - в холодильнике,  растительное масло -  в темном помещении, крупы - в прохладном сухом месте и т.п.) ,  учитывая  сроки  хранения каждого продукта.

Группа Диетологи

Содержание витаминов в продуктах может существенно меняться:

При кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов значительно снижается.

После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%).

При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов.

На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию   ультрафиолетовых лучей.

Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Высушивание, замораживание, механическая обработка, хранение в металлической посуде,   пастеризация снижают содержание витаминов в исходных продуктах.

Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.

Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

Никотин – Разрушает витамины А,С,Е, селен

Кофеин – убивает витамины В,РР, снижает содержание железа, калия, цинка..

Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В,С,А, кальция, калия

Антибиотики – Затрудняют усвоение витаминов А,Д,Е,В12 , снижает уровень кальция





III. Рефлексия. Закрепление

Задание 1.

Из перечня пищевых продуктов ( 1-16) выберите и зашифруйте ответы на вопросы (I-X):

1. Куриная слепота 9.Овощи, фрукты

2.Рахит 10. Лук, чеснок

3. Цинга 11. Черная смородина, лимон

4.Тиф 12. Рыбий жир

5. Отставание в росте 13. Яичный желток

6. Бери-бери 14. Плоды шиповника

7. Глухота 15. Горох, фасоль

8. Паралич нервной системы 16. Хлеб из муки с отрубями.

I .Что возникает при недостатке в пище витамина D?

II.Что возникает при недостатке в пище витамина А?

III.Что возникает при отсутствии витамина В?

IV.Что возникает при отсутствии витамина С?

V.Какие продукты содержат много витамина А?

VI.Какие продукты содержат много витамина В?

VII.Какие продукты содержат много витамина С?

VIII.Какие продукты содержат много витамина D?

IX.При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?

X.Какой авитаминоз чаще всего возникал у мореплавателей и путешественников?

Задание 2

1. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной? (Витамин А)

2. Почему в блокадном Ленинграде пили отвар хвои? (Витамин С)

3. Почему тертую морковь лучше есть с жирными маслами, сметаной? (Витамин А)

4. Почему, отправляясь в кругосветное путешествие, моряки брали квашеную капусту? (Витамин С)

5. Прием антибиотиков губит микрофлору кишечника – снижается свертываемость крови. Почему? (Витамин К)

Задание 3.Толстые и тонкие вопросы

1.Какое значение имеют витамины для организма человека?
2.Почему витамины нельзя отнести к питательным веществам?
3.Какие нарушения возникают при недостатке витамина, А?
4.Какой витамин синтезируется в коже по действием ультрафиолетовых лучей?
5.Как можно сохранить витамины в пище?
6.Когда возникает авитаминоз?

Творческое задание: составить синквейн по теме витамины.

Синквейн.

1.Витамины.
2.Важные, нужные, необходимые.
3.Укрепляют, повышают, развивают.
4.Органические вещества.
5.Необходимы для роста человека.

Витамины

Водорастворимые, жирорастворимые, необходимые

Участвуют, повышают, укрепляют

Органические вещества

Необходимы для жизнедеятельности

Вещество

2. Полезное, необходимое

3. Поглощать, принимать, употреблять

4. Без витаминов жить нельзя!

Они – надёжные друзья.

5. Польза для здоровья

Задание 4

Разгадать кроссворд. За каждые два правильно угаданных слова – 1 жетон. Время для разгадывания 2 минуты. Максимальное количество баллов за этот тур – 4. ( Взаимопроверка)

  1. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина. ( гиповитаминоз)

  2. Процесс, на который оказывает влияние витамин «А». (зрение)

  3. Группа витаминов, к которым относятся витамины В1, В6, С. (водорастворимые)

  4. Заболевание, которое развивается при недостатке витамина D.(рахит)

  5. Цитрусовое растение, плоды которого моряки брали в плавание для восполнения витамина С (лимон)

  6. Заболевание, развивающееся при недостатке витамина В1.(бери-бери)

  7. Заболевание, при котором воспаляются и кровоточат десны, выпадают зубы, снижается устойчивость организма человека к инфекциям и факторам окружающей среды.(цинга)

  8. Биологически активные вещества, в состав молекул которых могут входить витамины.(ферменты)

В заключении урока давайте вместе сформулируем принципы правильного питания и поведения человека, которые будут способствовать полному обеспечению витаминами нашего организма.


  • Пища должна быть разнообразной, свежей, правильно приготовленной.

  • Больше включать в рацион свежих овощей и фруктов.

  • Больше времени бывать на улице.

  • Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения, алкоголя, умеренно употреблять чай и кофе.

  • Принимать лекарственные препараты (антибиотики, аспирин, снотворное) только по рекомендации врача.

  • Регулярно принимать готовые витаминные препараты по рекомендации врача.

  • Не злоупотреблять витаминами.


  1. Домашнее задание:п.31 рабочая тетрадь

  2. Листы самооценивания


7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!