СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Вишневый сад" - удивительное произведение.Описывает уходящее время, жизненную правду, драматизм.Последняя пьеса писателя.

Просмотр содержимого документа
««Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова.»

Дисциплина: Русская литература

Преподаватель: Омарбекова А.Ж.

Класс:10

Тема: «Вишневый сад» – последняя пьеса Чехова.

Трагическое, драматическое и комическое в пьесе. Жанровые и сюжетные особенности. Эмоциональный смысл финала, значение образов-символов, не поддающихся однозначной интерпретации. Драматургия Чехова в восприятии искусства ХХ века (театр, кино, балет, музыка). Мировое значение творчества А.П. Чехова в культуре ХХ века. Комические, грустные и трагические стороны человеческой жизни в прозе и драматургии. Чеховские герои через сто лет. А.П. Чехов и современность. Эволюция драматургии писателя. Новаторство Чехова-драматурга: ослабленность внешнего действия, внутренние психологическое конфликты, значение подтекста, роль ремарок и художественных деталей.


Творческая история пьесы.

В 1888 и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтварёвых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. В сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, в которой отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнёзд. Работа над пьесой «Вишнёвый сад» требовала от Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями», — сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, Чехов писал «большую пьесу».

Первое представление «Вишнёвого сада» на сцене московского Художественного театра состоялось в день рождения А. П. Чехова — 17 января 1904 г. Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию его литературной деятельности.

«Вишнёвый сад» — удивительное произведение русской литературы. Его создавал смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода. Он говорил миру: «Прости…» Это настроение отзывалось в финальных репликах его героев: «…прощай!.. Прощай!» Есть неуловимо уходящее время, в ход которого включены все. И всё происходящее с нами надо принимать мудро и с юмором. Об этом говорит нам Чехов в своей прощальной комедии о вечном круговороте жизни. Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть писатель в конце XIX в.? Ответ на этот вопрос мы получим, ближе ознакомившись с его пьесой «Вишнёвый сад».


Информация для учащихся.

— Стремление к естественности, к жизненной правде подвигло А. П. Чехова к созданию пьесы не драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм в ней гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», — писал А. Чехов. В основе пьесы лежит комедийное начало.

Во-первых, положительные образы, какими являются Трофимов и Аня, оказываются совсем не драматическими — по внутренней своей сущности они оптимистичны.

Во-вторых, владелец вишнёвого сада Гаев изображён тоже преимущественно комически. В-третьих, комическая основа пьесы отчётливо видна в комически-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлотты, Яши, Дуняши.

Однако современники восприняли новую вещь писателя, как драму. Станиславский писал, что для него «Вишнёвый сад» является не комедией, не фарсом, а в первую очередь трагедией. И он поставил пьесу именно в таком драматическом ключе.

Говоря об истории её создания, следует подчеркнуть три момента:

1) это последняя пьеса писателя, поэтому в ней его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

2) А. П. Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина — комические;

3) сад для Антона Павловича связан с радостью, красотой, трудом, будущим, но не с печалью о прошлом.

В 1889 г. он пишет в письме: «Погода чудесная. Всё поет, цветёт, блещет красотой. Сад уже совсем зелёный, даже дубы распустились. Стволы яблонь, груш, вишен и слив выкрашены от червей в белую краску, цветут все эти древеса бело, отчего поразительно похожи на невест во время венчания». авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца — это тяга к будущему.

Основное событие пьесы — покупка вишнёвого сада. Все проблемы, переживания героев строятся именно вокруг этого. Все мысли, воспоминания связаны с ним. Именно вишнёвый сад является центральным образом пьесы. Правдиво изображая жизнь, писатель рассказывает о судьбе трёх поколений, трёх социальных слоёв общества: дворянства, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Отличительной особенностью сюжета является отсутствие ярко выраженного конфликта. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. Внешний конфликт в пьесе заменён драматизмом переживаний героев. Старый мир крепостной России олицетворяют образы Гаева и Раневской, Вари и Фирса. Сегодняшний мир, мир деловой буржуазии, представлен Лопахиным, мир неопределившихся тенденций будущего — Аней и Петей Трофимовым.


Выступления учащихся.

Аналитическая беседа, направленная на развитие ассоциативного мышления и выявление особенностей жанра пьесы «Вишнёвый сад».

1.Абстрагируйтесь от названия пьесы А. П. Чехова. Скажите, какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание «вишнёвый сад»?

2. Сравните свои ассоциации с чеховским представлением этого образа.

3. Можно ли соотнести ваши ассоциации с названием пьесы?

4. Кого можно считать положительными героями? Драматичны ли образы Пети и Ани?

5. Драматичен ли образ Лопахина?

6. В чём комичность образов Раневской и Гаева, а в чём — драматичность?

7. Кто виноват в драматичности жизни Раневской и Гаева?

8. Докажите, что второстепенные герои также комичны.


Работа в группах.

Задание. Кратко передайте содержание пьесы.

1 группа. Вопросы для анализа 1 действия.

1.Каковы социальные группы героев? 
2.Историческое пространство, которое охватывает пьеса. 
3.Обстановка, в которой происходит 1-ое действие. 
4.О чем говорят герои и ради чего они собрались в 1-ом действии? 
5.Почему идея Лопахина вызывает столь резкий протест у Раневской и Гаева? 
6.Верит ли сам Гаев в реальность путей спасения имения?

7.Гаеву 51 год. Почему он остается вечным Ребенком?

2 группа. Вопросы для анализа 2 действия.

1.Какое настроение создается декорациями второго действия? 
2.О чем ведет Лопахин разговор с Раневской и Гаевым? 
3.Прохожий, какую роль он играет здесь? 
4.Монолог Раневской. (о, мои грехи) о каких грехах идет речь? 
5.что лежит в основе этого образа?


Работа с текстом (в группах).

Комментарий. Учащимся (1,2 группы) предлагается объединить персонажей пьесы согласно самостоятельно определённому принципу. Свою точку зрения нужно аргументировать. Записи итогов работы учащиеся записывают в тетрадь.

Примерные принципы деления персонажей:

• по социальному признаку — помещики, слуги, купец, с неясным социальным признаком;

• по отношению ко времени — прошлое, настоящее, будущее;

• по главенству и второстепенности героев.

Как правило, редко предлагается принцип деления персонажей по отношению к вишнёвому саду, поэтому учащимся можно подсказать такой способ деления. После выполнения работы обсуждаются результаты с обязательной оценкой аргументов, приводимых группами. Этот вид работы ценен тем, что учащиеся осознают: единого, «правильного» принципа деления нет, А.П.Чехов не предлагает однозначных ответов на вопросы.


Подведение итогов урока.

Обобщение учителя.

— В 1898 году двое выдающихся театральных деятелей — К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко — решили создать свой театр.

Характеры в «Вишнёвом саде» писались для актеров, которые триумфально сыграли «чайку», «Дядю Ваню», «Три сестры»,— и Чехов уже наизусть знал все их ужимки, приёмы, интонации, таланты. И когда писал «Вишнёвый сад» — писал для МХАТа и видел, заранее видел, как Станиславский, Качалов, Москвин, Книппер будут играть. (Увы, его распределение не сбылось: Раневскую, как и хотел автор, сыграла его жена Ольга Книппер, Петю — Качалов. Остальные роли были розданы против воли создателя пьесы. Страдания автора трудно вообразить.)

При постановке «Вишнёвого сада» Станиславский использовал уже отработанные при постановках «Дяди Вани», «Трёх сестёр», «Чайки» приёмы. Но к ней их уже трудно было применить. «Вишнёвый сад» требовал новых приёмов, интонаций и решений на сцене. «Спектакль налаживался трудно, — вспоминал впоследствии Станиславский, — и неудивительно: пьеса очень трудна. Её прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия…». Актриса МХАТ П. Лилина писала автору: «Когда читали пьесу, многие плакали, даже мужчины, мне она показалась жизнерадостной, и даже на репетиции этой пьесы весело ездить, а сегодня, гуляя, я услыхала осенний шум деревьев, вспомнила «Чайку», потом «Вишнёвый сад», и почему-то мне представилось, что «Вишнёвый сад» не пьеса, а музыкальное произведение, симфония». Прочитав рукопись пьесы, которую А. П. Чехов обозначил «комедией», К. С. Станиславский назвал её «трагедией», В. И. Немирович-Данченко — «драмой», а В. Э. Мейерхольд — «мистической драмой». Это одна из загадок «Вишнёвого сада». В день премьеры (17января1904 года) неожиданно для А. П. Чехова состоялось чествование писателя в связи с 25-летием его литературной деятельности. Современники вспоминали, что Антон Павлович был очень бледен, худ, его изводил неуёмный кашель. Спектакль вызвал восторженные отклики публики.


Домашнее задание.

1. Прочитать 3,4 действия пьесы. 

2. Творческое задание. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Мои впечатления от прочтения первых страниц пьесы «Вишнёвый сад».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!