СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальное путешествие по Третьяковской галереи

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виртуальная экскурсия "Третьяковская галерея". Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в Государственную Третьяковскую галерею, окунемся в мир прекрасного, познакомимся с творчеством художников и полюбуемся шедеврами искусства.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальное путешествие по Третьяковской галереи»

Виртуальная экскурсия «Третьяковская галерея».

Цель урока:

Учебная  – познакомить учащихся с историей создания и экспозициями
Третьяковской галереи; сформировать представление о Третьяковской
галерее как первом музее русского искусства; формирование коммуникативных
и познавательных компетенций, учащихся через применение
информационно – коммуникативных технологий на уроках искусства;

воспитательная – воспитать чувство гордости за российскую художественную культуру; продолжить формирование эстетического восприятия произведений искусства;
развивающая – развивать интерес учащихся к изобразительному искусству;
развивать ассоциативно-образное мышление, память, способность анализировать, сравнивать.

Форма урока: виртуальная экскурсия.

Практическая часть:

интерактивная, мультимедийная экскурсия, (презентация), компьютер,
экран);компьютер с выходом в Интернет; тетради; творческие задания.

Задачи мероприятия:

знакомство учащихся с разнообразием творческих подходов через наглядно-демонстрационный материал
научить учащихся интересно и подробно рассказывать о художниках и их картинах.

Ход мероприятия:

Много сотен лет назад начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Такие собрания или коллекции, оружия, книг, украшений во времена Древней Руси хранили в соборах и монастырях.

Простой народ лишь понаслышке знал об этих сокровищах: их почти никому не показывали. Только при Петре 1 в 1719 году открыли в Петербурге кунсткамеру – собрание диковинок для всеобщего обозрения. Это был первый русский музей.

С тех пор у нас появилось немало Государственных музеев. В них собраны картины, скульптура, рукописи, самые различные вещи. Есть ещё тысяча народных и школьных музеев.

Музеи бывают разные.

Зоологические – в них чучела животных, коллекции насекомых и бабочек.

Геологические, ботанические, театральные, музыкальные, этнографические, мемориальные, исторические.

Немало музеев посвящено выдающимся государственным деятелям, ученым, писателям, художникам, композиторам, артистам.

Зачем нужны музеи?

Музей это память. Поэтому вопрос о том, зачем нужны музеи, приводит к выводу – чтобы помнили, чтобы знали, чтобы ценили и берегли.

Музеи это история. И дети, и взрослые должны помнить что, не зная своё прошлое, не смогут построить своё будущее.

Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию в Государственную Третьяковскую галерею, окунемся в мир прекрасного, познакомимся с творчеством художников и полюбуемся шедеврами искусства.

ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ


Тихий Лаврушинский переулок, расположенный в Замоскворечье, где за оградой стоит здание Третьяковской галереи, знают не только москвичи. Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков /1832-1898/. Человек широко образованный, страстный коллекционер. На протяжении многих лет он тщательно и любовно собирал картины русских художников. В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

В 1892 году Третьяков осуществил свою заветную мечту - передал собранную им богатую коллекцию в дар Москве. К этому времени его собрание насчитывало около 2000 картин. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 года.

В Третьяковской галереи сосредоточено первоклассное собрание Древнерусской живописи XI-XVII веков. Здесь нам встречаются древнейшие произведения таких мастеров как Дионисий и Андрей Рублев, чье творчество покрыто множеством легенд.

Здесь можно увидеть произведения выдающихся художников XVIII - первой половины XIX века

Огромный зал галереи отведен прославленному русскому художнику А. Иванову, его полным жизни итальянским этюдам, знаменитой картине “Явление Христа народу”, работа над которой длилась 20 лет (1837- 1857г.г.). Размеры картины поистине одновременно восхищают и удивляют (540 на 750 см.).

Наиболее прославленная и самая полная коллекция русской живописи второй половины XIX века – картины В. Перова, В. Сурикова, В. Серова, пейзажистов – А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и многих, многих других.

В галерее полно и разносторонне представлено искусство конца XIX века – начала XX века полотнами таких художников, как М. Врубель, К.Малевич, М.Шагал. Познакомимся с творчеством М.Врубеля.

Наряду с собранием русской живописи в галереи имеются первоклассное собрание русской графики – рисунков, акварели, миниатюр, а так же скульптуры.

В 1932 году в Третьяковской галереи был открыт отдел советского искусства. Здесь одной из самых полных собраний советской живописи, скульптуры и графики, среди которого ставшие советской классикой произведения С. Герасимова, А. Рылова, Г. Ряжского, К. Петрова-Водкина и других.

Современная галерея постоянно пополняет собрания, приобретая произведения ведущих художников всех поколений.

Произведения Третьяковской галереи побывали во многих странах мира и всегда пользовались огромным успехом у зарубежных зрителей.

В течении всей экскурсии вы должны делать записи.


Биография. Павел Михайлович Третьяков

Павел Михайлович Третьяков с самого раннего детства по характеру был очень добр, внимателен, отзывчив. Но при этом простота и доброта его сердца тесно переплетались с настоящей деловой хваткой, умением выделять главное, настойчивостью.

Помимо своей основной деятельности (управителя фабрикой), Павел Третьяков страстно увлекался искусством. Молодой человек решил, во что бы то ни стало собрать коллекцию лучших произведений той эпохи и горел этой идеей до конца жизни. Начав свою собирательную работу, Третьяков Павел Михайлович точно понимал стоящие перед ним цели и оценивал всю сложность работы.

Наибольший интерес для него представляли произведения русского национального искусства. Долгое время Третьяков хранил свою коллекцию в кабинетах, а в 1874 году построил для нее целое шикарное здание. В 1881 галерея была открыта для свободного посещения.

Коллекционер не гнушался, и поторговаться с художниками. Большинство приобретенных Третьяковым картин имело среднюю цену. Основной задачей Павла Михайловича на тот момент было собрать как можно большую коллекцию произведений. С этой целью Третьяков посещал множество отечественных и зарубежных выставок, где скупал картины. Помимо этого, коллекционер просил российских художников писать картины для его галереи на заказ.

Среди таких картин множество портретов, в том числе знаменитых российских деятелей и правителей, ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников, например, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других выдающихся людей.


Картина «Русалки», с которой связана вот какая история.
В августе 1871 года художник Иван Крамской гостил в загородном имении своего знакомого, любителя искусства и знаменитого мецената Павла Строганова. Гуляя по вечерам, он любовался луной и восхищался ее волшебным светом. Во время этих прогулок художник решил написать ночной пейзаж и постараться передать все очарование, все волшебство лунной ночи, «поймать луну» — по его собственному выражению.
Крамской приступил к работе над картиной. Появились берег реки в лунную ночь, пригорок и домик на нем, окруженный тополями. Пейзаж был прекрасен, но чего-то не хватало — волшебство на холсте не рождалось. На помощь художнику пришла книга Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», точнее история под названием «Майская ночь, или Утопленница» — сказочная и немного жутковатая. И вот на картине появились девушки-русалки, освещенные лунным светом.
Художник так тщательно работал над картиной, что она стала, ему сниться и ему постоянно хотелось, что-то в ней доделать. Спустя год после того, как ее купил основатель Третьяковской галереи — Павел Третьяков, — Крамской в очередной раз захотел что-то в ней изменить и вносил небольшие правки прямо в выставочном зале.
Полотно Крамского стало первой «сказочной» картиной в истории русской живописи.


Василий Верещагин. «Апофеоз войны»
Так сложилось, что люди воевали всегда. Испокон веков отважные вожди и могущественные правители снаряжали свои армии и отправляли их на войну. Конечно же, они хотели, чтобы об их военных подвигах узнали далекие потомки, поэтому поэты слагали стихи и песни, а художники создавали прекрасные картины и скульптуры. На этих картинах война обычно походила на праздник — яркие краски, бесстрашные воины, идущие в бой…
Художник Василий Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет.
Алексей Саврасов «грачи прилетели»

Картину «Грачи прилетели» все знают с детства, и наверняка каждый писал по ней школьные сочинения. И сегодня учителя обязательно расскажут детям про лирические пейзажи Саврасова и про то, что уже в самом названии этой картины слышится радостное предвестие утра года и все в ней исполнено глубокого, близкого сердцу смысла. Между тем, мало кто знает о том, что знаменитых «Грачей…», равно как и всех остальных работ Саврасова, могло и вовсе не быть.
Алексей Саврасов был сыном мелкого московского галантерейщика. Желание мальчика заниматься живописью не вызывало у родителя восторга, но тем не менее в Московское училище живописи и ваяния Кондрат Саврасов сына отпустил. И учителя, и одноклассники признавали талант юного художника и прочили ему великое будущее. Но сложилось так, что, не проучившись и года, Алексей, по-видимому, из-за болезни матери, был вынужден прекратить учебу. Его преподаватель Карл Рабус обратился за помощью к обер-полицмейстеру Москвы генерал-майору Ивану Лужину, который помог талантливому юноше получить художественное образование.
Если бы Лужин не принял участия в судьбе молодого художника, одна из самых известных картин в истории отечественной живописи никогда не появилась бы на свет.

Василий Поленов. «Московский дворик»

Иногда, для того чтобы написать прекрасную картину, художник много путешествует, долго и придирчиво ищет самые красивые виды, в конце концов, находит заветное место и раз за разом приходит туда с этюдником. А бывает и так, что для того, чтобы создать замечательную работу, ему достаточно просто подойти к собственному окну, взглянуть на совершенно обычный московский дворик — и случается чудо, появляется удивительный пейзаж, наполненный светом и воздухом.
Именно такое чудо произошло с художником Василием Поленовым, который выглянул из окна своей квартиры в начале лета 1878 года и довольно быстро написал увиденное. Легко скользят по небу облака, все выше поднимается солнце, нагревая своим теплом землю, зажигая блеском купола церквей, укорачивая густые тени... Казалось бы — незамысловатая картина, к которой сам художник поначалу серьезно не относился: написал и почти забыл о ней. Но тут его пригласили принять участие в выставке. Ничего значительного у него не оказалось, и Поленов решил выставить «Московский дворик».
Как ни странно, именно эта «незначительная картинка» принесла Василию Поленову известность и славу — ее полюбили и публика, и критики: в ней есть и тепло, и яркие краски, а ее героев можно рассматривать бесконечно, придумывая историю про каждого из них.


«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

— наверное, самая знаменитая картина из коллекции Третьяковской галереи. В нашей стране ее знают все, благодаря репродукциям в школьных учебниках, а может, благодаря шоколадным конфетам «Мишка косолапый».
Но далеко не всем известно, что сам Шишкин написал только утренний лес в туманной дымке, а к медведям отношения не имеет. Эта картина — плод совместного творчества Шишкина и его друга, художника Константина Савицкого.
Иван Шишкин был непревзойденным мастером изображать всякие ботанические тонкости. А вот с зоологией художник не дружил. Рассказывают, что именно поэтому Шишкин обратился к Савицкому с просьбой помочь ему с медведями. Савицкий приятелю не отказал, но всерьез к своей работе не отнесся — и подпись ставить не стал.
Позже Павел Третьяков приобрел это полотно у Шишкина, и художник предложил Савицкому оставить подпись на картине — все-таки они вместе над ней работали. Савицкий так и сделал, однако Третьякову это не понравилось. Заявив, что картину он покупал у Шишкина, а про Савицкого и знать ничего не желает, потребовал растворитель и собственными руками удалил «лишнюю» подпись. Так и получилось, что сегодня в Третьяковской галерее указывают авторство только одного художника.




Виктор Васнецов. «Богатыри»

Самым «сказочным» художником в истории русской живописи считается Виктор Васнецов — именно его кисти принадлежат такие известные работы, как «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатырский скок» и многие другие. Но самая его известная картина — «Богатыри», на которой изображены главные герои русских былин.
Сам художник описывал картину так: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?».
Посередине на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне рыжей масти Алеша Попович, держит в руках лук со стрелами. С героями этой картины — точнее с их прообразами — связана любопытная история.
Виктор Васнецов долго думал, как должен выглядеть Илья Муромец, и долго не мог найти «правильное» лицо — смелое, честное, выражающее одновременно и силу, и доброту. Но однажды совершенно случайно он встретился с крестьянином Иваном Петровым, который приехал в Москву на заработки. Художник был поражен — на московской улице он увидел настоящего Илью Муромца. Крестьянин согласился позировать Васнецову и… остался в веках.
В былинах Добрыня Никитич довольно молод, но на картине Васнецова почему-то изображен человек средних лет. Почему же художник решил столь вольно поступить с народными сказаниями? Разгадка проста: в образе Добрыни Васнецов изобразил себя, достаточно сравнить картину с портретами и фотографиями художника.


Валентин Серов. «Девочка с персиками.

Портрет В. С. Мамонтовой»

«Девочка с персиками» — один из самых известных портретов в истории русской живописи, написанный художником Валентином Серовым.
Девочка на портрете — Верочка, дочь мецената Саввы Мамонтова, в доме которого художник часто бывал. Интересно, что персики, лежащие на столе, не были привезены из теплых краев, а выросли неподалеку от Москвы, прямо в усадьбе Абрамцево, что в 19 веке было делом совсем необычным. У Мамонтова работал садовник-волшебник — в его умелых руках фруктовые деревья цвели даже в феврале, а урожай собирали уже в начале лета.
Благодаря Серовскому портрету, Вера Мамонтова вошла в историю, но сам художник вспоминал, каких трудов стоило ему уговорить позировать 12-летнюю девочку, которая отличалась на редкость непоседливым характером. Серов работал над картиной почти месяц, и каждый день Вера по несколько часов смирно сидела в столовой.
Труды оказались не напрасными: когда художник представил портрет на выставке, картина очень понравилась публике. И сегодня, спустя более ста лет, «Девочка с персиками» восхищает посетителей Третьяковской галереи.




Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

Разглядывая ту или иную картину, нередко задаешься вопросом, что послужило источником вдохновения для художника, что подтолкнуло его написать именно такую работу? В случае с картиной Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» догадаться об истинных причинах совсем непросто.
На картине изображен легендарный эпизод из жизни Ивана Грозного, когда он в припадке гнева нанес смертельный удар своему сыну царевичу Ивану. Впрочем, многие историки считают, что на самом деле убийства не было, и царевич умер от болезни, а вовсе не от руки своего отца. Казалось бы, что может заставить художника обратиться к подобному историческому эпизоду?
Как вспоминал сам художник, мысль написать картину «Иван Грозный и сын его Иван» появилась у него после… концерта, на котором он услышал музыку композитора Римского-Корсакова. Это была симфоническая сюита «Антар». Звуки музыки завладели художником, и он захотел воплотить в живописи настроение, которое создалось у него под влиянием этого произведения.
Но не только музыка стала источником вдохновения. Путешествуя по Европе в 1883 году, Репин посетил бой быков. Вид этого кровавого зрелища впечатлил художника, который писал о том, что, «заразившись… этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену “Иван Грозный с сыном”. И картина крови имела большой успех».

Михаила Врубеля «Демон сидящий»

Как иногда много значит название картины. Что видит зритель при первом взгляде на полотно Михаила Врубеля «Демон сидящий»? Мускулистый молодой человек сидит на скале и с печалью смотрит на закат. Но как только мы произносим слово «демон», сразу же возникает образ волшебного недоброго существа. Между тем демон Михаила Врубеля — это вовсе не злобный дух. Сам художник не раз говорил, что демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый».
Эта картина интересна своей живописной техникой. Художник наносит краску на холст не привычной кистью, а тонкой стальной пластиной — мастихином. Подобная техника позволяет соединять приемы живописца и скульптора, буквально «вылепливать» картину с помощью красок. Так достигается «мозаичный» эффект — создается впечатление, что небо, скалы, да и само тело героя не написаны краской, а выложены из тщательно отполированных, быть может, даже драгоценных камней.


Александр Иванов. «Явление Христа народу (Явление Мессии)»

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» — событие уникальное в истории отечественной живописи. О ней непросто говорить с детьми, особенно 6–7-летними, но увидеть это монументальное полотно, над которым художник работал, более 20 лет и которое стало делом всей его жизни, они должны обязательно.
Сюжет картины основывается на третьей главе Евангелия от Матфея: Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. О композиционных особенностях картины, о ее символах и о художественном языке дети узнают позже. Во время первого знакомства стоит рассказать о том, как одна картина стала делом всей жизни художника.
После окончания учебы в петербургской Академии художеств Александр Иванов был отправлен «на стажировку» в Италию. «Явление Христа народу» должно было стать отчетным произведением. Но художник очень серьезно относится к своей работе: тщательно изучает Священное Писание, историю, месяцами находится в поисках нужного пейзажа, бесконечное количество времени ищет образ для каждого героя картины. Заканчиваются деньги, которые ему выделялись на работу, Иванов ведет нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил зрение и вынужден был долго лечиться.
Когда Иванов завершил свой труд, итальянская публика с восторгом приняла картину, это был один из первых случаев европейского признания русского художника. В России же ее оценили далеко не сразу — лишь после смерти художника к нему пришла настоящая слава.
Работая над картиной, Иванов создал более 600 эскизов. В зале, где она выставлена, можно увидеть некоторые из них. Интересно на этих примерах проследить, как художник работал над композицией, пейзажем, над образами героев картины.




Собрание Третьяковской галереи сейчас насчитывает около 150 тысяч произведений.

Гордостью коллекции являются картины таких великих русских художников, как :
И.Е. Репин, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.М. Васнецов, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, В.Д. Поленов, В.И. Суриков,
В.А. Серов, М.А. Врубель, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, И.Э. Грабарь, А.А. Дейнека, П.П. Кончаловский, В.И. Мухина, Ю.И. Пименов, Т.Н. Яблонская, и многих

В течение экскурсии вы вели записи. Хотелось бы,
чтобы вы их озвучили, рассказали

Какие произведения и их авторы были вам уже известны?

А какие стали для вас открытием?

Какая из картин произвела на вас наибольшее впечатление? Почему?

Какие картины заставили задуматься?

Если бы вы имели возможность получить картину в подарок, какую бы вы выбрали?

Вы хотели бы увидеть эти картины воочию?



Наша экскурсия закончена, виртуальный музей закрыт, но мне очень бы хотелось, чтобы на этом ваша экскурсия в галерею не закончилась.
Я уверена вы не останетесь равнодушными.

Домашнее задание

Подготовьте сообщения по биографии знаменитых художников, с картинами которых познакомились на уроке и напишите в вотцап.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!