СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия в Музей Победы, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия – формирование духовно – нравственного развития детей и молодёжи с   использованием цифровых технологий в образовательном процессе через виртуальное посещение Музея Победы; путешествие по «Центральному Музею Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.», знакомство с историей создания, открытия, залами,  выставками и диорамами музея; расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, углубить и закрепить их.

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия в Музей Победы, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.»

Внеклассное мероприятие

Тема: Виртуальная экскурсия в Музей Победы, посвящённая Дню снятия блокады Ленинграда.

Цель методической разработки – показать возможность использования современных информационных технологий обучения. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео в интерактивном режиме и тем самым расширяет области приложения компьютерных технологий в учебном процессе;

Цель данного мероприятия – формирование духовно – нравственного развития детей и молодёжи с использованием цифровых технологий в образовательном процессе через виртуальное посещение Музея Победы; путешествие по «Центральному Музею Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.», знакомство с историей создания, открытия, залами, выставками и диорамами музея; расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне, углубить и закрепить их.

Воспитательная цель – формирование мировоззрения, нравственных понятий, бережного отношения к истории и культуре.

Задачи:

- Формировать у детей моральные и нравственные ценности; продолжать расширять знания о государственном празднике «День Победы»; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

- Формировать первичные представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; продолжать знакомить детей с музеями страны; формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства живописи.

- Развивать умение владеть речью как средством общения и культуры; продолжать обогащать обществоведческий словарь (диорама, блакада); продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи; прививать чуткость к поэтическому слову.

- Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства; продолжать развивать интерес к изобразительному искусству; обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки.













Учитель: Непременным условием любого путешествия считается посещение местных достопримечательностей. Среди них музеям отводится особая роль. Сегодня у нас есть уникальная возможность посетить «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», который является основной частью мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве.

Сегодня Музей Победы — один из ведущих военно-исторических музеев мира, общероссийский научно-исторический и организационно-методический центр по тематике Второй мировой и Великой Отечественной войн.

В этом году наша страна отмечает Великую дату – 75летие Победы в Великой Отечественной войне.

Очень ярко ужасы этой страшной этой войны описывает советский татарский поэт Муса Джалиль в своём знаменитом стихотворении «ВАРВАРСТВО»

Ученик наизусть читает стихотворение «Варварство»

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты

вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Учитель: Пока жива память об этих событиях – они не должны повториться! А нам пора отправляться в наше путешествие по Музею Победы.

На большом экране открываем сайт Центрального музея Великой

Отечественной войны https://victorymuseum.ru/

Вы, наверное, спросите, как мы туда попадем. Нам в этом поможет Интернет. Вы хотите посетить этот музей? Для этого нам нужно обратить внимание на экран. Я буду вашим экскурсоводом по музею.

Экскурсовод: Центральный музей Великой Отечественной войны – это самое заметное сооружение в комплексе Парка Победы. Величественный мемориальный комплекс представляет собой культурно-просветительский и научный центр, в котором располагается уникальная постоянная экспозиция, разделенная на несколько залов.  (на экране демонстрируется виртуальная экскурсия).

В виртуальной экскурсии мы можем приближать и удалять объекты. Можем увидеть мраморный пол и рассмотреть потолок. Разглядеть надписи на стенах и скульптурные фигуры вдоль стен.

Экспозицию музея открывает Зал Полководцев. По периметру которого расположены бронзовые бюсты знаменитых полководцев работы скульптора Зураба Церетели. Это полководцы, которые получили высшую военную награду Великой отечественной войны – Орден Победы. (Учреждён 8 ноября 1943 года). Вручается высшему командному составу за успешное проведение боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов. Всего 20 награждений и 17 награждённых (И.В Сталин, маршалы -Г.К. Жуков, Василевский – дважды награждены). Среди них иностранные военачальники, например – Д. Эйзенхауэр, Монтгомери, Иосиф Броз Тито). Орден больше не вручается.

В Зале Полководцев также располагается художественно – декоративная композиция «Щит и Меч Победы» - подарок Центральному музею Великой отечественной войны от правительства Российской Федерации к 50-летию Победы. Авторы мастера – оружейники из уральского города Златоуста. Композиция выполнена из сложного сплава металлов и украшенный самоцветами. На щите надпись: «Россияне! Не уроним чести и плечом к плечу сомкнёмся впредь, выстоять дано нам только вместе, порознь – только умереть!».

(Осмотр зала Полководцев по кругу и возвращаемся к центральной лестнице).

В центре зала Полководцев мы видим великолепную парадную лестницу. В центре которой композиция из металла «Солдатская дорога славы», окаймлённая дубовыми листьями – Символ силы и мужества. У подножия лестницы поминальные свечи.. Поднявшись по парадной лестнице мы попадём в Зал Славы, на входе которого находятся бюсты двух знаменитых лётчиков, трижды героев Советского Союза - Александра Ивановича Покрышкина и Ивана Никитовича Кожедуба.

Зал Славы – Центральный зал музея Победы. На стенах зала начертаны имена 11 тысяч 800 героев Советского Союза и России. В центре зала стоит бронзовая фигура – Солдата Победы! У подножия памятника – гранитный постамент в центре которого мы видим Меч Победы, изготовленный тульскими оружейниками. В вверху зала Славы находится купол, по краям которого – барельефы с названием городов - героев в обрамлении дубовых листьев. Дуб - символизирует Торжество Победы. А в самом центре - красочный Орден Победы!!! Это выпуклая пятиконечная рубиновая звезда, окаймлённая бриллиантами. В центре Ордена – золотая Кремлёвская стена и мавзолей В.И. Ленина.

В Зале Славы проводятся различные торжественные мероприятия, такие как – вручение высших наград государства, посвящение в суворовцы и т.д.

Зал памяти и скорби посвящён памяти 26 миллионам 600 тысяч наших соотечественников, погибших и пропавших без вести… Разрушенные города и сёла, сцены сражений мы можем увидеть в этом зале. В центре зала скульптурная группа «Скорбящая мать». Стены зала отделаны красным, чёрным и багряным мрамором. Потолок оформлен латунными цепочками к которым прикреплены хрусталики – символ слёз, выплаканных по погибшим.. Зал сделан из специальных звукопоглощающих блоков, что обеспечивает тишину. На стенах светильники в виде поминальных свечей.

В зале звучит музыка – «Реквием» А. Моцарта

Дальше наш путь лежит в Зал военно- исторической композиции «Путь к Победе». Здесь представлены живописные полотна, скульптурные и графические работы, интерактивные выставки, выставки военного оружия, обмундирования, награды, фото, плакаты, письма, кинохроника, художественные произведения и многое другое… Из любопытных экспонатов можно отметить личные вещи советских полководцев, например, аккордеон маршала СССР В. Василевского.

А сейчас, мы отправляемся в зал Диорам.

Представьте себе зал, в котором картина нарисована почти полностью вокруг тебя. Такая картина называется диорама. И в этот зал мы с вами сейчас попадем. Диорам, посвященных решающим эпизодам войны шесть: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.», «Битва под Сталинградом. Соединение фронтов», «Блокада Ленинграда», «Курская битва», «Форсирование Днепра», «Штурм Берлина».

Сегодня, мы познакомимся с несколькими картинами- диорамами.. 

На экране Зал диорамы «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 года», используется озвучивание диорамы (отдаленные залпы орудий, шум техники, звуки шагов солдат, отдаленные команды, сводка Информбюро).

Картина –диорама рассказывает о том, как защищали Москву. Посмотрите на этот фрагменты. Недавно здесь проходил бой. Разрушенные деревни. От изб остались только печные трубы. Брошена отступающим врагом разбитая военная техника и погибшие солдаты. Но враг не сдаётся. А на защиту Москвы идут обученные войска. Готовится крупная военная операция. Солдаты несут противотанковые ружья. В этом бою будет участвовать сильная военная техника и самолёты. В декабре 1941 года враг будет отброшен от Москвы, и начнётся наступление на фашистов. Но завершить это наступление полным разгромом врага не удалось.

А сейчас я хочу обратить ваше особое внимание на другую диораму – Блокада Ленинграда. Дело в том, что каждый год наша страна отмечает памятную дату – День воинской славы -27 января – День полного снятия блокады Ленинграда. В самом начале войны немецко-фашистские войска сумели близко подойти к городу Ленинграду (ныне Санкт-Петербург) и окружить город со всех сторон. Это называется блокадой. Об этом пишет и ленинградский советский поэт Юрий Петрович Воронов, сам, переживший блокаду.

Звучит стих Ю. Воронова «Блокада». (читает ученик)

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

Видеофрагмент «Последний день Блокады Ленинграда» или «Ленинград – ужасы Блокады».

Особенно трудно ленинградцам было зимой. Не было света, воды, тепла. За водой ходили на реку Неву. 120 граммов хлеба люди растягивали на весь день. В нетопленых квартирах умирали люди от холода и голода. По десять раз в день город бомбили. Трудно приходилось ленинградцам, но город не сдавался. Работали школы, театры, музеи. Взрослые и дети работали на заводах, выпускали оружие и боеприпасы. 900 дней и ночей сопротивлялся Ленинград.

Включаем диораму.

Такой город покорить было нельзя!!!



Затем ученик читает стих Ю. Воронова. 27 января 1944 года.

За залпом залп гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика —

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол -Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют.

Сегодня ленинградцы плачут...

И только через три года после начала войны наша армия сумела освободить территорию Советского Союза. Но война на этом не закончилась. Надо было помочь народам соседних стран в освобождении их от фашистского гнёта. Многие наши воины погибли, освобождая эти страны. Для полной победы необходимо было разгромить врага в столице Германии Берлине. Об этом нам рассказывает картина – диорама «битва за Берлин».

В мае 1945 года над главным зданием Берлина реяло красное Знамя Победы. Завершилась эта война победой благодаря таланту наших полководцев, героизму народа, умению солдат отлично воевать. Ежегодно 9 мая наш народ отмечает День Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. В крупных городах России, в Москве на Красной площади, как и в 1945 проходят парады военной техники и вооруженных сил. Называют этот парад – ПАРАД ПОБЕДЫ!















Интернет – источники:

  1. https://topwar.ru/134789-muzey-pobedy-centralnyy-muzey-velikoy-otechestvennoy-voyny-na-poklonnoy-gore.html

  2. https://victorymuseum.ru/

  3. https://www.culture.ru/materials/105219/muzei-velikoi-otechestvennoi-voiny

  4. http://www.museum.ru/N23869

  5. https://ponominalu.ru/venue/muzey-velikoy-otechestvennoy-voyny

  6. https://ru.moscovery.com/











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!