СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виновен отвечай

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виновен отвечай»

Конспект урока по обществознанию в 7 классе

по учебнику Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 7 класс.

Тема урока: «Виновен - отвечай»;

I.Цели урока:

  1. Обучающие:

- Подвести учащихся к пониманию того, что законы надо знать с раннего возраста;

- подвести учащихся к пониманию, что значит быть законопослушным человеком;

- формировать представление о противозаконном поведении;

-формировать представление о наказании по закону малолетних за преступления;

2. Развивающие:

- умение работать с учебником как с источником знаний;

-умение работать с текстом и отвечать на вопросы по тексту;

-умение выражать свою точку зрения и отстаивать своё мнение;

3. Воспитательные:

- воспитывать у учащихся уважение к законам;

-воспитать из учащихся законопослушных граждан;

II.Дидактические материалы:

ФГОС 2012; Примерная программа по обществознанию; Учебник «Обществознание» 7 класс. под.ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. «Просвещение» 2017 г.;

III.Ход урока:

Этапы урока


методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент


Поприветствовать учащихся;

Проверить список отсутствующих;

Приветствуют учителя;

2.Новая тема:























1.Законопослушный человек;
































2.Противозаконное поведение;







3.Закон наказывает.














Работа с тетрадью;





Вводная беседа;













Краткое изложение;

Объяснение;

Работа со статистикой;









Объяснение;
















Краткое изложение;


Работа с тетрадью;



Объяснение;

Краткое изложение;работа с тетрадью, работа с таблицей; сравнение;































Объяснение;

Приступим к изучению новой теме, запишите тему и план в тетради (всё написано на доске, заранее заготовленной учителем);

Тема: «Виновен-отвечай»;

План урока:

1.Законопослушный человек;

2.Противозаконное поведение;

3.Закон наказывает.



Давайте с вами вспомним предыдущие уроки и поразмышляем, почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Тогда следующий вопрос, почему законопослушный человек вызывает к себе уважение?

По вашему мнению, в каком случае наказание считается справедливым?


Послушайте пожалуйста мотивационное письмо, отрывок из книги писателя Е.Ветрова «Если бы я знал закон», в этой книге есть письмо присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю, и ответьте на вопросы.

«...Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством... Думал ли я о последствиях? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни... Поверьте мне, как хочется на свободу...»

Вопросы к классу: О чем этот документ?

Какое отношение он имеет к теме наших уроков?


1.Законопослушный человек. Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами и честно выполняет свои обязанности. Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества – люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

В стране был проведен социологический опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что удерживает вас от нарушения социальных норм?» Были получены следующие ответы:

ничего не удерживает — 4%;

затрудняюсь ответить — 3%;

понимание необходимости соблюдения социальных норм — 15%;

боязнь суда, наказания - 15%;

страх потерять работу, достаток, положение в обществе — 14%;

совесть — 24%;

стыд перед близкими — 16%;

осуждение со стороны знакомых — 9%.

Задание: используя данные опроса, определите:

Какие мотивы соблюдения социальных норм наиболее популярны среди опрошенных?

Нравственные или правовые основания удерживают большинство опрошенных от нарушения социальных норм?


Мы выяснили, что законопослушных людей большинство. Люди хотят жить в обществе, в котором царят порядок и справедливость. А с чего начинается осознание необходимости законопослушного поведения?

В первобытном обществе действовали правила, с помощью которых поддерживался порядок. Среди них особое место занимали табу и принцип талиона. (вопрос: что означают эти слова?)

Слово «табу» означает «запрет». Запреты охватывали все стороны жизни людей: еду, одежду, охоту, отдых и даже слова. Например, нельзя было произносить имя бога, имя умершего или священного животного. Нельзя было есть определённую пищу, например сердце. Талион значит «возмездие». Принцип талиона гласил: «Наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению». Это правило выражается образным изречением «Око за око, зуб за зуб».

Современный человек в талионе может усмотреть одну лишь жестокость. Однако для древних людей талион служил способом ограничить наказание: не больше того, чем сделали тебе. Ибо случалось, что отмщение было более жестоким, чем само преступление. Например, за убийство сородича мстители из его рода порой стремились уничтожить не только самого убийцу, но и весь его род, включая детей и стариков. Пострадавшие отвечали такой же жестокостью. В кровопролитной войне противники могли почти целиком истребить друг друга.

Принцип талиона служил своеобразной мерой справедливости. В дальнейшем табу и талион оказывали сильное воздействие на составителей законов.

Вспомните из курса истории Древнего мира, в основе каких законов лежал принцип «Зуб за зуб, око за око»?


2.Противозаконное поведение. Противозаконным поведением называют такое поведение, которое запрещено законом. Ну, а если в законе нет запрета на какой-либо поступок, то он не является противозаконным. Например, ни в одном постановлении не указано, что никому нельзя раскрывать доверенную личную тайну.Конечно, товарищ, не сохранивший секрет, с точки зрения морали поступил отвратительно. Но никакой государственный закон при этом нарушен не был. Однако если кто-либо передаст иностранным гражданам сведения, составляющие государственную тайну, то он совершит тяжелое преступление. Потому что закон строго запрещает так поступать.

Почему противозаконное поведение запрещено и опасно? Ответ прост: такое поведение причиняет вред людям и всему обществу, ведет к нарушению порядка в обществе.

Запишите пожалуйста в тетрадях: Противозаконное поведение — это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.


3.Закон наказывает. Еще древние законодатели утверждали, что закон учить жить честно, каждому воздавать по заслугам. И сегодня в наших законах записано, что за нарушением следует наказание, а само наказание должно быть справедливым.

Как же добиться справедливости? Юристы говорят: наказание зависит от вреда, причиняемого правонарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание. В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. Преступление и проступок. Согласно Уголовному Кодексу РФ, Преступление – общественно опасное действие и (или) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Виды:

  1. против личности;

  2. в области экономики;

  3. против общественной безопасности и порядка;

  4. против государственной власти;

  5. против воинской службы;

  6. против мира и безопасности человечества.

А проступок – это общественно вредное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом.

Виды проступков:

  1. дисциплинарные;

  2. административные;

  3. гражданские.

Записали в тетрадях.

Виды правонарушений

Правонарушения

Преступление

Проступок

Виды

против здоровья и жизни человека, против чести и достоинства, против прав и свобод граждан, против собственности, общественной безопасности и порядка

мелкое хулиганство, нарушение правил ПДД, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда чужому имуществу, нарушение дисциплины по месту работы и учебы

В каких законах содержится перечень нарушений и виды наказаний?

Уголовный кодекс РФ

Административный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ

Наказания

исправительно-трудовые работы, лишение свободы

предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмещение причиненного ущерба, замечание, объявление выговора, увольнение, исключение.

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Преступление


Проступок



Мелкое хулиганство, оскорбление, терроризм, клевета, захват заложников, нарушение правил дорожного движения, убийство, побои, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, истязание, оскорбление, похищение людей, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, хищение оружия, нецензурная брань в общественных местах, кража, вымогательство, порча чужого имущества, безбилетный проезд в общественном транспорте.

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия. Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными.

Прежде чем мы поговорим подробнее о мерах наказания несовершеннолетних, давайте рассмотрим, какие вообще бывают виды наказаний:

За совершение любого преступления наступает уголовная ответственность. Согласно УК РФ наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Оно применяется клипу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в лишении или ограничении прав и свобод этого лица в целях восстановления социальной справедливости и предупреждения совершения новых преступлений.

УК РФ предусматривает несколько видов наказаний, которые суд может назначить лицу, виновному в совершении того или иного преступления.

  1. Штраф — денежное взыскание;

  2. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Исправительные работы отбываются по основному месту работы осужденного (или в местах, назначаемых органами местного самоуправления), при этом в доход государства удерживается от 5 до 20% его заработной платы.

  3. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью».

  4. ограничения по военной службе; Во время отбывания этого вида наказания осужденный не может получить новое воинское звание или быть повышен в должности, а период прохождения данного наказания не засчитывается в срок выслуги для присвоения очередного воинского звания.

  5. Конфискация имущества;

  6. Арест — это строгая изоляция от общества на срок от одного до шести месяцев.

  7. Пожизненное лишение свободы назначается только как замена смертной казни, за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека (если суд сочтет возможным не применять к осужденному смертную казнь).

  8. Смертная казнь - исключительная мера наказания, которая может быть назначена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека.

Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние. (В каком возрасте наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

Слушают учителя и записывают по его указанию;

Тема: «Виновен-отвечай»;

План урока:

1.Законопослушный человек;

2.Противозаконное поведение;

3.Закон наказывает.


Высказывают своё мнение;





Слушают письмо. Отвечают на вопросы учителя высказывая своё мнение;









Слушают учителя;

Отвечают на вопросы:

совесть — 24%;

стыд перед близкими — 16%;

понимание необходимости соблюдения социальных норм — 15%;

боязнь суда, наказания - 15%;

страх потерять работу, достаток, положение в обществе — 14%;








Слушают учителя, отвечают на вопросы.
















Слушают учителя;




Записали в тетрадях термин: Противозаконное поведение — это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.


Слушают учителя. Записывают по его указанию;

Преступление – общественно опасное действие и (или) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Виды:

1.против личности;

2.в области экономики;

3.против общественной безопасности и порядка;

4.против государственной власти;

5.против воинской службы;

6.против мира и безопасности человечества.

проступок – это общественно вредное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом.

Виды проступков:

1.дисциплинарные;

2.административные;

3.гражданские.









Заполняют устно таблицу;







Слушают учителя


4. Закрепление

Беседа;



Опрос;

  1. 1. Какие действия в первобытном обществе поддерживали порядок?




2.Кого называют законопослушным человеком?





3.Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?


4.Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?












5.Что такое преступление? Виды. Какой Кодекс регулирует?


















6.Что такое проступок, виды и какими законами регулируются?

Отвечают на поставленные вопросы;

1.Табу и закон Талиона;


2.Человека не нарушаюшего законы, не мешающего другим людям жить; который трудится во благо страны и т.д;


3.По степени тяжести;


4. Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.


5.Уголовынй Кодекс РФ. Преступление – общественно опасное действие и (или) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Виды:

1.против личности;

2.в области экономики;

3.против общественной безопасности и порядка;

4.против государственной власти;

5.против воинской службы;

6.против мира и безопасности человечества.


6.Проступок – это общественно вредное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативным правовым актом.

Виды проступков:

1.дисциплинарные;

2.административные;

3.гражданские.

Трудовой, Административный и Гражданский кодексы.

5. Оценивание


Похвалить, поблагодарить за урок, выставить оценки;

Выслушали свои оценки, сдали дневники учителю;

6.Д/з


Запишите в дневники д/з. параграф 6, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа.

Записали в дневники д/з. параграф 6, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!