Викторина «Животный и растительный мир Курского края»
Цель Викторины:
а) способствовать лучшему познанию природы, восприятию её красоты.
б) формировать потребность в бережном отношении к природе.
в) расширить знания детей о лесе и его обитателях.
Оборудование: таблицы, гербарии растений, карта Курской области.
Лозунг. « Любовь к природе -это частица любви к Родине». /М. Горький/
Участники: 2 команды по 5 человек, ведущий, 2 ассистента, жюри.
Задачи участников викторины:
Команды соревнуются в знаниях в течение всех конкурсов.
Болельщики и все присутствующие в зале участвуют в разминке и отвечают на вопросы в случае, если команды затрудняются ответить.
Жури анализирует ответы всех участников викторины, формирует выводы, ведёт подсчёт баллов.
Представление команды:
а) название
б) девиз
в) эмблема
СТАНЦИЯ «ОТВЕЧАЙКА» (в течении 3 минут написать)
Что в лесу растёт | Кто в лесу живёт |
Ландыш, липа, берёза, груша, сосна, ель, дуб, яблоня, тёрн, осина, шиповник, вяз, клён и так далее .. | Дятел, заяц, лисица, волк, косуля, кабан, лось, муравей и т. д… |
СТАНЦИЯ «ПРОВЕРЯЙКА» игра- «Сюрприз лесной тропинки»
Ведущий: Ребята! Ваш путь начинается от одинокого дерева, что стоит у выхода на лесную дорогу. Дерево вы узнаете по таким приметам..
По всем станам славится стройная красавица.
Белые одёжки, золото- серёжки,
С расплетённую косой, умывается росой,
Ветер пряди шевелит- заплетать их не велит!
По округе славится зелёная красавица,
Сарафан как колокол, по земле, да волоком,
Шапочка с опушкой, с острою верхушкой. /Ель/
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок. /Дуб/
Игра «Цветик -семицветик». (загадки)
Носит этот мальчик жёлтый сарафанчик,
Подрастёт- нарядится в беленькое платьице.
Пышное, воздушное, ветерку послушное.
Он заметный, золотой, постарел и стал седой,
А как только поседел- вместе с ветром улетел. /Одуванчик/
Жёлтые цветочки- синие листочки,
Не тот цветок, не тот листок.
Этот лист притворяшка, синяя рубашка. /Иван-да-Марья/.
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица!
Что это за диво? Это же…../Крапива/
Хороша трава -красная голова:
И медку подарит, и чайку заварит. /Иван-чай или Кипрей/
На верхушке стебелька- солнышко и облака. /Ромашка/
Белые горошки на зелёной ножке. /Ландыш/.
3.Игра- Лесная «Столовая».
Если вы заблудились в лесу, или у вас кончились продукты, или вы просто оставили их на небольшом привале, теперь не можете найти это место и дорогу, не пугайтесь. В лесу трудно прокормиться лишь зимой. В остальное время всегда можно найти какое-то пропитание.
Вопросы:
Из листьев каких растений варят щи? (Щавель, сныть, крапива, борщевик)
Назовите растения Курского края, из корневищ которых получают муку? ( Тростник, кубышка, белая кувшинка, рогоз)
Листья какого растения едят свежими, солят и квасят, а луковицы едят в место чеснока? ( Медвежий лук или черемша).
Из молодых листьев каких растений готовят салат? (Крапивы, одуванчика)
4.Конкурс загадок «Давай подумай»
1. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василёк)
2. Он никогда и никого не обижал на свете, отчего же от него плачут взрослые и дети? (Лук)
3. Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, мы для неё поставили кадки и крупной соли полмешка. (Капуста)
4. Растут на грядке зелёные ветки, а на них красные детки. (Помидоры)
5. Летом в огороде свежие зелёные, а зимой в бочке крепкие солёные. (Огурцы)
6. С молоком, а не коровушка, летает, а не соловушка. /Одуванчик/
7. Эй, звоночки, синий цвет, с языком, а звону нет! /Колокольчик/
8. На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил -огоньки погасил./Одуванчик/
9. Цветы каких растений используют при зубной боли? /Герань, гвоздика/
Конкурс «Поляна зверей»
Ведущий. Ребята, представьте себе, что на «Поляну зверей» пришла срочная экстренная телеграмма, в которой говорится, что власть зимы свергнута, снег зашевелится, воды начнут взламывать ледяной потолок и потоком хлынут на волю и звери начнут пробуждаться от зимней спячки.
Вопросы:
Какие животные нашей местности готовят тёплые зимние жилища и ложатся спать до весны? /Суслик, барсук, хомяк, летучая мышь, енот/
Назовите копытных животных, которые подлежат охране? /Лось, косуля, кабан/
Чьих детёнышей называют сосунками в снегу? /Зайцев/
Хищное животное, которое, можно встретить в дубраве, в логу, в степи. Занимает барсучьи норы, редко роет сама, живёт одиночно./Лисица/
Древнейшее парнокопытное животное, дожившее до наших дней. Оно всеядное, ведёт сумрачный и ночной образ жизни. Днём оно кормится редко, чаще отдыхает, выбирая при этом густые заросли кустарников. На гербе города Рыльска это животное. /Дикий кабан/
Какие ядовитые змеи встречаются в нашей местности?/Гадюка обыкновенная, Гадюка степная/
Какой у нас самый маленький зверь? /Землеройка- малютка, её длина 3,5 см без хвоста/
Конкурс «Мир пернатых».
Сколько видов птиц насчитывается в Курской области?/Более 200 видов/
Какие виды птиц распространены в нашем крае?/Оседлые, перелётные, пролётные, зимующие, кочующие, залётные/.
Назовите оседлых птиц нашего края? /Воробей домовой и полевой, большая синица ,щегол, серая ворона, галка, большой пёстрый дятел, сойка/.
Какие птицы относятся к перелётным? /Иволга, удод, садовая овсянка, полевой жаворонок, скворец, соловей, горлица, кукушка, деревенская ласточка, цапля, выпь болотная, аист, болотная лунь, оляпка, кулик болотный, чирок, серая утка, болотная кряква, шипохвост/
Какая птица относится к кочующим? /Грач/
Орнитологическая прогулка.
Первая телеграмма из леса.
На всех проталинах появились их стаи. Зиму они провели на юге нашей страны. Они спешат к нам, по дороге они не раз попадали в жестокие метели. Первыми долетели самые сильные. Итак:
Какие птицы открывают весну? /Грачи/
Какая птица выводит птенцов в дождь? /Лебедь/
Что птицам страшнее холод или голод?/Голод/
Назовите птицу, давшую название древнему Курску./Куропатка/
Когда температура воробья ниже, зимой или летом? /Одинаковая/
Назовите птиц Курской области занесённых в Красную книгу./Аист чёрный, дрофа, стрепет, орлан-белохвост, беркут/
СТАНЦИЯ «ЛЮБОЗНАЙКА»
Конкурс «Айболит»
Ребятам предлагается использовать полученные знания о лекарственных растениях на практике. Представьте себе, что вы пришли к другу, а он болен. Его мучает кашель, болит горло, насморк, повышенная температура, простуда, хрипота. Какие народные средства для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях.( Ребятам раздаются карточки, которые они заполняют) . Например так.
Кашель | Болит горло | Насморк | Повышенная температура | Хрипота | Простуда |
Лук, чеснок, смородина, мята, калина, брусника клевер, | Земляника, шалфей, малина, зверобой, смородина, девясил | Чеснок, лук, девясил, земляника | Липа, адонис, золототысячник, девясил | Мать-и-мачеха, медуница, бузина чёрная | Малина, редька, клевер, сирень, калина, полынь, фиалка трёхцветная |
«На досуге» игра –Зоологическая задача.
В один зоопарк назначили директора. Он был весёлым человеком и в разных местах зоопарка развесил объявления. Объявления эти непростые, они содержат зашифрованные названия животных или птиц. Нужно только внимательно прочитать их и подчеркнуть.
Туристы! Спиливайте рога на сувениры.
К столбам и клеткам не прислоняться!
Руки и палки в клетки не совать!
Дети! До шестнадцати лет играйте с кошками, а не с пантерами!
Рассматривать змей лёжа не рекомендуется!
Не кладите голову в пасть вы не укротитель!
Конкурс «Красная книга»
Что означает Красная книга? /Запрещающий цвет, стоп, остановись/.
Из каких цветных страниц состоит Красная книга?/ Чёрной, красной, жёлтой, белой, серой, зелёной/.
Назовите растения занесённые в Красную книгу. /Ландыш майский, первоцвет, адонис, пион тонколистный, шеверекия подольская, ятрышник/.
Ведущий. Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Не жги её напрополую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а Она- одна!