Задание 1. Найдите лишнее слово в ряду. Аргументируйте свое решение. a) водевиль, новелла, эпитет, очерк б) сентиментализм, футуризм, романтизм, кубизм в) амфибрахий, рефрен, анапест, ямб г) идиллия, метафора, гипербола, метонимия | 0,5 б. за каждый правильный ответ + 0,5 б. за аргументацию Мак: 4 балла |
Задание 2. В приведенных ниже цитатах все знаменательные слова заменены на противоположные по смыслу (по одному из признаков или на основе устойчивых языковых и культурных противопоставлений). Синтаксическое построение фраз и порядок слов сохранены. Восстановите исходную цитату. Определите автора и укажите, о ком или о чем идет речь или название произведения. a) Воскрес гражданин, повелитель позора, Воспрял, прославленный волной б) И скоро станешь тем ненавистен ты интеллигенции, Что мысли злые ты балалайкой усыплял. c) Меня, как последнюю неприязнь, Страны Советов разум не вспомнит. д) О Дон, могила твоя! Ненавидел ли кто меня, как ты! | 1 балл за восстановленную цитату + 0,5 б. за названного автора + 0,5 б за правильное определение, о ком или о чём идёт речь. Мак: 8 баллов |
Задание 3. Откуда эти строки? Назовите автора строк и произведение. а) Зима!.. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь: Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь. | б)У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом… | в) Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? На зимние квартиры?...» | г) Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. | д) Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы Как сон, как утренний тум | н. е) Его убийца хладнокровно, Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. | | 0,5 б. за автора + 0,5 б. за произведение Мак: 6 баллов |
Задание 4. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. Укажите автора каждого произведения: а) бахчисарайский, самоотверженный, первый, бедный, тупейный, каменный, обыкновенный; б) художник, любовь, фонтан, гость, люди, история, заяц. | 0,5 б. за автора + 0,5 б. за произведение Мак: 7 баллов |
Задание 5. Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали: Зеленый драдедамовый платок Этакое богатое тело – хоть сейчас в анатомический театр Старое, ветхое, студенческое пальто Настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный | 1 балл за каждого правильно названного героя Мак: 4 балла |
Задание 6. Закончите афоризмы. Укажите автора и произведение. Человек создан для счастья, … В человеке должно быть все прекрасно… Мы все учились понемногу… Нет величия там, где нет простоты, добра и правды | 0,5 б. за каждый афоризм + 0,5 б. за автора + 0,5 б. за произведение Мак: 6 баллов |
Задание 7. Выполните филологический анализ текста И.А. Бунин. Вечер О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно - Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне | Мак: 35 баллов |
Задание 1. a) эпитет – троп, а не жанр б) кубизм – не литературное направление в) рефрен – не стихотворный размер г) идиллия – не троп | 0,5 б. за каждый правильный ответ + 0,5 б. за аргументацию Мак: 4 балла |
Задание 2. a) Погиб Поэт! — невольник чести — Пал. оклеветанный молвой (М. Лермонтов «Смерть поэта») б) И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал (А.С. Пушкин «Памятник») в) Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!.. (Ф. Тютчев «29-е января 1837» г) О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов «На Волге») | 1 балл за восстановленную цитату + 0,5 б. за названного автора + 0,5 б за правильное определение, о ком или о чём идёт речь. Мак: 8 баллов |
Задание 3. а) «Евгений Онегин», А.С. Пушкин б) «Руслан и Людмила», А.С. Пушкин в) «Бородино», М.Ю. Лермонтов г) «Медный всадник», А.С. Пушкин д) «К Чаадаеву», А.С. Пушкин е) «Смерть поэта», М.Ю. Лермонтов | 0,5 б. за автора + 0,5 б. за произведение Мак: 6 баллов |
Задание 4. «Бахчисарайский фонтан», А.С. Пушкин «Самоотверженный заяц», М.Е. Салтыков-Щедрин «Первая любовь», И.С. Тургенев «Бедные люди», Ф.М. Достоевский «Тупейный художник», Н.С. Лесков «Каменный гость», А.С. Пушкин «Обыкновенная история», И. Гончаров | 0,5 б. за автора + 0,5 б. за произведение Мак: 7 баллов |
Задание 5. Соня Мармеладова Анна Сергеевна Одинцова Раскольников Обломов | 1 балл за каждого правильно названного героя Мак: 4 балла |
Задание 6. «Человек создан для счастья, как птица для полёта» В.Г. Короленко «Парадокс» « И вечный бой! Покой нам только снится….» А.А. Блок «На поле Куликовом» «Ложь- религия рабов и хозяев…» А.М. Горький « На дне» «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» А П. Чехов «Дядя Ваня». «Мы все учились понемногу, / Чему-нибудь и как-нибудь» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» Л.Н. Толстой «Война и мир» | 0,5 б. за каждый афоризм + 0,5 б. за автора + 0,5 б. за произведение Мак: 6 баллов |
Задание 7. | Мак: 35 баллов |
ИТОГО | 70 баллов |
1. Кол-во ребят, принявших участие _______________
2. Максимальный балл _____________
3. Кол-во ребят, набравших более 50% от указанного максимального балла (70) ___________________________________________________________________
4. Кол-во ребят, набравших максимальный балл при выполнении отдельных заданий:
5. Максимальный балл, набранный за то или другое задание:
№ | Критерий | баллы |
1 | Умение определить тему текста (в той или иной форме) | 0 - 1 |
2 | Умение выделить и прокомментировать особенности композиционного построения текста. | 0 - 3 |
3 | Умение определять жанровое своеобразие текста | 0 - 3 |
4 | Умение выявлять роль характерных структурных элементов стихотворения: лирического «я» образного ряда лексики синтаксиса стиховедческих категорий: рифм, ритма, строфики | 0 - 7 |
5 | Умение выявлять изобразительно-выразительные средства языка (объясняя их функциональное значение), особенности авторского стиля | 0 - 8 |
6 | Умение аргументировать свою позицию, используя авторский текст | 0 - 2 |
7 | Умение понять основную мысль стихотворения, сделать выводы | 0 - 2 |
8 | Работа учащегося отличается композиционной стройностью и логической завершённостью | 0 - 2 |
9 | Работа учащегося отличается разнообразием используемых языковых средств | 0 - 2 |
10 | В работе учащегося допущено не более 2 речевых ошибок не более 2 грамматических ошибок не более 2 орфографических ошибок не более 3 пунктуационных ошибок | 1 1 1 1 |
11 | Отсутствие фактических ошибок в фоновом материале | 1 |
| | |
| Максимальный балл | 35 |
1 Школьное жюри имеет право разработать свои критерии оценивания творческого задания, сохранив указанное общее количество баллов.