СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Русские народные сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Русские народные сказки"»













Технологическая карта воспитательного занятия















Тема: «Русские народные сказки»

Форма проведения: Викторина

Цель: воспитание интереса к чтению книг.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках.

Развивающие:

ПУУД: развивать умение осуществлять анализ и опознавать объекты (сказки) по указанным признакам (вопросам викторины).

КУУД: развивать умение слушать, чтобы вспомнить сказки, которые читали ранее.

РУУД: развивать волевую саморегуляцию с целью выполнения условий викторины (не выкрикивать, чтобы получить жетон); давать оценку своей деятельности, имеющимся знаниям русских народных сказок.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к устному народному творчеству.

• способствовать выполнению правил поведения на воспитательном занятии.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

ПУУД: называют сказки по указанным признакам (вопросам викторины).

КУУД: слушают внимательно, чтобы вспомнить ранее прочитанные сказки.

РУУД: оценивают свою деятельность через прием «Укрась торт».

Личностные:

• проявляют интерес к русским народным сказкам.

• соблюдают правила поведения на воспитательном занятии.

Оборудование: ТСО, жетоны, картинка торта, свечи разных цветов.

Предварительная работа с детьми: рисунки на тему «Русские народные сказки»

Ход занятия:

1. Орг. Момент (3мин)

2. Вводная часть (2мин)

3. Основная часть (35мин)

- «Разминка»

- «Догадайся, что за сказка!»

- «Угадай сказку по отрывку»

- «Волшебные вещи»

- «Перепутанные слова»

- «Блиц-опрос»

4. Заключительная часть (5мин)



Этап, цель этапа

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Методы, формы, средства

Организационный этап

Цель: настроить ребят на работу

— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня.


- Здравствуйте!







Форма – фронтальная

Средство – речь учителя, ТСО, рисунки детей.

Методы – беседа

Вводная часть

Цель: Развивать интерес к теме воспитательного занятия

Мы проведем с вами викторину, но на какую тему вы мне скажете сами. Давайте посмотрим на ваши рисунки (это будет их домашнее задание: нарисовать русские народные сказки), которые вы нарисовали. Что на них изображено?

Верно. Назовите, какие сказки вы нарисовали. Очень красивые рисунки у вас получились


Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет «Лучшими знатоками наших русских народных сказок». Все мы родом из детства. А детство - это первые радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Скажите, а вы любите сказки?

Вы знаете, что такое сказка?

А какие бывают сказки?

Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает.

А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша викторина





- Русские народные сказки





- Да/нет

- Да, это произведение о чем-то волшебном.

- Сказки бывают авторскими, народными.

- Называют любимые сказки


- Ответы детей


Форма – фронтальная

Средство – речь учителя, ТСО, жетоны

Методы – беседа

Основная часть


Цель: закрепление и обобщение знаний о русских народных сказок.























































































































































Послушайте, как будет проходить наша викторина. Всего у нас 5 туров. Правила викторины очень просты. Я буду задавать вам различные вопросы. Вопросы во всех турах связаны с названиями, героями русских народных сказок. Ваша задача подумать и поднять руку для ответа. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Жетон не получит тот, кто выкрикивает. Такой ответ засчитываться не будет. В конце наше жюри подсчитает количество жетонов и определит трёх победителей, они и станут лучшими знатоками русских народных сказок.

Сегодня в качестве жюри у нас будут: …

Всем понятны правила викторины?

Тогда начинаем!

Итак, перед началом викторины надо размяться.

Я предлагаю вам разные загадки о героях русских народных сказок. Отвечайте хором, только дружно, когда я взмахну рукой

1. На сметане он мешён

На окошке он стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? («Колобок»)

2. Не доглядела за братом сестра,

И долго искала мальчишку она.

Помогла ей волшебная речка,

Пирожков испекла русская печка.

От птиц под яблоней укрылись дети.

Что за птицы были эти? («Гуси-лебеди»)

3. В этой сказке всё отлично:

Дед, и баба, и яичко.

Очень рады дед и баба,

Что у них есть… («Курочка Ряба»)

4. Он не низок, не высок,

В нем для всех есть уголок.

А медведю нет местечка

Ни в прихожей, ни у печки,

В спальне тоже тесновато.

Убирайся, косолапый!

Но на крышу он полез,

Задрожал зелёный лес.

Все пустились наутёк,

Поломался… («Теремок»)

5. Жила в лесу зверей семья.

Однажды девочка пришла.

Очень возмутились звери,

Что в их доме спали, ели.

Назовите поскорей

Этих сказочных зверей. («Три медведя»)

6. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? («Волк и Семеро козлят»)

7. Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный? («Три поросёнка»)

8. Живёт в лесу старушка.

У неё есть избушка.

Летает на метле.

Детей ворует на заре.

Костяная у неё нога,

Зовут её … («Баба-Яга»)!

9. У всех жёнушки как жёны,

У него – лягушка,

Но в итоге будет рад

Этому Ванюша. («Царевна-лягушка»)

Молодцы, вижу, что сказки вы читали

А теперь перейдем к первому туру, который называется «Догадайся, что за сказка!»

1. Вода была загрязнена неизвестными химикатами! Мальчик превратился в животное! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

2. Деревенский лентяй замечен за предъявлением требований к беззащитной рыбе («По щучьему веленью»)

3. Катастрофа, которая произошла из-за перенаселения жилого здания и оно было разрушено! («Теремок»)

4. Сказка, в которой один герой хитростью отобрал жилище другого героя («Заюшкина избушка»)

5. В какой сказке уже достаточно взрослая женщина замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого необычный летательный аппарат? («гуси-лебеди»)

6. В какой сказке вырос овощ – мутант? (репка)

7. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? (“Колобок”)

2 тур называется «Угадай сказку по отрывку»

Вам будет зачитан отрывок из сказки. Вы должны сказать, что это за сказка.

1.Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.

(«Кот и петух»)

2. Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)

3. -Съела царевна красную ягоду — один рог отпал; съела другую — другой рог отпал, и стала она совсем здорова. (Волшебные ягоды)

4. Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

(«Лиса и волк»)

5. Вот раз Иванушка говорит своей матери:

– Дай - ка мне, мама, сто рублей; пойду что-нибудь куплю. Взял сто рублей и пошёл в город. Навстречу идёт мужик, несёт кошку.

- Сколько кошка стоит?

- Сто рублей.

- Не дороги деньги, дорога кошка!

Принёс домой и подаёт матери:

- На - ко, мама, я купил кошку. А то домом живём, так без кошки неловко. (Волшебное колечко)

6. -Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. (Царевна –Лягушка)

7. -Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. (Сказка о молодильных яблоках и живой воде)

3 тур «Волшебные вещи»

Героев сказок вы знаете, а знаете ли вы волшебные предметы и кому они принадлежат? Я вам называю предмет героя, а ваша задача назвать, кому принадлежит предмет и из какой он сказки.

1. Игла (Кощей-Бессмертный; сказка «Кощей Бессмертный)

2. Яйцо (Курочка-Ряба; сказка «Курочка Ряба»)

3. Стрела (Царевна лягушка; сказка «Царевна Лягушка»)

4. Печка (Емеле; сказка «По щучьему велению)

5. Топор (Солдату; сказка о каше из топора)

6. Ступа (Баба-Яга; сказка «Гуси-лебеди»)

7. Кувшин (Лиса и Журавль; сказка «Лиса и Журавль»)

8. Перстень – «Сивка -Бурка»

9. Скалочка - «Лисичка со скалочкой»

4 тур «Перепутанные названия»

Одно из слов в названиях заменено. Назовите сказку правильно.

1. «Царевна-Змеюшка».

2. «По кошачьему веленью».

3. «Иван-царевич и Синий Волк».

4. «Сестрица Аленушка и братец Данилушко».

5. «Петушок - золотой ремешок».

6. «Мальчик-с-пяточку».

7. «У страха ноги велики».

8. «Суп из топора».

9. «Петушок Ряба».

10. «Даша и медведь».

11. «Волк и семеро ягнят».

12. «Петушок и гороховое зёрнышко».

13. «Утки-лебеди».

14. «Лисичка с кастрюлькой».

15. «Заюшкин домик».

Ответы:

1. «Царевна-лягушка».

2. «По щучьему веленью».

3. «Иван-царевич и Серый Волк».

4. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

5. «Петушок - Золотой гребешок».

6. «Мальчик-с-пальчик».

7. «У страха глаза велики».

8. «Каша из топора».

9. «Курочка Ряба».

10. «Маша и медведь».

11. «Волк и семеро козлят».

12. «Петушок и бобовое зёрнышко».

13. «Гуси-лебеди».

14. «Лисичка со скалочкой».

15. «Заюшкина избушка».

5 тур «Блиц-опрос»

Сейчас мы проверим, насколько вы внимательно читаете сказки. Я буду задавать вопросы, ваша задача ответить на них очень быстро.

1. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи?

(Царевна-лягушка)

2. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

3. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды

(рукав платья Царевны-лягушки)

4. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок).

5. Сказочный предмет, заменяющий телевизор? (Яблочко на тарелочке)

6. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно?

(Жучка)

7.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Назовите круглый волшебный указатель дороги (Клубок)

9. Кого труднее всего рассмешить? (Царевну-Несмеяну)

10.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

11. В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)

12.Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)

13. «...А солнце высоко, колодец далеко, жар донимает». Кем является девочка по отношению к мальчику из этой сказки? (Сестрой)

14. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

15. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль). – доп. вопросы
















-Да









-Отгадывают загадки























































- Угадывают сказки

































































- Ищут ошибку
























- Отвечают на вопросы


Заключительная часть

Цель: обобщение темы о русских народных сказках.

Я благодарю вас за участие в викторине. Вы отлично справились.

Но, а сейчас нам надо узнать победителей. Прошу вас ребята подсчитать количество жетонов. У кого 1 жетон поднимите руку. И т.д. (пока не назовут самое большое количество жетонов)

ПОКА ЖЮРИ ПОДПИСЫВАЕТ ГРАМОТЫ – ПОДВОДИТСЯ ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Ребята, кто из вас внимательно читает сказки и вспомнит, какой фразой часто заканчиваются сказки.? (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)

Что обозначает эта фраза?

А кто знает откуда эта фраза?

Все мы с детства знаем эти строки из сказки Александра Пушкина «Сказка о Золотом петушке». Они говорят нам о том, что из сказки нужно извлечь скрытый смысл, понять, что правильно и неправильно, научиться на чужих ошибках.

И чем больше вы будете читать сказки, тем больше научитесь добрым и хорошим поступкам

Теперь давайте наградим наших победителей. Слово предоставляется нашему жюри. Давайте порадуемся за победителей и похлопаем. Остальные не расстраивайтесь. У вас еще есть возможность стать знатоками сказок. Давайте посмотрим на выставку книг. Какие-то книги вы уже читали, а что-то можете прочитать еще (книгу с выставки беру в руки, показываю, называю ее, так каждую).

Все это - замечательные сказки, которые учат нас быть добрыми, самоотверженными, преданными, учат любить близких нам людей.

Теперь посмотрите на доску. Смотрите какой красивый торт. Но чего-то на нем не хватает?

Верно, свечей. Давайте так, кто доволен своей работой сегодня, знает много русских народных сказок украсят торт красной свечкой, кто хорошо работал, но еще мало знает русских народных сказок, надо еще их читать – зеленой свечкой, а у кого работа не получилась, не доволен собой, забыл сказки, мало читает – фиолетовой свечкой.

Какой красивый торт у нас получился!

Спасибо за участие в викторине! Читайте больше сказок! До свидания!

























- Свечей

Форма – фронтальная

Средство – речь учителя, ТСО, картинка торта, свечи

Методы – беседа






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!