СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Ростов-на-Дону многонациональный"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина  направлена  на формирование у обучающихся представления о  важности сохранения и развития культурного наследия и языкового  разнообразия многонационального народа Российской Федерации  и Ростова-на-Дону, чувства гордости за культуру нашей страны  и города.

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Ростов-на-Дону многонациональный"»

ГКОУ РО Ростовская школа-интернат № 41














Ростов-на-Дону - многонациональный






Сценарий открытого мероприятия

для обучающихся 5-11 классы

















2022 года






Живут по-соседству русский и грек,

татарин с корейцем, еврей и узбек


Цель занятия: формирование у обучающихся представления о важности сохранения и развития культурного наследия и языкового разнообразия многонационального народа Российской Федерации и Ростова-на-Дону, чувства гордости за культуру нашей страны и города.

Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, единство народов России, патриотизм.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма мероприяти: эвристическая беседа, использование мультимедийной презентации, интерактивные задания и викторина, анализ визуальной и текстовой информации и коллективная работа.

Комплект материалов:

- сценарий;

- комплект интерактивных заданий;

- презентационные материалы



Структура занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступительное слово учителя, мультимедийная презентация и беседа с обучающимися об особенности истории Донского края и многонациональности населения Ростова-на-Дону.

Часть 2. Основная

Организация работы команд для проведения викторины и выполнения интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение. Подведение итогов выполнения творческих заданий.


СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть, (до 5 минут)

Учитель.

Ребята! Сегодня речь пойдет культурном многообразии Донской столицы.

Давайте сначала познакомимся с историей нашего города.

Презентация.

Слайд 2. Донской край в древнее время назвался у греков Скифией, нередко Танаисом, - так в древности назывался Дон.

Слайд 3. В XIV – XV веках край этот назывался «Диким Полем»

Слайд 4. На донской земле III в. до н. э. существовали греческие колонии, самой северной был крупный город Танаис.

Слайд 5. В IV веке на Донской земле появились авары. Аваров сменили хазары, которые основали Хазарский каганат.

Слайд 6. Дружины киевского князя Святослава в Х веке выступили в поход против хазар и разгромили их.

Слайд 7. Вскоре на Дон пришли печенеги, а за ними половецкие племена.

Слайд 8. B XIII в. земли по течению Дона завоевали монголо-татары, построившие на берегу Азовского моря торговый город Азак.

Слайд 9. В XV веке побережье Азовского моря захватывает Османская империя. Азак стал называться Азовом, и турки превратили его в мощную крепость.

Слайд 10. В XV веке на необъятные степные просторы Дона устремились беглые крестьяне из Центральной России и Поволжья. Так появились здесь казаки.

Слайд 11. Слово казак переводится с тюркского как «удальцы», «вольные люди». В середине XVI века возникают первые казачьи городки: Раздоры, Митякин, Маныч, Черкасск – и казаки становятся полновластными хозяевами Дона.

Слайд 12. Здесь расцвела казачья вольница и сформировалось Войско Донское.

Слайд 13. В 1749 году по указу императрицы Елизаветы Петровны на правом берегу Дона в устье реки Темерник была учреждена таможенная застава, в 1761 году началось строительство крепости, названной именем Святого Димитрия, митрополита Ростовского.

Слайд 14. В 1806 году получил своё официальное название – Ростов-на-Дону.

Слайд 15. В начале 1920 года Всевеликое Войско Донское прекратило своё существование и Донской край получил название Донской области с центром в г. Ростове-на-Дону. А 11 сентября 1937 года была учреждена Ростовская область.


Часть 2. Основная

Учитель.

В этом году Ростовская область отметила свое 85-летие.

Слайд 2. В Ростове-на-Дону, как и в Ростовской области, проживает более 150 национальностей и народностей. Абсолютное большинство составляют русские, более 90 %; второе место по количеству занимают армяне, около 4%. Третье место занимают украинцы.

Кроме русских, армян, украинцев, у нас живут белорусы и казахи, цыгане и татары, азербайджанцы и чеченцы, корейцы и грузины, греки и турки.

Давайте проверим, разбираетесь ли вы в особенностях культуры разных народов, проживающих в Ростове-на-Дону.

В викторине будут участвовать две команды, а жюри будет судить игру команд.

Выходят две команды учащихся 5-11 классов. Названия команд. Выбирают жюри.


РУССКИЕ ЦЕНЯТ ШИРОТУ ДУШИ


Ведущий 1. Абсолютное большинство жителей нашего города - русские. Давайте поговорим о том, что значит быть русским, кто такие русские?

Разминка (вопросы командам):

1. Назовите русские народные сказки (Слайд 3).

2. Назовите русские народные песни (Слайд 4).

3. Назовите русские народные инструменты (Слайд 5).

4. Назовите русских поэтов (Слайд 6).

5. Назовите русских писателей (Слайд 7).

Задание для обеих команд: по мере прохождения викторины каждая команда делает газету из предложенных материалов (работа на двух столах)

  1. (Слайд 8) На портрете кисти русского художника Ивана Петровича Аргунова изображена неизвестная крестьянка в русском костюме.

Это старинный русский головной убор в виде гребня вокруг головы, символ русского традиционного костюма

- кичка

- корона

- кокошник

Правильный ответ: кокошник

Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. Цена некоторых изделий была очень высока, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству

  1. (Слайд 9) Какие блюда имеют ритуальное значение, то есть их едят по особым дням?

- блины

- кулич

- яичница

Правильный ответ: все эти блюда имеют ритуальное значение

блины (Масленица), кулич или паска (Пасха), яичница (Троица)

  1. (Слайд 10-11) Гостеприимство всегда было характерной чертой русского человека. Оценивалось оно прежде всего хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.

Составьте пословицы о гостеприимстве из двух частей:

- Не красна изба углами, а красна пирогами.

- Милости прошу к нашему шалашу.

- Что есть в печи, на стол мечи.

- Для дорогого гостя и ворота настежь.

(Слайд 12) В XV веке на степных просторах Дона появились казаки.

В середине XVI века казаки становятся полновластными хозяевами Дона.

  1. Что означает слово «казак»?

- Удалец

- Вольный

- Храбрый

- Справедливый

11. Как называется жилище донских казаков?

- Изба

- Хоромы

- Курень

- Хата

12. Каким казачьим возгласом казаки выражали одобрение на Войсковом сходе:

- Ура!

- Правильно!

- Хорошо!

- Любо!

Учитель к соведущим:

- Что у Вас за одежда? (ответ: - Казачья мужская и женская)

Учитель: Любо мне! (Слайд 13) Звучит песня «Любо мне…»

https://yandex.ru/video/preview/3440954059690108332

13. (Слайд 14) 3 продольные полосы на донском флаге символизируют три народности, издревле живущие на Донской земле:

- русских, армян и украинцев;

- русских, армян и казаков;

- донских казаков, калмыков и русских.

Синий цвет флага Ростовской области - символ донских казаков. Желтый цвет символизирует калмыков. Красный цвет символизирует русских. То есть этот флаг был символом единства трех народов, издавна проживающих вдоль реки Дон. Так как сейчас Ростовскую область заселяют представители намного большего количества национальностей, то желтая полоса в наше время объединяет все народы, живущих на берегах этой великой реки.

14. (Слайд 15). Кто такие калмыки? Чтобы узнать народ, надо познакомиться с его историей и культурой.

Республика Калмыкия примыкает к Ростовской области на востоке. Бескрайняя степь, жаркое лето, короткая, но порой холодная зима — так можно вкратце охарактеризовать эти края.

(Слайд 16). Калмыки активно разводят лошадей. Национальный напиток – кумыс, готовится из молока кобылиц. Наряду с лошадьми калмыки активно разводят верблюдов.

(Слайд 17). Предки современных калмыков использовали верблюдов в качестве боевых животных. Именно в Калмыкии появился знаменитый клич «ура», произошедший от калмыцкого «уралан», что означает «вперёд». Историки называют калмыков прошлых веков одним из 5 наиболее воинственных народов всего мира.

(Слайд 18). Калмыкия является регионом, где наиболее широко распространён буддизм, поэтому вера, которую исповедуют калмыки, отражается на их характере и мировоззрении. Злорадство и зависть отсутствуют в характере этих людей. Вместо «счастливого пути» в Калмыкии распространено пожелание «белой дороги».

(Слайд 19). Чай здесь имеет крепкую заварку с добавлением молока, сливочного масла, он может быть солёный и перчёный молотым перцем, приправленный корицей или мускатным орехом.

(Слайд 20). Самое большое количество тюльпанов в дикой природе растёт в Калмыкии.

(Слайд 21). В Калмыкии можно увидеть лотосовые поля. Лотос – знаковый символ буддистов, и для местного населения сохранение этих природных зарослей является очень важной миссией.

15. На каком языке говорят калмыки Дона?

16. Что является основой питания калмыков? Как вы объясните питание калмыков.

- Злаки: хлеб и каши;

- Овощи;

- Мясо.

17. Что добавляют в калмыцкий чай джомба?

- сахар;

- мед;

- толченые орехи.

В черный чай калмыки добавляют молоко, соль, сливочное масло и мускатный орех.

18. Из какого молока делают народный калмыцкий напиток здоровья кумыс?

- Из коровьего молока;

- Из овечьего молока;

- Из кобылиного молока.

19. Кто изобрел боевой клич «Ура!»:

- Русские

- Татары

- Калмыки

- Казаки

20. Какую религию исповедуют калмыки:

- православие

- ислам

- буддизм

  1. (Слайд 22). Армяне Дона 14 ноября 1779 года императрица Екатерина II подписала Указ о переселении армян из Крыма на Дон. В результате 13000 армян покинули Крым и отправились на донскую землю. Культурной столицей донских армян был город Нахичевань-на-Дону. В 1928 году он был объединён с соседним городом Ростовом-на -Дону.

В селе Чалтырь есть армянская школа, церковь и местное телевидение.

(Слайд 23). Армяне являются одним из народов, которые смогли сохранить своё настоящее духовное богатство, а именно религию, многовековую древнюю культуру и, конечно же, национальные традиции и обычаи. Армянский народ почитает традиции, проповедующие крепкие брачные отношения, уважение к старшему поколению и близкую связь между родственными людьми. Большое значение имеет гостеприимство и готовность прийти на помощь соседу, другу и даже незнакомцу. Гостеприимство в армянском доме – ярко-выраженная черта нации. По любому радостному поводу здесь накрывается стол, отказ присесть к столу будет расценен как серьезная обида.

Основа армянского воспитания — уважение к старшим, с мнением которых, особенно в вопросах семейной жизни, очень считаются. Довольно строго соблюдаются внешние знаки внимания к старшим: если в дом входит пожилой человек, то молодые люди встают и садятся только после приглашения старшего в доме, при старших стесняются громко разговаривать, как правило, не курят. Одинаковое отношение ко всем детям и внукам проявляют старики. Домашним хозяйством в семье традиционно ведает старшая в доме женщина, её авторитет непререкаем.

Каждая услуга, оказанная седине, ставилась молодому человеку в честь. Уважение к старшим у армянского народа — это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

(Слайд 24). В нашем многонациональном городе есть православные храмы и мусульманские мечети

(Слайд 25). Памятник зодчества XVIIIвека армянская церковь Сурб хач и действующая церковь Сурб Арутюн.

(Слайд 26). А в июне 2015 года в городе Ростове-на-Дону прошёл первый в истории Конгресс народов Дона под названием «Столица ста лиц».

«Конгресс народов Дона» - это призыв к единству действий по поддержанию межнационального мира и спокойствия на Дону.

(Слайд 27). Сегодня в области действуют более 80 региональных и местных национально-культурных объединений. Армянская община одна из самых крупных и активных.

(Слайд 28). Умение жить в ладу с другими нациями и народами закладывается в детстве, поэтому мы должны учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие, учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Когда есть уважение к каждому народу, живущему рядом с тобой, мир на Земле – такое же естественное явление, как и умение дышать. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой.


Звучит песня «Я-русский»

https://yandex.ru/video/preview/10230898235664452046


Часть 3. Заключение. Подведение итогов выполнения творческих заданий.

Ведущий предлагает жюри оценить работу команд: викторину и плакаты.


Награждение участников викторины.

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!