СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина про жизнь и научную деятельность В.И. Вернадского.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина про жизнь и научную деятельность В.И. Вернадского.»

Вопросы викторины про жизнь и научную деятельность В.И. Вернадского.

1. Где и когда родился В.И. Вернадский?

а) Владимир Вернадский родился в Москве 12 апреля 1865 года,

б) Владимир Вернадский родился в Красногорске 15 марта 1860 года,

в) Владимир Вернадский родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года,

2. Назовите высшее учебное заведение и факультет, куда поступил В.И. Вернадский после окончания гимназии.

а) физико-математический факультет, Петербургский университет,

б) кафедра минералогии, Московский университет,

в) кафедра естественной истории, Украинская академия наук,

г) Симферопольский Таврический университет, кафедра геохимии.

3. Кто из известных ученых были преподавателями у В. И. Вернадского?

а) Ломоносов и Тютчев

б) создатель периодической системы элементов Дмитрий Менделеев, основоположник почвоведения Василий Докучаев

в) академик А. Е. Ферсман и профессор Р. И. Гельвиг.

4. Назовите первую должность, на которую был назначен В. И. Вернадский.

а) первый президент Украинской академии наук,

б) лауреат Сталинской премии I степени,

в) приват-доцент кафедры минералогии Московского университета

5. В каких областях науки работал В. И. Вернадский?

а) геология и кристаллография, минералогия и геохимия, радиогеология и биология, биогеохимия и философия,

б) история, литература, геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке и общественная деятельность,

в) минералогия и геохимия, радиогеология и биология, биогеохимия и философия.

6. Назовите место пребывания В.И. Вернадского, куда он был эвакуирован в годы Великой Отечественной войны.

а) Сибирь,

б) Казахстан,

в) Европа

7. Вернадский основал:

a) Академию наук РСФСР,

б) Академию наук Украины,

в) Академгородок в Москве,

8. Вернадский был директором

a) Радиевого института,

б) Поллониевого института,

в) Алюминиевого института,

9. Вернадский- один из представителей

a) русского космополитизма,

б) русского космизма,

в) советской космонавтики.

10. Ноосфера-

a) новая сфера,

б) живая среда,

в) сфера разума

11. Одна из станций Московского метро называется

а) Улица Вернадского,

б) Проспект Вернадского,

в) Площадь Вернадского.

12. Вернадский создал науку

a) нообиохимию,

б) биогенетику,

в) биогеохимию.

13. В Академии Наук СССР Вернадский создал

a) Отдел живого вещества,

б) Отдел радиоактивного вещества,

в) Отдел неживого существа.

14. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера;

б) литосфера;

в) биосфера.

15. Учение о биосфере было создано:

а) Ж. Б. Ламарком;

б) В. И. Вернадским;

в) Э. Леруа.

16. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км;

б) 12,5 км;

в) 10 км;

17. Живое вещество -это:

а) совокупность всех растений биосферы;

б) совокупность всех животных биосферы;

в) совокупность всех живых организмов биосферы;

18. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк;

б) вода, почва;

в) растения, животные, бактерии, грибы.



Ответы: 1 -в; 2 -а; 3 -б; 4 -в; 5 -а; 6 -б; 7 -б; 8 -а; 9 -б; 10-в; 11-б; 12-в;13-а; 14-в; 15-б; 16-а; 17-в; 18-а.



Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планет. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.)

2. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше - сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.)

3. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее - на стенках пробирки появится конденсат.)

4. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растений.)

5. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное - создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии - пирогенные ландшафты.)

6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

(Аэрация - это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений.)

7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

(С погружение в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.)





8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

(Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% - консументы.)

9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

(Использование огня, одомашнивание растений и животных и научно - технический прогресс).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!