.
ВИКТОРИНА
по русскому языку для 5 класса «Путешествие в Граматеево»
Ход викторины:
Оргмомент. Деление на команды.
Задание 1. «Знаки препинания»
- О каких знаках препинания идёт речь?
1. Бурным чувствам
Нет конца;
Пылкий нрав
У молодца! (Восклицательный знак).
2. Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак).
3. Стоят три кумушки
Рядком.
Ведут беседу,
Но тайком,
Какими-то далёкими
Туманными намёками. (Многоточие).
4. Ляжет палочкой
На строчку:
- Проходите по
Мосточку. (Тире).
5. Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (Точка).
Задание 2. «Найти слово в слове».
В данных словах найдите другие слова:
глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.
Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.
(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)
Задание 3: «Отгадай загадку»
- Отгадайте загадки, запишите ответ.
1. Не моторы, а гудят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Пчёлы).
2. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь).
3. Он циркач такой лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился – и ни шагу. (Циркуль).
4. Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором. (Пальцы).
5. Явился в жёлтой шубке
Прощайте две скорлупки! (Цыплёнок).
6. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук. (Счёты)
Задание 4: Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку. (Вопросы задаются командам поочерёдно, если одна не может ответить, то право ответа передаётся другой).
- Какой конь борозды не портит? (Старый).
- От чего лучше всего танцевать? (От печки).
- Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).
-Чего не вырубишь топором? (Что написано пером).
- Чем долг красен? (Платежом).
- Когда приходит аппетит? (Во время еды).
- Где черти водятся? (В тихом омуте).
- Что любят деньги? (Счёт).
- Что знает кошка? (Чьё мясо съела).
- Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).
- На какой роток не накинуть платок? (На чужой).
- В какие сани не следует садиться? (Не в свои).
Задание 5: Конкурс капитанов. «Перекрёстный бой»
(По очереди для каждого капитана задаётся вопрос, если один не ответил, право переходит другой команде)
Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
Как называется школьный известняк? (Мел.)
Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
Задание 6: Быстро и правильно произнести скороговорки (по командам)
- У пенька опять пять опят.
- У реки росла рябина, а река текла, рябила.
Задание 7:
Ведущий: Всё на свете состоит из чего-то: лес из деревьев, облака из капелек воды, стены из кирпичиков. А из чего состоят слова? (Ответы детей.) Из четырёх строительных блоков – морфем: приставки, корня, суффикса и окончания. Сейчас вы будете строить слова. Команда, выполнившая задание первой, получает балл. За правильно составленное слово, команды получают тоже по баллу.
Загадка первой команде. Его корень находится в слове ВЯЗАТЬ, приставка - в слове ЗАМОЛЧАТЬ, суффикс - в слове СКАЗКА, окончание - в слове РЫБКА. (ЗАВЯЗКА)
Загадка второй команде. Его корень находится в слове СНЕЖИНКА, приставка - в слове ПОДЪЕХАЛ, суффикс - в слове ЛЕСНИК, окончание - в слове УЧЕНИКИ. (ПОДСНЕЖНИКИ)
Задание 8: Закончи пословицу:
1 команде:
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
2 команде:
1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
4. Поспешишь - … (людей насмешишь).
Заключительная часть.
Ведущий. Хочу вам пожелать успехов в изучении русского языка. Чтобы ваша речь была чистой, умной и красивой. А закончу я наше занятие словами пожелания от лица И. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Протокол
| КОМАНДА № 1 | КОМАНДА № 2 |
I | | |
II | | |
III | | |
IV | | |
V | | |
VI | | |
VII | | |
VIII | | |
Итого: | | |