СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина по русскому языку»

Викторина по русскому языку

Цель:

-углубить знания учащихся по основным разделам языка;

-научить учащихся глубокому лингвистическому анализу слова;

-воспитывать любовь к родному языку, чувство коллективности и солидарности.


Тур №1.

Лексика.

Мой верный друг!

Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб!

Родной язык!

Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. Язык может быть и великим даром, и источником страданий.

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…

Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»

В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? (Диалекты)

Задание 1.

Определить лексическое значение диалектизма. Что это такое?

1. Ноговицы – носки

2. Издёвленок – шутник, острослов

3. Хлопанцы – шлёпанцы

4. Шмыгало – подвижный человек

5. Провинка – ошибка

6. Седмица – неделя

7. Рех – дыра, отверстие, прореха

8. Подлокотник – помощник, подручный

Задание 2.

Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.

Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке.

1. Око – глаз

2. Чело – лоб

3. Выя – шея

4. Чрево – живот

5. Перст – палец

6. Вежды – веки

7. Ланиты – щеки

8.Уста – губы

9.Длань – ладонь

Задание 3.

Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

По лексическому значению определите, о каком слове идет речь.

1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

2. Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

3. Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

5. Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)

6. Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

7. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

8. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

Задание 4.

Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

Задание:5

Я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

1. Мыльня – баня

2. Представщик – актер

3. Говядо – скот

4. Топталище – тротуар

5. Лечезнание – медицина

6. Силоделие – механика

7. Ветродуй – вентилятор

Подведение итогов за первый тур.

ТУР №2.

Фонетика. Морфемика.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.

Варе..ка, коври..ка, деревя..ка, костя..ка.

Задание 2. В каком слове русского языка подряд следуют три буквы Е?

Задание 3. Какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?

Задание 4. В каком из слов нет окончания?

1) степной; 2) стеной; 3) герой; 4) долой; 5) второй.

Задание 5. Какие из слов произошли от одного корня: пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота?

Задание 6. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв,

Задание 7. Как правильно обратиться к незнакомому человеку в Испании?

Задание 8. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов кочерга, простыня, дно.

Задание 9. Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Архангельска, Копейска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Вологды, Курска?

ТУР №3

Проводится игра по басням Крылова. Зачитывается начало морали басни, ребята ее продолжают и называют басню.

«Ты все пела? это дело...» («Так поди же попляши!». «Стрекоза и Муравей».)

«Ай, Моська! знать она сильна...» («Что лает на Слона!». «Слон и Моська».)

«От ларчика отстал / И, как открыть его, никак не догадался...» («А Ларчик просто открывался». «Ларчик».)

«А вы, друзья, как ни садитесь...» («Все в музыканты не годитесь». «Квартет».)

«Кукушка хвалит Петуха...» («За то, что хвалит он Кукушку». «Кукушка и Петух».)

«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам...» («Да только воз и ныне там». «Лебедь, Щука и Рак».)

«На взгляд-то он хорош, / Да зелен — ягодки нет зрелой...» («Тотчас оскомину набьешь». «Лисица и виноград».)

1. Импровизация на заданную тему.

В течение одной минуты каждый участник, сочиняя на ходу, рассказывает историю на одну из предложенных тем:

«Если б я был Карлсоном…»

«Если б я был Винни-Пухом…»

«Если б я был Пеппи Длинныйчулок…»

«Если б я был Бармалеем…»

Выбери правильный вариант ответа.

Какая страна является родиной Ганса Андерсена?

а) Англия;

б) Франция;

в) Дания.

2. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?

а) Сладков;

б) Чарушин;

в) Бианки.

3. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?

а) Гаршин;

б) Мамин-Сибиряк;

в) Бажов.

1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

а) сказке;

б) рассказу;

в) басне.

2. Кто автор слов «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

а) Некрасов;

б) Крылов;

в) Пушкин.

3. С чего начинается сказка?

а) с концовки;

б) с зачина;

в) с намека.

4. Какой жанр не является устным народным творчеством?

а) сказка;

б) легенда;

в) статья;

г) небылица.

5. Кто из художников иллюстрировал сказки?

а) Васнецов;

б) Айвазовский;

в) Левитан.

Метод получения знаний путем многократного повторения. (Зубрежка.)

Сувенир, в котором скрылось несколько таких же. (Матрешка.)

Какое расстояние, согласно поговорке, бывает между двумя самыми сильными чувствами? (Один шаг.)

Личный праздник, что бывает, к сожаленью, только раз в году? (День рожденья.)

Конкурс «Старая сказка, да на новый лад»


Придумайте за одну минуту новый финал народным сказкам:

«Репка», «Колобок», «Сестрица Аленушка», «Царевна-лягушка».


Подведение итогов.

Ответы на Викторину по русскому языку

1. Варежка, коврижка, деревяшка, костяшка.

2. Длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т. д.

3. Иван Крылов.

4. Долой.

5. Все (пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота).

6. Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников.

7. Дон.

8. Кочерёг, простынь (допустимо простыней), доньев.

9. Архангельск – архангелогородцы, Копейск – копейчане, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Вологда – вологодцы, Курск – куряне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!