СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "По литературным тропинкам"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована в 6 классе при проведении недели русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«6 класс»

Внеклассное мероприятие по литературе для 6 класса "По литературным тропинкам"


Организационный этап

Выбираются три капитана по усмотрению учителя. Они набирают себе команды. Выбирается жюри(приложение №3). Структура баллов определяется индивидуально.

Цель: развивать интерес учащихся к чтению.

Задачи:

  1. Закрепить пройденный материал, способствовать поднятию интереса к   получению новых знаний.

  2. Проверить качество полученных знаний и кругозор учащихся.

  3. Способствовать сплочению коллектива, научить ребят работать в команде, нести ответственность перед всеми членами коллектива.

  4. Помочь становлению нравственной культуры, а также самовыражению личности учащихся.



  1. Приветствие команд. Команды придумывают название, девиз, оформляют визитку и представляют жюри.

  2. Сказочная викторина. Командам по очереди задается вопрос, дается 30 секунд на размышление, если ответа нет, могут ответить соперники.

1. Чем все очень разные сказки похожи друг на друга?

(В любой сказке обязательно побеждает Добро.)

2. У этой «народной» русской сказки автор всё-таки есть - Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица?

(«Курочка-Ряба».)

3. Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алёши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым?

(«Чёрная курица, или Подземные жители».)

4. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться?

(«Мойдодыр».)

5. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик?

(Н. Носов.)

6. Поляки называют её Едзина, чехи - Езинка, словаки - Ежи Баба, а как называем её мы?

(Баба-Яга.)

7. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника.

(Свист.)

8. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме жителей в жилищный кооператив?

(Русская народная сказка «Теремок».)

9. Назовите жаркое место рождения Колобка.

(Печь.)

10. Назовите популярную русскую народную сказку с тремя покушениями на убийство и одним убийством?

(«Колобок».)

11. Какая зверюга жаловалась Айболиту, что её укусила оса; не смогла пообедать у журавля; наказала Колобка за хвастовство?

(Лиса.)

12. Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано?

(Лиса Патрикеевна.Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV веке.)

13. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап?

(Русская народная сказка «Репка».)

14. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи.

(Царевна-лягушка.)

15. Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды.

(Рукава платья Царевны-лягушки.)

16. Какое настоящее имя у Царевны-лягушки?

(Василиса Премудрая.)

17. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.

(Кощей Бессмертный.)

18. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием?

(Игла.)

19. Какие сказочные персонажи А.С. Пушкина прожили вместе «тридцать лет и три года»?

(Старик и старуха.)

20. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом...»?

(Золотой рыбке.)

21. Как звали персонажа сказки А.С. Пушкина, который превращался в шмеля, муху и комара?

(Князь Гвидон.)

22.Кто написал рассказ "Муму"? (И.С.Тургенев)

23.Кто из писателей имел псевдонимы Человек без селезёнки, Антоша Чехонте? (А.П.Чехов)

24.Кто написал сказку «Конёк-горбунок»?(П.П.Ершов).


  1. Театр одного актера (прочесть басню И.А.Крылова (на выбор – приложение №1), используя мимику и жестикуляцию).


  1. Иллюстрация-загадка.

Задание: на экране (приложение №2) представлены иллюстрации к известным произведениям. Назовите произведение и его автора.


5.Поэтический конкурс.

Задание: Продолжите строки стихотворений. Назовите произведение и автора стихотворения.

1.Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

( С.Есенин.«Береза»)

2.Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

(А.С.Пушкин «Няне»)

3.- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

(М.Ю.Лермонтов «Бородино»).

4. Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

(М.Ю.Лермонтов «Парус»)

5. Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)

6. Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(А.С.Пушкин «И.И.Пущину»)

7. Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

(М.Ю.Лермонтов «Тучи»)

8. Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

(М.Ю.Лермонтов «Утес»)

9. Люблю грозу вначале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»)


10.Я пришел к тебе с приветом,

Рассказатьчто солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

(А.А.Фет «Я пришел к тебе с приветом»)

11.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

(И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

12. Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

(И.А.Крылов «Свинья под дубом»)

13.Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

(Н.А.Некрасов «Железная дорога»)

14. Однажды, в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах... а сам с ноготок!

(Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)

15. У Лукоморья дуб зленый

По одному баллу за автора и по 1 баллу за продолжение

6.Конкурс капитанов

А. Вопрос для капитана (капитаны задают друг другу по три вопроса) (опережающее задание). По два балла за ответ на вопрос

Б. Продолжи пословицу.

1. Не имей сто рублей, а…(имей сто друзей)

2. Слово не воробей:…(вылетит- не поймаешь)

3. Ученье – свет, а …(неученье- тьма)

4. С книгой поведешься- …(ума наберешься)

5. Кончил дело-… (гуляй смело)

6. Яблоко от яблони…(недалеко падает)

7. Старый друг лучше…(новых двух)

8. За двумя зайцами погонишься-…(ни одного не поймаешь)

9. Испокон века книга…(растит человека)

10. Кто много читает, тот …(много и знает)

По одному баллу за пословицу



Подведение итогов.

Все конкурсные испытания позади. Вы продемонстрировали свои знания, которые должно оценить наше мудрое жюри. Предоставляем слово…

Награждение команд грамотами. Звучит музыка.


8


Просмотр содержимого документа
«приложение №1»

МАРТЫШКА И ОЧКИ



Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Все про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.



ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА



Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть". -

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?" -

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.



СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ



Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;

Стрекоза уж не поет;

И кому же в ум пойдет

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

"Не оставь меня, кум милый!

Дай ты мне собраться с силой

И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!" -

"Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?" -

Говорит ей Муравей.

"До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах* у нас -

Песни, резвость всякий час,

Так что голову вскружило". -

"А, так ты..." - "Я без души

Лето целое все пела". -

"Ты все пела? Это дело:

Так поди же, попляши!"



Просмотр содержимого документа
«приложение №3»

Название команды/

Название конкурса

Капитан – Кириллова

Капитан – Моисеева

Капитан – Селезнева

Приветствие(5 баллов)




Викторина (8 баллов)




Театр одного актера (6 баллов)




Иллюстрация-загадка




Поэтический конкурс(10 баллов)




Конкурс капитанов (5 баллов)




Итого:




Занятое место:








ЖЮРИ









Просмотр содержимого презентации
«приложение №2»

Иллюстрация-загадка Конкурс №4

Иллюстрация-загадка

Конкурс №4

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

А.С. Пушкин «Дубровский»

А.С. Пушкин «Дубровский»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Н.С. Лесков «Левша»

Н.С. Лесков «Левша»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

В.Г. Короленко «В дурном обществе»

И.С. Тургенев «Муму»

И.С. Тургенев «Муму»

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

С.Я. Маршак «12 месяцев»

С.Я. Маршак «12 месяцев»

И.С. Тургенев «Бежин луг»

И.С. Тургенев «Бежин луг»

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

Домашняя работа: 1. Прочитать главу «Фаталист». 2. Подготовиться к самостоятельной работе по главам «Княжна Мэри» и «Фаталист». 3.Ответить письменно на вопросы: а) Способен ли, по вашему мнению, Печорин на настоящую любовь? Б)Какие черты характера проявляет Печорин во время дуэли?

Домашняя работа:

1. Прочитать главу «Фаталист».

2. Подготовиться к самостоятельной работе по главам «Княжна Мэри» и «Фаталист».

3.Ответить письменно на вопросы:

а) Способен ли, по вашему мнению, Печорин на настоящую любовь?

Б)Какие черты характера проявляет Печорин во время дуэли?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!