СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по Конституции РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по Конституции РФ»

МБОУ «СОШ №1 с.п. Надтеречное»





План-конспект урока по обществознанию в 9 классе.





Т: «Конституционные права и обязанности граждан РФ».

Урок-практикум.





Учитель истории и обществознания высшей категории

Обухова Оксана Юрьевна















Чеченская Республика

2019 год

Тема: «Конституционные права и обязанности граждан РФ»



Тип урока: урок-практикум

Методические приемы: ознакомительно-аналитическая работа с документом (правовой источник, Конституция РФ), поисковая работа с документом, творческая работа по созданию правовых задач, творческая работа с иллюстративным материалом.

Цель: сформировать у обучающихся представления об основных правах и обязанностях граждан РФ.

Задачи:

Обучающие:

- сформировать у учащихся представления об основных правах и обязанностях граждан РФ;

- сформировать представления о правомерном и неправомерном поведении граждан.

Развивающие:

- формировать навык работы с документом (правовым источником);

- формировать навыки устных выступлений на русском языке;

- отрабатывать навыки работы с иллюстративны материалом.

Воспитательные:

- воспитывать правомерное поведение и активную гражданскую позицию.



Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности через практическую направленность урока;

- осознание себя законопослушным и активным гражданином РФ.

Регулятивные УУД:

- осуществление целеполагания в формате урочной деятельности;

- определение последовательности действий (при решении и создании правовых задач);

- осуществление самоконтроля при решении задач с учетом скорости работы с источником.

Познавательные УУД

- самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения конкретных правовых задач;

- отбирать необходимый материал в источнике;

- ориентироваться в системе имеющихся знаний;

- применять ключевые компетенции во всех заданных на уроке формах заданий.

Основные понятия: Конституция, права и обязанности граждан.

Оборудование: Конституция РФ (у учителя и каждого обучающегося), презентация.



Ход урока.

1. Организационный момент. Мотивация.

В качестве мотивирующей части используется высказывание: «Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь». Ханна Арендт

Вопрос учащимся, что означает данное высказывание (определение смысла)?

В ходе эвристической беседы необходимо прийти к пониманию, что граждане должны знать свои права.

Учитель предлагает обучающимся выступить в роли юристов, дающих консультации по Конституции РФ через решение праввых задач.

На доске и в тетрадях обучающихся записывается тема урока.

2. Решение задач. Фронтальная работа с классом.

Учитель выводит правовые задачи на экран и предлагает обучающихся самостоятельно найти решение задачам, используя Конституцию РФ (глава 2).

Учитель предупреждает обучающихся, что ответы должны быть полными, четкими, хорошо слышимыми. Обращает внимание на скорость выполнения задания и оценивание первых правильных ответов.



Задачи:

1. 100 жителей города N, купивших квартиры в новостройке на улице Заречной, обратились в прокуратуру с жалобой на застройщика. Указанным гражданам стало известно, что дом, в котором они купили квартиры, построен на месте утилизации отходов. До покупки квартир гражданам об этом ничего не было известно.

Были ли нарушены конституционные права граждан?

2. Гражданин Иванов обратился к начальнику почтового отделения с жалобой, что полученное им письмо оказалось вскрытым. Начальник почты заявил, что ему некогда заниматься подобной ерундой.

Имелись ли правовые основания у Иванова обращаться с жалобой к начальнику почты?

3. Гражданке Петровой было отказано в приеме на работу в компанию «Z», несмотря на то, что гражданка имела требуемую квалификацию. Менеджер компании пояснил, что в анкете гражданка Петрова указала, что исповедует старообрядческую веру, а компания «Z» не принимает на работу лиц, исповедующих такую религию.

Были ли нарушены конституционные права гражданки Петровой?

4. 20-летние студенты Смирнов и Сидоров были задержаны сотрудниками полиции на месте преступления 10 сентября 2019 года в 22-00 и доставлены в районное отделение полиции. 11 сентября 2019 года в 8-00 Смирнов и Сидоров стали требовать у дежурного выпустить их из камеры, так как преступления они не совершали и им необходимо явиться на место учебы.

Были ли в данном случае нарушены конституционные права Смирнова и Сидорова?

5. 13-летний Сергей окончил 7 классов школы и решил больше в школу не ходить, а помогать отцу по хозяйству, заниматься разведением лошадей. Отец Сергея не возражал против решения сына. Однако, вскоре после начала учебного года семью навестили классный руководитель мальчика и социальный педагог, которые предупредили семью, о том, что если Сергей не продолжит обучение в школе, то его родители будут привлечены к юридической ответственности.







3. Составление задач по иллюстрациям. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Учитель объясняет задание: используя Конституцию РФ гл. 2, собственный опыт, а также имеющиеся у обучающихся знания по курсу обществознания, составить подобные задачи.

Предлагается время для формулирования задач (3-5 минут).

Обучающиеся воспроизводят устно составленные ими задачи. Другие обучающиеся ищут ответы на задачи в том же формате работы с гл. 2 Конституции РФ.

4. Составление задач. Самостоятельная творческая работа обучающихся.

Учитель предлагает обучающимся составить задачу в паре.

Обучающиеся составляют задачи (3-5 минут).

Обучающиеся воспроизводят устно задачи. Другие обучающиеся ищут ответы на задачи в том же формате работы с гл.2 Конституции РФ.

Учитель контролирует время.

5. Мини-дискуссия о правах и обязанностях.

На экран выводится высказывание К. Маркса «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».

Как и на мотивационном этапе учитель обращается к обучающимся за определением смысла высказывания.

Идет небольшое (1-3 минуты) фронтальное обсуждение проблемы.

Обучающиеся должны выйти на понимание того, что права человека могут реализовываться только если мы соблюдаем права других людей и поддерживаем целостность государства.

6. Оценивание работы обучающихся.

Учитель выставляет положительные оценки обучающимся, давшим полные правильные ответы. Отмечает моменты, которые не удалось выполнить некоторым учащимся.

7. Домашнее задание.

Прочитать главу 2 Конституции РФ. Составить самостоятельно одну аналогичную задачу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!