МБОУ «СОШ №1 с.п. Надтеречное»
План-конспект урока по обществознанию в 9 классе.
Т: «Конституционные права и обязанности граждан РФ».
Урок-практикум.
Учитель истории и обществознания высшей категории
Обухова Оксана Юрьевна
Чеченская Республика
2019 год
Тема: «Конституционные права и обязанности граждан РФ»
Тип урока: урок-практикум
Методические приемы: ознакомительно-аналитическая работа с документом (правовой источник, Конституция РФ), поисковая работа с документом, творческая работа по созданию правовых задач, творческая работа с иллюстративным материалом.
Цель: сформировать у обучающихся представления об основных правах и обязанностях граждан РФ.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать у учащихся представления об основных правах и обязанностях граждан РФ;
- сформировать представления о правомерном и неправомерном поведении граждан.
Развивающие:
- формировать навык работы с документом (правовым источником);
- формировать навыки устных выступлений на русском языке;
- отрабатывать навыки работы с иллюстративны материалом.
Воспитательные:
- воспитывать правомерное поведение и активную гражданскую позицию.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- развитие мотивов учебной деятельности через практическую направленность урока;
- осознание себя законопослушным и активным гражданином РФ.
Регулятивные УУД:
- осуществление целеполагания в формате урочной деятельности;
- определение последовательности действий (при решении и создании правовых задач);
- осуществление самоконтроля при решении задач с учетом скорости работы с источником.
Познавательные УУД
- самостоятельно предполагать какая информация нужна для решения конкретных правовых задач;
- отбирать необходимый материал в источнике;
- ориентироваться в системе имеющихся знаний;
- применять ключевые компетенции во всех заданных на уроке формах заданий.
Основные понятия: Конституция, права и обязанности граждан.
Оборудование: Конституция РФ (у учителя и каждого обучающегося), презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация.
В качестве мотивирующей части используется высказывание: «Потеря человеческих прав тотчас же совпадает с превращением личности в биологическую особь». Ханна Арендт
Вопрос учащимся, что означает данное высказывание (определение смысла)?
В ходе эвристической беседы необходимо прийти к пониманию, что граждане должны знать свои права.
Учитель предлагает обучающимся выступить в роли юристов, дающих консультации по Конституции РФ через решение праввых задач.
На доске и в тетрадях обучающихся записывается тема урока.
2. Решение задач. Фронтальная работа с классом.
Учитель выводит правовые задачи на экран и предлагает обучающихся самостоятельно найти решение задачам, используя Конституцию РФ (глава 2).
Учитель предупреждает обучающихся, что ответы должны быть полными, четкими, хорошо слышимыми. Обращает внимание на скорость выполнения задания и оценивание первых правильных ответов.
Задачи:
1. 100 жителей города N, купивших квартиры в новостройке на улице Заречной, обратились в прокуратуру с жалобой на застройщика. Указанным гражданам стало известно, что дом, в котором они купили квартиры, построен на месте утилизации отходов. До покупки квартир гражданам об этом ничего не было известно.
Были ли нарушены конституционные права граждан?
2. Гражданин Иванов обратился к начальнику почтового отделения с жалобой, что полученное им письмо оказалось вскрытым. Начальник почты заявил, что ему некогда заниматься подобной ерундой.
Имелись ли правовые основания у Иванова обращаться с жалобой к начальнику почты?
3. Гражданке Петровой было отказано в приеме на работу в компанию «Z», несмотря на то, что гражданка имела требуемую квалификацию. Менеджер компании пояснил, что в анкете гражданка Петрова указала, что исповедует старообрядческую веру, а компания «Z» не принимает на работу лиц, исповедующих такую религию.
Были ли нарушены конституционные права гражданки Петровой?
4. 20-летние студенты Смирнов и Сидоров были задержаны сотрудниками полиции на месте преступления 10 сентября 2019 года в 22-00 и доставлены в районное отделение полиции. 11 сентября 2019 года в 8-00 Смирнов и Сидоров стали требовать у дежурного выпустить их из камеры, так как преступления они не совершали и им необходимо явиться на место учебы.
Были ли в данном случае нарушены конституционные права Смирнова и Сидорова?
5. 13-летний Сергей окончил 7 классов школы и решил больше в школу не ходить, а помогать отцу по хозяйству, заниматься разведением лошадей. Отец Сергея не возражал против решения сына. Однако, вскоре после начала учебного года семью навестили классный руководитель мальчика и социальный педагог, которые предупредили семью, о том, что если Сергей не продолжит обучение в школе, то его родители будут привлечены к юридической ответственности.
3. Составление задач по иллюстрациям. Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Учитель объясняет задание: используя Конституцию РФ гл. 2, собственный опыт, а также имеющиеся у обучающихся знания по курсу обществознания, составить подобные задачи.
Предлагается время для формулирования задач (3-5 минут).
Обучающиеся воспроизводят устно составленные ими задачи. Другие обучающиеся ищут ответы на задачи в том же формате работы с гл. 2 Конституции РФ.
4. Составление задач. Самостоятельная творческая работа обучающихся.
Учитель предлагает обучающимся составить задачу в паре.
Обучающиеся составляют задачи (3-5 минут).
Обучающиеся воспроизводят устно задачи. Другие обучающиеся ищут ответы на задачи в том же формате работы с гл.2 Конституции РФ.
Учитель контролирует время.
5. Мини-дискуссия о правах и обязанностях.
На экран выводится высказывание К. Маркса «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав».
Как и на мотивационном этапе учитель обращается к обучающимся за определением смысла высказывания.
Идет небольшое (1-3 минуты) фронтальное обсуждение проблемы.
Обучающиеся должны выйти на понимание того, что права человека могут реализовываться только если мы соблюдаем права других людей и поддерживаем целостность государства.
6. Оценивание работы обучающихся.
Учитель выставляет положительные оценки обучающимся, давшим полные правильные ответы. Отмечает моменты, которые не удалось выполнить некоторым учащимся.
7. Домашнее задание.
Прочитать главу 2 Конституции РФ. Составить самостоятельно одну аналогичную задачу.