Викторина «Конституция –Основной закон страны»
Цель:
1. Познакомить детей с Конституцией России;
2. Закреплять знания детей о государственной символике;
3. Формировать у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Ход мероприятия:
Учитель: 12 декабря – значительная дата для Российской Федерации. Это национальный праздник, именуемый Днем Конституции Российской Федерации. Данный законодательный акт был принят как основной закон государства в 1993 году и сегодня конституции исполнилось 27 лет. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.
Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция.
Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.
Конституция - это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.
Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы , фиксирует права и обязанности граждан.
Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
А теперь мы все примем участие в Викторине.
Первый конкурс «Разминка»
Кто является единственным источником власти в Российской Федерации? (Многонациональный народ)
Как называется независимость и самостоятельность государства во внешней политике? (Суверенитет)
Как называется высший законодательный акт Российской Федерации, который является основным гарантом прав и свобод граждан? (Конституция)
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании, каких органов власти? (Законодательная, судебная, исполнительная)
Что в Российской Федерации признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации? (Права и свободы человека и гражданина)
Какие права нам гарантирует Конституция Российской Федерации? (Право на жилище, труд, свободу и личную неприкосновенность, право на место жительства, право на государственную службу, право на свободу мысли и слова, право на образование, право на вероисповедание, право избирать и быть избранными и другие права.)
Что кроме прав человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции? (обязанности)
Мы знаем о своих правах, а какие у нас обязанности, гарантированные Конституцией? (Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество)
Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации? ( Президент)
Кто является главой Российской Федерации согласно Конституции? (Президент)
Какие права гарантирует 23 статья Конституции? (Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений)
Второй конкурс «Сказка сказке рознь»
Участнику будет представлен отрывок из художественного произведения. Он должен объяснить, какие права и свободы, согласно Российской Конституции, были нарушены.
Если не ответил, или ответил неправильно, отвечать может следующий учащийся и т. д.
«Сказка о царе Салтане …» ( А.С. Пушкин )
…Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую-
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод.»
( Ответ: «Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)
Какие конституционные права были нарушены?
«Сказка о золотом петушке» ( А.С. Пушкин )
Молвил царь ему, - что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»-
«Царь! – ответствует мудрец,-
Разочтемся наконец.
Помнишь? За мою услугу
Обещался мне как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу
Шамаханскую царицу..»
Крайне царь был изумлен.
………………………
Полно, знаешь ли, кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол царства моего!»-
«Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу»,-
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь:»Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока!
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась
( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность, невыполнение обязательств по договорам ( гражданское право))
Поэма А.С. Пушкина
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А серый волк ей верно служит
( Нарушено право на свободу и личную неприкосновенность)
А.С. Пушкин « Сказка о золотой рыбке
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты баба , белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
Осердилась пуще старуха,
По щеке ударила мужа:
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?
( Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно
А сороки - белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
Выйди солнышко скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зернышка не видно!»
( Нарушено право на благоприятную окружающую среду).
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по- моему хотенью”).
Учитель: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:
Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин; "Посадил дед репку"; Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству; Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене; Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл; Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;
Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину; Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён; Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.
Нарушения права на отдых; Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;
Нарушение права на неприкосновенность частной собственности ;
Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;
( “Золушка”, “Три поросенка”, “Багаж”, “Красная шапочка”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Серая шейка”
Третий конкурс «В жизни все случается»
Дети получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.
-1-я ситуация: На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ОДН.
- 2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)
- 3-я ситуация: Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).
- 4-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают.
-5-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.
Четвертый конкурс «Я знаю конституцию»
-Форма правления в России? (Республика)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?
(до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
-Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?
-Что означает "свобода совести"?
- Как называется страна, в которой мы живём? Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
- Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
- Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря? День Конституции Российской Федерации.
- В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? 12 декабря 1993 года. - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.
-Что такое Конституция?
Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.
- Подумайте, что такое законы? Это правила, которые устанавливает государство.
Подведение итогов.
“Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”
20 ноября – День прав ребенка
10 декабря – Всемирный день прав человека
12 декабря – День Конституции РФ
Учитель:
Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.