СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Конституция - основной закон страны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Конституция - основной закон страны"»

Викторина «Конституция –Основной закон страны»

Цель:

1. Познакомить детей с Конституцией России;

2. Закреплять знания детей о государственной символике;

3. Формировать у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.


Ход мероприятия:

Учитель: 12 декабря – значительная дата для Российской Федерации. Это национальный праздник, именуемый Днем Конституции Российской Федерации. Данный законодательный акт был принят как основной закон государства в 1993 году и сегодня конституции исполнилось 27 лет. Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года. Соотечественники всеобщим голосованием поддержали основной закон всей страны. Тем самым Россия сделала важный шаг в построении демократического государства, основанного на принципе равенства, гуманизма, мира и согласия.

Вряд ли вы найдете человека, который не слышал бы о том, что в его государстве есть конституция.

Конституцией гордятся, на них клянутся, ими укрепляют государственную власть.

Конституция - это своеобразный договор между народом, обществом и властями, государством.

Конституция – это основной закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы , фиксирует права и обязанности граждан.

Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

А теперь мы все примем участие в Викторине.


Первый конкурс «Разминка»

  1. Кто является единственным источником власти в Российской Федерации? (Многонациональный народ)

  2. Как называется независимость и самостоятельность государства во внешней политике? (Суверенитет)

  3. Как называется высший законодательный акт Российской Федерации, который является основным гарантом прав и свобод граждан? (Конституция)

  4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании, каких органов власти? (Законодательная, судебная, исполнительная)

  5. Что в Российской Федерации признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации? (Права и свободы человека и гражданина)

  6. Какие права нам гарантирует Конституция Российской Федерации? (Право на жилище, труд, свободу и личную неприкосновенность, право на место жительства, право на государственную службу, право на свободу мысли и слова, право на образование, право на вероисповедание, право избирать и быть избранными и другие права.)

  7. Что кроме прав человека и гражданина закреплено во второй главе Конституции? (обязанности)

  8. Мы знаем о своих правах, а какие у нас обязанности, гарантированные Конституцией? (Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, защищать Отечество)

  9. Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации? ( Президент)

  10. Кто является главой Российской Федерации согласно Конституции? (Президент)

  11. Какие права гарантирует 23 статья Конституции? (Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений)


Второй конкурс «Сказка сказке рознь»

Участнику будет представлен отрывок из художественного произведения. Он должен объяснить, какие права и свободы, согласно Российской Конституции, были нарушены.

Если не ответил, или ответил неправильно, отвечать может следующий учащийся и т. д.

  • Задание 1

«Сказка о царе Салтане …» ( А.С. Пушкин )

…Допьяна гонца поят

И в суму его пустую

Суют грамоту другую-

И привез гонец хмельной

В тот же день приказ такой:

«Царь велит своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод.»

( Ответ: «Нарушение права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.)


  • Задание 2

Какие конституционные права были нарушены?

«Сказка о золотом петушке» ( А.С. Пушкин )

Молвил царь ему, - что скажешь?

Подь поближе! Что прикажешь?»-

«Царь! – ответствует мудрец,-

Разочтемся наконец.

Помнишь? За мою услугу

Обещался мне как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу

Шамаханскую царицу..»

Крайне царь был изумлен.

………………………

Полно, знаешь ли, кто я?

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть пол царства моего!»-

«Не хочу я ничего!

Подари ты мне девицу,

Шамаханскую царицу»,-

Говорит мудрец в ответ.

Плюнул царь:»Так лих же: нет!

Ничего ты не получишь.

Сам себя ты грешник, мучишь;

Убирайся, цел пока!

Оттащите старика!»

Старичок хотел заспорить,

Но с иным накладно вздорить;

Царь хватил его жезлом

По лбу; тот упал ничком,

Да и дух вон. – Вся столица содрогнулась

( Нарушено право на жизнь и личную неприкосновенность, невыполнение обязательств по договорам ( гражданское право))


  • Задание 3

Поэма А.С. Пушкина

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А серый волк ей верно служит

( Нарушено право на свободу и личную неприкосновенность)


  • Задание 4

А.С. Пушкин « Сказка о золотой рыбке

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты баба , белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь!

Насмешишь ты целое царство».

Осердилась пуще старуха,

По щеке ударила мужа:

« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою?

( Нарушено право на личную неприкосновенность и оскорбление действием.)

  • Задание 5

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно


А сороки - белобоки

Поскакали по полям,

Закричали журавлям:

«Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота,

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал –

Заблудился и пропал.


Плачет серый воробей:

Выйди солнышко скорей!

Нам без солнышка обидно –

В поле зернышка не видно!»


( Нарушено право на благоприятную окружающую среду).


В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по- моему хотенью”).

Учитель: Все мы хорошо знаем сказки и мифы, но если проанализировать их с позиции соблюдения конституционных прав героев выявляется нечто неожиданное. Вам нужно определить, какая статья Конституции была нарушена в приведённой сказке, или каким конституционным правом воспользовались её герои:

Хоттабыч на тысячу лет заточен в кувшин; "Посадил дед репку"; Старый и противный Черномор принуждает Людмилу к замужеству; Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой дали ложную информацию царю Салтану о его жене; Зевс приковал к скале Прометея, печень которого ежедневно клюёт орёл; Львёнок и черепаха, лёжа на солнышке, поют песню;

Кот в сапогах съел людоеда, превратившегося в маленькую мышку, и передал всё его имущество своему хозяину; Баба Яга для перемещений в пространстве использует летательный аппарат, который, скорее всего ею и изобретён; Медведь не пускает Машеньку к дедушке и бабушке.

  • Нарушения права на отдых; Нарушение права на жизнь и личную неприкосновенность;

  • Нарушение права на неприкосновенность частной собственности ;

  • Нарушение права на неприкосновенность частной жизни;

( “Золушка”, “Три поросенка”, “Багаж”, “Красная шапочка”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Серая шейка”


Третий конкурс «В жизни все случается»


Дети получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

-1-я ситуация: На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении – постановка на учет в ОДН.

- 2-я ситуация: У вас день рождения и большая шумная компания. Соседка по дому просит сделать музыку тише и не шуметь, так как уже вечер. Как же быть: поговорить с друзьями или не обращать внимания на старушку, ведь вы имеете право на досуг и культурную жизнь? (Нарушается право других на отдых-ст. 37)

- 3-я ситуация: Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.

Вопрос: Будут ли ребята наказаны?

Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК).

- 4-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают.

-5-ситуация: Молодая семья, снимающая квартиру, при её уборке обнаружила камеру, на которую хозяин жилплощади, снимал всё, происходящее в помещении.

Четвертый конкурс «Я знаю конституцию»


-Форма правления в России? (Республика)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции?

(до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

-Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России?

-Что означает "свобода совести"?

- Как называется страна, в которой мы живём? Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.

- Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.

- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)

- Какой праздник мы будем отмечать 12 декабря? День Конституции Российской Федерации.

- В каком году была утверждена Конституция, по которой мы живём? 12 декабря 1993 года. - С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны, за это время в нее не внесена ни одна поправка.

-Что такое Конституция?

Конституция – это основной закон, по которому мы живём. Конституция (от лат. constitutio - устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

- Подумайте, что такое законы? Это правила, которые устанавливает государство.


Подведение итогов.

Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права”

20 ноября – День прав ребенка

10 декабря – Всемирный день прав человека

12 декабря – День Конституции РФ


Учитель:

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!