СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "Физика в лицах" 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект внеклассного мероприятия по физике - викторина "Физика в лицах"  в 10 классе. В данной разработке представлены скриншоты презентаций. 

Цель: актуализация и углубление знаний обучающихся об ученых - физиках различных периодов развития науки, а также знакомство с некоторыми фактами из их жизни и научной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Викторина "Физика в лицах" 10 класс»





КОНСПЕКТ внеклассного МЕРОПРИЯТИЯ по физике

викторина

ФИЗИКА В ЛИЦАХ











ШАНОВА Влада Николаевна – учитель физики МБОУ Богородицкой СШ

























Класс: 10

Название: Физика в лицах

Форма проведения: викторина

Цели:

Образовательная: 

  • Актуализация и углубление знаний обучающихся об ученых - физиках различных периодов развития науки, а также знакомство с некоторыми фактами из их жизни и научной деятельности.

Воспитательные:

  • Продолжение формирования научного мировоззрения и расширения кругозора учеников посредством разработанных вопросов и заданий викторины;

  • Воспитание идейно – патриотических чувств у обучающихся посредством актуализации и получения знаний об ученых – физиках, в том числе и советских;

  • Воспитание культуры поведения и взаимоотношений обучающихся посредством организации работы в командах.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности, интереса и инициативы обучающихся посредством знакомства с ранее неизвестными фактами в ходе решения заданий различного типа и сложности, а также использования интерактивного материала;

  • Развитие эмоций учеников посредством создания ситуаций удивления, занимательности, эмоциональных переживаний, а также присутствия соревновательного момента в ходе викторины.

Материально-техническое обеспечение: презентация, компьютер, карточки для деления на команды и карточка жюри, бланк жюри, секундомер.

Приложение: слайды презентации к данному конспекту, карточки членов команд, карточка жюри, бланк жюри.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

  1. Организационный момент (5 мин)

  2. Вступление (4мин)

  3. Основная часть. Викторина (25 мин)

  4. Итоги. Рефлексия (4 мин)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент

СЛАЙД 1

Учитель: здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете участвовать в одном познавательном и увлекательном мероприятии «Физика в лицах». Это викторина, в ходе которой вы актуализируете и расширите свои знания об ученых – физиках различных периодов развития науки, а также узнаете некоторые интересные факты из их жизни и деятельности. Данное мероприятие имеет соревновательный характер, так как в нем вы будете участвовать в командах. Вас 11, значит, будет 2 команды и один член жюри. Задача жюри: подсчитывать количество правильных ответов команд и их баллы, а также озвучивать результаты каждого этапа и викторины в целом.

Задача участников команд: выполнять задания викторины на каждом этапе, отвечая на предлагаемые вопросы, не забывая учитывать мнение каждого участника. Помните, вы будете командой!

Итак, сейчас разделимся на команды следующим образом. На столе лежат перевернутые карточки с портретом и именем ученого – физика (Т. Эдисон и И. Ньютон) и одна карточка члена жюри – на ней изображен судья. Вы подходите по одному, берете карточку, затем разделяетесь на команды по именам ученым. Одна команда занимает ряд у окна, другая – ряд у стены, жюри садится на средний ряд. Итак, приступаем.

Вступление

СЛАЙД 2

Учитель: хорошо, все разделились на команды, заняли свои места, а член жюри подготовился к подсчетам. Переходим к правилам. Слушаем внимательно и стараемся их не нарушать.

  1. Викторина включает в себя 6 этапов различной сложности, каждый из которых содержит в себе несколько заданий или вопросов.

  2. 1-3, 6 этап: 1 балл за каждый правильный ответ

4, 5 этап: 2 балла за каждый правильный ответ.

  1. На некоторые этапы отводится определенное количество времени.

  2. Ответы команды озвучивают по очереди, не выкрикивая их.

  3. Член жюри записывает количество баллов, полученные командами за каждый этап, в специальный бланк.

  4. За подсказки со стороны участников и члена жюри, за несоблюдение дисциплины и временных ограничений у команды снимается 5 баллов.

Ребята, прошу вас придумать названия команд, связанные с физикой.

Итак, с правилами ознакомились, названия команд есть. Переходим непосредственно к игре.

Основная часть. Викторина

СЛАЙД 3

Первый этап «Разминка»

1 балл – за каждый правильный ответ

Учитель: на этом этапе командам предлагается по очереди назвать фамилии ученых – физиков. На «разминку» отводится 2 мин. Если у одной команды возникает длительная заминка (более 10 сек), право ответа переходит другой команде.

Ученики по очереди предлагают фамилии ученых – физиков.

Член жюри заполняет бланк.

СЛАЙД 4-6

Второй этап «Их должны знать в лицо!»

1 балл за каждый правильный ответ

Учитель: ученикам (участникам команд) на слайдах демонстрируются портреты ученых-физиков. Участники должны назвать фамилию и желательно имя ученого. Команды отвечают по очереди:

  • Отвечает первой та команда, которая на первом этапе получила большее количество баллов;

  • Если одна команда затрудняется ответить, то право ответа переходит другой команде.

Учитель может дополнять ответы учеников различными фактами об ученых, делать соответствующие комментарии.

Слайды с портретами ученых в приложении (после ответа под портретом появляется имя ученого).

Ученики:

  1. М. В. Ломоносов

  2. К. Э. Циолковский

  3. И. Ньютон

  4. А. Эйнштейн

  5. А. Д. Сахаров

  6. Ш. О. Кулон

  7. А. Г. Столетов

  8. А. Ф. Иоффе

  9. Д. К. Максвелл

  10. Э. Ленц

  11. П. Л. Капица

  12. Б. Паскаль

  13. И. В. Курчатов

  14. Н. Бор

  15. Л. Ландау

  16. Г. С. Ом

СЛАЙД 7

Третий этап «Блиц - опрос»

1 балл за каждый правильный ответ

Учитель: перед началом этого этапа каждая команда выбирает одного участника, который будет отвечать на вопросы. Получается, в этом этапе участвует два ученика, которые выходят к доске по очереди. Каждому необходимо ответить на 8 вопросов, на которые отводится по 1, 5 минуте. Напоминаю, что отвечать нужно быстро, не слушать подсказки команд и уважительно относиться к команде – «сопернику». Начинаем.

Вопросы для участника команды №1:

  1. Учитель: кто создал теорию относительности?

Ученик: А. Эйнштейн

  1. Учитель: датский физик, обнаруживший действие тока на магнитную стрелку?

Ученик: Х. Эрстед

  1. Учитель: кто изучал свободное падение тел?

Ученик: Г. Галилей

  1. Учитель: в честь какого ученого названа основная единица измерения напряжения?

Ученик: А. Вольта

  1. Учитель: русский физик, возглавивший работы по созданию первой атомной бомбы в СССР? 

Ученик: И. В. Курчатов

  1. Учитель: эта женщина дважды была удостоена Нобелевской премии.

Ученик: Мария Склодовская-Кюри.

  1. Учитель: учёный, который под угрозой жизни вынужден был отречься от своего учения, но по преданию, уже выходя из зала суда, произнёс историческую фразу: "А всё-таки она вертится!".

Ученик: Галилео Галилей

  1. Учитель: кто получил первую Нобелевскую премию по физике?

Ученик: Вильгельм Рентген.

Вопросы для участника команды №2:

  1. Учитель: кто создал первый русский университет?

Ученик: М. В. Ломоносов

  1. Учитель: кто изобрел радио?

Ученик: А. С. Попов

  1. Учитель: кто современникам на удивленье измерил атмосферное давленье?

Ученик: Э. Торричелли

  1. Учитель: кому из ученых (по легенде) яблоко упало на голову?

Ученик: И. Ньютон

  1. Учитель: кто является основоположником космонавтики?

Ученик: К. Э. Циолковский

  1. Учитель: кто изобрел лампу накаливания?

Ученик: Т. Эдисон

  1. Учитель: кого называют “отцом русской авиации”?

Ученик: Н. Е. Жуковский

  1. Учитель: при участии какого ученого был создан первый в Европе циклотрон?

Ученик: И. В. Курчатов

СЛАЙД 8 -15

Четвертый этап «Детство и юность гениев»

2 балла за каждый правильный ответ

Учитель: вам предлагается 10 вопросов, в которых описывается детство и юность знаменитых ученых – физиков. Первой отвечает та команда, участник которой первым поднял руку. Если команда отвечает неправильно или затрудняется ответить, то право ответа переходит другой команде.

  1. Учитель: этот великий физик, сын коммерсанта, никогда не ходил в школу, но в 13 лет представил в Лионскую Академию свой первый доклад по математике, а к 18 знал греческий, латинский и итальянский языки, физику, высшую математику, ботанику и литературу. Он ввел в физику понятие «электрический ток». Назовите имя этого ученого.

Ученик: Андре Мари Ампер

  1. Учитель: сын кузнеца, с 12 лет работал посыльным, затем учеником и подмастерьем переплетчика в книжном магазине. За десять лет, проведенных в переплетной мастерской, будущий физик полностью ликвидировал пробелы в образовании, проводя опыты, описанные в переплетаемых им книгах. О ком это?

Ученик: Майкл Фарадей

  1. Учитель: физик, создатель волновой теории света, в 2 года – свободно читал, в 4 – знал на память множество стихотворений английских поэтов и охотно их декламировал, в 8 лет – вытачивал на токарном станке детали для сконструированных им же физических приборов. К 14 годам – знал греческий, арабский, итальянский, французский языки, латынь и математический анализ. Был студентом трех университетов. Кто это?

Ученик: Томас Юнг

  1. Учитель: сын фермера, воспитывался бабушкой. Уже в детстве любил строить сложные механические игрушки, модели машин, солнечные и водяные часы, хорошо рисовал, любил запускать воздушных змеев, Ночью он привязывал к ним фонари, а случайных зрителей убеждал, что это – кометы. С 12 лет учился в Королевской школе г. Грантеля, а в 18 – поступил в самый престижный колледж Кембриджского университета. Кто этот ученый?

Ученик: Исаак Ньютон

  1. Учитель: первый из голландцев, удостоившийся Нобелевской премии, сын земледельца. В 17 лет поступил в Лейденский университет, а уже через год (!) получил диплом кандидата наук. В 22 года с отличием защитил диссертацию и стал доктором наук. О ком это?

Ученик: о Хендрике Антоне Лоренце

  1. Учитель: немецкий физик. В детстве был слабым и болезненным ребенком, помогал отцу обслуживать посетителей в трактире. Но ему очень хотелось учиться, и сельский учитель помог мальчику поступить в школу. Учась в университете и готовясь стать священником, он узнал об учении Коперника. Это изменило его планы на будущее. Кто этот физик и астроном?

Ученик: Иоганн Кеплер

  1. Учитель: этот древнегреческий ученый в детстве был дружен с сыном царя – Филиппом будущим отцом Александра Македонского. Как звали этого ученого?

Ученик: Аристотель

  1. Учитель: родился в дворянской семье. В детстве он был хрупким и странным ребенком. Мать умерла, когда мальчику не было и трех лет. В колледже не учился, его обучал отец. В 17 лет он первым пришел к идее счетной машины и сам сконструировал ее. Кто этот математик и физик?

Ученик: Блез Паскаль

  1. Учитель: этот ученый оглох в десятилетнем возрасте, не смог учиться в школе и вынужден был заниматься самостоятельно. В 16 лет он увлекался астрономией, физикой, механикой и изобретательством. В дальнейшем он стал школьным учителем. Кто этот знаменитый ученый?

Ученик: Константин Эдуардович Циолковский

  1. Учитель: этот ученый в детстве работал продавцом газет в поезде и для опытов оборудовал себе лабораторию в багажном вагоне этого поезда, затем он стал телеграфистом. Как звали этого ученого?

Ученик: Томас Эдисон





СЛАЙД 16 - 21

Пятый этап «Ученый - открытие»

2 балла за каждый правильный ответ

Учитель: на этом этапе вам предлагается ответить на 6 вопросов, в которых описывается открытие и ученый, который его сделал. На обдумывание каждого вопроса дается 30 сек. После этого каждая команда называет свой вариант ответа. После показывается правильный ответ, и начисляются соответствующие баллы.

  1. Учитель: говорят, что этот ученый принялся за одно из своих великих изобретений после скандала с газовой компанией. «Вы имеете большой долг за газовое освещение», - заявила газовая компания и отключила газ. «А я и без вас обойдусь», - возмутился ученый и изобрел электрическую лампочку. Назовите имя ученого.

Ученик: Томас Эдисон

  1. Учитель: для демонстрации этого изобретения понадобилось несколько десятков пар монет из разных металлов и картон, смоченный соленой водой. На демонстрации этого опыта присутствовал Наполеон Бонапарт. Ученый за свои исследования получил титул графа. Что это за ученый и что он изобрел?

Ученик: Алессандро Вольта. «Вольтов столб» - Первый источник тока

  1. Учитель: когда один из жителей французского города Сент-Оморе использовал это изобретение, его соседи подали на него в суд, так как боялись погибнуть. Четыре года длился судебный процесс. Защитником выступал на суде Робеспьер, а экспертом со стороны истца – Марат. Что это за изобретение и кто его сделал?

Ученик: Бенджамин Франклин. Громоотвод

  1. Учитель: чтобы усовершенствовать это изобретение, понадобилось найти материал, который был бы наиболее тугоплавким. Нужное растение искали в Японии, на Кубе, Ямайке, в Китае, Бразилии, Индии. Многие при этом погибли от желтой лихорадки или укусов змей. Необходимым материалом стал бамбук, обработанный химическим раствором. Назовите изобретение и его создателей.

Ученик: А.Н. Лодыгин и Т.А. Эдисон. Лампа накаливания

  1. Учитель: чтобы подтвердить этот закон, ученому понадобилось подняться на знаменитую башню в г. Пиза. Как заметил известный американский физик Ю. Вигнер, эта удивительная закономерность «наблюдается безотносительно к тому, идет ли дождь или нет, проводится ли эксперимент в закрытой комнате или на Пизанской падающей башне и кто его проводит: мужчина или женщина». Что это за закон и кто его открыл?

Ученик: свободное падение всех тел, независимо от их массы и объема происходит с одним и тем же ускорением. Галилео Галилей.

  1. Учитель: в книге, в которой излагался открытый этим ученым закон, он писал, что «рекомендует ее добрым людям с теплым чувством отца, не ослепленного обезьяньей любовью к детям, но довольствующего указанием на открытый взгляд, с которым его дитя смотрит на злой мир». Мир действительно оказался злым, и его книга подверглась уничтожающей критике. В дальнейшем ученый писал: «Рождение «Электрических цепей» (книга называлась «Теоретические исследования электрических цепей») принесло мне невыразимые страдания и я готов проклясть час их зарождения.». Сейчас этот закон знает каждый школьник. Что это за закон и кто его открыл?

Ученик: Закон Ома. Георг Симон Ом

СЛАЙД 22

Шестой этап «Знаешь ли ты их имена?!»

1 балл за каждый правильный ответ

Учитель: на слайдах будут появляться фамилии ученых, вам необходимо назвать полное имя. Команды отвечают по очереди. Начинает первая та команда, которая получила большее количество баллов в предыдущем этапе (после каждого этапа член жюри озвучивает результаты команд).

  1. Ломоносов (Михаил Васильевич)

  2. Герц (Генрих Рудольф)

  3. Циолковский (Константин Эдуардович)

  4. Ампер (Андре Мари )

  5. Ом (Георг Симон)

  6. Королев (Сергей Павлович)

  7. Рентген (Вильгельм Конрад)

  8. Менделеев (Дмитрий Иванович)

  9. Больцман (Людвиг)

  10. Максвелл (Джеймс Клерк)

СЛАЙД 23

Учитель: ребята, все этапы викторины успешно пройдены. Вы вспомнили и узнали имена многих ученых – физиков различных этапов развития науки, также вы познакомились с некоторыми фактами из их жизни и научной деятельности. Теперь жюри озвучит результаты викторины.

Жюри озвучивает результаты

Итоги. Рефлексия

Учитель: ребята, помните, что главное не победа, а участие, ведь именно в процессе викторины вы получили множество новых знаний.

Теперь, пожалуйста, в двух словах напишите свое мнение о данном мероприятии: что понравилось / не понравилось, хотелось бы что-то поменять, дополнить, пожелания о следующих подобных мероприятиях. Листочки перед вами.

Ученики осуществляют рефлексию

Учитель: мероприятие окончено. Спасибо. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки участников команд (10шт)

Том Эдисон

Исаак Ньютон

Карточка жюри (1 штука)

Бланк жюри для подсчета баллов


Команда №1

Команда №2

Первый этап



Второй этап



Третий этап



Четвертый этап



Пятый этап



Шестой этап



Итог



Слайды презентации (информация на каждом слайде появляется последовательно)

СЛАЙД 1

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

СЛАЙД 9

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

СЛАЙД 19

СЛАЙД 20

СЛАЙД 21

СЛАЙД 22

СЛАЙД 23






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!