План-конспект викторины с родителями « Великое имя земли северной».
Автор: воспитатель МБДОУ №69 «Дюймовочка» г. Северодвинска
Педерсен О.В., высшая квалификационная категория.
Цель: расширять представления родителей о деятельности детского сада, познакомить с некоторыми приёмами развития познавательной активности детей, помочь проникнуться чувством гордости за великого земляка, развивать эмоционально-положительное отношение к изучению жизни и творчества М.В.Ломоносова.
Задачи:
-познакомить с приёмами развития быстроты мышления, сообразительности, зрительного восприятия на материале о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;
- дать возможность прикоснуться к литературному таланту земляка через его оды и стихи;
- расширять представления о научной деятельности М.В. Ломоносова как учёного через фотослайды, задания познавательного характера, речевые игры;
- помочь создать панно «Северное сияние», «Северная деревня», «Северная Двина» (техника-мозаика);
- поддержать соревновательный дух в достижении цели.
Оборудование: картинки-иллюстрации из жизни М.В.Ломоносова, фотослайды, варианты стихов и од М.В.Ломоносова, мелкие игрушки, предметы для экспериментирования, эскизы формата А3, кисти, клей, цветная бумага.
Участники: родители группы.
Жюри: педагог группы и родители.
Ведущая: педагог группы.
Ход.
Ведущая читает стихотворение В.Куприянова «Ломоносовы».
Что за чудо?
Что за действо?
Всё свершилось как во сне,-
Ломоносовых семейство
Стало знатным на Двине.
И во всём поморском крае,
Под полярною звездой
Ломоносовых узнает
По обличию любой.
Ломоносов – рост саженный,
Ломоносов – твёрдый шаг.
В деле он – кругом движенье.
Если в обществе – душа!
Ближнего в нужде заметит,
Из беды - огня спасёт.
И его на целом свете
Славит праведный народ.
Ломоносов – свет науки.
Ломоносов – на устах.
Ломоносов – это русский
С вечным обликом Христа.
Деление на команды производится по жребию. Команды подбирают себе название, соответственно теме викторины (например: «Северное сияние», «Мозаичное искусство», «Пешком до Москвы», «Архангельский мужик», «Помор», «Земляки», «Лаборатория», «300 лет», «Университет» и др.).
После каждого тура жюри подводит итог по номинациям: «Самая собранная команда», «Самая эрудированная команда», «Самая творческая команда», «Литературный салон», «От малой родины до гражданина России» и другие.
1 тур. Интеллектуальная разминка «Неординарная судьба гения».
Задания командам:
«Выбери правильный ответ».
1. Ломоносов - ярчайший образец человечества, творящего свою судьбу. Что ему помогло?
- материальные возможности;
- сила духовных устремлений;
- поддержка семьи.
2. Чем занимался М.В.Ломоносов за границей в период с 1736 по 1741 год?
- обучался (языкам, физике, химии, философии, механике);
- выполнил первые научные труды, написал первые поэтические произведения;
- женился на Елизавете Цильх 6 июня 1740 года.
3. В декабрьскую стужу 1730 года Ломоносов, почти без денег, пешком отправился в Москву. Как называется учебное заведение куда был зачислен М.В.Ломоносов в Москве, назвав себя сыном дворянина?
- славяно – греко – латинская академия;
- Московский университет;
- церковно – приходская школа.
4. Во сколько лет, вопреки желанию отца, Ломоносов с торговым обозом мороженой рыбы отправился в Москву, не имея намерения возвращаться обратно?
- 15
- 19
- 30 лет.
5. До 1745 года профессорский состав Академии наук в России был представлен исключительно иностранцами. Назовите фамилию первого русского академика.
- Пётр 1;
- адмирал Колчак;
- М.В.Ломоносов.
6. Какое искусство создал наш земляк?
- мозаика;
- резьба по кости;
- мезенская роспись.
М.В.Ломоносов создал мозаику из разноцветных стёкол: медь дала изумрудный цвет, железо – жёлтый цвет, золото – рубиновый цвет.
7. Как называлась деревня, где родился Ломоносов?
- Мишанинская на Курострове;
- Денисовка;
- Ломоносово близ Холмогор.
8. В каком веке был построен г. Архангельск?
- 18 век (1784 год);
- 16 век (1584 год);
- 17 век (1684 год).
Город Архангельск был заложен на крутом глинистом возвышенном берегу.
9. «За общую пользу, а особенно за утверждение наук в отечестве и против отца своего восстать за грех не ставлю», - писал М.В.Ломоносов. Какими науками занимался «архангельский мужик»?
- физика, химия, литература;
- история, филология, астрономия;
- география, техника, геология.
10. Что названо в честь М.В.Ломоносова (в нашем городе, в Архангельской области, в России, в СНГ )?
- проспект, улица;
- месторождение алмазов;
- ж/д станция в Казахстане.
Для сведения: имя М.В.Ломоносова носит самая длинная улица нашего города, Архангельский драматический театр, городская библиотека, педагогический университет, там же Ломоносовская аудитория, студентам выплачивается Ломоносовская стипендия; а также именем Ломоносова названы 2 города России, село, музеи, косторезная мастерская, школа в Архангельской области, мыс в лимане Амура, 2 горных хребта в Арктике, горный хребет на карте Луны, звезда.
11. Из какой семьи наш земляк?
- дворянской;
- крестьянской(рыбацкой);
- из семьи полководца.
Мать – крестьянка,
Отец – рыбак,
А сын – всем миром царствует.
12. Сколько мозаик сохранилось до наших дней, сделанных Ломоносовым и его помощниками?
- 21
- 31
- 41.
Эти мозаики хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городах.
13. Сколько лет прожил М.В.Ломоносов?
- 54
- 64
- 74.
14. Сколько языков знал М.В.Ломоносов?
- 21
- 31
- 41.
Оценивается быстрота мышления, эрудиция, сообразительность.
2 тур. «М.В.Ломоносов как поэт». Конкурс капитанов.
Ведущая читает стихотворение Н.А.Некрасова «Школьник».
- Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдится! Что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжки.
Так, учиться ты идёшь…
Знаю, батька за сынишку
Издержал последний грош.
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Скоро сам узнаешь в школе ,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь…
Задание командам: из предложенных произведений М.В.Ломоносова
(«Благодарственная ода 1750 года», «Лишь только дневной шум замолк…») выбрать одно для выразительного чтения.
Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк
И взял пастуший посох в лапу,
Привесил к поясу рожок,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо в сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучка спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул…
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкий сон покинул,
И жучка с ним бросился в бой.
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил,
Тут поздно бедный волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и рукавах связался
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицей не бывать.
«Благодарственная ода 1750 года».
О вы, счастливые науки!
Прилежно простирайте руки
И взор до самых дальних мест.
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес,
И саму высоту небес.
Везде исследуйте свечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего ещё не видел свет…
В земное недро ты, химия,
Проникни взора остротой,
И что содержит в нём Россия,
Драги сокровища открой…
Отечества умножить славу
И вящее укрепить державу,
Спеши за хитрым естеством…
И что прекрасно только летом,
То сделай вечным мастерством.
3 тур. «М.В.Ломоносов – учёный».
Загадки о Ломоносове:
- Сам пригожий, парик вельможи, взгляд свысока, а стать мужика;
- Не царь, а правит, не полководец, а ведёт к сражениям, не пророк, а предсказывает.
1 вариант. Ведущая показывает командам фотослайды на темы: «Открытие Московского университета», «Лаборатория учёного», «Родина учёного», «Изобретения», «М.В.Ломоносов – историк», «Ломоносово», «Памятники М.В.Ломоносову» и др., или
2 вариант. Ведущая предлагает командам предметы, связанные с той или иной деятельностью М.В. Ломоносова.
Задание командам: обосновать принадлежность предметов (слайдов) к жизнедеятельности М.В. Ломоносова.
Ведущая дополняет содержание ответов. Жюри оценивает эрудицию, полноту, грамотность.
4 тур. «М.В.Ломоносов – изобретатель».
Ведущая демонстрирует репродукции картин мозаичного искусства и предлагает командам с помощью техники «мозаика» создать картины на темы: «Северное сияние», «Северная деревня», «Северная Двина» и др. на выбор.
Жюри подводит итог по предложенным номинациям. Работы команд дополняют выставку «Великое имя земли северной».
9