СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великое имя земли северной

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект викторины с родителями " Великое имя земли северной" - это совместное мероприятие (родители, дети, воспитатели), цель которого расширить представление родителей о деятельности детского сада, познакомить с приемами развития познавательной деятельности детей, дать возможность проникнуться чувством гордости за великого земляка, развить эмоционально-положительное отношение к изучению жизни и творчества М.В.Ломоносова. 

Просмотр содержимого документа
«Великое имя земли северной»

План-конспект викторины с родителями « Великое имя земли северной».


Автор: воспитатель МБДОУ №69 «Дюймовочка» г. Северодвинска

Педерсен О.В., высшая квалификационная категория.

Цель: расширять представления родителей о деятельности детского сада, познакомить с некоторыми приёмами развития познавательной активности детей, помочь проникнуться чувством гордости за великого земляка, развивать эмоционально-положительное отношение к изучению жизни и творчества М.В.Ломоносова.

Задачи:

-познакомить с приёмами развития быстроты мышления, сообразительности, зрительного восприятия на материале о жизни и деятельности М.В.Ломоносова;

- дать возможность прикоснуться к литературному таланту земляка через его оды и стихи;

- расширять представления о научной деятельности М.В. Ломоносова как учёного через фотослайды, задания познавательного характера, речевые игры;

- помочь создать панно «Северное сияние», «Северная деревня», «Северная Двина» (техника-мозаика);

- поддержать соревновательный дух в достижении цели.

Оборудование: картинки-иллюстрации из жизни М.В.Ломоносова, фотослайды, варианты стихов и од М.В.Ломоносова, мелкие игрушки, предметы для экспериментирования, эскизы формата А3, кисти, клей, цветная бумага.

Участники: родители группы.

Жюри: педагог группы и родители.

Ведущая: педагог группы.

Ход.

Ведущая читает стихотворение В.Куприянова «Ломоносовы».

Что за чудо?

Что за действо?

Всё свершилось как во сне,-

Ломоносовых семейство

Стало знатным на Двине.

И во всём поморском крае,

Под полярною звездой

Ломоносовых узнает

По обличию любой.

Ломоносов – рост саженный,

Ломоносов – твёрдый шаг.

В деле он – кругом движенье.

Если в обществе – душа!

Ближнего в нужде заметит,

Из беды - огня спасёт.

И его на целом свете

Славит праведный народ.

Ломоносов – свет науки.

Ломоносов – на устах.

Ломоносов – это русский

С вечным обликом Христа.

Деление на команды производится по жребию. Команды подбирают себе название, соответственно теме викторины (например: «Северное сияние», «Мозаичное искусство», «Пешком до Москвы», «Архангельский мужик», «Помор», «Земляки», «Лаборатория», «300 лет», «Университет» и др.).

После каждого тура жюри подводит итог по номинациям: «Самая собранная команда», «Самая эрудированная команда», «Самая творческая команда», «Литературный салон», «От малой родины до гражданина России» и другие.

1 тур. Интеллектуальная разминка «Неординарная судьба гения».

Задания командам:

«Выбери правильный ответ».

1. Ломоносов - ярчайший образец человечества, творящего свою судьбу. Что ему помогло?

- материальные возможности;

- сила духовных устремлений;

- поддержка семьи.

2. Чем занимался М.В.Ломоносов за границей в период с 1736 по 1741 год?

- обучался (языкам, физике, химии, философии, механике);

- выполнил первые научные труды, написал первые поэтические произведения;

- женился на Елизавете Цильх 6 июня 1740 года.

3. В декабрьскую стужу 1730 года Ломоносов, почти без денег, пешком отправился в Москву. Как называется учебное заведение куда был зачислен М.В.Ломоносов в Москве, назвав себя сыном дворянина?

- славяно – греко – латинская академия;

- Московский университет;

- церковно – приходская школа.

4. Во сколько лет, вопреки желанию отца, Ломоносов с торговым обозом мороженой рыбы отправился в Москву, не имея намерения возвращаться обратно?

- 15

- 19

- 30 лет.

5. До 1745 года профессорский состав Академии наук в России был представлен исключительно иностранцами. Назовите фамилию первого русского академика.

- Пётр 1;

- адмирал Колчак;

- М.В.Ломоносов.

6. Какое искусство создал наш земляк?

- мозаика;

- резьба по кости;

- мезенская роспись.

М.В.Ломоносов создал мозаику из разноцветных стёкол: медь дала изумрудный цвет, железо – жёлтый цвет, золото – рубиновый цвет.

7. Как называлась деревня, где родился Ломоносов?

- Мишанинская на Курострове;

- Денисовка;

- Ломоносово близ Холмогор.

8. В каком веке был построен г. Архангельск?

- 18 век (1784 год);

- 16 век (1584 год);

- 17 век (1684 год).

Город Архангельск был заложен на крутом глинистом возвышенном берегу.

9. «За общую пользу, а особенно за утверждение наук в отечестве и против отца своего восстать за грех не ставлю», - писал М.В.Ломоносов. Какими науками занимался «архангельский мужик»?

- физика, химия, литература;

- история, филология, астрономия;

- география, техника, геология.

10. Что названо в честь М.В.Ломоносова (в нашем городе, в Архангельской области, в России, в СНГ )?

- проспект, улица;

- месторождение алмазов;

- ж/д станция в Казахстане.

Для сведения: имя М.В.Ломоносова носит самая длинная улица нашего города, Архангельский драматический театр, городская библиотека, педагогический университет, там же Ломоносовская аудитория, студентам выплачивается Ломоносовская стипендия; а также именем Ломоносова названы 2 города России, село, музеи, косторезная мастерская, школа в Архангельской области, мыс в лимане Амура, 2 горных хребта в Арктике, горный хребет на карте Луны, звезда.

11. Из какой семьи наш земляк?

- дворянской;

- крестьянской(рыбацкой);

- из семьи полководца.

Мать – крестьянка,

Отец – рыбак,

А сын – всем миром царствует.

12. Сколько мозаик сохранилось до наших дней, сделанных Ломоносовым и его помощниками?

- 21

- 31

- 41.

Эти мозаики хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городах.

13. Сколько лет прожил М.В.Ломоносов?

- 54

- 64

- 74.

14. Сколько языков знал М.В.Ломоносов?

- 21

- 31

- 41.

Оценивается быстрота мышления, эрудиция, сообразительность.

2 тур. «М.В.Ломоносов как поэт». Конкурс капитанов.

Ведущая читает стихотворение Н.А.Некрасова «Школьник».

- Ну, пошёл же, ради бога!

Небо, ельник и песок –

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдится! Что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжки.

Так, учиться ты идёшь…

Знаю, батька за сынишку

Издержал последний грош.

Знаю, старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Скоро сам узнаешь в школе ,

Как архангельский мужик

По своей и божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете –

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай, да не трусь…

Задание командам: из предложенных произведений М.В.Ломоносова

(«Благодарственная ода 1750 года», «Лишь только дневной шум замолк…») выбрать одно для выразительного чтения.

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк

И взял пастуший посох в лапу,

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо в сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучка спит,

Обняв пастушку, Фирс храпит,

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако чуть лишь пасть разинул…

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул,

И жучка с ним бросился в бой.

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил,

Тут поздно бедный волк приметил,

Что чересчур перемудрил,

В полах и рукавах связался

И волчьим голосом сказался.

Но Фирс недолго размышлял,

Убор с него и кожу снял.

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сем родился волком,

Тому лисицей не бывать.


«Благодарственная ода 1750 года».

О вы, счастливые науки!

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест.

Пройдите землю и пучину,

И степи, и глубокий лес,

И саму высоту небес.

Везде исследуйте свечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего ещё не видел свет…

В земное недро ты, химия,

Проникни взора остротой,

И что содержит в нём Россия,

Драги сокровища открой…

Отечества умножить славу

И вящее укрепить державу,

Спеши за хитрым естеством…

И что прекрасно только летом,

То сделай вечным мастерством.

3 тур. «М.В.Ломоносов – учёный».

Загадки о Ломоносове:

- Сам пригожий, парик вельможи, взгляд свысока, а стать мужика;

- Не царь, а правит, не полководец, а ведёт к сражениям, не пророк, а предсказывает.

1 вариант. Ведущая показывает командам фотослайды на темы: «Открытие Московского университета», «Лаборатория учёного», «Родина учёного», «Изобретения», «М.В.Ломоносов – историк», «Ломоносово», «Памятники М.В.Ломоносову» и др., или

2 вариант. Ведущая предлагает командам предметы, связанные с той или иной деятельностью М.В. Ломоносова.

Задание командам: обосновать принадлежность предметов (слайдов) к жизнедеятельности М.В. Ломоносова.

Ведущая дополняет содержание ответов. Жюри оценивает эрудицию, полноту, грамотность.

4 тур. «М.В.Ломоносов – изобретатель».

Ведущая демонстрирует репродукции картин мозаичного искусства и предлагает командам с помощью техники «мозаика» создать картины на темы: «Северное сияние», «Северная деревня», «Северная Двина» и др. на выбор.

Жюри подводит итог по предложенным номинациям. Работы команд дополняют выставку «Великое имя земли северной».












9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей