СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великий сын казахского народа - Ы. Алтынсарин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить  с  творчеством  Ы. Алтынсарина - великим  сыном  казахского  народа.

Просмотр содержимого документа
«Великий сын казахского народа - Ы. Алтынсарин»

Тема: Великий сын казахского народа. Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.)

Цели: Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. Алтынсарина. Развивать логическое мышление, коммуникативные способности, связную речь, совершенствовать умение внимательно слушать друг друга. Воспитание исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа. Воспитать нравственные качества: доброты, любви, труда, милосердия.

Оборудование: карточки, интерактивная доска, презентация.

Ход мероприятия: I. Психологический настрой.

Круг радости

Өмірде бір данышпан

Қалдырыпты өсиет

Кездескенде әр адам

«Қайырлы таң!» деу керек!

II. Сообщение темы и цели. Сегодня хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут и вашим девизом:

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след.

III. Основная часть. Путешествие по творчеству Алтынсарина.

а) Презентация. Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 20 октября (1(2) ноября) 1841 года в ауле Жанбурчи Кустанайской области. Он принадлежал к знаменитому роду «кипчак». Отец его Алтынсары Балгожин умер, когда Ыбраю не исполнилось и четырех лет. Мальчик воспитывался в доме своего деда, известного бия Балгожи Жанбурчина. Балгожа был в то время одним из самых авторитетных биев во всей Средней Орде и пользовался большим влиянием среди господствующей верхушки казахского общества. В 1850 году, когда Ибраю исполнилось 9 лет, в Оренбурге —открылась первая особая школа для казахских детей, куда Балгожа отдал своего внука. Одаренный, живой и прилежный, он с первых же дней школьной жизни резко выделялся среди своих сверстников. Преподаватели сразу обратили внимание на одаренного мальчика, который старательно воспринимал все, что они объясняли, глубоко вникая в каждый изучаемый предмет. Ибрай быстро и хорошо овладел русским языком, изучению которого обращалось особое внимание.

В 1857 Ибрай Алтынсарин окончил школу и как лучший ученик получил похвальный отзыв. При распределении он был оставлен переводчиком Правления Оренбургской губернии. Два последующих года И.Алтынсарин упорно самостоятельно занимается, значительно углубляя свои знания в области русской литературы. Изучает историю своего народа.

Летом 1860 года И.Алтынсарину разрешают открыть начальную школу в городе Тургае, а затем преподавать в ней. В 1879г.И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. В первые же годы работы на этом поприще в каждом из четырех уездов Тургайской области им было открыто по одному центральному училищу. В училищах вместе учились дети казахов, русских и других национальностей.

Учебно-образовательную работу школы Алтынсарин не ограничивал урочными часами. По инициативе И.Алтынсарина были открыты женские училища (с пансионатом) в городе Иргиз для казахских девушек. Их обучали рукоделию, русской грамоте и арифметике.

Много сил и энергии И.Алтынсарин тратил на создание ремесленных и сельскохозяйственных училищ. Литературная деятельность И.Алтынсарина началась с написания им «Киргизской хрестоматии», которой он посвятил три года (1876 -1879) и «Основное руководство по обучению киргизов русскому языку» , эти труды помогли казахским детям быстро освоить русский язык, уважать свой народ , научить их трудолюбию , воспитать в них высокие нравственные качества.

Перевёл на казахский язык произведения М.Лермонтова, А.Пушкина, К.Ушинского, Л.Толстого, И.Крылова. И.Алтынсарин создал более 100 произведений. Почти 20 лет он занимал руководящие должности в системе народного просвещения, долгое время был инспектором по народному образованию. Именно на этом посту И.Алтынсарин проявил себя выдающимся организатором, талантливым педагогом, известным писателем и крупным общественным деятелем. Ибрай Алтынсарин умер 17 июля 1889 года. С 1983г. утверждена медаль им.И.Алтынсарина, которой удостаиваются лучшие педагоги и ученые республики. 

Его перу принадлежат рассказы и новеллы «Кибитка и дом», «Кыпчак Сейит», «Мать и сын», «Чистый родник».

б) – Послушайте, пожалуйста, старинную историю. Сравните точки зрения трех путников и подумайте, какая из позиций вам ближе и почему. По ходу рассказа на доске изречение: «Путник, будь чистым, как этот родник».

Автор: Три путника встретились у одного родника. Родник вытекал из каменистого места. Вокруг него рос густой лес, ветви, листья которого затеняли русло. Вода в роднике была чистая, холодная, как лёд, и блестела, как стекло. У самого источника кто-то положил камень с котёл величиной, просверлил и обтесал его, а в том месте, где стекала вода, высек надпись: «Путник, будь чистым, как этот родник».

Когда три путешественника, напившись вдоволь воды, прочитали надпись, то один из них,

Купец, сказал:

–Умные слова здесь высечены. Ручеек от родника бежит днём и ночью, не переставая, и протекает в дальние земли, и чем дальше течёт, тем больше вливается в него других ручейков. Так, протекая, превращается он в большую реку. Из этого следует такой вывод: «Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели». Вот о чём говорит эта надпись, как я разумею.

Второй путник был бедным муллой; он, качая головой, сказал:

– Нет, я думаю не так. Смысл надписи куда более значительный, чем вы предполагаете. Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же. Вот о чём говорит эта надпись.

Третий путник, стройный красивый юноша, стоял молча. Товарищи спросили его, что думает он. Юноша ответил так:

– Я думаю иначе. Если бы вода стояла спокойно на одном месте, то трава и мусор замутили бы и загрязнили его. Но, так как вода течёт беспрестанно и днём, и ночью, родник остаётся всегда чистым, и за это его любят. Если так, то смысл надписи такой: душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.

Автор: Я думаю, что главное в жизни каждого человека заключается в том, что он родился, живет, может понимать и изменять мир и самого себя, ставить интересные вопросы и находить на них ответы. Человек может размышлять, чувствовать, действовать. Перед каждым человеком есть разные пути-дороги жизни, и мы сами можем выбирать, кем нам быть, как нам жить, потому что мы действуем разумно!

- О чем сказал юноша? (Человек должен быть чистым, честным, как родник, и в помыслах, и в действиях) - Отличаются ли их мысли? Почему, как вы думаете?


- Составить синквейн Родник

Чистая, прозрачная, холодная

Течет, растворяет, стрекает

Вода – главное богатство на Земле

Жизнь


IV. Обобщение сказанного. В этом году исполняется 175 лет со дня рождения Ибрая Алтынсарина. Ученый, поэт и прозаик, он внес неоценимый вклад в развитие Казахстана.

Ыбрай Алтынсарин мечтал о просвещении родного народа, он приложил немало усилий, чтобы открыть первые русско-казахские школы в Тургае, Иргизе, Костанае… Первый народный учитель степи, он был настоящим патриотом своей Отчизны. Боль своего народа он чувствовал всей душой и радовался, когда получалось быть ему полезным. Вся жизнь Ыбрая Алтынсарина являет собой научный и творческий подвиг во имя Родины.

Им были написаны первые учебники на казахском языке, создано более ста больших и малых литературных произведений. Среди них 35 стихотворений, 50 рассказов и неисчислимое множество других образцов казахской литературы.

(Дети читают отрывки из цикла стихотворений «Наставление»)


Живущие всюду народы

Для радости сотворены…

Всем ласково светит солнце,

Всем светят лучи луны…

Мы друг перед другом с детства

Во всем быть должны равны!




Если можете – добрым делом

Помогайте народу Вы!

На поклон ни к кому не ходит,

Чтобы не было злой молвы!

У хорошего человека на лице

Лучится привет…

Научитесь с первого взгляда узнавать –

Каков Ваш сосед…


- Воспевая братство, призывая к единству, поэт-просветитель мечтал о благополучии своего народа. Имея за плечами богатый жизненный опыт, поэт дает подрастающему поколению несколько добрых советов:

Не берите пример, джигиты, с нехороших людей и злых,
Отходите от них подальше, в стороне держитесь от них.
Не мешайте тому, кто славу по достоинству завоевал,
Кто на ваших глазах почетным, уважаемым всеми стал.

В своих поэтических произведениях Ы.Алтынсарин показал себя замечательным художником родной природы. В своих стихотворениях «Лето», «Река» и других он описывает природу Казахстана во всем разнообразии ее красок, с той непосредственностью и глубиной, которые доступны только талантливому мастеру.

«Весна. Жарки» В апреле наступает благодать;
Весенних в небе птиц не сосчитать.
С веселым гулом мчатся воды с гор.
Звенят дожди, туман, клубясь, плывет,
Дыханьем райским полнится простор,
Благоухают зеленью луга.



«Лето» Вот и лето пришло, нет чудеснее этой поры.
И деревья, и травы могучей становятся, краше.
Землянику, смородину с песней на склонах горы
Собирают аульные девушки наши.
…Так бывает всегда: позабыв о суровой зиме,
Погружаемся мы в золотистое жаркое лето.
Все живое цветет. И потоки в зеленой кайме
Звонко мчатся, как песня степного поэта

V. Викторина. Вопросы викторины: (Каждый вопрос содержит 3 варианта ответа, из которых правильным является только один. Дети отвечают на вопросы).

  1. Где родился первый народный учитель степи?

  1. В ауле Жанбурчи Затобольского района

  2. В селе Медяница Кокчетавской области

  3. В городе Риддере

  1. Как звали родителей Ыбрая Алтынсарина?

  1. Папу – Ибрагим, маму – Раушан

  2. Папу – Алтынсары, маму – Айман

  3. Папу – Керим, маму - Зылиха

  1. Кто воспитывал маленького Ыбрая?

  1. Бабушка Айсулу

  2. Мама Айман

  3. Дедушка Балгожи

  1. Чего больше всего хотел дедушка Балгожи?

  1. Отправиться в путешествие

  2. Увидеть своего внука образованным, знающим человеком

  3. Стать богатым и ни в чем не нуждаться

  1. Что думали об Ыбрае Алтынсарине его учителя?

  1. Его считали ленивым

  2. Его считали прекрасным учеником

  3. На него не обращали внимания

  1. Первая профессия Ыбрая – это …?

  1. Судья

  2. Переводчик

  3. Писарь

  1. В каком городе Ыбрай Алтынсарин открыл свою первую школу?

  1. Оренбург

  2. Усть-Каменогорск

  3. Зыряновск

  1. Как называли первую школу в степи?

  1. Қара шанырақ

  2. Жаворонок

  3. Ақ сүйек

  1. Какие стихи были написаны Ыбраем Алтынсариным к открытию его первой школы?

  1. «Идемте, дети, учиться!»

  2. «Юрта»

  3. «Осень»

  1. Какое произведение написал Алтынсарин?

  1. «Гуси-лебеди»

  2. «Морозко»

  3. «Клочок ваты»

VI. Игра «Собери пословицу»!



Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ

Нет жизни без знаний, нет знания без учения

Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы

Учение –основа знания, знание – основа жизни

Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет

В учении трудно, да плоды учения сладки

Ұстазы жақсының ұстамы жақсы

У знающего учителя и ученики умные

Күш – білімде, білім – кітапта

Сила – в знаниях, знания – в книгах

Алтын алма, білім ал

Гонись не за золотом, а за знаниями


VII. Рефлексия. - Любовь и преданность Отчизне неизменно восхищала Ыбрая Алтынсарина. В своих стихах он призывал молодежь трудиться на благо родины, постигать науки и становиться великими мастерами…

Строит дивные дворцы

Умный, знающий народ!

Сильный знанием своим,

Он уверенно живет.


Молодежь! Мои друзья!

Зелень свежая полей!

Сверстников своих догнать

Постарайтесь поскорей!


Пусть пословица живет

В каждой ясной голове:

«Честь джигита, красота –

В совершенстве, мастерстве».


То, что сделать не смогли,

Мы – седые старики,

Вы теперь должны достичь,

Вы – грядущего ростки!


Уповаю лишь на вас,

Радость в сердце затаив…

Так примите в добрый час

Пожелания мои!



ученый новатор












Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ






Нет жизни без знаний, нет знания без учения

Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы

Учение –основа знания, знание – основа жизни

Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет

В учении трудно, да плоды учения сладки

Ұстазы жақсының ұстамы жақсы

У знающего учителя и ученики умные

Күш – білімде, білім – кітапта

Сила – в знаниях, знания – в книгах

Алтын алма, білім ал

Гонись не за золотом, а за знаниями



Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ

Нет жизни без знаний, нет знания без учения

Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы

Учение –основа знания, знание – основа жизни

Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет

В учении трудно, да плоды учения сладки

Ұстазы жақсының ұстамы жақсы

У знающего учителя и ученики умные

Күш – білімде, білім – кітапта

Сила – в знаниях, знания – в книгах

Алтын алма, білім ал

Гонись не за золотом, а за знаниями


Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ

Нет жизни без знаний, нет знания без учения

Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы

Учение –основа знания, знание – основа жизни

Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет

В учении трудно, да плоды учения сладки

Ұстазы жақсының ұстамы жақсы

У знающего учителя и ученики умные

Күш – білімде, білім – кітапта

Сила – в знаниях, знания – в книгах

Алтын алма, білім ал

Гонись не за золотом, а за знаниями


Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ

Нет жизни без знаний, нет знания без учения

Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы

Учение –основа знания, знание – основа жизни

Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет

В учении трудно, да плоды учения сладки

Ұстазы жақсының ұстамы жақсы

У знающего учителя и ученики умные

Күш – білімде, білім – кітапта

Сила – в знаниях, знания – в книгах

Алтын алма, білім ал

Гонись не за золотом, а за знаниями


Оқусыз білім жоқ, білімсіз күнің жоқ

Нет жизни без знаний, нет знания без учения

Оқу – білім бұлағы, білім – өмір шырағы

Учение –основа знания, знание – основа жизни

Білімнің басы – бейнет, соңы – зейнет

В учении трудно, да плоды учения сладки

Ұстазы жақсының ұстамы жақсы

У знающего учителя и ученики умные

Күш – білімде, білім – кітапта

Сила – в знаниях, знания – в книгах

Алтын алма, білім ал

Гонись не за золотом, а за знаниями





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!