СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великий просветитель И.Я. Яковлев

Нажмите, чтобы узнать подробности

О жизни и деятельности чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева.

Просмотр содержимого документа
«Великий просветитель И.Я. Яковлев»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Нижнеякушкинская основная общеобразовательная школа



Великий просветитель Иван Яковлевич Яковлев

Сценарий внеклассного мероприятия по родному языку (для учащихся 3 – 4 классов)

Романова Надежда Вармандеевна





Сценарий внеклассного занятия по чувашскому языку (для учащихся 3 – 4 классов)

Великий просветитель Иван Яковлевич Яковлев

Цели: Познакомить детей с жизнью и деятельностью И.Я.Яковлева; способствовать развитию устной речи учащихся на родном языке, развивать сценические способности; воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, вызвать у детей стремление сохранять и обогащать его.

Оборудование: портрет И.Я.Яковлева, стенды «Дело Яковлева живёт и побеждает», «Жизнь, отданная народу», «Симбирская чувашская учительская школа», презентация «Чувашский просветитель И.Я.Яковлев», выставка книг о И.Я.Яковлеве, вывески с изречениями, назиданиями. Заповедями.

Ход занятия:

1 ведущий.

25 апреля 1848 г в деревне Кошки – Новотимбаево Буинского уезда Симбирской губернии родился Иван Яковлевич Яковлев. Позже И.Я.Яковлев писал о себе «Я родился 13 апреля 1848 г. День моего рождения считается счастливейшим, это был третий день пасхи в том году».

2 ведущий.

Есть чувашское поверье, зафиксированное в народных пословицах: «Рождённый на пасху – мудрец», «Рождённый на пасху – ума хватит и соседям»

3 ведущий.

Было ли детство у Ивана Яковлева? Появился на свет круглым сиротой: отца не стало до его рождения, мать умерла на второй день после родов. Усыновлён был новорождённый крестьянской общиной, не был брошен на произвол судьбы – таковы были добрые обычаи чувашского народа. Окрестили мальчика. Дали имя Иван. Фамилия и отчество были даны при крещении по крёстному отцу, крепостному Якову Яковлеву. Ивана усыновила семья Пахомовых. Малыш нуждался в кормлении грудью. В доме Пахомовых не было кормящей женщины. Ваню кормила соседка. Яковлев часто вспоминал «Все матери, кормящие младенцев, подобные его матери. Моя кормилица – тоже. Я помню её лицо, склонившееся надо мной».

(Исполнение песни «Пирен анне» фольклорной группой)

Учитель.

Факт усыновления Ивана был подтверждён стариком Пахомом в присутствии всей знати Кошек и родственников с обеих сторон. Кроме крещения в церкви проводили языческое крещение. Провёл его Пахом. Со дна сундука был вынут сурбан- головная повязка старых женщин. Старик Пахом достал Ивана из колыбели, положил его на сурбан.

(Исценировка крещения

Дед Пахом:

Положим масло в ротик, помажем губки мёдом – чтобы не знал грубого слова, чтобы был красноречив.

Поцеловал ножку: «Будь в беге – ходьбе быстрым».

Поцеловал животик – чтобы не надорвался от какой – нибудь тяжести, руки – чтобы всю жизнь был красив, глазки, чтобы был памятлив, вершинку – чтобы был умён…)

1 ведущий.

Огромно влияние на Яковлева для всей судьбы будущего педагога дедушки Пахома. Постоянным было его внимание, долгими часами не прерывалось общение. Наставление деда Пахома были истинной школой дело мудрости.

(Инсценировка. Дед Пахом угощает Ивана мёдом и говорит: «Пчела проклинает тех, кто ест небрежно. Говорит жужжа: «Я из – за капельки мёда целый день летаю, а бесстыжие капают на стол». И жалит их – не жалеет. В меду – все цветы мира. В молоке – все травы мира. А хлебе – вся вселенная: и травы, и цветы, и семена, и родная глина, и песок…

3 ведущий: к порядку приучал, к аккуратности.

Дед Пахом: «Красота есть чистота и порядок. Всё делай, зная порядок: что за чем, что с чем. Мокро – вытри, сыро – высуши, дыряво – залатай. Рвано – зашей, упало – подними. Открыто – закрой. Что не в порядке – приведи в порядок…»

Ведущий: всё это – осколки мудрости, доставшиеся И.Я.Яковлеву от деда Пахома.)

2 ведущий.

Когда – то за небольшой речушкой возле деревни Кошки расположился цыганский табор. Чувашский мальчишка Ванюша Яковлев с приятелем побежали поглазеть на вольных людей, породнившихся с ветром и просторами. У моста старая цыганка взяла руку мальчика и сказала: «Большой будешь человек. Далеко пойдёшь…» мальчишка не понимал русского. Ему перевели слова цыганки. Возможно, это легенда. Но неграмотный паренёк из чувашской глухомани действительно зашагал по жизни широко и уверенно. Он стал одним из образованных людей своего народа, духовным учителем нации, её заступником и слугой.

(Цыганский танец. Исполняют учащиеся танцевального объединения «Гармония»)

3 ведущий.

В 1856 году по предписанию удельного ведомства И.Яковлев был отдан на учёбу в удельное училище в с. Старые Бурундуки Буинского уезда. В 1860 году был принят в уездное училище в г.Симбирске. В этом году был переведён при Симбирской мужской гимназии землемерно – таксоторские классы, где проучился до 1863 года. После окончания учёбы 4 года проработал сельским мерщиком. Ежегодно подолгу бывая в разных краях, Яковлев встречался с людьми разных национальностей, знакомился с их культурой и бытом, проявляя особый интерес к их духовно – нравственной жизни. Уже этот период сыграл немаловажную роль в формировании в Яковлеве благородных черт поборника дружбы народов. Яковлев близко сошёлся с одним мерщиком, с мордовским парнем Григорием Александровым, который неукоснительно поддерживал его во всех начинаниях. Долгими были вечера, проходившие в беседе. Яковлев овладел мордовским языком. Человек способный, он уже в первое лето был в состоянии воспринимать шедевры народа, которому принадлежит его друг. Через многие годы Яковлев то на чувашском, то на русском повторял, укачивая свою внучку Ольгу, слова колыбельной мордовской матери:

Спит кукушка средь тёмных ветвей,

До утра задремал воробей,-

Так ложись ты в постельку свою,

Баю – баю тебе пропою.

(Детский мордовский фольклор)

1 ведущий.

Осенью 1867 году поступает в 5 класс Симбирской мужской гимназии. В 1870 году с золотой медалью окончил гимназию и поступил в Казанский университет.

Учитель.

Вот уже много лет мы с вами изучаем жизнь и деятельность И.Я.Яковлева. проводим различные мероприятия, посвящённые его жизни и деятельности, его работе по составлению чувашской азбуки, учебников, о Симбирской чувашской школе. А сегодня поговорим о его литературной деятельности.

В конце 60 – х годов 19 века в Симбирской губернии было 305 селений и ни одной школы с преподаванием на чувашском языке. Первая такая школа открылась на личные средства гимназиста И.Яковлева. При поддержке инспектора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова 15 ноября 1871 года школа приобрела официальный статус, постоянное финансирование и помещение. Закончив университет, Яковлев занялся его дальнейшим развитием. Симбирская учительская школа для чувашского народа была и университетом, и академией, и консерваторией, и театром. Это был подлинный центр просвещения, культуры и науки. И.Я. Яковлев сам был поэтом, писателем, переводчиком, редактором, издателем. Знакомство с учёным-ориенталистом профессором Н.И. Ильминским в годы учёбы в Казанском университете утвердила желание Яковлева в создании чувашской азбуки, букваря и издании книги для чувашей, которым по незнанию русского языка был закрыт путь к знаниям и литературе. Изучение фонетики чувашского языка привело к созданию первой чувашской азбуки, насчитывающей 47 букв. Были составлены азбуки и букварь, с поучительными для народа пословицами и поговорками. Однако выяснилось, что 47 букв сложно для запоминания и И.Я. Яковлев переработал азбуку, оставив в 1873 году только 25 букв.

(Инсценировка произведений И.Я.Яковлева «На рыбной ловле», «Кахалпа Юлхав».)

Яковлев стал первопроходцем в религиозно-нравственном просвещении родного народа. Он перевёл Библию, Евангелие, составлял и выпускал учебники и учебные пособия, писал рассказы, организовывал перевод на родной язык учебной, художественной, сельскохозяйственной, медицинской и другой литературы. В его школе были переведены и изданы произведения Гёте, Пушкина, Лермонтова, Аксакова, Никитина, Ушинского, Андерсена, Братьев Гримм и др. Просветитель старался наладить систематическое издание календарей на чувашском языке, которые по своему характеру явились своеобразными народными энциклопедиями обо всём понемногу. И.Я. Яковлев придавал большое значение распространению среди чувашского населения санитарно-гигиенических знаний. В переводе изданы брошюры: «О глазной болезни трахома», «О чуме», « Советы матерям при оспопрививании», « Для чего делают операции» и др. С целью содействия крестьянам в повышении культуры земледелия на чувашском языка издал брошюры по сельскому хозяйству, например: «О правилах обработки земли», «Как растят хлеб в поле», «Три беседы о земледелии» и др. были изданы им свыше двухсот книг энциклопедического характера. Все чувашские писатели и поэты были учениками Яковлева или его последователями в области народного просвещения: Игнатий Иванов, Никифор Охотников, Константин Иванов, Николай Шубоссини, Фёдор Павлов, Михаил Сеспель, Педер Хузангай, Яков Ухсай, наша землячка – первая чувашская поэтесса Васса Анисси. Все они были вдохновлены его примером и творчеством.

Для Яковлева музыка была мощным средством облагораживания. В школе были 3 оркестра: струнный, духовой, симфонический. Четыре хора: детский, мужской, женский, сводный, выступавшие на профессиональном уровне. Каждый воспитанник школы мог играть, по меньшей мере, на двух-трёх инструментах.

1 ведущий.

За огромные заслуги перед народом, Отечеством И.Я.Яковлев награждён медалями и орденами.

1.Орден св.Станислава 3 степени. Награждён 26 декабря 1878 г. – «За отлично – усердную службу».

2. Орден св. Станислава 2 степени. Награждён 27 декабря 1887 г. – «За отлично – усердную службу».

3. Орден св. Анны 3 степени. Награждён 25 мая 1889 г. – «За отличие на службе».

4. Орден св. Анны 2 степени. Награждён 26 декабря 1892 г. – «За отлично - усердную службу».

5. Орден св. Равноапостольского князя Владимира 4 степени. Награждён 9 марта 1900 г. – «За отлично – усердную службу».

6. Серебряная медаль в память в Бозе почивающего императора Александра IIIна Александровской ленте. Награждён 25 апреля 1896 г. На основании именного высочайшего указа от 26 февраля 1986 г.

7. Тёмно – бронзовая медаль на ленте из государственных цветов. Награждён 30 января 1897 г. – «За труды по Iвсеобщей переписи населения 1897 г.

8.Медаль в память 300 – летия царствования Дома Романовых.

9. Медаль в память Отечественной войны 1812 г.

3 ведущий.

Для сохранения и развития наследия И.Я.Яковлева в Чебоксарах создан Институт И.Я.Яковлева при Чувашском государственном университете им.И.Н.Ульянова.

  • Музей Ивана Яковлева в с.Кошки – Новотимбаево Тетюшского района Республики Татарстан;

  • Музей Ильи Николаевича Ульянова и Ивана Яковлевича Яковлева при Чувашском государственном университете им.И.Н.Ульянова;

  • Музей имени Ивана Яковлевича Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете;

  • Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я.Яковлева» в г.Ульяновске;

  • Памятник И.Я.Яковлеву в г.Чебоксары;

  • В с.Кошки – Новотимбаево;

  • В г.Ульяновске.

Учитель.

В заключении хочется прочитать увещевания И.Я.Яковлева.

Будь человеком добрым, чистым, целомудренным…

Доброе дело не делай на виду людей, стараясь, чтоб люди видели.

Кто у тебя чего просит, тем давай, не старайся избегать просящих в долг.

Язык свой и уста свои останавливай, не допускай произнесения дурного слова, неправды.

Литература:

  1. Волков Г.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха [ Текст] Г.Н.Волков. – Фонд И.Я.Яковлева. Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт – Петербургского государственного политехнического университета.2004.

  2. Дело его жизни [ Текст]: сборник научных статей, посвящённых 160 – летию И.Я.Яковлева. выпуск третий. – Чебоксары, 2008.

  3. Тенюшев И.Я. Свет яркой звезды [ Текст] / И.Я.Тенюшев. – Чебоксары, 2008.

  4. Баягине [ Текст]: хрестоматия по фольклору мордвы эрзя. – Ульяновск, 2000.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!