СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Величины, характеризующие колебательное движение

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  

  • ознакомление обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;        
        • умение  пользоваться ими для характеристики этих движений;
        • развитие умения рассуждать и делать выводы

Просмотр содержимого документа
«Величины, характеризующие колебательное движение»

Технологическая карта урока


Предмет: физика. Класс: 9

Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2010

Тема урока: Величины, характеризующие колебательное движение

Цель урока:

  • ознакомление обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;

        • умение пользоваться ими для характеристики этих движений;

        • развитие умения рассуждать и делать выводы

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение; Развивающие: продолжить развивать представления о колебательном движении; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: продолжить воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Необходимое оборудование:

  • два длинных нитяных маятника, один короткий;

  • два пружинных маятника и два груза различной массы.

  • презентация к уроку

  • карточки для работы у доски

  • Нить

  • Грузы различной формы и массы

  • Линейка







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент

Организация обучающихся на работу. Учитель приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организует внимание детей.


Включаются в деловой ритм урока, приветствуют учителя, настраиваются на работу


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения, самоопределение

2

Актуализация знаний учащихся о колебательных движениях

Выявление уровня знаний о колебательных движениях и определение типичных недостатков знаний. Физический диктант по ранее изученному материалу (слайд 2 - 6)

Ответы на вопросы с презентации, письменно.

К: Умение полно и точно выражать свои мысли

Р: Опора на выполненное домашнее задание. Коррекция, само регуляция.

П: логические – анализ данных вопросов с целью выделения верного.

3

Мотивационный момент. Создание ситуации (опыт) из которой обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока.

Постановка цели урока.

Пока пишут ответ на вопрос на парты раскладывает нитки, грузы, пружину, линейку.

Собрать листики. Внимание на парту.



Формулирует задание: с помощью данных предметов сделать нитяной маятник. Для этого разделимся на 2 группы.

Организация практической работы с предложенным оборудованием: нить, грузы разной массы.

В результате получаем два различных маятника (различные грузы, различны и длины подвеса)

Подводит обучающегося к выводу: Вопрос: чем отличаются ваши маятники?

Наводящим вопросом помогает установить зависимость: В связи с этим, как они колеблются? Почему?









Работа в группах, изготовление нитяного маятника





Обучающиеся демонстрируют маятники (различной длины, различные грузы)

Экспериментируют, качая из стороны в сторону и т. п. Каждая группа демонстрирует свой маятник. Делают выводы. Ответ: длина различная, разный и вес груза.



По-разному.

Возможно, данный вывод обучающиеся сделают сами с предположением зависимости колебания от длины и массы.


Л: смыслообразование

Р: целеполагание, прогнозирование, планирование работы,

К: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, работать в группе.

Познавательные: Логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Сравнение двух маятников. Формулирование проблемы.


Подготовка к восприятию нового материала

Помогает сформулировать тему. При колебаниях тела от положения равновесия могут отклоняться на различные расстояния ( или (слайд 8)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

(слайд 10)

Запишем в тетради тему сегодняшнего урока (ученики в тетради записывают тему урока)

Подводит к формулированию целей. Соответственно, зная тему, постарайтесь сформулировать цели урока (слайд 10) почему?

Формулируют тему

Делают записи темы в тетради.

Формулируют цели



Обосновывают выбор поставленных целей.


Изложение нового материала.

(Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала)

Постепенно излагает новый материал, опираясь на уже пройденное. Давайте вспомним важный признак колебательного движения?

(слайд 11)

Таким образом, первой величиной является…

(слайд 11)

Что же такое период?

Сегодня мы даем точное определение:

Что теперь мы должны узнать о новой физ. величине?

Как вы думаете, какие единицы измерения у периода? Помогает назвать единицы измерения.

Наводящий вопрос

Что это? Промежуток времени, значит…

Молодцы! В системе СИ: 1[Т]=1[с].

Опыт: (маятники обучающихся) пробуем сами еще раз и приходим к выводу от чего же зависит колебание. Направляет на формулирование вывода.

Какая зависимость?


а) Длинный и короткий маятники Адк, но TдTк, lдlк, значит, чем больше длина нити, тем больше Т. (слайд 12)

б) грузы различной массы Алт, но TлTт, значит, чем больше масса, тем больше период. (слайд 12)

Сейчас вы видите перед собой справочники Еноховича. Предлагает работу в группах.

Ваше задание в тех же группах (на слайде)

Слайд 13. Подводит к введению новой величины.

Периодичность.

(отвечают)



Период (ответ желающего: поднятая рука)

Запись в тетради: 1. Период (Т) – промежуток времени, за который тело совершает одно полное колебание.

Формулу, единицы измерения

(Возможно затруднение в ответе) Думают



Секунда

Еще раз один из обучающихся качает маятник длинный и короткий. Прямо-пропорциональная, то есть чем больше длина нити, тем больше период. Тоже самое - масса.





Работа со справочником в группе. Поиск информации.

Приводят примеры колебаний крыльев птиц (колибри орла и т.п.), комара, мухи, стрекозы – одна группа. Вторая – колебания голосовых связок мужчин, женщин, детей.

П: поиск и выделение в уже пройденном необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Р: оценка – выделение и осознание того что знаем и что предстоит узнать, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера;



Таким образом, есть еще величина и это не период, которая характеризует колебание. Это число колебаний за одну секунд. Может быть разным (слайд 14)

В физике есть величина:

Частота (ν)- число колебаний за 1с.

В системе СИ какие единицы как вы думаете?

1[ν]=1[Гц]=1[ 1/c]. (слайд 14)


Внимание: возвратимся к опытам с маятниками, только один возьмите с очень короткой нитью, а другой с длинной.

ОПЫТЫ ПОВТОРЯЕМ

Направляет деятельность на вывод зависимости.

Какой же из них совершит больше колебаний за равное время? (Ответ: короткий)

Значит, у какого маятника частота больше? (Ответ: у короткого)


А из двух пружинных маятников, у какого частота больше? ( слайд 15)


Какая же зависимость между Т и ν ? (Ответ: обратно-пропорциональная)

Т=1/ ν и ν=1 /Т ( слайд 15)







Гц



Повторяют колебания нитяного маятника.

Наблюдают за колебаниями разных маятников, делают выводы, анализируют.

Короткий

У короткого

Размышляют.

(Ответ: у которого груз меньшей массы)

Обратно-пропорциональная

Значит Т=1/ν

Л: смыслообразование, ориентация в соц. ролях и межличностных отношениях



Показывает пример колебания нитяного маятника, сообщив ему один раз энергию.

Я только один раз сообщила ему энергию (толкнула груз, а потом прекратила)

А дальше как он стал двигаться?

А значит как? Независимый, значит….?

Подводит к

Рассмотренные системы тел совершали, какие колебания?

Частота свободных колебаний - собственная частота колебательной системы (ν0)

(слайд 15)

Итак, что же за величины вы брали из справочника Еноховича?

Число колебаний крыльев птиц и насекомых за 1 секунду:

Аист=2; Колибри=35-50; Шмели=180-240; Мухи=190-330.


Число колебаний голосовых связок за 1 секунду:

Бас=80-350; Дети=260-1050.

Направляет на выявление зависимости.

Что они обозначают?

Возвратимся к рисункам (слайд 16)

Чем отличаются колебания?

Отлично!

И мы знакомимся со следующей величиной, характеризующей колебательное движение:

Амплитуда (А) – наибольшее по модулю отклонение тела от положения равновесия.

Возвращает к предыдущим действиям. И опять, что дальше о физической величине?

В системе СИ: 1[А]=1[м]. (слайд 17)

Закрепление (устно): скажите, чем же отличаются колебания, представленные на слайде?

Мы будем рассматривать колебания с малыми амплитудами, при которых дугу можно заменить отрезком.

Есть ли на рисунке а такое колебание? (слайд 17)

Продолжим: осталась еще одна величина, характеризующая колебательное движение). Рассмотрим колебания двух одинаковых маятников.







Свободный

свободные колебания



независимо







(Ответ: частоты колебаний)



(дети поясняют)







Отвечают по желанию.

Думают. Сравнивают. Отвечают: отклонением от положения равновесия



Записывают определение в тетради





(вспоминают, ранее пройденное)

Единицы измерения, формулу

(Ответ: амплитудами)





( Ответ: 2)







Проводит опыт: ОПЫТ с некоторой разностью фаз

Скажите, чем отличаются данные движения?

Формулирует вывод. Вывод: Должна существовать физическая величина, характеризующая эти отличия (слайд 18)

Фаза (φ) – показывает какая часть периода прошла с момента начала колебания (слайд 19)

Значит, колебания могут осуществляться: - в противофазе;

- с некоторой разностью фаз;

- в одинаковых фазах (синфазно).

Проводит опыт. Опыт в противофазе.

Проанализируем: А12;

Т12, т.к. l1=l2;

ν1= ν2, т.к. Т12.

(слайд 18)

В чем же разница?

Вначале: скорости – в одну сторону, а потом - в противоположные.

Записывают в тетрадь определение.









(Тела движутся в противоположные стороны , навстречу друг другу)



Промежуточный контроль

Организует работу с учебником.

Работа по рисункам №58 на стр. 97 (Упр. 24) как колеблются шары на рисунках?

  1. в противофазе;

  2. синфазно;

  3. в противофазе;

  4. в противофазе;

  5. с некоторой разностью фаз;

  6. с некоторой разностью фаз;

можно обсудить в парах

Работают с учебником. Рассматривая рисунки, выбирают соответствующие признакам движения.

Обсуждают в парах

Л: смыслообразование

Р: саморегуляция, оценка, прогнозирование

К: планирование уч. Сотрудничества, разрешение конфликта, управление поведением партнера

П: контроль, выведение следствий, умение структурироват


Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Организует контроль усвоения изученного. Какие же величины характеризуют колебательные движения?

Достигли ли мы целей урока.

Давайте вспомним их (слайд 10)

Все ли цели мы достигли? Поставка проблемной ситуации.

Нет. Таким образом, что будем делать дома?

Достигать оставшуюся цель!

Рефлексия Понравилось Вам сооружать маятники и работать с ними?

. Да.

Ну, если понравилось, тогда на следующем уроке еще поработаем с нитяным маятником и докажем опытным путем зависимость периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины.

Значит, на следующем уроке у нас…..

Учащиеся перечисляют изученные величины и единицы их измерения, каждый отвечает о достижении целей (или недостижении)

Смотрят слайд и вспоминают весь урок, и какие из целей не достигнуты.

Находят недостигнутую и отвечают.

Значит, дома мы будем достигать последнюю цель: применять изученное (величины) в решении задач.

-лабораторная работа.

Л: смыслообразование

Р: пргнозирование, коррекция, оценка

К: разрешение конфликтов, умение полно выражать мысли

П: поиск информации, умение структурировать знания, рефлексия, контроль

Л: анализ, синтез



Обратим внимание на слайд, откроем дневники. Дома: § 26, вопросы к параграфу, упр.24(2,4). (слайд 21) задачи из задачника.

Оценим себя.

Опрос каждого ученика о результатах собственной деятельности на уроке при изучении нового материала.


Записывают в дневники.

Оценивают себя, высказывают проблемы при недостаточно высоких баллах.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!