“Веков связующая нить “ (краеведческая игра)
Цели:
создание условий для привития любви к родному краю;
содействие развитию патриотического воспитания ;
обеспечение условий для воспитания любви к родному краю.
Задачи:
познакомить учащихся с прекрасным миром родной природы;
пробудить любовь к Родине, которая начинается с порога, отчего дома;
научить бережно, относиться к окружающему миру: растениям, животным, воде, земле, воздуху, людям;
приобщить к сельскохозяйственному труду, воспитывать уважение к человеку труда;
знакомить с историческим прошлым и культурой родного края;
воспитать интерес и уважение к обычаям и традициям.
Ход игр
Ведущий 1. - Об игре.
Ведущий 2. - Дорогие москвичи, жители столицы!
Вас приветствует Москва – городов царица.
Путешествие мы сейчас совершим отменное
И увидим Москву древнюю, необыкновенную.
Историю вспомним, много узнаем
Разные загадки еще разгадаем.
Книгочея 1. Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Все это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки.
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений –
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Книгочея 2. Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется,
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
Ведущая 2.
I. конкурс “Веков связующая нить “ задания (разыгрываются)
традиции быта
московская красавица
чайная церемония
Пока игроки готовятся, ведущие просвещают зал.
Книгочея 1
А) Своеобразен ритуал еды, выработанный в народном быту. Если в основном вечером, многочисленная семья собиралась за одним столом. Можно представить: при свете лучины или масляной плошки вся семья вечерила.
Книгочея 2
Б) Великая притягательная сила русской народной одежды заставляет неоднократно возвращаться к ее истокам. По словам русского иллюстратора Билибина И.Я, русский народный костюм великолепен, в его статике отражена торжественная приподнятость, чувство бодрости и здоровья. Безвестные мастерицы, создававшие кружева, вышивальщицы, ремесленники, работающие над рисунками ткани, портные нередко были замечательными художниками. История знает только немногие их имена – и это не удивительно: созданные ими шедевры были, как правило, уникальны, не тиражировались.
Книгочея 1.
В) Традиция пить чай в России берет начало с 1638 года, с того дня, когда монгольский правитель Алтын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу четыре пуда диковинного сухого листа “ради варения чая”. Хан настоял на своем подарке и, можно сказать, облагодетельствовал Россию этим чудесным напитком против ее желания. В глубинные области России мода на чай пришла из Москвы. Добрая слава чая ширилась, но его было мало, да и был он дорог. Красота и гордость русского чайного стола - самовар – появился в середине 18-го века.
Книгочея 2.
Для чайной церемонии в России был свой интерьер. Хозяйка разливала чай, гости садились тесно друг к другу, и начиналась общая беседа. Старики делались доверчивее к молодым, молодые становились внимательнее к старикам. Не зря в древности говорили: “Пей медленно этот чудесный напиток, и ты почувствуешь в себе силы бороться с теми заботами, которые обыкновенно удручают жизнь”. Крестьяне в России не имели возможности пить дорогой чай.
Выход они находили в том, что заваривали так называемые лесные чаи: добавляли листья смородины, малины, разнообразные травы. Травы помогают чаю, чай – травам.
II. Конкурс “Сказки русского леса “.
Ведущая 2.
Что дольше всего живет на земле? История говорит: народная память и ее родное дитя – сказки. В сказках можно увидеть живую душу народа в его исторической судьбе, мечтах бедах свершениях. У каждого народа рождаются свой сказки, и вместе с тем они зачастую похожи друг на друга; может потому и говорится, что сказки “как зеленая трава, которая растет на любой земле. Русский народ умел ценить занимательную, веселую, мудрую сказку. Сказка стала для человека подлинным учебником жизни. Вместе с тем сказки призывают относиться бережно к природе, любить ее. Ведь недаром в русских сказках деревья, река, лесные животные всегда помогают положительному герою. Сказка заключает в себе и общую народную память о пережитом, и сказочное объяснение явлений природы и окружающего мира. Сказка учит добру и красоте и, наконец, просто приносит слушателю огромное удовольствие.
(Пока идет подготовка к конкурсу, зал смотрит экологическую сказку “Колобок”.)
Промежуточные итоги двух конкурсов
III. Конкурс. “Блиц”
Ведущая 1. проводит с залом викторину по истории, географии, экологии Москвы.
IV. Конкурс. “Осенние посиделки”.
Ведущая 2.
Земледельческие праздники составляют отрадную пору отдыха после обременительного труда.
Осожинки – праздник урожая – справляют иногда в течение целой недели. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольтсвом. Обязательным считали приглашение молодых к родителям, тестю и теще, свекру и свекрови.
Замечателен в России обычай рубить капусту общими силами. Это оставляет род семейного хозяйственного празднества. Особенно в Сибири поводом к простонародным вечеркам служит капустка, т.е. рубка капусты, на которую приглашают соседок. Те, явясь в дом, поздравляют хозяек с капусткой, как с праздником. К этому времени варят пиво и приготовляют обед, но особенно ужин, оканчивающийся плясками и песнями. Главным блюдом ужина был пирог хлебальный.
Книгочея 1.
Самое лучшее совместное препровождение времени парней и девушек бывает в длинные осенние и зимние вечера. Собрания эти носят название посиделок. В одной из русских изб, наиболее просторной, у самых гостеприимных хозяев собираются девушки.
Книгочея 2.
Туда же приходят и парни, кто лапти плести, кто какую-либо зимнюю снасть мастерить, а кто просто поболтать и посмеяться вволю. Сюда приносили гостинцы: подсолнухи, орехи, конфеты, пироги и пряники - пели песни, шутили, плясали.
Конкурс танца.
Подведение итогов